Источник

Псалом 106

Аллилуиа. Сего слова нет в Еврейской и в некоторых изданиях Греческой псалтири. В буквальном смысле сей псалом есть благодарственная песнь Господу Богу за благодеяния, оказанные Еврейскому народу; с двумя предыдущими псалмами составляет одну песнь, которую, как полагают некоторые толкователи, пели Евреи по возвращении из плена, при освящении второго храма. По бл. Феод. – псалом предвозвещает освобождение из плена Иудеев и предрекает – спасение всех человеков; «лучше же сказать, – говорит он, – большая часть сего пророчества относится к нам, нежели к Иудеям».

1. С Евр.: «Славьте Господа, ибо Он благ, ибо во век милость Его»!

2. Да рекут избавленнии Господем, т.е. Евреи, освободившиеся от рабства Вавилонского, и христиане, избавившиеся от мучительства диавольского (Бл. Феод.). С Евр.: «Так да скажут избавленные Господом, которых избавил Он от руки врага».

3. И от стран собра их, от восток, и запад, и севера, и моря. «Над Иудеями исполнилось это в малой мере, – говорит бл. Феод., – когда иные возвратились из Вавилона, а в то же время немногие собраны были из Египта и окрестных народов. Церковь же из язычников Господь призвал и собрал во всех частях вселенной – восточных и западных, северных и южных, и таковые собрания можно видеть повсюду на суше и море». Свят. Афанасий исключительно разумеет о Церкви христианской.

4. Заблудиша в пустыни безводней и проч. С Евр.: «Они блуждали в пустыне по безлюдному пути, и не находили населенного города». Как Иудеи некогда блуждали в безводной пустыне, – и пути града обительного не обретоша – не нашли пути в отечество, в населенные грады, так и язычники до обращения их жили в духовной пустыне и не обретали пути в Божественный град, а «под градом должно здесь разуметь благочестивое житие», говорят бл. Феод. и св. Афан.

5. Алчуще и жаждуще, душа их в них исчезе. С Евр.: «Терпели голод и жажду, душа их истаевала в них». Как Евреи без законного богослужения в Вавилоне, так и язычники без божественного учения находились в гладе и жажде духовных (Ам. 8:11. Ин. 4:13. Бл. Феод. и св. Афан.).

6. С Евр.: «Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он избавил их от бедствий их».

7. И настави я на путь прав, внити во град обительный. «Иудеям даровал это чрез Персидского Кира, а язычников наставил чрез св. Апостолов» (Бл. Феод.). Град обительный. «Разумеет Церковь, или небесный Иерусалим» (Св. Афан.).

8. С Евр.: «Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих»!

9. Яко насытил есть душу тщу. С Евр.: «Ибо Он насытил душу жаждущую, и душу алчущую исполнил благами».

10. Окованныя нищетою и железом. Т.е. исполнил благ находящихся в нищете и в узах и рабстве. Под сению смертною св. Афанасий разумеет «идолослужение и дела совершаемые в безбожии». С Евр.: «Они сидели во тьме и тени смертной, окованные скорбию и железом».

11. С Евр.: «Ибо не покорялись словам Божиим, и небрегли о воле Всевышнего».

12. С Евр.: «Он смирил сердце их работами; они преткнулись, и не было помогающего».

13. С Евр.: «Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он спас их от бедствий их».

14. С Евр.: «Вывел их из тьмы и тени смертной, и расторгнул узы их».

15. С Евр.: «Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих»!

16. Яко сокруши врата медная, и вереи588 железные сломи. «Вратами медными и вереями железными, – говорит блаж. Феод., – пророк назвал неизбежность бедствий. Как тому, кому вход прегражден такими дверями и вереями, невозможно бежать: так невозможно было и Иудеям избежать рабства Вавилонского и всем людям владычества смерти. Но единой Божией милости довлело к тому, чтобы разрушить державу и Вавилонян и смерти, и даровать освобождение от горестей». «Пророк имеет в виду, – говорит св. Афан., – сошествие Спасителя во ад, в которое отверз Он врата адовы (Ис. 49:9). Врата же смертная суть грехи, ведущие к смерти» (Св. Афан.).

17. Восприят я от пути беззакония их: беззаконий бо ради своих смиришася. Т.е. Бог избавил их от пути беззаконий, тех беззаконий, за которые они были унижены. – Иудеи и все люди несли наказание за то, в чем согрешили; однако тех и других Господь сподобил спасения (Бл. Феодор.). С Евр.: «Безрассудные страдали за беззаконные пути свои и за неправды свои».

18. Всякого брашна возгнушася душа их, и приближишася до врат смертных. С Евр.: «От всякой пищи отвращалась душа их, и они приближались ко вратам смерти». Т.е. Иудеи так были поражены множеством бедствии, что отвращались от самой пищи. Под. Иов. 33:19. Язычники же не имели духовной пищи, не хотели внимать учениям своих философов (Бл. Феодорит).

19. С Евр.: «Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он спас их от бедствий их».

20. Посла Слово Свое, и исцели я, и избави я от растлений589 их. С Евр.: «Послал Слово Свое, и исцелил их, и избавил их от могил их». Т.е. Бог Отец послал Сына Своего Бога Слово, Которое, вочеловечившись, исцелило и спасло грешников от погибели (Бл. Феод.).

21. С Евр.: «Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих»!

22. С Евр.: «Да приносят Ему жертву хвалы, и да возвещают о делах Его с пением»!

23, 24. Сходящии в море в кораблях, творящии делания в водах многих. С Евр.: «Отправляющиеся на кораблях в море, производящие дела на больших водах». Ст. 24: Тии видеша дела Господня, и чудеса Его во глубине. «Разумеет же, – говорит бл. Феод., – следующее: как плавающие на кораблях, переходя обширные моря, преимущественно видят великие дела Божии, когда, подвергшись сильным волнениям, сверх всякой человеческой надежды получают спасение; так и Иудеи, впав в оные бедствия, и получив освобождение, дознали Божию силу; а равно и все человеки, видя необычайное изменение дел, прекращение прежнего обольщения, душевную тишину и пристань воскресения, удивляются Подателю сего» (Бл. Феод.).

25, 26. Рече, и ста дух бурен, и вознесошася волны его. С Евр.: «Он речет, – и восстает бурный ветр, и высоко поднимает волны его». Ст. 26: Восходят до небес, и нисходят до бездн: душа их в злых таяше. С Евр.: «Восходят (волны) до небес, нисходят до бездны; душа их истаевает в бедствии». Продолжается описание бедствий плена Вавилонского под образом страшной бури, когда мореплаватели от страха теряют присутствие духа, душа их истаевает от ужаса.

27. Смятошася, подвигошася яко пияный, и вся мудрость их поглощена бысть. С Евр.: «Они кружатся и шатаются, как пьяные, и вся мудрость их исчезает». Т.е. во время бури мореплаватели от страха теряют мужество и возможность действовать правильно, подобно пьяным влаются туда и сюда, сами кормчие теряются, – вся мудрость, все их искусство поглощается страхом. Так было с Евреями в Вавилоне, так бывает и со всяким человеком во время сильных бедствий, когда Господь налагает на него крепкую руку Свою. Но Господь же и (ст. 28, 29) спасает Сам всех, когда к Нему взывают о помощи, прекращает бури, душе несчастного дарует благодатную тишину и (ст. 30) духовное радование; яко умолкоша, потому что утихли бури и волны бедствий; Господь Сам приводит их в желаемую ими пристань – в Свою Церковь, где все труждающиеся и обремененные находят благодатное упокоение. «Это, – замечает бл. Феод., – относится более к нам (христианам), нежели к Иудеям; потому что нас ввел в пристанище хотения Своего, даровав Божественное Свое ведение».

28. С Евр.: «Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он вывел их из бедствия их».

29. С Евр.: «Он превращает бурю в тишину, и волны умолкают».

30. С Евр.: «И веселятся, что они утихли, и Он приводит их к желаемой пристани».

31. С Евр.: «Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих»!

32. Да вознесут Его в Церкви людстей, и на седалищи старец восхвалят Его. С Евр.: «Да превозносят Его в собрании народном, и да славят Его в сонме старейшин»! По бл. Феод., это пророчество о том, что уверовавшие народы будут славит Спасителя в христианских церквах, «по предначатии свящ. сонмом, т.е. – священнослужителями».

33. Положил есть реки в пустыню, и исходища водная в жажду. Певец приводит здесь и далее до конца причины, почему должно особенно благодарить и славословить Господа: – потому, что наступила необычайная, самая благодетельная перемена во всем. Тот, «Кто (с Евр.) превращает реки в пустыню и источники вод в сушу; ст. 34: Кто плодородную землю обращает в солончатую (т.е. бесплодную степь) за нечестие живущих в ней; ст. 35: Тот (Самый) превращает пустыню в озеро, и землю иссохшую в источники вод; ст. 36: населяет там алчущих, и они создают город для обитания; ст. 37: засевают поля, насаждают виноградники и получают обильные плоды; ст. 38: Он благословляет их, и они весьма размножаются, и скота их не умаляет; ст. 39: но эти самые уменьшились, упали от угнетения бедствия и скорби». Все это в буквальном смысле можно относить к Евреям, по возвращении их из Вавилонского плена, к перемене их состояния из худшего на лучшее. Но Отцы объясняют в духовном смысле. Реки, обратившиеся в бесплодную пустыню – это неверующие Иудеи; пустыни и изсохшия земли, обратившиеся в источники вод – уверовавшие язычники, они алкали духовной пищи и составили обительные грады, т.е. «благое и небесное жительство», они засеяли поля, т.е. сердца словом Божиим, посадили винограды, т.е. основали церкви; скоты – это неразумные в Церкви, умалившиеся и подпавшие разного рода бедствиям – это неверные Иудеи, рассеянные по вселенной (Св. Афан. и бл. Феод.).

40. Излияся уничижение на князи их, и облазни590 я по непроходней, а не по пути. С Евр.: «Он изливает бесчестие на князей, и оставляет их блуждать в пустыне, где нет путей». Т.е. Бог в праведном гневе унижает царей и начальников и заставляет их блуждать по непроходной пустыне, как напр. унижены были Иудейские цари Седекия и Иехония (4Цар. 24:16, 25:7) и все князья и начальники Иудейские, отведенные в плен. Св. Афанасий разумеет книжников и фарисеев, которые блуждают, как в непроходной пустыне, в своем ослеплении и неверии; «ибо не познали рекшего: Аз есмь путь (Ин. 14:6)». (Св. Афан.).

41. И поможе убогу от нищеты, и положи яко овцы отечествия. С Евр.: «Бедного же извлекает из бедствия, и умножает род его, как стада овец». По св. Афан., «нищие здесь те, о которых сказано: блажени нищии (Мф. 5:3); положи яко овцы отечествия – т.е. Своими собственными Господь признал из всех отечествий собранные паствы» (Св. Афан.). «Акила, – говорит бл. Феод., – перевел так: «И превознесет нищего из убожества, и поставит, как родственное стадо»; – потому что приложит попечение, как о собственных Своих овцах, будет промышлять и заботиться, как о родных по плоти».

42. Узрят правии, и возвеселятся, т.е. видя дела Божии в спасении людей, эту чудную в них перемену, правые возвеселятся, а решившиеся жить в злочестии и беззаконии, обуздываемые праведным судом, принуждены поникнуть в землю и молчать (Бл. Феод.).

43. Кто премудр, и сохранит сия, и уразумеют милости Господни. С Евр.: «кКто мудр, тот заметит сие, и уразумеет милость Господа». Т.е. только водящийся духовною мудростию способен уразуметь и познать человеколюбивое домостроительство Спасителя, и сохранить Божественные законоположения (Бл. Феод. Под. Ос. 14:10).

* * *

588

Вереи μοχλουςλος – запор, засов и т. п.; также один из столбов, на коем утверждается воротная перекладина. Словарь Церк. Славянского и Русского языка; изд. Академии Наук. См. слово: верея.

589

От растлений εκ των διαφορωνρα – порча, развращение, гибель, смерть.

590

Облазни επλανησεν от πλαναω – свожу с прямого пути, заставляю блуждать, блуждаю, странствую.


Источник: Толкование на Псалмы : Сост. Палладий епископ Сарапульский. / Изд. второе, исправленное и дополненное. Вятка : Тип. А.А. Красовского; 1874. – 588 с.

Комментарии для сайта Cackle