«“Книга о Святом Духе, ко святому Амфилохию, епископу Иконийскому” является вторым большим богословским произведением св. Василия Великого. Повод к его написанию имеет свою историю, позволяющую точно датировать этот труд и выяснить современную ему богословскую обстановку. Во время одного богослужебного собрания в Кесарии Каппадокийской в честь св. мученика Евпсихия, т. е. 7 сентября 374 г., св. Василий позволил себе произносить доксологическую формулу по-разному. То он говорил, как к этому народ и был приучен: “Слава Отцу, через Сына, во Святом Духе”, то “Слава Богу Отцу с Сыном и со Святым Духом”. Такое изменение привычной славословной формулы внесло немалое смущение среди верующих. В то время, исполненное напряженной борьбы за идею Святой Троицы и за словесные выражения ее, народ готов был во всяком новом выражении видеть покушение на догматическую вольность, на вероисповедную неточность, следовательно, на источник скрытого лжеучения. Присутствовавший при этом богослужении друг св. Василия, св. Амфилохий, обратился к нему с недоумением и просил соответствующих разъяснений. Св. Василий дал их в этом трактате, который и носит название “Книги о Святом Духе”». — Архимандрит Киприан (Керн).
Издатель: «Азбука веры»
Читает: Андрей Кабилов (1981–2022)
Год издания: 2019
Святитель Василий Великий. «О Святом Духе»
-
1. Глава 1. Предисловие, в котором рассуждается, что исследования необходимы и в наименее важных частях богословия08:33
-
2. Глава 2. Какое начало тому, что еретики обращают строгое внимание на слоги?03:18
-
3. Глава 3. О том, что сие тонкое различение слогов заимствовано у внешней мудрости03:58
-
4. Глава 4. О том, что в писании употребление сих слогов не выдерживается строго03:31
-
5. Глава 5. О том, что и об Отце говорится: Им, и о Сыне: из Него, также и о Духе16:45
-
6. Глава 6. Ответ утверждающим, что Сын не со Отцем, но после Отца, где рассуждается и о равночестии славы12:43
-
7. Глава 7. Ответ утверждающим, что о Сыне прилично говорить не: с Ним, а: Им03:23
-
8. Глава 8. В каких случаях имеет место речение: «Им», и в каком понятии оно свойственнее речения: «с Ним», а вместе толкование на то, как Сын приемлет заповедь, и как Он посылается21:55
-
9. Глава 9. Отличительные понятия о Духе, сообразные с учением Писания06:30
-
10. Глава 10. Ответ утверждающим, что Святого Духа не должно ставить наряду с Отцем и Сыном06:06
-
11. Глава 11. О том, что отрицающие Духа суть изменники03:12
-
12. Глава 12. Ответ утверждающим, что достаточно крещения только в Господа03:44
-
13. Глава 13. Изложение причины, по которой Павел с Отцем и Сыном ставит и Ангелов05:58
-
14. Глава 14. Возражение, что и в Моисея иные крестились, и веровали в него, и ответ на сие возражение, а вместе и о прообразованиях10:56
-
15. Глава 15. Ответ на новое возражение, что крестимся и в воду, а вместе и о крещении09:07
-
16. Глава 16. О том, что во всяком понятии Дух Святый не отлучен от Отца и Сына, и в созидании мира мысленного, и в домостроительстве касательно человеков, и на ожидаемом суде19:06
-
17. Глава 17. Ответ утверждающим, что Дух Святый не сочисляется со Отцем и Сыном, но только подчисляется Им, и вместе краткое изложение веры о благочестном сочислении09:41
-
18. Глава 18. О том, как в исповедании трех ипостасей соблюдаем благочестивый догмат единоначалия, и вместе обличение утверждающих, что Дух подчисляется12:18
-
19. Глава 19. Ответ утверждающим, что Духа прославлять не должно10:34
-
20. Глава 20. В ответ утверждающим, что Дух – ни в рабском, ни в господском чине, но в чине свободных04:39
-
21. Глава 21. Свидетельства из Писания об именовании Духа Господом06:20
-
22. Глава 22. Из того, что Дух подобно Отцу и Сыну недоступен для созерцания, заключение об естественном общении Духа с Отцем и Сыном03:33
-
23. Глава 23. О том, что перечисление принадлежащего Духу есть славословие Ему02:45
-
24. Глава 24. Обличение в несообразности тех, которые не славят Духа, заимствованное из сравнения Его с прославляемыми тварями07:37
-
25. Глава 25. О том, что Писание употребляет слог «в» вместо слога «с», а также, что слог «и» равносилен слогу «с»09:17
-
26. Глава 26. О том, что в каких только случаях ни говорится предлог «в», во всех тех случаях берется он и о Духе13:06
-
27. Глава 27. О том, откуда получил начало, и какую силу имеет слог «с», и вместе о не изложенных в Писании узаконениях Церкви13:32
-
28. Глава 28. О том, что противники не дозволяют употреблять о Духе и того, что Писание говорит о людях, именно, что они соцарствуют со Христом07:18
-
29. Глава 29. Перечисление знаменитых в Церкви мужей, которые в сочинениях своих употребляли речение: с18:01
-
30. Глава 30. Изображение настоящего состояния Церквей12:40
Комментировать