Источник

Псалом 74

В конец, да не растлиши, псалом песни Асафу. См. Псал. 56. Симмах перевел: «Победный о нетлении псалом Асафу». «И сей псалом, – говорит бл. Феод., – изрекается от лица пленников в Вавилоне, дающих обет песнословить Бога, если сподобятся милости Божией. Поскольку псалом сей содержит в себе предречение о праведном суде Божием и предвозвещает как погибель делателям лукавства, так благия начинания любителям добродетели; то пророческое слово не без основания повелевает в надписании не растлевать благочестивых помыслов, но хранить их здравыми и наследовать нетление». По св. Афанасию, «в псалме сем вводится лице Апостолов, которые советуют людям положить конец нечестию, и представляют им на вид страшный и Бож. суд». С Евр.: «Начальнику хора. Не погуби. Псалом Асафа. Песнь».

2. Исповемыся Тебе, Боже, исповемыся Тебе, и призовем имя Твое: повем вся чудеса Твоя. «Лик Апостольский, – говорит св. Афан., – дает обет, освободившись от гонителей, поведать чудеса Божия». Призовем имя Твое, по бл. Феод., значит: «снова будем именоваться Твоим именем и наречемся народом Твоим». Это говорят Иудеи, находящиеся в Вавилонском плену. С Евр.: «Славим Тебя, Боже, славим; ибо близко имя Твое; возвещают чудеса Твои».

3. Егда прииму время, Аз правоты воссужду. С Евр.: «Когда изберу время, Я произведу суд по правде». «Это говорит Спаситель, внимая обету Апостолов» (Св. Афан.). «Воссужду правоты, по бл. Феод., – по закону воздам справедливость вам (Иудеям) и Вавилонянам. Прииму время Акила и Симмах перевели: «когда будет собрание».

4. Растаяся462 земля, и вси живущии на ней, Аз утвердих столпы ея. С Евр.: «Колеблется земля и все живущие на ней: Я утвержу столпы ее». «Растаяла земля, т.е. Иерусалим, – поясняет. св. Афан., – и все живущие на ней (в Иудее). Но можно понимать это двояко – и в добрую сторону – растаяся в значении: перестала быть сильною в лукавстве, или в худую – в значении постигшего ее наказания. Столпы Иерусалима суть св. Апостолы (1Тим. 3:15)». – Растаяся земля, т.е. накажется, – «потому что Я – Судия вселенной и на всех наложу достойные наказания. Я над всеми Властелин, как Создатель всего. Я сотворил и основал землю, как некиими сполпами подпирая ее Моими уставами. Псал. 148:6». Но теперь не наказываю, а предсказываю наказания согрешающим (Бл. Феод.).

5. 6. Не возносите рога. Рог, как крепкое оружие животного (Пс. 91:11), означает силу и могущество (Пс. 18:3), коим гордятся люди. Отселе выражение: поднимать рог – значит: гордиться. Может быть, псалмопевец имел в виду, от глубокой древности сохранившийся доселе, обычай восточных женщин носить на голове серебряный или медный позолоченный рог, как украшение, которым гордились463. «Псалом, – говорит св. Афан., – повелевает не увеличивать беззакония высокомерием и не приводить в движение языка против Господа». С Евр. 5 и 6 ст: «Говорю безумствующим: не безумствуйте, и нечестивым: не поднимайте рога. Не поднимайте высоко рога вашего, (не) говорите (на Бога) жестоковыйно».

7. Яко ниже от исход, ниже от запад, ниже от пустых гор. С Евр.: «Ибо не от востока и не от запада и не от пустыни возвышение». «Сим означает, – говорит св. Афан., – весь обитаемый мир. Исходом называет восток, на котором восходит солнце; западом – место захождения солнечного; пустыми горами – север и юг; потому что сии страны необитаемы по чрезмерности холода и зноя. И так, не беззаконнуйте; потому что никто в целой вселенной, говоря о Боге что-либо хульное, не укроется от Него». Так же объясняет и бл. Феодорит.

8. Яко Бог Судия есть: сего смиряет, и сего возносит. Причина, почему не должно гордиться, – потому что над всеми, всюду, есть небесный Судия, Который смиряет нечестивых, возносит же смиренных сердцем. «Это должно понимать, – говорит св. Афан., – о двух народах – Иудеях и уверовавших язычниках».

9. Яко чаша в руце Господни, вина нерастворена исполнь растворения, и уклони от сея в сию: обаче дрождие его не истощися, испиют вси грешнии земли. Здесь под чашею разумеется правосудие Божие (Под. Иер. 25:15–18; Ис. 51:17; Иез. 23:34; Апок. 14:10), а под вином – гнев Божий или наказания, постигающие нечестивых не в одинаковой степени силы. Одни пьют чистое вино, т.е. терпят сильные наказания, так как цельное вино действует сильнее; другие пьют вино растворенное водою, т.е. терпят меньшие наказания; дрождие пьют те, которых Бог обрек на погибель. Толковники464, следующие LХХ-ти, Вульгате, Арабскому и Сирскому переводам, разумеют две чаши: одну с вином чистым, другую – с растворенным; это вино Господь смешивает, переливая от сея в сию – из одной чаши в другую, то есть: Свои наказания то усиливает, то ослабляет, по мере вины и свойствам преступлений; дрожди остаются для тяжких и нераскаянных грешников. Или: уклони от сея в сию значит: Господь уклоняет чашу гнева Своего то в ту, то в другую сторону, наказывая то тех, то других, всех по достоинству. Блаж. Феодорит, применяя это место к Иудеям в плену и к Вавилонянам, говорит: «Вином называет наказание; потому что подобно упоению отъемлет силу и нарушает стройность в составах. Посему пророческое слово сказует, что праведный Судия, иногда на нас, а иногда на них (то на Иудеев, то на язычников) налагает наказание; и ныне одного возносит, а другого смиряет, а иным опять дает высоту, и напасти переменяет, и благоденствие прелагает. Самое тяжкое наказание назвал дрождием. Я, говорит, испил более устоявшееся (вино), т.е. подвергся меньшим бедствиям, а Вавилоняне испиют самые подонки, т.е. потерпят бедствия жесточайшие тех, какие причиняли. Я 70 лет был в рабстве, возвращен, они же преданы будут вечному рабству». «В руке Господней, – так объясняет св. Афан., – чаша, в которую как бы выжимает Господь и добрые и худые плоды каждого человека и, смешивая доброе с лукавым, наполняет сим чашу. А потом, у кого дрождие не изливаются, т.е. грехи пребывают, те и пиют чашу, т.е. упиются собственными своими худыми делами». С Евр.: «Ибо чаша в руке Господа, вино кипит в ней, полное смешения, и Он наливает из нея. Даже дрожди ея будут выжимать и пить все нечестивые земли». Симмах перевел: «Господь держит в руке Своей чашу, которую наполняет чистым (вином) сверх краев для того, чтобы пили из нея. Но грешники испиют до последней капли – и даже самые дрожди»465.

10. С Евр.: «А я буду возвещать вечно, буду воспевать Бога Иаковлева».

11. С Евр.: «Все роги нечеcтивых сломлю, и вознесутся роги праведника».

* * *

462

Растаяся ετακη – (от τηκω – плавлю, растопляю; отселе – изнуряю, привожу в изнеможение), т. е. ослабела земля, но Я снова утвержу ее, как бы на столпах каких, на истинной вере, благодати, слове Божием, на соборах и т. п. Или, может быть, говорится о кончине мира, когда земля будет таять, как воск от огня гнева Божия (2Пет. 3, 10), но Господь снова утвердит ее, – и будет земля нова. Св. писателям обычно прошедшее время употреблять вместо будущего.

463

Об этом обычае говорит путешественник Брюсс. См. Душеполезное чтение за 1864 г. Іюль, стр. 236.

464

Августин, Гроций и др. См. у Калм.

465

У Калм. hіс.


Источник: Толкование на Псалмы : Сост. Палладий епископ Сарапульский. / Изд. второе, исправленное и дополненное. Вятка : Тип. А.А. Красовского; 1874. – 588 с.

Комментарии для сайта Cackle