Примирение со Христом

Примирение со Христом

(95 голосов4.3 из 5)

Беседа Сергея Михайловича Масленникова, преподавателя воскресной школы храма в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (г. Екатеринбург), автора циклов «Школа покаяния», «Аскетика для мирян». «Святые отцы о покаянии».
Иногда встречается такое: человек прилагает усилия, пытается исполнять христианские дела, думает, что уже продвигается, а в действительности — с места еще не трогался. Как понять это явление? В чем причина? Чтобы разобраться, послушаем апостола Павла: «Итак мы — посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом» (2Кор.5:20). Что означает этот призыв апостола — примиритесь с Богом? Неужели мы во вражде с Ним? Но кто из верующих людей дерзнет пойти против Бога? Так в мире ли я со Христом? Может, апостол Павел обращается не ко мне? Может быть, этот призыв обращен к язычникам или явным злодеям? Тогда я могу быть спокоен? Но что-то все-таки задевает мою совесть…

3:34:28
--:-- 1:54:56
  1. 1. Примирение со Христом. Часть 1
    1:54:56
  2. 2. Примирение со Христом. Часть 2
    1:39:32

«Примирение со Христом»

Комментировать

35 комментариев

  • Ольга, 15.06.2014

    Прочитав книгу «Примирение со Христом», хотела бы поблагодарить Сергея Михайловича за его труд, поскольку приобрела для себя большую пользу. Книга, действительно, уникальна по своей сути, написана простым и доступным языком и просто необходима для тех, кто всерьез озаботился проблемой спасения души своей.
    Также с большим удовольствием прослушала и лекции- презентации, в которых автор очень живо и понятно раскрывает данную проблему.
    Всем очень рекомендую прочитать замечательную книгу «Примирение со Христом» и прослушать новые лекции ( как, впрочем, и все остальные). Уверена, что многих они заставят задуматься о правильности своей жизни и подвигнут на перемены в лучшую сторону. По крайней мере, со мной такое произошло.
    Искренне удивляюсь тому, как некоторые нападают на Сергея Михайловича, видно не могут услышать самого важного и главного, что хотел донести до нас автор.
    Лично я полностью поддерживаю Сергея Михайловича.

    Ответить »
  • Анатолий, 26.06.2014

    Очень важные темы поднимает автор.
    Приятное исключение на фоне или «музейной» или напротив обновленческой подачи православного учения.
    Настоящее подвижничество учителя школы покаяния.
    Желаю здоровья и многия лета р.Б. Сергию.

    Ответить »
  • Анатолий, 08.01.2015

    Сергей Михайлович!
    С Рождеством Христовым!
    У меня к Вам огромная просьба, дело в том, что меня благословили проводить двухчасовую огласительную беседу. Я перепробывал несколько форматов и пока остановился на этом — ниже пост, если модератор позволит мне разместить ее в формате комментария.
    Прошу дать Вашу оценку и указать на недостатки.
    Спаси Бог!

    Ответить »
  • Анатолий, 08.01.2015

    ОГЛАСИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА (на 2 часа)

    Помолимся, братья и сестры!

    Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша

    Итак, братья и сестры, беседы, на которые вы приглашены, называются огласительными.
    Оглашение это не нововведение, а древняя практика православной Церкви, когда людей, которые приходили креститься, сначала обучали основам веры, а потом уже крестили.
    В Евангелии от Матфея сказано Христом:
    «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа»
    Сам Господь призывает сначала научить, а потом уже и крестить.

    На этой беседы мы постараемся уяснить для себя:
    1. Что есть наша Христианская вера;
    2. Кто такой Иисус Христос. От чего и как Он спасает нас;
    3. Что такое покаяние и в чем смысл Крещения.

    В самом деле, а для чего это всё нам нужно? Вот эта беседа – два субботних часа, «украденных» у телевизора, вера в Бога, Крещение?
    Недавно, выходя из нашего Собора, направляясь сюда на беседу, меня остановила пожилая женщина и, подумав, что я священник, сказала: «батюшка, а можно спросить?»
    Выяснив, что я обычный прихожанин, все-таки спросила: «что мне делать? У меня видения!»
    Оказалось, что и, разговаривая со мной, она видела на ограде храма, бегающих по металлическим штырям решетки, «детей с крылышками». Это ангелы? Спросила она…

    Вот об этом мы и поговорим.
    Как вера нас спасает от этих «детей» бегающих по ограде храма нашей души, где и в ком найти спасение от всего этого и другого неприятного в нашей жизни…
    Самим знать «ПДД» (правила духовного движения) и научить им наших детей. Чтобы им не потерпеть духовной катастрофы на дороге жизни.

    В Евангелии от Марка гл. 16, стих 16 написано:
    «Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет»
    Эти слова Христа красной нитью пройдут через всю нашу беседу.

    Но только правильная вера приводит человека к спасению.
    «…от принятых правильных мыслей рождается все доброе, от принятых ложных мыслей рождается все злое…» (Свт. Игнатий Брянчанинов)

    Правильные основы нашей веры изложены в Символе веры. Поэтому мы проведем беседу, опираясь на Символ веры, раскрывая его смыслы.
    Символ веры — это краткое изложение основ Православного вероучения, которые были утверждены на 1-м и 2-м Вселенских соборах – в 325 г. в Никее и в 381 г. в Константинополе, соответственно.
    В нашем Символе веры 12 пунктов или членов и первый член Символа веры звучит так:

    1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

    Кто такой Бог, в которого мы веруем?
    Как можно говорить о Боге, понимая, что Он в принципе непостижим для нашего ограниченного человеческого ума?
    В Библии написано: «И сотворил Бог человека по образу Своему» (Быт.1:27)
    Другими словами — человек есть образ Божий.
    И это нам дает основание говорить о Боге в человеческих понятиях.
    В своем представлении мы наделяем Бога самыми совершенными, идеальными качествами нашей личности.
    Во многих религиях Богу присущи общие свойства: вечность, вездесущие, всеведение, всемогущество, праведность и т.п.

    Христианство кардинально отличается от всех религий в определении Бога, придавая Ему наивысшую, из всех возможных свойств – Отцовскую Жертвенную Любовь.

    Для Христианина Бог — это не безликая космическая энергия, это живая Личность и не просто Личность, а наш Отец. Так учит обращаться к Богу наш Господь в молитве «Отче наш»
    Бог через Библию говорит каждому из нас: даже если отец и мать оставят тебя, Я никогда не оставлю и не покину тебя.
    «Бог есть Любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1Ин. 4:16).

    Один священник рассказывал, как он посетил христианский приют для больных детей, родившихся с различными уродствами и от которых отказались даже родители.
    Там он увидел одного маленького ребенка, лежавшего в кроватке, но такого уродца, что без страха смотреть на него было невозможно.
    А ребенок улыбнулся батюшке и взглядом, единственно, что он мог сделать, указал на Распятие над его кроваткой и табличку ниже: И за меня умер Бог!

    Поэтому все свои отношения мы должны строить с Богом только так — как дети с Отцом и все свои трудные вопросы этих отношениях решать именно с этой точки зрения.

    Для нас Бог открылся как Троица. Бог – Отец, Бог – Сын и Бог – Дух Святой. Но не три бога, а один Бог в трех Лицах.
    Наше Солнце – есть природная икона единства Троицы. Как от Солнца рождаются лучи, и исходит тепло, так от Отца рождается Сын и исходит Дух Святой.

    Итак, на вопрос: «Кто такой Бог?»
    Мы отвечаем.
    1. В общих понятиях мы определяем Бога как Идеал.
    2. Для Христиан Бог – Отцовская, жертвенная Любовь, открывший Себя как Троица – Отец, Сын и Святой Дух.

    Вы становитесь крестными и поэтому, вам вменяется обязанность привести ваших крестников к вере в Бога.
    Поговорим о вере.
    Вера в истинного Бога приводит человека к спасению. Вера освящает и придает смысл всей жизни человека на всех её уровнях.

    Без Бога народ-толпа.
    Не случайно, все враги России имели целью разрушить веру народа, как единственное правильное объединяющее начало.
    Гитлер мечтал в каждой русской деревне вместо единой православной веры насадить секту.
    И сегодня насаждаются различные культы, направленные на разделение русского народа по духовным началам.

    Благотворное действие веры на отдельного человека.
    Пришла в церковь, еще не старая женщина и говорит батюшке на Исповеди, что потеряла сына в горячей точке и решила повеситься, т.к. больше не видит ни какого смысла в своей жизни.
    А священник, сам переживший много в своей жизни, еще той, советской закалки – «арестант матерый и монах бывалый»
    ей и говорит, да так громко, что все услышали:
    Дура! Ты носки ему стирала, пирожки пекла, заботилась о нем всяко, а сейчас — когда ему особенно нужна твоя забота и помощь, хочешь бросить его?!
    И бегом в алтарь, прибегает и дает книгу — вот эти молитвы, мать будешь читать за сына каждый день отсюда и до сюда!
    Через некоторое время женщина буквально залетает в Храм и к священнику в слезах радости: батюшка, он жив! сынок-то мой и я его чувствую, чувствую ближе, чем при жизни и он меня тоже!

    Но как сказано апостолом Иаковом «вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» (Иак.2:17)
    Дела веры проявляются, прежде всего, в любви к людям и Богу.

    Известный российский миссионер Владимир Марцинковский рассказывал, что однажды в Париже он увидел на “мосту самоубийц” юношу, явно собиравшегося сделать последний шаг. Проповедник Евангелия решил не отговаривать его. Он лишь подошел и задал крайне неуместный вопрос: “Скажите, у Вас, может быть, есть с собою деньги?” Ошарашенный кандидат в самоубийцы ответил, что есть. Марцинковский небезосновательно заметил, что, судя по всему, они ему больше не пригодятся. Когда же его собеседник согласился с этим замечанием, Марцинковский предложил: “Раз так, то, может, Вы отложите Ваше решение на несколько минут. Вот в том квартале живут довольно бедные люди, и Ваши деньги им отнюдь не помешали бы. Мог бы я попросить Вас прежде сходить туда и найти кого-нибудь, чтобы передать ему ненужные Вам уже деньги?” Юноша согласился. Он ушел и на мост больше не вернулся.
    В тот момент, когда он отдал свой кошелек, его сердце осветила радость большая, чем у людей, принявших его дар. Смысл жизни был ему явлен.
    Когда совершаются дела любви, то Благодать Божия прогоняет от человека всякие черные мысли.

    Вспомним «Кто будет веровать и креститься, спасен будет»
    Отчего нам спасаться?
    Мы желаем спастись от того, что нас больше всего мучает, приносит нам боль и страдания. В физическом плане это болезни тела и бедность, а в духовном – муки совести и ссоры с людьми. Часто это всё переплетается и делает нашу жизнь невыносимой.
    Неверующий человек причину всех своих бед видит во внешних факторах, в других людях, в обстоятельствах. Начинает с ними яростно бороться и часто проигрывает или побеждает, но ценой огромных потерь.

    Христианин преодоление всех находящих на него бед и неприятностей начинает с исправления своего внутреннего состояния, гармонизируя внутренний свой мир, он и гармонизирует и свою внешнюю жизнь.
    Преподобный Марк Подвижник так и говорит: «не хочешь скорбей – не греши»
    Путем проб и ошибок мы доходим до понимания, что большинство наших проблем из-за нас самих, из-за наших неверных и злых поступков, из-за того, что у верующих называется грехом.
    Итак, нам надо спасаться от зла и греха. И прежде всего, избавляться от них в самих себе. Такой процесс у Христиан называется покаяние.

    Но сначала ясно уясним, что такое зло и грех.
    Откуда взялось зло? Зло не сотворено Богом. Бог все сотворил добрым и совершенным, в т.ч. и человека. Зло это отсутствие или искажение добра. Как тьма – отсутствие света, как стужа – отсутствие тепла.
    Зло и грех вошли в мир свободным выбором разумных существ, сначала ангелов, а потом людей.
    К сожалению, первые люди сделали выбор мимо цели (грех по-гречески промах)
    Они поверили дьяволу и выбрали решение — жить без Бога.
    Такой выбор подобен тому, если бы водолаз вдруг решил отрезать шланг, по которому ему подавалась дыхательная смесь. Кислородное голодание привело бы его к повреждению всего его существа. И даже если бы потом его удалось «откачать» то он возможно бы остался слабоумным инвалидом.
    В подобном состоянии и оказались Адам и Ева.
    В результате их разрыва с Богом – Источником Жизни и всякого блага у них повредилась вся их природа.
    Природа людей трехсоставная — дух, душа, тело.
    Сначала повредился дух человека.
    Дух это образ Божий в человеке – разумная и волевая часть нашей личности, то что людей отличает от животных. Потом отравление прошло и на душевный уровень. Повредилась душа человека.
    Душа это жизненная сила и она есть и у животных.
    Душа человека после грехопадения перестала подчиняться его больному духу и уподобилась душам животным – стала руководствоваться простыми низменными желаниями плоти. Повредилось тело человека. Тело стало болезненным, тленным и смертным.

    Из личного опыта мы знаем, что первородное повреждение, сделавшее людей страстными, тленными и смертными, действует и во всех нас — потомков Адама и Евы, без исключения.
    Ребенок еще не умеет говорить, а проявляет уже «характер». И сами мы про себя знаем, как бывает у нас сильно влечение к злу.
    И даже великие апостолы Христовы не были свободны от власти греха. Апостол Павел (при жизни восхищенный в райские обители) не ради «красного словца», а в искреннем, почти отчаянном вопле восклицает: «…не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю…. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю… Бедный я человек!» (Рим. 7: 15, 19, 24)

    «Что болезнь в теле, то грех в душе» таково Православное понимание греха. Греша, человек наносит рану себе.
    «Грешник подобен псу, который лижет пилу и не замечает причиняемого себе вреда, потому что пьянеет от вкуса собственной крови» (Исаак Сирин).

    Почему же Бог допустил зло в мире, или допустив не исправил людей сразу?
    Представьте себе ситуацию. У вас непослушный ребенок, доставляющий вам массу хлопот. Звонок в дверь и человек, похожий на продавцов пылесосов «Кирби», лучезарно улыбаясь, говорит: мы знаем вашу проблему и готовы ее решить. Технологии нашей компании могут изготовить вам, взамен вашего сорванца, его копию из самых лучших полимеров, копию абсолютно не отличимую от вашего родного ребенка и этот киборг будет во всем послушный вам — образец совершенства и т.д. и т.п. Как вы думаете, что ответит на это мать?

    Важно понять, что первородный грех это не проступок или вина, за которые Бог наказал людей разными карами, выгнал из рая и обрек на тяжкое земное существование в трудах и болезнях до самой смерти.
    Первородный грех это болезненное повреждение всего существа человека, происшедшее в результате добровольного разрыва с Богом. Это смертельная болезнь и прощение тут не поможет.
    Это если бы вы пришли в больницу с жалобами на боли в желудке, а врач вместо лечения, сказал бы вам: не переживайте – я вас прощаю.
    Тут нужно именно лечение и врач, но необычный, а тот который мог бы исцелить природу человека на всех уровнях.
    Таким врачом может быть только Бог и Он им. Это Господь Иисус Христос, Сын Божий.

    Второй член Символа веры говорит нам о втором Лице Пресвятой Троицы:
    2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна, от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.

    Для кого-то Иисус Христос просто выдающаяся историческая личность, для кого-то лжемессия, для иных пророк, а для нас христиан Он Бог.
    Вера во Христа, как в Бога отличает истинных христиан от религиозных организаций, отрицающих Божество Христа. Которые ради этого даже делают свои переводы Нового Завета.
    В этих переводах они удаляют или искажают места, свидетельствующие о Божестве Христа. Таких мест много.
    Для краткости приведу лишь один характерный пример.
    В Синодальном тексте Послания к Римлянам святого апостола Павла гл.9 стих 5 написано «их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.»
    А в одном из современных переводов, это место выглядит так: к ним принадлежат и отцы, и от них произошёл по плоти Христос: Бог же, который над всем, да будет благословен вовеки. Аминь.
    Как говорят американцы, «дьявол прячется в деталях». А тут в знаках препинания.

    Как Бог, Христос – Сын Божий во всем равный Богу Отцу и рождается от Него предвечно, т.е. не было времени, когда бы ни было Сына Божьего.
    Это предвечное рождение Сына Божьего от Отца можно сравнить с элементарной частицей и ее полем. Не бывает состояния частицы без поля и поля без частицы. Нет временного зазора между частицей и возникновением поля от нее.
    Христос не творение Отца как, например горшок – творение рук горшечника, а именно сын этого горшечника, т.е. равный ему по природе. Как от человека рождается человек, так от Бога – Бог!
    Его рождение от Отца не следует путать с Рождеством Христовым 2015 лет назад.
    В первом случае (рождение от Отца) – это тайна Троицы.
    Во втором случае – это воплощение Сына Божьего, пришествие Христа – Сына Божьего в мир людей для нашего спасения.
    Как человек Иисус Христос во всем был подобен нам кроме греха.
    Его человеческая воля была свободной, не принужденной воле Божественной, но послушной ей даже до смерти, и смерти крестной.
    Во Христе Божественная природа и человеческая сосуществуют в любви и гармонии.

    Итак, запомним Христос — Бог, который стал человеком для нашего спасения.

    И об этом читаем в третьем члене Символа веры:
    3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.
    Как спасает нас Христос?
    Запомним — Христос спасает нас через Свое воплощение, страдания, смерть на Кресте и воскресение.
    Это спасение изложено в Евангелии.
    Евангелие в том, что по воле Бога Отца, Сын Божий пришел в мир людей, через рождение Духом Святым от Девы Марии.
    Дух Святой сошел на Богородицу, и соединился с человеческой природой. И в ее чреве зародился Богочеловек, соединивший в Себе навсегда Бога с человеком.
    Христос взял нашу, поврежденную первородным грехом, больную человеческую природу и как Бог исцелил ее в Самом Себе, создав в Себе Нового Человека – Нового Адама, способного вновь соединится с Отцом Небесным.
    И нам Христос по вере и покаянию в крещении дает семя этого Нового человека, что бы и нам соединится с Богом, восстановить прерванную связь.
    Это соединение во Христе Божественного и человеческого разрушило власть ада и смерти и вернуло человечество к Богу.
    Потому, что далее мы читаем в Символе веры:
    4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.
    Распятие, страдания и смерть Христа были реальными во всех смыслах. Христос, умерев как человек, сошел в ад и разрушил его как Бог.
    5. И воскресшаго в третий день по Писанием.
    Апостол Павел говорит нам: «Если Христос не воскрес, то тщетна вера ваша!»
    Что дает нам Воскресение Христово?
    «Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас» (Рим.8:11)
    6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.
    В Вознесении Христа главный смысл в том, что Христос в Себе Самом вознес к Престолу Святой Троицы нашу человеческую природу.
    7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.
    В этом событии избавление и спасение людей Божиих от вечной (второй) смерти.
    «Тогда…смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим. И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное» (Откр.20:13-15)
    А для спасенных людей все новое, новое небо и новая земля, где «…отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет…» (Откр.21:4)

    Но наше спасение не происходит без нас самих, без нашего желания. Бог уважает наш выбор. Любовь не насилует.
    Осознание своей греховности приводят нормального человека к желанию исцелить свою болезненную природу, чтобы восстановить прерванную связь с Богом – Источником всякого Блага, Истины и Вечной Жизни.

    Откровение Божие говорит, что исцеление можно получить только во Христе Иисусе через покаяние.
    «Покайтеся и веруйте во Евангелие! покайтеся: приближися бо царство небесное» (Мк.1:15, Мф.4:17). Таковы были первые слова проповеди Христа.

    Что такое покаяние?
    Христианское покаяние это не отчет о проделанных грехах. Это коренное изменение своей жизни, отказ от грехов и потом постоянный каждодневный самоконтроль. Наблюдение над своими чувствами и желаниями, незамедлительное отсечение греховных помыслов.
    При случившемся впадении в грех от христианина требуется немедленное покаяние, перед Богом состоящее из внутреннего сокрушения о своем грехе, Исповеди его перед священником и твердого намерения исправить свою жизнь.
    Исправление заключается не только в отказе от греховной страсти, но и в стяжании противоположной ей добродетели. Иначе страсть обязательно вернется.
    Например, если человек страдал пьянством, то надо не только бросить пить, но и навыкнуть соблюдению установленных постов, особенно в течении, почти всего года — по средам и пятницам.
    В жизни могут случиться и очень тяжкие греховные падения, но всегда надо вставать и двигаться вперед, имея несомненную надежду на милосердие Христа.
    Наше покаяние должно совершаться не из страха наказания, а из любви к Богу, Которого мы оскорбляем своей неблагодарностью.
    Но чтобы начать покаяние, надо знать — в чем и как каяться.
    Современный человек очень мало поступков считает за грех. Кроме явных уголовных преступлений, обычно на ум приходит блуд, пьянство, сквернословие. А сквернословие в наше время и грехом то уже не является, т.к. матерятся все от детского сада до министра в прямом эфире. И если человек пьет водку не каждый день, а только по выходным и праздникам, если он не изменяет, с кем попало жене, а только с «законной» любовницей, если не матерится при детях и женщинах, то по меркам мира, человек этот почти святой.
    Но когда уже так прижало, что когда ложишься на операцию, и ни кто не гарантирует, что проснешься после наркоза. Или когда после операции отпустили домой умирать, то времени на покаяние уже нет! Какое там время, когда уже под окнами шныряют «ритуальные» агенты?
    Но человек понимает, что надо примириться с Богом перед смертью! Если есть силы, то идет в Церковь или вызывает батюшку на дом. Но как каяться, что говорить? Ведь понятно, что одного этого «пил-блудил-матерился» недостаточно! Как же узнать свои грехи и в чем каяться?
    Видение человеком своих грехов, по словам Святых Отцов, выше, чем дар воскрешения мертвых! Почему это так высоко ценится? Потому что это зрение приводит человека ко спасению своей души, а душа выше тела! Как в теле, если потеряна чувствительность к боли, невозможно вовремя обнаружить рану, язву или воспаление и принять меры к излечению, так и духовная слепота приводит к тяжким болезням и смерти души.

    Но как же научится видеть свои грехи?
    Самый верный и действенный способ для этого – взяться за изучение Евангелия и в его свете начать исполнять Заповеди Божьи.
    Симеон Новый Богослов говорит: «Тщательное исполнение заповедей Христовых научает человека его немощи», то есть открывает ему его бессилие самому без помощи Божией искоренить в себе страсти.
    А Петр Дамаскин как бы продолжает: «Первым признаком начинающегося здравия души является видение грехов своих бесчисленных, как песок морской».

    Проще говоря, начни человек жить по Евангелию и исполнять заповеди, то всё больше и больше будешь прозревать в познании самого себя.
    Начать можно с прочтения самого коротенького Евангелия от Марка. Но прочесть его внимательно и так, как будто в это время с тобой беседует Спаситель.

    После Евангелия надо сверить свою жизнь и по практическим советам Церкви с её двухтысячелетним опытом духовной брани…
    Взять (в любой Церковной лавке) брошюру «В помощь кающемуся». Там описана вся «технология» Таинства Исповеди
    И еще один практический совет от Свт. Игнатия: «Кто отказался от осуждения ближних, помысел того, естественно, начинает видеть грехи и немощи свои, которых не видел в то время, как занимался осуждением ближних».

    Правильная цель христианской жизни – смирение.
    Если не приобретается смирение, бесплодны и бессмысленны все труды и добродетели.
    Потому что без смирения, все плоды покаяния будут отравлены гордыней и тщеславием.
    Как если бы мы набрали со своего огорода овощей, лучка, укропчика и многое другое вкусное и полезное, нарезали салат и, перемешивая, посыпали все это…. щепоткой крысиного яда(!).
    Хотя бы чуть-чуть. Всё — это уже отрава. Так и гордыня отравляет все плоды нашей духовной жизни.
    Смирение это трезвый и объективный взгляд человека на самого себя.

    Современный неверующий человек считает, что смирение приводит к самоуничижению, к раболепию.
    Приведу пример — к чему приводит смирение.
    Псковский юродивый Никола Салос, узнав о намерении Ивана Грозного после Новгорода потопить в крови и Псков, пригласил его к себе: «Иванушка, зайди ко мне в гости» Царь знал, что это юродивый…заходит, а там, на столе кусок сырого мяса. Никола и говорит: «покушай, Иванушка мяса». Был пост и Грозный ответил: «я православный и мяса сырого, да еще в пост, не ем». А Никола говорит: Ах! ты мяса не ешь, а кровь человеческую пьешь!? Вон отсюда! И если ты тут тронешь, хоть одного – сам сдохнешь как твоя лошадь!» И тут вбегает слуга и сообщает царю, что его лошадь пала. Немедленно Иван Грозный покидает город, не тронув ни одного псковитянина.
    Какое вы найдете тут раболепство? Тут героизм, спасший целый город от неограниченного тирана.

    О молитве
    Как наше тело постоянно дышит, так и душа наша постоянно дышит помыслами.
    Если тело дышит отравленным воздухом, то скоро заболеет и умрет.
    Так и душа, если будет принимать постоянно злые помыслы, то может заболеть до такой степени, что эта болезнь души перейдет и на тело. Вспомните: «позеленел от зависти», «покраснел от гнева», «засох от тоски» и т.п.
    Но главная опасность в том, что злые помыслы отдаляют душу от Бога и приводят, в конце концов, её к вечной духовной смерти (смерти второй).
    Наш ум это сердце души постоянно занят помыслами и его особенность такова, что если в нем не пребывают добрые помыслы, то он занят злыми. Третьего не дано.
    Какие бывают злые помыслы?
    Господь их называет: «из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Матф. 15:19).
    Из этих названных Господом, происходят и другие злые помыслы: зависть, осуждение, обида, ревность и другие. Очевидно, что добрые помыслы по смыслу противоположны злым помыслам.
    Для того, чтобы вытеснить из ума злые помыслы надо, по-простому говоря, думать о хорошем. Но такое принуждение ума сильно его изнуряет, и человек быстро от этого отказывается, предпочитая плыть по течению злых мыслей.
    Но тот, кто не желает мириться с таким рабством злых помыслов, начинает искать помощь у Бога, итак рождается молитва к Богу. Обнаружив, что чем чаще он общается в молитве с Богом, тем чище и свободнее от зла становится его ум, человек старается молиться как можно чаще и, продолжая так свою жизнь, приходит к непрестанной молитве.
    Непрестанная молитва это такое состояние человека, когда его ум и чувства постоянно купаются в размышлениях о Боге, все дела их начало, продолжение и окончание сопровождаются молитвенными обращениями к Богу о благословлении, помощи и благодарении. Тогда весь день человека, со всеми его занятиями и общениями, обращается в непрерывную службу Богу.
    Главное условие доброй, правильной молитвы показано Господом в молитве «Отче наш»: «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим».
    Всякое молитвенное обращение к Богу должно быть со смирением, покаянием и прощением всех обид ближним.
    В качестве постоянного контроля помыслов, может быть краткая Иисусова молитва: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». Но произносится, она должна не механически как мантра, а неторопливо, с чувством покаяния и главное, помня, что во время произношения слов этой молитвы, ты обращаешься к живому Богу.
    Для серьезного занятия Иисусовой молитвой, требуется духовное руководство опытного подвижника или внимательное изучение наставлений Свт. Игнатия Брянчанинова, в 1-ом и 2-ом томах «Аскетические опыты»

    Правильная вера, правильная духовная жизнь, правильное покаяние и правильная искренняя молитва к Богу приводят человека к стяжанию Духа Святаго. И тогда, как говорил Серафим Саровский: «стяжи Дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся».
    В восьмом члене Символа веры говорится о Духе Святом.
    8. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.
    Дух Святой – Третье Лицо Единого Бога Троицы. Сам Христос открыл нам это равночестное, равнопокланяемое и равнославимое Триединство в словах «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа».

    Святой Дух есть источник всякого освящения и радости для человека. Радости неоскудеваемой и нескончаемой.
    Архимандрит Павел (Груздев) уже незадолго до смерти, в 90-х годах прошлого века вспоминал:
    «Родные мои, был у меня в жизни самый счастливый день. Вот послушайте.
    Пригнали как-то к нам в лагеря девчонок. Все они молодые-молодые, наверное, и двадцати им не было. Их «бендеровками» называли. Среди них одна красавица — коса у ней до пят и лет ей от силы шестнадцать. И вот она-то так ревит, так плачет… «Как же горько ей, — думаю, — девочке этой, что так убивается она, так плачет».
    Подошел ближе, спрашиваю… А собралось тут заключенных человек двести, и наших лагерных, и тех, что вместе с этапом. «А отчего девушка-то так ревит?» Кто-то мне отвечает, из их них же, вновь прибывших: «Трое суток ехали, нам хлеба дорогой не давали, какой-то у них перерасход был. Вот приехали, нам за все сразу и уплатили, хлеб выдали. А она поберегла, не ела — день, что ли, какой постный был у нее. А паек-то этот, который за три дня — и украли, выхватили как-то у нее. Вот трое суток она и не ела, теперь поделились бы с нею, но и у нас хлеба нету, уже все съели».
    А у меня в бараке была заначка — не заначка, а паек на сегодняшний день — буханка хлеба! Бегом я в барак… А получал восемьсот граммов хлеба как рабочий. Какой хлеб, сами понимаете, но все же хлеб. Этот хлеб беру и бегом назад. Несу этот хлеб девочке и даю, а она мне: «Hi, не треба! Я честi своеi за хлiб не продаю!» И хлеб-то не взяла, батюшки! Милые мои, родные! Да Господи! Не знаю, какая честь такая, что человек за нее умереть готов? До того и не знал, а в тот день узнал, что это девичьей честью называется!
    Сунул я этот кусок ей под мышку и бегом за зону, в лес! В кусты забрался, встал на коленки… и такие были слезы у меня радостные, нет, не горькие. А думаю, Господь и скажет:
    — Голоден был, а ты, Павлуха, накормил Меня.
    — Когда, Господи?
    — Да вот тую девку-то бендеровку. То ты Меня накормил! Вот это был и есть самый счастливый день в моей жизни, а прожил я уж немало».

    А теперь поговорим о Церкви. Многие слышали такие выражения:
    Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец и без Церкви нет спасения.
    Так ли это? А может быть, служители Церкви выдумали это из-за корысти, чтобы привлечь людей в храмы? Посмотрим что написано в Библии про Церковь:
    Создатель Церкви Христос и врата ада не одолеют ее (Мф.16:18),
    Христос глава Церкви, и Он умер за Церковь (Еф.5:23),
    Церковь – тело Христово (1Еф.1:22,23),
    Церковь – столп и утверждение истины (1Тим.3:15),
    Церковь – место спасения (Деян.2:47) и Церковь – управляется Святым Духом (Деян.20:28)
    Это очень серьезные утверждения Слова Божьего против тех, кто считает, что у него «Бог в душе», что ему не нужны «посредники» и прочее.

    Что же будет с теми людьми, кто в силу объективных причин не узнал Христианство? Неужели они все пойдут в ад? Может ли Бог-Любовь допустить такое?
    Православная богословская мысль на основе Библии и св. Отцов учит:
    что, люди в силу объективных причин, не узнавшие Христа при жизни, будут судимы Богом по закону их совести, который дается Богом каждому человеку.
    И для такого человека есть надежда, что он будет оглашен Христовой проповедью уже в загробной жизни. И если человек был добр при жизни и его душа после физической смерти расположена к покаянию и соединению с Христом, то и есть надежда, что он будет спасен через присоединение к Церкви Небесной. Но если человек в своей жизни, однажды услышав благую весть о Христе, сознательно отверг ее, то он, согласно Священному Писанию, лишает себя надежды на спасение.
    «Верующий в Сына имеет жизнь вечную; а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем «(Ин.3.36)

    9. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

    Единство Церкви надо понимать в нескольких смыслах: как единственность Тела Христова; как литургическое единство, как мистическое единство живых и усопших людей, составляющих единый Церковный организм. Если кратко, то единство Церкви есть единство Божественного Духа в людях, истинное единодушие.
    Церковь не мешок песка с отдельными мертвыми песчинками, а живой организм из живых клеток.
    Святость Церкви в том, что в нее не может войти ничего нечистое, и если человек грешит и не кается, то он невидимо отпадает от Церкви. Грешат не в Церкви, а против Церкви.
    Соборность Церкви не только в том, что все вопросы веры решаются на соборах, но главным образом, в том, что в Церкви хранятся истины соборного голоса Святых Отцов. Консенсус Патрум — согласие Отцов!
    Апостольская Церковь называется по апостольскому преемству священства в ней и апостольской миссии всех Христиан – проповедовать Евангелие Любви Христовой своей праведной жизнью в любви к людям.

    Причастие — самое главное таинство Православной Церкви.
    Причастие установлено Самим Христом на Тайной Вечере перед Его Крестными Страданиями.
    Господь взял хлеб, разломил его, раздал ученикам и сказал: «Возьмите, ешьте, это Тело Мое, которое будет ломимо за вас во оставление грехов», а потом дал чашу с вином и сказал: «Пейте из нее все, это Кровь Моя Нового Завета, за вас и за многих изливаемая во оставление грехов». И в конце прибавил: «Сие творите в Мое воспоминание».

    В Таинстве Причастия, действием Святаго Духа, Богочеловеческое естество Христа соединяется с хлебом и вином, и они становятся истинными Телом и Кровью Христовыми.
    Поэтому каждый причащающийся, становится сотелесен и единокровен Христу.
    Причащаться надо, подготовившись постом и молитвой, примирившись с Богом и людьми покаянием и прощением. Как подготовится к Исповеди и Причастию можно узнать в соответствующих брошюрах, имеющихся в любой Церковной лавке.
    А в противном случае апостол предупреждает:
    « кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней…Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает.» (1Кор. 11:27,30)

    Но вот что удивительно! Как говорит А.И. Осипов: «степень достоинства причащающегося определяется степенью осознания им своего недостоинства. Когда человек осознает и свою греховность, и свою страстность, и несовершенство, вот тогда-то и должен, и может приступать к Святым Тайнам. Нельзя причащаться «праведникам» (в кавычках), о которых Господь сказал: «Я пришел призвать не праведников, а грешников»

    Итак, запомним: Как Господь воплотившись, соединился с человеческой природой, внешне не изменив её, так и мы в Причастии соединяемся с Богочеловеком, не изменяясь внешне, но таинственно становясь едиными с Христом.
    Тоже относится и к Таинству Крещения.

    10. Исповедую едино крещение во оставление грехов.

    Крещение – Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца и Сына, и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную.
    И опять возвращаемся к словам Спасителя:
    «Кто будет веровать, и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16, 16)
    Поэтому для принятия Крещения необходимы вера и покаяние.
    Преподобный Симеон Новый Богослов говорит:
    «Уверовавший в Сына Божия кается в прежних своих грехах и очищается от них в Таинстве Крещения. Тогда Бог Слово входит в крещенного, как в утробу Приснодевы, и пребывает в нем как семя».
    В Крещении дается семя нового человека, того исцеленного, который дан человечеству во Христе.
    Но являясь только семенем, Крещение не спасает человека автоматически.
    Как за обычным полевым семенем требуется уход и труд, так и возрастание из семени Крещения нашего нового человека требует внимательного труда правильной духовной жизни.
    Только тогда мы становимся новым человеком, способным вновь соединиться с Богом и жить с Ним как Адам до грехопадения в раю.

    Основанием для крещения младенцев является вера их родителей и крестных.
    «Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо, прощаются тебе грехи твои» (Мк. 2, 5).
    Тут «расслабленный» — младенец, которому даются дары Крещения за веру принесших его родителей и крестных.
    Но когда ребенок повзрослеет, он должен пройти свое личное обучение основам Христианства или от родителей и крестных или в Церкви, а до этого и потом воспитываться родителями в духе Христианской веры.
    Иначе, как говорит св. Симеон Новый Богослов «с продолжением времени, они, мало-помалу, изменяются и переходят на сторону худа, и Благодать Святого Крещения в иных погасает и совсем теряется»
    Другими словами семя нового человека не дает всходы, и Крещение в младенчестве для такого человека становится как бы и не бывшим.

    Начинается это Таинство отречением от сатаны и сочетанием Христу, то есть соединения с Ним, и исповедания православной веры. Здесь за младенца соответствующие слова должны произносить крестные.
    Затем начинается последование Крещения — троекратное погружение младенца в купель с произнесением слов: «Крещается раб Божий (раба Божия) (имя) во имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Святаго Духа, аминь». И одевается крест.
    Сразу после этого совершается другое Таинство – Миропомазания (прообраз Пятидесятницы).
    В Миропомазании крещеному подаются дары Святого Духа, укрепляющие его в жизни духовной.

    После этого священник и крестные с новокрещенным трижды обходят вокруг купели в знак духовной радости.
    Затем читаются отрывки из Писания, посвященные Крещению.
    После миро омывается священником с тела крестившегося специальной губкой, омоченной в святой воде.
    Далее священник постригает кончики волос новокрещенного, принося символическую жертву Богу за спасительное Таинство.

    После Крещения для человека начинается новая жизнь. Особенно для тех, кто крестился в зрелом возрасте.
    Если применить образное сравнение, то до Крещения в душе человека, как в захваченном доме, бесчинствовали страсти, бесы-разбойники, а сам хозяин лежал связанный с кляпом во рту, подвергаясь всяческому насилию и оскорблениям.
    После Крещения страсти не перестают действовать на человека, но теперь они действуют извне.
    Духовные разбойники изгнаны вон. И человеку легче с ними бороться, имея возможность укрепить входы в свой дом благодатными дарами Церковных Таинств, призвать на помощь молитвы Церкви и руководствоваться опытом духовной брани святых подвижников.
    Но если после Крещения, человек будет продолжать нагло грешить, то тем самым он о

    Ответить »
  • Анатолий, 08.01.2015

    Но если после Крещения, человек будет продолжать нагло грешить, то тем самым он откроет все входы для бесов и они, вернувшись, каждый приведет с собой еще семь злейших себя. И как написано в Евангелии «и бывает для человека того последнее хуже первого» (Матф. 12:45)

    Церковь Христова, зная немощи человеческие, предвидела греховные падения людей после крещения и как чадолюбивая мать предусмотрела возможность возвращения душевной чистоты и примирения с Богом через Таинство Покаяния — второе Крещение. Второе не по числу, а по смыслу.

    11. Чаю воскресения мертвых; 12. и жизни будущаго века. Аминь.
    Христос говорит: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день». (Иоанна 6:54)
    А апостол Павел призывает христиан в Коринфе «…надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых» (2Коринф.1:8-9).
    Из этих двух цитат следует:
    1. Воскресение будет при конце света, и оно будет совершено Христом Богом, воскрешающим мертвых;
    2. Воскресение в жизнь вечную уготовано причастникам Тела и Крови Христовых, верующим, крещеным и «творившим добро» (Иоанна 5:29)
    Значит, предполагается и другое воскресение. Это воскресение осуждения «на вечное поругание и посрамление» (Дан. 12:2) и оно для «делавших зло» (Иоанна 5:29)

    Это тоже свободный выбор человека.

    Но вот вы и прослушали всю огласительную беседу. Разумеется, всё охватить и запомнить за два часа невозможно. Давайте выделим для себя самое главное.
    Бог есть — любящий нас Отец и не так важно знать догматические тонкости природы Бога и нашего спасения.
    Главное знать и всегда помнить, что Он есть, что Он любит и хочет спасти нас и на один наш робкий шаг к Нему, делает десять быстрых Своих шагов навстречу нам.
    Главное нам откликнуться на эту Любовь и быть верными Ему.

    Без веры человек превращается в ничтожество.
    Попавших в плен солдат обычно заставляют последовательно: снять крест, отречься от Христа, проклясть Родину, грязно обругать родителей, а потом дают нож и говорят — режь и пытай своих сослуживцев.
    И так, к сожалению бывает. Человек, предав все свои святыни, психологически готов на любые преступления.

    Помолимся:
    Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем

    Ответить »
  • Анатолий, 21.01.2015

    Благодарю Сергея Михайловича за его ответ мне в «личку»

    Ответить »
  • Николай, 09.04.2015

    Что означает выражение «кроме греха» к личности Иисуса Христа?

    Ответить »
    • Ольга А., 10.04.2015

      Это означает то, что в человеческой природе Господа Иисуса Христа не было греха. В момент воплощения Его человеческая природа была обожествлена. Вот как об этом пишет святитель Игнатий (Брянчанинов): «Богочеловек зачался от действия Святого Духа! Слово составило Себе плоть во утробе Пречистой Девы! Бог соделал плоть Свою, в самом зачатии ее, Божественной, способной к ощущениям единственно духовным (2) и Божественным. Хотя свойства плоти Богочеловека были человеческие, но вместе все они были обоженные, как принадлежащие одному Лицу, Которое — Бог и человек. По этой же причине человеческие свойства Богочеловека были вместе и естественны и сверхъестественны в отношении к человеческому естеству.

         Святость плоти Бога и Господа была бесконечно выше святости, в которой сотворена плоть твари — Адама. Очевидно, что зараза, которую источает человеческое падение во всех человеках посредством унизительного зачатия по подобию зверей и скотов, зачатия во грехе, здесь не могла иметь никакого места, потому что не имел места самый способ зачатия, то есть, не имело места то средство, которым сообщается греховная зараза. Напротив того: как зачатие было Божественно, так и все последствия его были Божественны. — Богочеловек, как Искупительная Жертва, принял на себя все немощи человеческие — последствия падения — кроме греха, чтоб, искупив человечество, избавить его от бремени этих немощей, явить его в обновленном состоянии, явить его без тех немощей, которые привлечены в естество наше падением.

         Богочеловек восприял и носил наши немощи произвольно, а отнюдь не был им подчинен необходимостью естества: будучи совершенным человеком, Он был и совершенным Богом, Творцом человеческого естества, неограниченным Владыкой этого естества. По этой причине Он являл Свое человечество так, как Ему было благоугодно. Иногда он являл Свое человечество в немощи естества падшего: утруждался, жаждал, принимал упокоение сном, был схвачен и связан в саду Гефсиманском, претерпел биение и поругание, был распят и погребен. Иногда Он являл человечество Свое в правах естества, с какими оно создано: ходил по водам; въехал в Иерусалим на необъезженном жеребце, на которого из человеков еще никто не садился; эта власть была первоначально достоянием Адама (1).

         Иногда Господь являл Свое человеческое естество в том состоянии славы и величия, которое Он даровал человеческому естеству, совокупив в Себе, в одном Лице, Божество и человечество, которого оно отнюдь не имело по сотворении, в самом состоянии невинности и бессмертия: это состояние величия и славы. Он явил дивными знамениями, преимущественно же явил избранным ученикам при преображении Своем, явил в такой степени, в какой они способны были видеть (2), а не в той, в какой оно есть.

         Божество Богочеловека соединено неслитно, но вполне соединено с Его человечеством: Божество Богочеловека соединено с Его человеческим духом, с Его душою, с Его телом. Когда душа Христова разлучилась с телом Христовым посредством смерти, то Божество Христово пребыло неразлучным как с душой Его, так и с телом Его. Возглашает святая Церковь: Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на престоле был еси Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй Неописанный (3)» (т.4, стр. 388-389).
         

      Ответить »
  • Сергей Михайлович, 10.04.2015

    Это значит, что Господь Иисус Христос безгрешен.

    Ответить »
  • Игорь, 05.07.2015

    Добрый день, пишу Вам с большою надеждою и сердечным благодарением Бога за вашу деятельность.
    У меня вот такой вопрос:
    Я поступаю в магистратуру по направлению «Теология» в этом месяце и мне нужно выбрать тему работы. Я бы хотел разбираться в аскетике и писать работу по этой теме. Не могли бы вы подсказать: какие насущные вопросы в нашей Церкви в этой направленности существуют? Чтобы вы мне могли предложить?
    Спаси Вас Господь.

    Ответить »
  • Сергей Михайлович, 06.07.2015

    Игорь, чтобы разбираться в аскетике, нужно не просто прочитать, например, аскетические труды святителя Игнатия (Брянчанинова), но начать жить по законам аскетики и обнаружить положительные плоды. Причём, первые плоды — это страх Божий, сокрушение сердца, нищета духа, плач о грехах. Только такое начало можно признать положительным, потому что только нищета духа защищает христианина от прелести, свойственной всему человечеству вследствие грехопадения. Мои скромные попытки изложить аскетическое учение святителя Игнатия более простым и доступным для современного человека языком, с примерами из жизни современных людей, навлекли на меня гонения, продолжающиеся уже 8 лет. Трудно предположить, что может ждать Вас, если Вам удастся изложить верно аскетическое учение отцов.

    Ответить »