Скрыть
Мы от Бога; знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. По сему-то узнаём духа истины и духа заблуждения.

Святые отцы

Прочие

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 4-6 дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире. Они от мира, потому и говорят по-мирски, и мир слушает их. Мы от Бога; знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас

Выше апостол указал признак пророков и апостолов Господних. Теперь прибавляет: вы, будучи детьми Божиими, победили их, то есть лжепророков. Почему? Потому, что Бог, сущий в вас, больше того, кто в мире, по духу которого решились жить лжепророки. Потом дает им еще другой признак лжепророков, в том, что немало печалило простецов из самих верных. Некоторые из них естественно могли скорбеть, видя, что тех многие принимают весьма усердно, а их презирают. Апостол и говорит: не скорбите, если многие вас презирают, а их принимают; ибо подобное стремится к подобному: они от мира и говорят мирское, то есть учат плотским пожеланиям, почему и слушателей имеют таких же, то есть развратные - развратных. А мы, будучи от Бога и удалившись от мирских похотей, становимся для них неприятными. Нас же слушает тот, кто живет целомудренно, и посему знает Бога, и готов слушать нас. Об этом и Христос говорит: кто имеет уши слышать, да слышит (Матф. 11,15), то есть Он свидетельствует, что тот имеет уши, кто приготовился слушать с покорностью.

Посему-то узнаем духа истины и духа заблуждения.

Толкование на 1-ое послание святого апостола Иоанна.

См. также Толкование на 1Ин. 4:7

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

мы от Бога; знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. По сему-то узнаем духа истины и духа заблуждения

Мы от Бога, потому что исповедуем, что Бог Слово Иисус Христос был на земле во плоти.

Дневник. Том I. 1856

Онуфрий (Гагалюк), сщмч. (†1938)

Ст. 5-6 Они от мира, потому и говорят по -мирски, и мир слушает их. Мы от Бога; знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. По сему-то узнаем духа истины и духа заблуждения

Как объясните то, что в нашей так по-видимому благочестивой стране – многие отвернулись от св. веры? – Не будем говорить о тех, страха ради или из-за карьеры переменили христианство на неверие. Скажем о тех, кто свободно перенес от светлого православия в атеизм мрачный… Что их побудило к этому? – Трудность христианской жизни, требующей воздержания от страстей и подвигов святости, труда, любви – непрестанных… Жизнь вечная, с ее призрачными радостями: наслаждениями пищи, очей, разврата и прочее, – пленили этих отступников от св. веры. Но далеко, далеко не все ушли в неверие. Многие, очень многие остались в св. вере православной; они не убоялись трудов христианских и подвигов и даже страданий, уз и смерти, – потому знают они своим умом и всей душой, что нет ничего на свете дороже Христа Бога, что только в Нем мы познаем истину и получим полное счастье, какое доступно человеческому естеству… «Уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его: потому что он вестник Господа Саваофа» (Мал. 2:7) – православный пастырь есть учитель своей паствы. К нему обращаются его духовные дети с своими различными недоумениями. А где у него источник для врачевания духовных? – Главным образом в святое Божие: все св. Библию. Он является всегда источником для мудрых суждений и теперь и всегда: для св. отцов, для философов, ученых, писателей и всех верующих и даже не христиан. На все времена она рассчитана и на все недоумения и все скорби: черпай все от этого богатого сокровища!..

Письма и статьи. Над Словом Божиим (Толкование на Cвященное Писание)

Иустин (Попович), прп. (†1979)

мы от Бога есмы: иже знает Бога, послушает нас: и иже несть от Бога, не послушает нас. О сем познаваем духа истины и духа лестча

Мы от Бога всем нашим существом рождены и заново рождены (паки рождены). Или точнее: мы непрерывно рождаемся от Бога. Мы верим, любим, молимся, постимся, созидаемся каждым евангельским подвигом, рождаемся от Бога, вкушаем Бога. Мы черпаем от Бога все наши мысли, всю нашу душу, все наше сердце, всю нашу силу, всю нашу жизнь. Поэтому мы и подтверждаем, что мы от Бога, живя священными таинствами и святыми добродетелями. Мы действительно живем в Боге, потому что “мы Им живем и движемся и существуем” (Деян. 17:28).

Поэтому мы и уверяем, что от Бога есмы. То, что мы имеем, принадлежит Богу: и дух, и душа, и сердце, и блага, и знание, и мысли, и дела, и жизнь, и существование. Так что, кто знает и верит в Истинного Бога, тот послушает нас, потому что убедится лично. Кто утверждает, что он вдохновлен каким-либо духом, тот не слушает Бога, не признает ни Бога, ни богоносцев (Апостолов и отцов), тот не от Бога, не от истины, но от духа заблуждения. Дух заблуждения прельщает людей, уча их лжи о мире и человеке, о жизни и смерти, о добре и зле, вообще о всем этом, о всем мире. Когда говорит он ложь, говорит свое (Ин. 8:44), и его слушают те, кто любит ложь. И главная ложь, которую сеял и сеет отец лжи, состоит в том, что Христос не Бог. И от нее происходит другая основная ложь – о несуществовании Бога. От этих двух разлетаются, как пчелы, и остальные виды лжи во весь мир. Дух лести весь выткан всей этой ложью.

Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Cт. 4-6 дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире. Они от мира, потому и говорят по -мирски, и мир слушает их. Мы от Бога; знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. По сему-то узнаем духа истины и духа заблуждения

В утешение и подкрепление верующих Апостол возвещает им, что победа истинного учения евангельского над лжеучением несомненна (ср. ниже 1Ин. 5:4), так как Дух Божий или Дух Христов, обитающий в верных, безмерно больше того духа воли, который действует в боговраждебном мире вообще, в особенности же в лжеучителях. Это апостольское утешение верующим вполне соответствует изречению Самого Господа к ученикам в Его прощальной беседе: «дерзайте, ибо Я победил мир» (Ин 16:33), и подобно этому обетованию Господа, сильно было внести полное ободрение в сердца христиан. Но пастырская любовь и попечение Апостола обращает и на другую сторону дела. Апостол «дает им еще другой признак для узнания лжепророков, в том, что немало печалило простецов из самых верных. Некоторые из них, естественно, могли скорбеть, видя, что тех многие принимают весьма усердно, а их презирают. Апостол и говорит: не скорбите, если многие вас презирают, а их принимают, ибо подобное стремится к подобному. Они от мира и говорят мирское, т. е., учат плотским пожеланиям, почему и слушателей имеют таких же, т. е. развратные развратных. А мы, будучи от Бога и удалившись от мирских похотей, становимся для них неприятными. Нас же слушает тот, кто живет целомудренно и посему знает Бога и готов слушать нас» (Феофил.). В последних словах ст. 6 Апостол, суммируя все сказанное о различении духов, «как бы прилагает печать к сказанному» (блаж. Феофил.).

Толковая Библия

Андрей Монах (†?)

мы от Бога; знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. По сему-то узнаем духа истины и духа заблуждения

См. Толкование на 1Ин. 4:8

Евсевий (Орлинский), архиеп. (†1883)

Мы от Бога; знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. По сему-то узнаем духа истины и духа заблуждения

Мы от Бога, говорит Богослов от лица Апостолов и истинных учителей Христовой Церкви, – мы, водимые Духом Божиим, проповедуем Божию премудрость и возвещаем истину, которая открыта Богом и приводит к Богу; говорим о благах небесных, о вечной жизни и блаженстве праведных и показываем путь к достижению вечного блаженства.

Знающий Бога слушает нас. Кто живою верою знает Бога, и, как возрожденный от Бога и усыновленный Богу, любит Бога: тот внимает нашему учению, и последует ему, как учению Божественному. У пророков написано, сказал Господь, и будут все научены Богом. Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне (Ин. 6:45). Также: Кто от Бога, тот слушает слова Божии (Ин. 8:47). И еще: Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною (Ин. 10:27). Это говорит Господь о верующих в Него, или знающих Его. Знание Бога, по разуму священного Писания, есть истинная вера в Иисуса Христа и Бога Отца, оправдываемая любовью и соблюдением заповедей Божиих. В этом смысле Господь говорит: Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа (Ин. 17:3).

Кто не от Бога, тот не слушает нас. Кто не возрожден от Бога, не водится Духом Божиим, не имеет живой веры в Иисуса Христа: тот не внимает нашему учению, и не последует ему Сам Господь Спаситель, сказав: Кто от Бога, тот слушает слова Божии, обращаясь к неверующим иудеям, присовокупил: Вы потому не слушаете, что вы не от Бога (Ин. 8:47).

По сему-то узнаем духа истины и духа заблуждения. Выше Апостол показал особенный признак, служащий к распознанию учителей истинных и ложных, говоря: кто исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, т. е. вочеловечившегося, тот от Бога, тот истинный учитель; а кто не исповедует вочеловечения Иисуса Христа, Сына Божия, тот не от Бога, тот есть антихрист или противник Христов. А теперь раскрывает св. Иоанн общий признак к распознанию истинно верующих в Иисуса Христа и заблуждающихся.

Знающий Бога, или истинно верующий в Иисуса Христа, слушает нас, говорит Иоанн, т. е. принимает учение Апостолов и преемников их – учителей православной Церкви Христовой; а кто не от Бога, кто не верует в Иисуса Христа, или не имеет истинной веры в Иисуса Христа, тот не слушает нас, тот не принимает учения Апостолов и учителей Христовой Церкви. И заключает св. Богослов: по сему-то узнаем мы духа истины и духа заблуждения, – поэтому узнаем мы, кто истинно верует в Иисуса Христа и живет до Духу Христову, и кто не верует в Иисуса Христа, или кто неистинно верует и последует духу заблуждения. Истинные христиане внимают проповеди Апостолов и учителей Церкви, и последуют наставлениям их; а неверующие и неистинно верующие, и заблуждающиеся, не внимают Апостолам и учителям православной Церкви и не последуют их наставлениям.

Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

мы от Бога; знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. По сему-то узнаем духа истины и духа заблуждения

Мы от Бога: мы — апостолы и прочие учители (а равно и все верующие, руководимые Духом Божиим) от Бога посланы и проповедуем Божию премудрость и возвещаем истину, открытую нам Богом. — Знающий Бога слушает и проч.: знающий, то есть верою постигающий и приемлющий Его (1Ин. 2:3-4), слушает нас (Ин. 6:45; Ин. 8:47; Ин. 10:27 и прим.), принимает наше слово, как слово Божие (1Фес. 2:13), или внимает нашему учению, как божественному, конечно — и последует оному, и исполняет, и хранит его в сердце своем, и делает по написанному (ср. Ин. 10:12—14, 27 и прим.), и только тот, кто не от Бога, не слушает нас. «Апостол дает другой признак для узнания лжепророков в том, что немало печалило простецов из самих верных. Некоторые из них естественно могли скорбеть, видя, что тех многие принимают весьма усердно, а их презирают. Апостол и говорит: не скорбите, если многие вас презирают, а их принимают; ибо подобное стремится к подобному. Они от мира и говорят мирское, то есть учат плотским пожеланиям, почему и слушателей имеют таких же, то есть развратные — развратных. А мы, будучи от Бога и удалившись от мирских похотей, становимся для них неприятными. Нас же слушает тот, кто живет целомудренно, и посему знает Бога и готов слушать нас» (Феофилакт). — Посему-то, или вот почему (1Ин. 4:3, 19), мы узнаём и проч.: «как бы прилагает печать (апостол) к сказанному: посему-то узнаем, кто имеет Духа истины, а кто — духа заблуждения, лжепророчества» (Феофилакт). Это — заключение всей речи апостола о распознавании, или испытании, духов, или учителей и лжеучителей, и вместе — другой признак, по которому распознаются учители и лжеучители, имеющий тесную связь с первым признаком. Первый признак: исповедующий богочеловечество Христово есть истинный учитель, не исповедующий сей истины есть лжеучитель. Второй признак: знающий Бога и Христа и слушающий слово Христово, проповеданное апостолами и чрез них учителями церковными, есть истинный учитель, кто не слушает их есть лжеучитель, последователь антихриста, сын диавола.

Толковый Апостол. Деяния Апостолов.

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст.4-6 Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире. Они от мира, потому и говорят по-мирски, и мир слушает их. Мы от Бога; знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. По сему-то узнаём духа истины и духа заблуждения 

     Вследствие появления лжеучений и вообще противодействия христианам, должна была открыться борьба, победоносно начатая Самим Иисусом Христом. Видя некоторые опыты победы над противниками христианства, Апостол пророчески предсказывает, что и все дело борьбы кончится в пользу христианства. Но главнейшей опорой этой его мысли служит то, что в христианах живет и действует божественная сила добра, а в лжеучителях и вообще в людях суетного мира – злая сила. В этом же кроется и временный успех лжеучителей. Они умеют говорить миру, приспособляясь к его вкусам и требованиям времени, рассчитанным на удовлетворение не высших интересов, но страстей и современных условий жизни и потребностей знания. Но кто имеет сердце возрожденное, тот должен знать, что высшее знание и полнота жизни открывается через Бога, поэтому самыми достовернейшими провозвестниками истинного учения должны быть приняты Его Апостолы. Отсюда естественно заключать, что в признании Апостольского авторитета указывается существенный признак пребывания в истине и безопасности от заблуждений. Слушаяй вас, Мене слушает, и отметаяйся вас, Мене отметается, говорил Иисус Христос Апостолам (Лк.10:16).

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible