Источник

Слава человеческая

См. также: Бесстрастие. № 25; Воздаяние праведникам и грешникам. № 147; Гордость. № 189; Нестяжательность. № 670; Пища. № 711; Прелесть. № 893; Самоуничижение. №№ 993–994; Честность. № 1217.

1013. Авва Феодор не вступил в беседу с человеком, искавшим человеческой славы

См. также: Прозорливость; Тщеславие.

Брат пришел однажды к авве Феодору и пробыл при нем три дня, прося у него наставления. Но авва не отвечал ему, и брат пошел печальный. Ученик аввы спросил: “Авва! Почему не дал ты брату наставления? Он пошел печальный.” Старец отвечал ему: “Правда, я не говорил с ним, ибо он торговщик и хочет прославляться чужими изречениями.” (Достопамятные сказания. С. 281. № 3).

1014. Христос пришел к игумену в образе нищего, но не был принят им, так как игумен возлюбил славу человеческую и не заботился о Царствии Небесном

См. также: Милосердие; Нищелюбие; Страннолюбие.

Игумен одного общежительного монастыря, имевшего около двухсот братий, был нищелюбив. Со временем человеческая слава пленила его и он стал проявлять любовь к богатым и боярам и за это был прославляем ими. Однажды к нему в монастырь пришел Господь в образе убогого старца и попросил привратника доложить, что такой-то брат с большим трудом пришел к нему. Привратник застал игумена беседующим с богатыми; постояв немного, он сказал игумену об убогом, не зная, что это Христос. Игумен же, бранясь, возмутился, зачем привратник впустил пришельца, разве не видит, что он беседует с людьми. Привратник ушел ни с чем. Но долготерпеливый Господь ожидал, пока выйдет игумен. Через некоторое время один богач пришел в монастырь, игумен его сразу же встретил во вратах обители. Увидев игумена с богатым, богатый милостью и друг смиренных – Христос стал умолять игумена, сказав, что имеет к нему слово. Но игумен даже не обернулся и с богатым ушел на обед. После обеда, провожая гостя до ворот, игумен опять пренебрег просьбой убогого и незлобивого Старца. И вечером не принял он Того Небесного Странника. Уходя, старец сказал привратнику: “Так скажи игумену, что ради прежних его трудов и прежнего его жития Я приходил к нему, желая дать ему благословение, но он не захотел. Так как ищет он славы человеческой, Я пошлю к нему вельмож всей этой страны, благо же Царства Моего он не ищет.” И тогда все познали Вседержителя Христа, приходившего в образе нищего. Слыша это, братия, не отвратим взора от убогих, ибо Сам Христос Вседержитель ходит в образе нищего. Дающий нищему дает в руки Христа, ядущий же и пиющий с богатыми удовлетворяет своему сластолюбию. (Пролог. 18 октября).

1015. Певец лаврского хора, возмечтавший стать знаменитым певцом, распутством и вином погубил себя

См. также: Болезни; Вино; Жизнь нетрезвая; Наказание; Распутство.

“Помню, – рассказывал бывший наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Кронид, – в обители Преподобного Сергия жил в качестве послушника один молодой, с виду изящный человек по имени Александр. Он обладал сильным и приятным голосом. Его чистый первый тенор выделялся своей мелодичностью среди голосов поющей братии и невольно располагал сердца молящихся в Лавре к Богу. Жил он в обители три года и своим пением поистине украшал всю обитель. К сожалению, нашлись в Лавре у Александра советники, которые внушили ему стать известным певцом, предварительно усовершенствовав свои певческие способности в консерватории. Послушник внял этому совету, ушел из обители и поступил в столичную консерваторию. Прошло лет 5 или 6. Однажды я вышел прогуляться от Троицкого собора ко святым воротам. На пути встретился мне какой-то незнакомый человек с лицом, перевязанным платком на месте носа. Он, называя меня по имени, сиплым голосом просил себе милостыню, как бывшему певцу этой обители. Спрашиваю его: “Кто ты такой, и как твоё имя?” Тогда он ответил: “Я тот знаменитый певец – тенор Александр, которого все начальство обители так уважало и любило. Но я не сумел сохранить Божьего дара, послушался недобрых советов и в компании недобрых товарищей распутством и вином погубил себя и голос. В настоящее время скитаюсь без крова и пристанища и обременен венерической болезнью.” Смотря на этого человека, страждущего, но не венчаемого от Бога, я готов был и сам плакать, помня, как он пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно (Лк. 15:13).” (Троицкие листки с луга духовного. С. 48).


Источник: Отечник проповедника : 1221 пример из пролога и патериков / Игумен Марк (Лозинский). - [Б. м.] : Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008. - 736 с. : портр.

Комментарии для сайта Cackle