Скрыть
Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас.

Святые отцы

Прочие

Августин Аврелий, блж. (†430)

будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас

Дабы Того, Кто нас прежде возлюбил, мы, чтобы в Него уверовать, по Его благодати любили и, благодаря любви, поступали праведно, потому что не [наоборот] - мы поступали праведно, чтобы возлюбить.

Послания

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 17-19 любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он. В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение

Бог есть свет, и святые Его, по изречению Евангелия (Матф. 5:14), суть свет мира и чужды страха мучения, потому что исполнены любовью к Богу. Хочу, говорит апостол, чтобы вы усовершились в любви так, чтобы в день суда нам иметь дерзновение пред Богом, потому что и Он есть Судия, по собственному Его изречению: Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну (Иоан. 5:22). И что наше дерзновение будет пред Богом вочеловечившимся, апостол выразил в следующих словах: поступаем в мире сем, как Он, то есть когда уже доказали, что Бог в нас и мы в Нем, то мы сами себе свидетели о совершенстве любви. Как Он в мире был непорочен и чист, почему и говорил: идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего (Иоан. 14:30); так и мы будем в Боге и Бог в нас. Если Он есть учитель и податель нашей чистоты, то мы должны носить Его в мире чисто и непорочно, всегда нося в теле своем мертвость Его (2Кор. 4:10). Если будем так жить, то будем иметь дерзновение пред Ним и будем свободны от всякого страха. Ибо, достигши добрыми делами совершенства в любви, будем далеки от страха. В подтверждение сего и прибавляет: совершенная любовь изгоняет страх. Какой же страх? Сам он говорит, что страх мучения. Ибо можно иного любить и по страху наказания. Но такой страх не есть совершенный, то есть несвойствен совершенной любви. Сказав это о совершенной любви, обязательно говорит, что мы должны любить Бога, потому что Он прежде возлюбил нас, и как Он прежде сотворил нам благо, то мы тем усерднее должны принуждать себя к воздаянию за оное. Основываясь на словах Давида: бойтесь Господа, святые Его, ибо нет скудости у боящихся Его (Псал. 33:10), иные спросят: как теперь Иоанн говорит, что совершенная любовь изгоняет страх? Неужели святые Божии так несовершенны в любви, что им заповедуется бояться? Отвечаем. Страх двоякого рода. Один - предначинательный, к которому примешивается мучение. Человек, совершивший худые дела, приступает к Богу с боязнью, и приступает для того, чтобы не быть наказанным. Это - страх предначинательный. Другой страх - совершенный. Этот страх свободен от такой боязни; почему и называется чистым и пребывающим вовек (Псал. 18:10). Что же это за страх, и почему он совершенный? Потому, что имеющий его совершенно восхищен любовью и всячески старается о том, чтобы у него ничего не недоставало такого, что сильно любящий должен сделать для любимого.

Боящийся несовершен в любви. Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас

Под страхом здесь разумеется страх предначинательный. Кто искренно любит Бога, тот творит угодное Ему не по страху наказания, а по влечению к добродетели и по любви к Богу, не ограждая себя даже законным страхом, заключающимся в любви к хорошему. И тот страх, который делает что-нибудь для того, чтобы не подпасть наказанию, тождествен с первым. Посему и прибавлено: в страхе есть мучение.

Толкование на 1-ое послание святого апостола Иоанна

Иустин (Попович), прп. (†1979)

мы любим Его, яко Той первее возлюбил есть нас

Это отвечает на вопрос: почему мы любим Христа. Мы Его любим потому, что Он прежде возлюбил нас. Каким образом? Ради нас, для нашего блага Он побеждает смерть, грех и дьявола и дарует нам бессмертие и вечную жизнь. Это единственная истинная любовь! Все другие виды любви являются истинными настолько, насколько они сопричастны этой, исходят от нее и существуют в ней. Наша любовь ко Христу есть единственный ответ на человеколюбие Христово. Ни одна любовь не является столь полной, правильной и достойной, как наша любовь ко Христу.

Существует ли человек, который бы не любил Христа и был бы человеком, оставался бы человеком? Отсутствие любви в том, кто Его не любит, служит признаком того, что в нем потеряно все достойное, высокое, человеческое, что его удостаивало именования человеческого. И по причине отсутствия любви он выродился в бесчинства и непристойность и ниспал в некое проклятое демонское состояние, где существует ад, и весь он уже существует и находится в смерти. Так сбывается в нас это четкое необычное слово верховного апостола: Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маран-афа (1Кор. 16:22). Ведь вне любви Христовой не существует благословения человеческого существа, не существует мира, не существует радости, не существует истины, правды, бессмертия, вечности, рая, Божественного блаженства.

Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова

Андрей Монах (†?)

будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас

Он так любит нас, что и волосы исчислил на главе, как говорится в Евангелиях. Не потому, что Бог считает волосы, но для того, чтобы показать точное знание и постоянное промышление о нас.

Фрагменты

Евсевий (Орлинский), архиеп. (†1883)

Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас

Сказав: мы видели, и свидетельствуем, что Отец послал Сына, Спасителя миру (4:14); мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее (4:16), – Апостол убеждает: будем любить Его. Это цель апостольского послания, чтобы утвердить в истинной любви к Богу. И опять обращает взор к любви Божественной, которая есть источник всякой истинной любви. Мы должны любить Его, и почему должны любить Его? – Потому что Он прежде возлюбил нас.

В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши (1Ин. 4:10). Иисус Христос призвал нас из тьмы неведения к свету истины; Он примирил нас с Богом Отцем, предав Самого Себя на смерть за грехи мира; Он открыл нам путь к вечной жизни. Как же нам не любить Бога Отца и единородного Сына Его, Господа Спасителя мира!

Беседы на первое Соборное Послание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас

Настоящую речь свою о любви к Богу и ближним апостол заключает сильным словом о любви к Богу и ближним не только в их взаимном сопоставлении или связи, но и в необходимости основать учение о любви к ближним на любви к Богу. — Будем любить Его: это — увещание, в том смысле, что мы должны, мы обязаны любить Бога; при сем апостол опять указывает на ту черту любви Божией к нам, что не мы прежде возлюбили Его, а Он нас (1Ин. 4:10); Он даровал нам любовь Свою не по заслугам нашим, но туне, даром, без всякой с нашей стороны заслуги.

Толковый Апостол. Деяния Апостолов.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 19-21 будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас. Кто говорит: «я люблю Бога », а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего

Устранив несовершенство любви в виде страха (ст. 18), Апостол переходит к заключению своей речи о любви к Богу и ближним во взаимных отношениях этих двух сторон любви, с указанием необходимости обоснования любви к ближним на любви к Богу. Первым предметом любви христианина должен быть Бог (ст. 19), Тот, Кто Своею любовью, проявленною прежде, чем мы узнали Его, и даже тогда, когда мы еще были враждебны Ему (ст. 9-10), возжег в душе нашей пламень истинной любви. Но любовь к Богу, если она действительно существует, должна отражаться в действиях человека и главным образом - в его любви к ближнему; недостаток, а тем более полное отсутствие любви к ближним говорит непременно и о недостатке любви к Богу, о любви лишь мнимой, - так что любовью к ближним может быть измеряема наша любовь к Богу (ст. 20). «Любовь, очевидно, образуется чрез обращение друг с другом; обращение же предполагает, что человек видит своего брата и по обращению с Ним еще более привязывается к Нему любовью, ибо видение весьма много привлекает к любви. Если же так, то кто ни во что ставит гораздо более влекущее к любви, не любит брата, которого видел, как может быть признан истинным, когда говорит, что любит Бога, Которого не видел, который ни в обращении с ним, ни объемлется никаким чувством» (Феофил.). Речь свою Апостол заключает указанием на то, что тесная, неразрывная связь любви к ближним с любовью к Богу, составляет прямую, положительную заповедь Божию (thn entolhn autou), ст. 21.

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст.19-20 Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас. Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?

     
Заключая свое общее учение о любви, Апостол увещает любить Бога, как обязавшего нас любить Его Своею любовью, уже по одному чувству взаимности и благодарности. Далее, имея в виду ту тесную связь, в которую поставил Себя Иисус Христос к верующим в Него и всем людям вообще, Апостол увещает любить и ближних, причем показывает, что любить видимых братьев легче, нежели невидимого Бога, из чего естественно вытекает и то, что не делающий более легкого, не любящий брата, не может совершить и более трудное – любить невидимого Бога, срвн. (1Петр.1:8-9). Что любовь образуется через обращение и что видение привлекает к любви, – это видно из множества опытов и особенно из опытов товарищеской дружбы и родственной любви.

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible