Размышления о псалмах

Размышления о псалмах

(44 голоса4.4 из 5)

«Размышления о псалмах» — одна из лучших работ Клайва Льюиса. Это одновременно очень хорошее толкование псалмов и введение для тех, кто только начал знакомится со Словом Божьим (введение, конечно, не в плане «библеистик» — скорее «духовное толкование»).
Клайв Льюис писал о «Размышлениях о псалмах»: «Это не ученый труд. Я не гебраист, не экзегет, не археолог, не историк Древнего мира. Я пишу для неученых о том, о чем и сам не много знаю. Если мне надо просить за это прощения, я прошу его примерно так: очень часто два школьника могут помочь друг другу лучше, чем учитель.»

Читает: Денис Гаврилов
Издатель: Предание.ру
Год выпуска: 2009

3:14:30
--:-- 10:51
  1. 1. Введение
    10:51
  2. 2. Суд
    16:27
  3. 3. Проклятия
    20:58
  4. 4. Смерть
    13:03
  5. 5. Красота Господня
    13:34
  6. 6. Слаще меда
    15:56
  7. 7. Потворство
    12:43
  8. 8. Природа
    21:37
  9. 9. Хвала
    12:07
  10. 10. Иносказания
    11:54
  11. 11. Иносказания в Ветхом Завете
    16:58
  12. 12. Иносказания в псалмах
    28:22

Комментировать

11 комментариев

  • LIUDMILA, 19.07.2013

    Может, для католиков это в новинку, но в православной литературе комментарии к псалтырю намного глубже. Я каждый день читаю в «Двадцатке» псалтырь Давида и псалтирь Божьей Матери. Мне многое там непонятно, но и эти лекции, приведённые здесь, не внесли мне ясности в некоторые псалмы… Особенно в те, где много жестокости, которая меня часто коробит… и я здесь не нашла ответа на эти непонятности.

    Ответить »
  • Анна, 23.08.2013

    Слушаю впервые, очень интересно. Переслушиваю по несколько раз каждую главу, пока вышиваю плащаницу. Давно читаю Псалтырь и все ссылки в тексте знакомы, но многое не вызывало у меня желания задуматься. даже и проклятия не воспринимала как проклятия. Про смерть совершенно удивительно. А ведь всё правда, я лично думаю о себе в посмертии, а не о алкании Бога. Это много дальше в планах и мыслях.
    Вышла на этот сайт через Мещеренова в фэйсбуке. Спасибо большое, буду слушать дальше и еще!

    Ответить »
    • Сергий, 29.08.2013

      Об отношении к врагам – духовное понимание

      При чтении псалмов обращают на себя внимание жестокость и непримиримость , с которыми говорится о врагах ( см . псалмы 57 , 108 ): с переламыванием костей, со схождением во ад живым и так далее, что конечно же вызывает некоторое смущение у благочестивой христианской души, воспитанной на кротких словах Христа. Святитель Афанасий Великий разрешает это смущение следующим образом: «Поелику Давид был пророк, и отверсты были внутренние очи его, и знал он, что лукавые духи радуются падению человеков, а напротив того, скорбят, когда люди преодолевают их; то, без сомнения, против них вооружаясь мысленно, молился он об исправлении человеков, к лукавым духам применяя сказанное им о врагах видимых. Ибо, если не так будем объяснять себе намерения пророков, то не только из сказанного ими не получим никакого назидания к стяжанию кротости, но даже приобретем какое-то суровое и противное евангельскому учению расположение, когда будем часто молиться о сокрушении врагов и не любить их; потому что Давид тысячекратно говорит: да постыдятся и посрамятся все враги мои, и я да не постыжусь. Не будем же думать, будто бы пророки и други Божии говорили это в ином, а не в выше сказанном смысле. Ибо такое разумение прилично тщательному исследователю, как скоро находит, что пророк молится о гибели врагов ; то есть сказанное о врагах видимых должен он применять к врагам мысленным» [5, c. 39]. Это рассуждение хорошо иллюстрируется повествованием исторических книг, из которых видно, что Давид был снисходителен по отношению к своим личным врагам . И , почитая высшим благом богообщение, он конечно же почитал главными своими врагами тех, кто ему в этом препятствовал.
      ^

      Ответить »
  • Надежда, 10.01.2014

    Поразили своей ясностью и точностью слова: «Когда сверхъестественное входит в человеческую душу, оно дает ему новые возможности добра и зла. Отсюда следуют две дороги: одна- к святости, любви, смирению и другая — к нетерпимости, гордыне, самодовольству. Одной дороги нет — назад, к пошлым грешкам и добродетелям неразбуженной души. Если Божий зов не сделает нас лучше, он сделает нас намного хуже. Из всех плохих людей хуже всего плохие религиозные люди…» Вот объяснение, того, откуда среди церковных людей, считающих себя православными и регулярно приступающих к церковным таинствам, встречаются такие, от общения с которыми приходишь в ужас! Это православный?! Господи, избави меня от нетерпимости, гордыни и самодовольства… от погибели!

    Ответить »
    • Николай Червяков, 10.01.2014

      Простите, Надежда, немного подредактировал цитату, чтобы было понятнее.
      Как верно замечали Осипов и Смирнов, мы все — больные, давайте же стараться вылечиться сами и, если Господь даст возможность, помочь другим.
      Ведь под слоями наших грехов находится светлый образ Самого Творца. Попробуем разглядеть Его в неприятном нам человеке. Мы — один организм — Церковь Христова. Что, если рука станет возмущаться поведением ноги?

      Ответить »
      • Надежда, 11.01.2014

        И Вы меня простите, Николай. Я абсолютно с Вами согласна, но я сейчас не о том. Меня, относительно недавно пришедшую в церковь, не возмущало, а скорее удивляло иногда поведение людей, находящихся в ней много лет. Льюис дает этому объяснение, которого я раньше ни у кого не встречала. Для меня явилось откровением само наличие «второй дороги»: то есть, то, что пребывая в церкви, можно, оказывается, не только остаться таким, каким ты был (как любит говорить Алексей Ильич), но стать гораздо хуже, чему, к сожалению, есть немало подтверждений. Мне самой иногда кажется, что я стала хуже, чем была. Страшно осознать, что все труды были напрасны.Так что, меня беспокоит мое собственное состояние, а не других. И хотя мы и один организм, но «каждая овечка будет подвешена за свой хвостик», как говорил о.Паисий. Благодарю Господа, что дал мне еще один повод бодрствовать.

        Ответить »
  • Владимир, 14.10.2014

    Это двадцать кафизм. У меня был такой случай. Приезжаю на дачу к маме (ей 89 лет) и с собой прихватил псалтирь. Никогда его раньше не читал (а мама об этом вообще понятия не имела). Она мне говорит, что вот, приснился твой покойный отец, очень просил занять ему «двадцатку» (в смысле рублей). А я говорю: «Вот привез почему-то псалтирь, в нем как раз 20 глав (кафизм). Мама говорит: «давай будем его читать». Мы читали псалтырь по отдельности, каждый в своей комнате. По одному в день. Когда, через 20 дней дочитали, мне мама говорит, что ей опять приснился отец. Он собирал свои «монатки». Был очень доволен, весь сиял, и говорил, что переходит в другую, более светлую обитель.

    Ответить »
  • Галина, 29.08.2015

    То,что в псалмах много жестокости, которая нас коробит, можно понять если помнить,что Христос принес новую идею милосердия, а это случилось много позже,чем были написаны псалмы! Все знают слова Христа «новую заповедь даю вам-да любите друг друга»! А до Христа месть и пр. жестокости смотрелись вполне естественно, что ж требовать от того времени христианского (!) милосердия!

    Ответить »
  • Анастасия, 01.03.2017

    Очень.. спорная книга. Автор взял псалмы, а точнее даже их части, и пытается их толковать по своему разумению. Было бы неплохо, если бы он почитал сначала светоотеческие толкования, ведь было множество святых, занятых тем же самым. И их мнение намного более глубоко и полно раскрывает смысл этих текстов. Тогда было бы намного меньше «своего понимания», и, быть может, получилось бы что-то более приемлемое. Какое-то очень двоякое ощущение осталось.

    Ответить »
  • Ирина, 18.02.2019

    До каждой книги надо дорасти, а тем более, до книг духовных. Прежде, чем слушать эту книгу, у меня было много вопросов относительно иудейства, избранного народа, Христианства 1 века. Меня мучили вопросы — ну как? как люди несущие такие знания оказались на самом дне. Я прочитала Иосифа Флавина и ещё несколько исторических книг. Теперь слушая «Размышления о псалмах» , я понимаю, что не просто «от сердца» написал Льюис эту книгу. Это был серьёзный труд, с проверкой исторических данных, с погружением в историю Иудейского народа. Особенность этого писателя в том, что он никогда не навязывает своих мыслей и умозаключений. А ещё, он по простоте своей и скромности, никогда не кичился своим умом. До этой книги надо духовно дорасти, и быть достаточно просвещённым в вопросах Святого писания, истории, Библеистики. Именно по этой причине Духовные Отцы не позволяют всем подряд читать Псалмы.

    Ответить »