Откровенные рассказы странника духовному своему отцу

Откровенные рассказы странника духовному своему отцу

(233 голоса4.5 из 5)

Выходящие ныне новым изданием «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу» достаточно известны русскому обществу. Написанные во второй половине прошлого столетия, они распространялись и в рукописном виде, и печатно. Переписаны они были на Афоне настоятелем Черемисского монастыря Казанской епархии, игуменом Паисием, и им же изданы, иждивением этого монастыря. В 1884 г. в Москве вышло уже четвертое издание. Рассказы были дважды переизданы и за границей, издательством YMCA-Press, в Париже.

Читает: Виталий Редько
Издатель: «Русский Паломник»

8:27:06
--:-- 00:30
  1. 1. Заставка
    00:30
  2. 2. Часть I. Рассказ первый
    22:44
  3. 3. Рассказ второй
    1:18:57
  4. 4. Рассказ третий
    08:36
  5. 5. Рассказ четвертый
    1:15:44
  6. 6. Приложение. Три ключа ко внутренней молитвенной сокровищнице, обретенные в духовных богатствах св. отцов
    10:09
  7. 7. Наставления св. Симеона Нового Богослова
    06:07
  8. 8. Наставления св. Григория Синаита
    08:29
  9. 9. Наставления Никифора монаха
    06:58
  10. 10. Наставления Каллиста и Игнатия
    11:28
  11. 11. Изречения Исихия, пресвитера Иерусалимского
    16:30
  12. 12. Изречения Филофея Синайского
    05:51
  13. 13. Изречения Феолипта митрополита (Доброт. 2. лист. 44–50)
    04:11
  14. 14. Изречения Варсонофия Великого и Иоанна
    02:44
  15. 15. Многополезное слово об Авве Филимоне
    40:07
  16. 16. Часть II. Рассказ странника при пятом свидании
    41:10
  17. 17. Исповедь внутреннего человека
    57:20
  18. 18. Шестое свидание
    13:40
  19. 19. Тайна Спасения
    41:05
  20. 20. О силе молитвы
    19:58
  21. 21. Седьмое свидание. Примечание
    34:48

«Откровенные рассказы странника духовному своему отцу»

Комментировать

52 комментария

  • Лариса, 30.09.2014
    эта книга-вся пропитана прелестью,смотрите лекции А.И. Осипова,он очень подробно и глубоко вскрывает опасность этой книги неизвестно кем написанной.лучше убрать её с сайта ,чтобы не причинять духовный вред неискушенным слушателям. Ответить »
    • nikolai-grehov-1977gmail-com, 23.01.2023
      Это мнение в духовной среде не однозначно, и существуют соответствующие разъяснения, даже в самой книге они даются по поводу количества Иисусовой молитвы. К прелести ведет самомнение, а не количество молитв. Которое при определенных условиях переходит в качество. Определенные условия же, это познание своей немощи и смирение. Потому мнение «теоретика» Осипова в данном случае не более чем его собственное личное богословское мнение, и потому не может считаться однозначно верным, а значит и всеобщим. Ответить »
    • Димитрий, 21.12.2018
      Если уж сам Осипов критикует книгу, то она ОДНОЗНАЧНО полезная! Лично мне книга очень понравилась. Часто слушаю. Тем более, здесь много пояснений из святоотеческих трудов. А где фантазия и прелесть, так это в книгах, подобных «Моим посмертным приключениям» Вознесенской и в высказываниях Осипова про «апокатастасис» и прочую ересь.

      Каюсь, сам раньше распространял книжки Вознесенской и слушал Осипова… Ответить »
    • Сергей, 12.09.2018
      >>>>>>>>>>>>>>

      смотрите лекции А.И. Осипова,он очень подробно и глубоко вскрывает опасность этой книги

      >>>>>>>>>>>>>

      Внимательно перечитывал Странника и внимательно прослушал обе лекции профессора «Об Исусовой молитве».

      В своих лекциях профессор довольно грубо передергивает факты, изложенные в книге, и искажает ее общий смысл. При этом критика прфессора сопровождается ссылками на св. Игнатия и Отцов Церкви (?!!!)

      Зачем уважаемому профессору  это понадобилось — не понятно. Ответить »
    • ЕвгенийЭх, 18.04.2017
      Не только Александр Ильич, но и святые,порой ошибались! Судя по критике профессора Осипова,следует отнести к опасным, зараженным духовной прелестью и свт. Феофана Затворника, т к он занимался распространением рассказов, и прп Амвросия Оптинского, т к он автор одного из рассказов, и прп Симеона Нового Богослова, и прп Никифора Монаха, и св. Исикхия, еп.  Иерусалимского!!! Все они указаны в этой «вредной с точки зрения профессора Осипова», книге! Ответить »
    • Татьяна, 12.12.2015
      Ваш Осипов сам из себя ни умудренного, ни святого впечатления не производит. Его речи в большинстве своем язвительны и злобны, он упивается своей гордостью и высокоумием (по его мнению), Впервые как увидела его произвел жуткое впечатление одержимого человека; а я своим первым впечатлениям доверяю. Рассказы странника же производят настолько умиротворенное и душевно спокойное состояние, что хочется их слушать и слушать без конца, а еще больше хотелось бы познакомиться с этим необыкновенным человеком. Ни о какой прелести и речи быть не может, это выдумки людей не умеющих по настоящему чувствовать сердцем и жить по настоящему одухотворенной жизнью! Ответить »
      • 89101619543, 11.07.2018
        Полностью согласна!

          Ответить »
      • Аттила, 14.03.2018
        Где-то так.. Ответить »
      • Инна, 04.12.2017
        Согласна с Вами…. Чтец Обладает удивительной способностью читать спокойно .. без всяких вздохов , о-хов, глотания и т, д. и слушается превосходно. На мой взгляд, ни о какой прелести речь не идет .. Кто как понимает ..согласно своему внутр. состоянию души. Ответить »
      • Юлия, 12.09.2016
        Татьяна, я постаралась бы избегать столь резких оценок, но в целом поддерживаю. У меня сходные впечатления касательно обоих предметов обсуждения (обеих персон). И если много лет назад, когда все было вновинку, это было лишь на уровне недоумения, то сейчас, по приобретении некоторого опыта, эти ощущения укрепились. Ответить »
    • Дмитрий, 30.01.2015
      Да, мне тоже так показалось. Уж больно сладостно описываются переживания главного героя. Мой уровень не позволяет оценить степень соответствия «истинности» произведения, но читая я ловил себя на том, что меня порой «заносит» не в ту степь. Прям ощущал прелесть.

      Вероятно, на высших уровнях духовности, человек всё именно так и чувствует, но я пока воздержусь от серьёзного восприятие этого произведения. Чего и всем желаю. Ответить »
    • Кирилл, 30.09.2014
      Данная книга относится к жанру художественной литературы, просим не воспринимать серьёзно попытки её критики исходя из строгих богословских позиций, например, здесь: «Сравнение практики молитвы Иисусовой по трудам святителя Игнатия (Брянчанинова) и «Откровенным рассказам Странника».
      Ценность картины состоит не в строгом, буквальном копировании изображаемого оригинала, а в творческом его осмыслении. Такие же задачи и у художественной литературы.
      С другой стороны, по приведённой в этом сообщении ссылки объясняется, что и с богословских позиций проф. Осипов был не прав. Ответить »
  • Владимир, 01.10.2014
    Хорошая книга. В своё время с большою пользою прочитал её. Написана в духе Православной Церкви, не нашёл в ней ничего, что бы шло в противоречие с Отцами Нашей Церкви. Высказывания профессора Осипова и против Царственных Страстотерпцев и про «Откровенные рассказы странника» и про Жития Святых святителя Димитрия Ростовского и про многое, многое другое, что наговорил этот человек помимо недоумения, вызывают ещё и боль за нашу Церковь. Этого человека не останавливают даже общецерковные святыни, которые многими веками представляют ценность для христианства. Даже трудно представить куда это надо забраться, чтобы вот так вот попирать то, что для других является святым. Все эти высказывания лично меня глубоко оскорбляют, так как я знаю точно, что Царственные Страстотерпцы святые! И лжёт, лжёт профессор этот отрицая этот факт и сея свои ядовитые мысли в среде немощной христианской. Я знаю, что в книгах «Откровенные рассказы странника», в Жития святителя Димитрия Ростовского, в книге архимандрита Софрония «Силуан Афонский»нет никакой прелести, в них Дух Святой присутствует и они несли и будут нести пользу православным христианам! Но профессор этот уважаемый не знаю, чем оправдается перед Богом за клевету свою на Дух Святой, за смущение которое сеет в среде христианской, разрушая и разрушая многовековые церковные устои, разрушая нашу Церковь! Ответить »
    • Виталий, 23.06.2016
      В защиту профессора Осипова А.И. Вы, Владимир впали в осуждение. А архимандриту Рафаилу Карелину надо лично было потолковать с Осиповым, а не разводить писанину и сеять противоречия. А за душу берет, т.к. мы люди душевные и все в прелести более или менее. Читайте святых отцов, а не всякую прелесть!!! Ответить »
      • Владимир, 24.06.2016
        Вы ошиблись Виталий, об профессоре Осипове сожалею. Да, на то зло, что он натворил исказив учение Православной Церкви, чем многих ввёл в соблазн, одних тем, что они сами не разбираясь проглотили ложь, других тем, что впали в соблазн осуждения этого человека. К искажению моей веры, что является хулой на Бога, относиться равнодушно не могу.
        Вы наивный человек Виталий думая, что Осипов вот так вот вступит с кем то в честную полемику, он же понимает, что здесь то его и прижмут и поэтому за все года деятельности профессора Осипова, таких полемик ни разу не было и не будет. Зато недавно богословская комиссия РПЦ вынесла официальное решение за подписью патриарха Кирилла о том, что то чему учит профессор не имеет отношение к учению Православной Церкви. Вот и задумайтесь сами теперь, чему же учит профессор? Лично же моё отношение ко всему происходящему с профессором Осиповым простое: своим близким я слушать Осипова не рекомендую, те же кто ничего кроме профессора Осипова слушать не хочет, считаю их свободным правом поступать так, сочувствую конечно.
        Вот решение богословской комиссии, кстати которое профессор не принял, что и неудивительно.
        https://www.xn--80aeopmfjx.xn--80aswg/%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%BE%D1%80%D0%B0-%D0%B0-%D0%B8-%D0%BE%D1%81%D0%B8%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B0-%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD/ Ответить »
  • Анна, 08.05.2015
    Слушаю эту книгу целую неделю, очень нравится.
    Хочу сказать про человека, который читает. Очень нравится, как читает. а теперь еще и громкость добавили.
    Я очень люблю Клайва Льюиса «Письма баламута», но там такое неудачное чтение, съедаются чтецом концы слов и слушать невозможно. я даже начинаю думать о своём.
    А тут чтец такой хороший, что я вечерние молитвы читаю с его неторопливостью и интонацией, так само выходит 🙂 Ответить »
    • Надежда, 29.04.2024
      Как Вы правы про неудачное чтение «Письма Баламута» Ответить »
    • Виталий, 31.12.2018
      А я уже несколько лет ношу в телефоне эту книгу, и снова и снова возвращаюсь к ней. Почему? Да ослабевает молитвенный пыл и начинаешь снова возвращаться на свою блевотину, потом спохватываешься и цепляешься за молитву,как утопающий за соломинку и соломинкой для утопающего служит именно эта книга в ухе. Ответить »
    • Игорь, 13.10.2016
      Да чтец как в просто народе говорится — от Бога. Слышал другие варианты озвучки данного произведения, всё не то. А насчёт прелести, так в самой же книге много раз о ней говорится и как кто-то тут уже упомянул все мы в той или иной степени в ней находимся. Братья и сёстры не спорьте ради Бога. Не нравится книга, так проходите мимо. Всем желаю прочесть или прослушать данное творение хоть один раз до конца, непрестанно памятуя об опасности впадения в прелесть и всё будет хорошо. Всем духовного процветания и осознанного, трезвого подхода в Богоугодных делах. Ответить »
  • Светлана, 04.06.2015
    Я не думаю что нужно ругать книгу и автора,ведь раньше люди были духовно крепче и верили искренно.Сейчас же не времена изменились,а сами люди,ослабели от греха. Ответить »
  • Константин, 30.06.2015
    Согласен с теми, кто выступает за «упразднение» книги «Откровенные рассказы странника…» с сайта «Азбука веры». Указанная книга есть исчадие прелести.
    Святителю отче Игнатие, моли Бога о нас! Ответить »
    • Кирилл, 30.06.2015
      «Свт. Игнатий Кавказский известен своей осторожностью по отношению к умному деланию, но и он не сомневается в широкой доступности деятельной умносердечной молитвы. В писаниях святителя встречаем такие высказывания: «Всем христианам можно и должно заниматься молитвою Иисусовою… Могут и должны заниматься Иисусовою молитвою не только монахи, живущие в монастырях и занятые послушаниями, но и миряне. Такая внимательная молитва может назваться и умною и сердечною, как совершаемая часто одним умом и в тщательных делателях всегда при участии сердца… Такого вида умная и сердечная молитва приличествует всем без исключения христианам и новоначальным инокам… всем благочестиво жительствующим и ищущим спасения христианам, и мирянам и инокам». А по поводу своих собственных сочинений свт. Игнатий выразился так: «Труд наш может быть с пользою приложен… и к жизни инока, и… к жизни мирянина, который захотел бы среди мира с особенным тщанием заняться своим спасением… Всякое место и положение представляют много удобств для этого делания и подвига» [1].

      Святитель вспоминает, что во времена его молодости «некоторые благочестивые миряне, даже из дворян… занимались Иисусовою молитвою. Этот драгоценный обычай ныне, при общем ослаблении христианства и монашества, почти утратился» [2]. Конечно, следует отличать деятельную (или естественную, в терминологии свт. Игнатия) умно-сердечную молитву, «приличествующую всем благочестивым инокам и мирянам», от благодатного углубленного делания, присущего опытным исихастам. «Глубокая сердечная» молитва, совершаемая силою благодати, которая является «молитвенным священнодействием ума в сердце», действительно доступна лишь «преуспевшим, возведенным в преуспеяние Божиим благоволением». Для этого требуется «значительное приуготовление», и «преждевременное стремление» к такому подвигу опасно. Правы те подвижники, кто «разделяет умную молитву на естественную и благодатную. Естественную всякий проходить может, лишь бы не принимал душевные действия за благодатные, а вторую Бог дарует достигшему умерщвления». Свт. Игнатий порицает невежественные страхи перед прельщением, бытующие среди тех, кто об умном делании «большей частью имеет самое темное, сбивчивое понятие». Ибо прельститься можно при любом роде деятельности, которому сопутствует гордыня. Отвергать же умную молитву из-за необоснованных страхований — уже само по себе есть прелесть, считает святитель [3]».

      Примечания:
      [1] Игнатий (Брянчанинов), свт. Творения. М., 1998. Т. 5. С. 383.
      [2] Там же. Т. 1. С. 209.
      [3] Игнатий (Брянчанинов), свт. // Сб. о молитве Иисусовой. М., 1994. С. 333-365.

      Источник: http://www.nnproekt.ru/pdf/tom1_n_novikov.pdf
      ***

      «…Надо несколько слов сказать о скорости чтения Иисусовой молитвы [1], в связи с тем, что в последнее время активизировались попытки дискредитировать как саму священную исихию, так и некоторых выдающихся подвижников священнобезмолвия. Со времен Варлаама и Акиндина их антиисихастски настроенные последователи не ослабляют своего противления православному Преданию, изыскивают всевозможные уловки с целью опорочить умное делание, смутить и сбить с толку начинающих искателей молитвы. Мы упомянем здесь только об одном примере и лишний раз убедимся в том, каков уровень интеллекта и духовной опытности у нынешних адептов антипаламизма.

      В брошюре, где предпринята попытка высмеять книгу «Рассказы странника», сделан совершенно некорректный подсчет времени, якобы потребного страннику на совершение молитвенного правила, и утверждается, что на прохождение 12000 положенных ему в сутки молитв потребовалось бы от 37,5 до 60 часов [2]. Такой вывод, по замыслу составителя брошюры, должен изобличить нелепость описанной в книге молитвенной практики и убедить читателей в том, что герой «Рассказов странника» вместе с автором пребывают в глубокой прелести.

      Сами расчеты строятся на спекуляции известным советом свт. Игнатия Кавказского отводить на 100 Иисусовых молитв 30 минут. Прежде всего, надо заметить, что это всего лишь совет, а не общее правило, совет, которого в других святоотеческих писаниях не встретим, — свт. Игнатий дает его исходя из личного опыта. Действительно, существуют разные методы вхождения в Иисусову молитву. Данный совет очень хорош для людей определенного душевного склада, но отнюдь не для всех и не во всяком случае. А что самое главное, совет этот предназначен специально для начинающих, впервые приступающих к исполнению келейного правила: «первоначально положи себе произносить сто молитв…» [3]. Разумеется, начинают обучение всякому делу, например чтению, обычно с неспешного произнесения слов по слогам, но, научившись, так читать уже никто не будет — читают бегло, а смысл прочитанного при этом понимают не хуже, но лучше начинающего.

      Героя же «Рассказов странника» никак к начинающим не отнесешь. К занятиям по стяжанию непрестанной молитвы он приступил на четвертом десятке, к тому времени более десяти лет проведя в странническом подвиге и имея многолетний молитвенный опыт, начавшийся примерно с десятилетнего возраста: «мы ко всем службам ходили в церковь, да и дома очень часто молились, меня заставляли читать “Помилуй мя, Боже”»; к двадцати годам молодой человек к ежедневному правилу добавлял акафист и полагал по тысяче поклонов с молитвой [4]. Поэтому закономерно, что старец, понимающий внутреннее устроение тридцатитрехлетнего подвижника, дает ему келейное правило, соответствующее обычной исихастской практике: пятисловную Иисусову молитву, по слову на удар пульса [5].

      Критика исихастских методов, наподобие упомянутой выше, обнаруживает у ее авторов не только отсутствие теоретических знаний, и тем более личного опыта, в области молитвенной жизни, но и незнакомство с традицией отечественного подвижничества, что ниже будет показано на конкретных примерах. Чтобы браться за подобные вычисления, следует прежде всего понимать и учитывать, что скорость молитвы значительно колеблется в зависимости от индивидуальных особенностей человека: поскольку «как телесное, так и духовное устроение не у всех одинаково», то «некоторым прилично скорое псалмопение, а другим медлительное, ибо первые борются с пленением мыслей, а вторые — с необучением» [6]. Коль это справедливо для псалмопения, то тем более для Иисусовой молитвы. Скорость естественно изменяется на разных стадиях прохождения молитвы, зависит она и от методов, применяемых в разных традициях и школах. Кроме того, молитва может ускоряться либо ощутимо замедляться под воздействием физического состояния, сердечного чувства и так далее.

      Теперь приведем расчеты грамотные и добросовестные, подкрепленные личным пастырским и иноческим, а главное, молитвенным опытом, который истинным поклонникам и позволяет в разум истины приити [7]. Из книги ясно, что странник имел благословение читать 5-словную молитву и «произносил каждое слово синхронно с биением сердца». Отсюда не составляет труда произвести расчет: «среднее число биений сердца у мужчин 72 удара в минуту. Время одной Иисусовой молитвы равно 5-ти ударам сердца. 72 делим на 5, получается 14–15 молитв за минуту. 14 умножим на 60 и получим 840 молитв за 1 час. Итак, 12000 делим на 840, получается 14 часов 30 минут. Значит, странник мог выполнить свое правило за 14–15 часов. Это вполне соответствует рассказу самого странника, который писал, что начинал правило утром и продолжал до начинающихся сумерек. У него оставалось еще время на сон и еду: 9–10 часов» [8].

      Такой темп молитвословия означает, что сотню молитв, или одну четку, человек проходит за семь минут. Это мы для наглядности выразим формулой — 100 : 7 мин. Насколько сообразуется такое соотношение с реальным опытом подвижников священнобезмолвия? На Руси общая мера для устной 7-словной молитвы формально определялась древним Номоканоном: «Да глаголет пятьсот молитв на час, глаголя со вниманием: “Господи Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя грешнаго”» [9]. То есть сотня за 12 минут (100 : 12 мин). Значит, на практике для 5-словной молитвы словесной и умной нормальным как раз и будет время около 7–10 минут (100 : 7–10 мин). Какова же была в реальности общепринятая скорость Иисусовой молитвы в исихастской среде XIX столетия? В среднем такая и была. Как известно из письменных источников, русские подвижники проходили пятисотницу за 40–50 минут (100 : 10 мин). И в наш век так же молились, например, схимонах Никодим Карульский на Афоне [10], схиархимандрит Иоанн (Маслов) в России [11] и другие отцы.

      Имеется много свидетельств по этому вопросу. Обратимся к одному из самых авторитетных и показательных, поскольку речь идет о святогорском монашестве. Инок Парфений (Агеев) внимательно изучал афонский опыт непосредственно «на Святой Горе Афонской, в которой, — как он пишет, — я проживал не малое время, с 1839 и по 1846 год, и которую исходил своими ногами». «Теперь хощу описать общежительную жизнь афонскую», в том числе и в «Русском монастыре»; что касается молитвенных занятий, то «келейное правило положено такое: в самую полунощь, то есть в 12 часов нощи, возбуждают всех на келейное правило… Всего выходит пятнадцать четок… Через час по полунощи ударяют в било, и собираются все на соборную молитву в церковь и читают полунощницу» [12]. Таким образом, афонское правило, составлявшее 15 четок за час (100 : 4 мин), значительно превышает по скорости правило странника (100 : 7 мин), и святогорцу на прохождение 12000 молитв потребовалось бы всего 8 часов. Так что в нашей традиции, отраженной в «Рассказах странника», был принят на самом деле сравнительно неспешный метод.

      Приведем, наконец, и конкретные примеры, подтверждающие тот факт, что 12-тысячное правило странника это отнюдь не исключение [13], но известная на Руси практика. В числе подвизавшихся подобным образом широко известный старец Гавриил Седмиезерский (Зырянов; 1844–1915), канонизированный святой, которого не заподозришь в прелести. «С наступлением осени, — читаем в житии прп. Гавриила, — старец стал усиленно заниматься молитвой Иисусовой. И прежде он всегда, можно сказать, дышал ею, других обучал и даже написал и напечатал целое поучение о ней. Но здесь он стал заниматься ею с особенным трудом и усилием, поставив себе задачей — по четкам проходить ежедневно по 12 тысяч молитв. Помимо сего он неопустительно вычитывал положенные по Уставу Св. Церкви службы: полунощницу с кафизмой, утреню, часы: первый, третий, шестой и девятый, вечерню с повечерием и келейное общее правило: три канона с акафистами. При этом он никому никогда не отказывал в беседе или даже в простом разговоре, принимал приходящих к нему богомольцев, писал письма, читал Псалтирь, Св. Писание и творения святых отцов… Правда, от напряжения в Иисусовой молитве у него начинались сильные головные боли, но он не сдавался, прилежно справлял свои 12 тысяч молитв» [14].

      Еще один яркий пример аналогичного подвига имеем в лице старца Онуфрия [15]. С молодости влекомый духовной жаждой, он, наподобие героя «Рассказов странника», стремился к обретению непрестанной молитвы и вымаливал этот дар у Господа и Божией Матери. Наконец ему довелось обратиться за руководством к известному в то время затворнику Александро-Невской Лавры, который, взявшись за обучение, дал отцу Онуфрию следующее правило: «Твори 3000 молитв Иисусовых в день». От занятий у него скоро распух язык, но, придя за советом к затворнику, он услышал: «Твори теперь 6000 молитв в день». Оказывая послушание и усердие, Онуфрий стал испытывать жестокие нападения врага, им овладела страшная, мучительная злоба. От наставника он услышал лишь одно слово: «Ничего». И вместо ожидаемых послаблений получил новое задание: старец велел читать по 9000 молитв. Онуфрий исполнил и это, но по телу его пошли волдыри, словно от ожогов. Вновь обратившись к старцу, он получил наказ: «Терпи, не ослабевай, читай теперь 12 тысяч молитв». Это правило отец Онуфрий мужественно и неотступно держал до тех пор, пока однажды не снизошло на него благословение Божие — благодатная теплота затопила грудь и отныне самодвижная молитва уже никогда не прерывалась у него в сердце [16]».

      Примечания:
      [1] Подробнее об этом см.: Новиков Н.М. Молитва Иисусова. Опыт двух тысячелетий. Т. 3. Раздел «Ум и сердце», гл. «Граница естества» («Не торопись языком твоим»).
      [2] Осипов А.И. «Как же можно непрестанно молиться…» М., 2009. С. 40. Здесь делается также попытка уничижить опыт некоторых известных современных греческих подвижников исихастов, представив его в искаженной, карикатурной форме, с тем, конечно, чтобы обвинить их в прелести, как то принято в традиции варлаамизма. Не вдаваясь в подробности, отметим, что некомпетентность и несостоятельность критики здесь столь же очевидны и так же легко изобличаются, как и в случае с «Рассказами странника».
      [3] Игнатий (Брянчанинов), свт. Творения. М., 1998. Т. 5. С. 110.
      [4] Откровенные рассказы странника… ТСЛ, 1997. С. 67–69.
      [5] Там же. С. 21, 27. Заметим, что диапазон нормальной частоты пульса у взрослого здорового человека 60–80 уд./мин.
      [6] Иоанн Синайский, прп. Лествица. М., 1997. 28:62.
      [7] Ин.4:23; 1Тим.2:4.
      [8] Рафаил (Карелин), архим. Еще раз о еретических заблуждениях… М., 2003. С. 46.
      [9] Филарет Глинский, прп. До и после пострига. 1897. Ч. 3. С. 6.
      [10] Непрестанно молитесь! О молитве Иисусовой. М., 1992. С. 77.
      [11] Глинская мозаика. М., 1997. С. 181.
      [12] Парфений (Агеев), инок. Сказание… М., 2008. Т. 2. Ч. 4. С. 256, 300, 301.
      [13] Тем более не выдумка, как то пытаются представить те, для кого чужой подвиг оказывается укором, те, о ком прп. Макарий Великий говорит: «Это новые фарисеи, неискусные умом», лишенные «возрастания внутреннего человека», они, «украшая внешнего человека, сами себя оправдывают». Но горе вам, говорит им Спаситель, — тем, которые сами не входят и другим препятствуют (ср.: Лк.11:52).
      [14] Симеон (Холмогоров), архим. Един от древних. М., 1996. С. 112.
      [15] Онуфрий Валаамский (†1912), схимонах. Валаамский подвижник, стяжавший после упорных и длительных занятий Иисусовой молитвой, начатых еще в молодости, дар благодатной молитвы, которая не покидала его в течение 40 лет, вплоть до кончины. Старец подвизался в затворе в Большом скиту (скит Всех святых) на Валааме, никого не принимал, почти ни с кем не разговаривал. Келейник старца мон. Лонгин, заметив однажды ночью сияние над его кельей, стал свидетелем того, как о. Онуфрий «стоял на молитве высоко в воздухе, весь как в огне». Обладая даром прозорливости, старец задолго до 1917 г. предсказал революцию, убийство Царя, все подробности предстоящих смут, предрек грядущие нестроения в своей обители и имена будущих настоятелей. Так же заранее, будучи совсем здоров и бодр, он указал ничем внешне не предвещавшийся день своей кончины (†17.08.1912).
      [16] Мария (Стахович), мон. Безмолвие внутреннее. М., 2006. С. 92–95.

      Источник: О молитве Иисусовой: Аскетический трактат. Составлен на основе келейных записей священника Антония Голынского / авт.-сост. Новиков Н.М. — М.: Отчий дом, 2011. — 240 с. — (Серия «Путь умного делания»). Ответить »
      • Олег, 08.04.2017
        А что делать, когда жизнь кажется пустой?  Ненужной. Когда понял, что ты ничтожество? Я теперь плачу даже от того, что шурупы не вкручиваются как надо. Раньше с матом без проблем. А сейчас с молитвой и все из рук валится? Причем так во всех делах. Духовника нету. В храм хожу каждое воскресенье, исповедуюсь, пощусь. Молитва Иисусова в уме и сердце. А вот радости христианской нету. Любви нету. Вот и думаю скорее бы умереть. Но боюсь. Мне ад был показан. Проку от меня нету. Пустой я человек. Простите. Тоска такая уже лет 5. Как молится начал. Вот на днях купил женьщине-прихожанке обувку к весне после службы, а домой пришел и пожалел. Сорвался закурил. У своей дочери штаны одни. Ответить »
        • Константин, 07.04.2021
          Что-то поменялось за 4 года? Ответить »
        • Елена, 21.03.2018
          Олег, сатана не дремлет, поэтому при усиленной и частой молитве нападает тоска, чтобы человек испугался и отошёл от Бога разными способами: отчаянием, различными грехами, в том числе и мыслями о смерти…  Мудрый священник, видя рвение прихожанина в молитве (в особенности неофита), обязательно придержит его, именно потому что духовный груз надо поднимать  каждому по его силам, чтобы не «сваливаться»в чувство пустоты, вместо наполненности.  Наверняка, многие вновь обращённые испытывали необыкновенную душевную благодать в начале духовного пути, а потом она уходит… Мы помним о ней и скучаем, часто не понимая, куда все ушло.  Возможно, ощущение радости Господь даёт нам как ориентир, к которому надо стремиться в своих трудах за Царство Небесное.

          Не  бойся падать, не устояв перед грехом: поднимайся, кайся и снова иди. Не надо углубляться в собственный анализ своих же ошибок. Надо осознавать, что натворил, а оценку нашим ошибкам даёт Господь на исповеди, каждому в зависимости от покаяния. И ведь — прощает! Чтобы ни натворили-прощает милостию  Своею, надо только сильно просить, чтобы не оставил, не прошёл мимо… Ответить »
        • Helen Pollen, 12.03.2018
          Я вам очень сочуствую.Сделаешь добро, а потом пожалеешь, но Вы не волнуйтесь, сделали и забыли, что бы не думать об этом. Тоска- это плохо.Вы не молились Тихону Задонскому? Попробуйте, помогает. Всего Вам хорошего и терпенья. Простите, если что не так написала. Мне так кажется, что Вы человек искренний и стремитесь к Богу больше, чем многие из нас. Посторайтесь устоять. Ответить »
        • Кирилл, 14.04.2017
          Олег, когда жизнь кажется пустой, нужно потрудиться ради кого-то помочь кому-то. Ответить »
  • Александр, 27.08.2015
    В Ветхом завете сказано — Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова… Коментарии обозначают, что с каждым человеком у Бога есть индивидуальные подходы… В ходе повествования, многократно говорится, что нужно соблюдать осторожность, и иметь опытного наставника… А в прелесть можно влететь и без действия благодати от Иисусовой молитвы… Среди трудников попадают такие яркие примеры, хотя и не творят непрестанную молитву… Нужен духовник!!! Ответить »
  • Михаил Холошняй, 27.10.2015
    Для воцерковленных православных христиан может быть книга и «душевредная». Но допустим что с ней встречается неверующий, а таких — океан. Её может прочитать и инославный. Не получит ли он первую очень полезную «информацию» о полезном стремлении в православии к идеалу духовного образа жизни. У меня был родственник, совсем неверующий но высоко моральный. При прочтении именно этой книжки он был просто поражён. Может быть и с точки зрения проповеди Евангелия книга заслуживает полное уважение. Ответить »
    • Виталий, 31.12.2018
      У меня есть два знакомых, один по Храму, считающий себя воцерковленным, второй его друг, но Буддисткое учение воспринимающий и вполне на серьезе. Постоянно пребывающий в рунах, Мы иногда ведем разговоры на духовную тему и однажды я привел в пример эту книгу. Результат ошеломил меня. Воцерковленный воспроизвел Осипова — мол, прелесть, а Буддист аж загорелся, он читал эту книгу, и вчитывается в нее до сих пор, и тут такая приятная оказия поговорить о ней. Понимете разницу. Молящийся, но Буддист, и не молящийся, но Православный, (якобы).

      И отношение к книге, говорящей о молитве — разное. Ответить »
  • Евгений, 22.03.2016
    Духовника нет, но благословение получил, счет вести не буду, сколько получится , может это не правильно, попробую. Ответить »
  • Евгений, 22.03.2016
    Спаси Господи за помощь! Ответить »
  • Игорь, 15.05.2016
    Слава Богу за всё!Благодарю Ответить »