Скрыть
Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 9-10 Не станем искушать Христа, как некоторые из них искушали и погибли от змей. Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя

«Не станем искушать Христа, как некоторые из них искушали и погибли от змей» (1Кор.10:9). Здесь он указывает еще на одно преступление, о котором беседует и при конце послания, обвиняя их (коринфян) в том, что они разногласили касательно знамений, роптали на искушения и говорили: когда будут блага, когда награды? Чтобы исправить их и устрашить, он продолжает: «не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя» (1Кор.10:10). Нужно не только страдать за Христа, но и переносить все случающееся мужественно и с полным удовольствием; это всему венец; а если этого не будет, то наказание постигнет ропщущих. Апостолы радовались, когда их бичевали; Павел хвалился страданиями.

Гомилия 23 на 1-е послание к Коринфянам

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя

Роптали те [коринфяне], кто сподобился меньших дарований, потому что были удостоены не все.

Толкования на 1-е послание к Коринфянам

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя

То есть от некой поражающей силы (Числ. 14:36). Этим намекает им на то, что они среди испытания не имели великодушия, но роптали и говорили: когда же придет счастье? когда же минуют бедствия?

Толкование на 1-е послание к Коринфянам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Ни ропщите, якоже нецыи от них ропташа, и погибоша от всегубителя

На какое обстоятельство эти слова указывают, определить трудно. Ибо ропотливостям израильтян в пустыне числа не было. Мало-мало затруднение,– сейчас и ропот, и сильный. Можно бы воспользоваться для определения особого случая словами: погибоша от всегубителя; но такого обстоятельства, где бы выдавался какой-нибудь особый всегубитель, не видно. Погибали вообще от наказания Божия; то незнать откуда нападала смертность, то змии поражали, то огонь пожигал, то земля разверзалась и пожирала. Экумений, перечислив разные случаи роптаний Израиля, останавливается на том, который описан в 11 главе Чисел: И быша людие ропщуще злая пред Господем. И слыша Господ, и разгневася гневом, и разгореся в них огнь от Господа, и потреби часть некую от полка (Числ. 11, 1). Огонь этот, говорит, и назван у Апостола губителем (ολοθρευτου), как некая карательная сила Божия,– это было в начале странствования. Другие разумеют здесь возмущение Корея, Дафана и Авирона, пожренных землею (Числ. 16, 41 и далее). Иные – ропот вследствие соглядания земли, за который Бог положил, что все вышедшие из Египта, свыше 29-летнего возраста, помрут в пустыне, исключая Иисуса Навина и Халева. Какой догадке дать предпочтение, не видно; не видно и то, к чему в коринфянах могло относиться такое внушение. Воспользуемся лучше общею мыслию, какую выводит отсюда святой Златоуст, который в обоих стихах (9 и 10), кажется, видит один урок: воодушевление к благодушному терпению всего находящего. «Не ропщите, говорит. Нужно не только страдать за Христа, но и переносить все случающееся мужественно и с полным удовольствием; это всему венец; а если этого не будет, то наказание постигнет ропщущих. Апостолы радовались, когда их бичевали; Павел хвалился страданиями».

Блаженный Феодорит все означенные пять случаев (стихи 6–10) подводит под один обзор и говорит: «Каждое из сказанных событий Апостол представил как сходное с тем, в чем погрешали коринфяне. И, во-первых, указал на злое похотение, от которого рождается большая часть зол; потом на идолослужение и на чревоугодие, от которого произникло и первое, потому что и коринфяне, поработившись чревоугодию, делали пиры в идольских капищах. Упомянул и о блуде, показал число умерщвленных за оный, посевая тем страх наказания в уме соблудившего. Роптали же и у них сподобившиеся меньших дарований, потому что не все были удостоены (это идет к Дафану и Авирону с Кореем). И искушали Господа говорившие разными языками, пользуясь сим дарованием в Церкви более по любочестию, нежели по нужде (собравшихся)».

Толкование 1-го послания апостола Павла коринфянам

Амвросиаст (†IVв.)

Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя

Это означает, что на место Иуды нашлись его предшественники, поскольку предавший Христа истреблен из числа апостолов судом Бога.

На Послания к Коринфянам

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 9-10 Не станем искушать Христа, как некоторые из них искушали и погибли от змей. Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя

Третьим грехом евреев был ропот на однообразие пищи, которую посылал им Бог в пустыне. - Не станем искушать Христа. Этим ропотом евреи искушали Бога, т. е. побуждали Его проявить свою чудесную силу для удовлетворения их прихоти. Это был очень большой грех. Коринфяне также совершают этот грех тогда, когда ходят на праздники в языческие капища и вкушают там идоложертвенное мясо, как бы вызывая этим Христа к тому, чтобы Он своею силою устранил от них все вредоносное влияние идолослужения и этого мяса, принесенного в жертву идолам. - Не ропщите. Четвертым грехом евреев был ропот их против Моисея и Аарона - по поводу внезапной смерти тех, которые возмутились на строгость суда Божия, покаравшего врагов Моисея и Аарона - Корея, Дофана и Авирона (Чис гл. ХVІ-я). Русский перевод относит этот ропот к возмущению народа по прибытии соглядатаев см. Чис XIV:37, но выступление ангела истребителя указывает на внезапную казнь возроптавших, тогда как в последнем случае казнь не была совершена немедленно и внезапно, а объявлен был только приговор, который должен был быть исполнен в течение целых сорока лет. Приводя этот пример, Ап. очевидно имел в виду то недовольство, какое существовало против него в некоторой части коринфской христианской Церкви по поводу неодобрения, которое было высказано Апостолом по отношению к лицам, посещавшим языческие пиршества. Среди этих недовольных мог подняться даже вопрос о том, имеет ли Павел право делать из себя главу местной Церкви. В таком случае сходство у коринфян с Кореем, Дофаном и Авироном, восстававшими против прав Моисея и Аарона, было, конечно, большое.

См. также Толкование на 1Кор. 10:1

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Но не о многих из них благоволил Бог, ибо они поражены были в пустыне. А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы. Не будьте также идолопоклонниками, как некоторые из них, о которых написано: народ сел есть и пить, и встал играть (Исх. 32:6). Не станем блудодействовать, как некоторые из них блудодействовали, и в один день погибло их двадцать три тысячи (Чис. 25:1,9). Не станем искушать Христа, как некоторые из них искушали и погибли от змей (Чис. 21:6). Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя (Чис. 14:37). Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков

Несмотря па множество милостей и даров Божиих Евреям, они однако были наказаны, когда уклонились от Бога и увлеклись низкими похотями чревоугодия, сластолюбия и т. под. Не тем ли более наказаны будут Христиане, отвращающиеся от Христа чрез участие во вкушении идоложертвенного? Но словам преосв. Феофана, в примере Евреев «Апостол указывает причину, влекшую Коринфских умников к трапезам из идольских жертв... Он дает им намек войти в себя и посмотреть, точно ли высшие взгляды мирят их с жертвенным мясом, а не чревоугодие? Так же весьма часто и у нас многие прикрываются мнимо высшими взглядами при нарушении разных уставов церкви, а между тем по большей части делают это по любви к разного рода низким удовольствиям. Так и богоотступники Евреи, сливши тельца и принесши ему жертву, наелись, напились, стали петь песни и всячески веселиться (Исх. 32:6). Но к Коринфянам особенно мог подходить другой пример, указанный Апостолом, так как в Коринфе процветало идолослужение, соединенное с развратом, в какой впали Евреи, когда они приносили жертву Ваалу (Чис. 25). Выводя из всех примеров общее заключение, св. И. Златоуст говорит: «нужно не только страдать, но и переносить все случающееся мужественно и с полным удовольствием, а если сего не будет, то наказание постигнет ропщущих», как оно постигло Корея, Дафана и Авирона, пожранных землею (Чис. 16) и другими Божественными наказаниями. Страшны были наказания Евреев, служащие наставлением для Христиан, так как в них сосредоточивается вся цель домостроительства Божия о спасении людей; но еще ужаснее будут наказания отступников от Христа, ибо они будут без конца, (так как вместе с наказанием их кончится и век этой жизни и настанет жизнь вечная).

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя

Израильтяне часто роптали в пустыне на Моисея и на Бога. Апостол не указывает определенно случая ропота, равно и ропота коринфян. Поэтому толкователи делают разные предположения. Блаженный Феодорит в ропоте некоторых предполагает ропот Дафана и Авирона за унижение их пред Аароном, а в коринфянах ропот некоторых за меньшие дары Святого Духа, те за ропот поглощены были землею (см. Чис. 16:31-33), и этих за ропот может постигнуть гнев Божий. Другие предполагают другие случаи ропота.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible