Источник

Честность

См. также: Добросовестность. № 247; Мать. № 425; Незлобие. № 628.

1217. Найдя на рынке кошелек с деньгами, старец дождался потерявшего и отдал ему все деньги

См. также: Слава человеческая.

Некто из святых по имени Филагрий, живя в иерусалимской пустыне, прилежно занимался работой и тем добывал себе пропитание. Однажды, когда он стоял на рынке и продавал рукоделие, то увидел оброненный кошелек с тысячью монет. Старец остановился на том же месте, говоря: “Конечно, потерявший воротится.” И вот потерявший идет и плачет. Старец отвел его в сторону и отдал ему кошелек. Тот задержал старца и хотел дать ему часть найденных денег, но авва не принял. Тогда потерявший начал кричать: “Пойдите посмотрите, что сделал человек Божий?” Но старец уже скрылся, вышел из города, не желая прославиться. (Достопамятные сказания. С. 279).

1218. Крепостной, вернувший господину потерянные деньги, был выкуплен им на волю и сторицей вознагражден

В Москве был известный содержатель разгонных ямских лошадей, некто Эчкин. Предок его был крепостным крестьянином, который зимой ездил в извоз и платил за это помещику соответствующий оброк. Однажды в марте месяце, когда санный путь уже прекращался, извозчик стоял на Глинном проезде напротив Государственного банка. Оттуда вышел какой-то господин средних лет с розовым узелком в руках. Подозвав извозчика, он указал ему адрес. Извозчик привез своего нанимателя, получил условленную плату и поехал на постоялый двор. Этот его выезд был последним, так как дорога совсем испортилась из-за наступившей оттепели. На постоялом дворе он распряг лошадь, обмахнул сани, накрыл их рогожей и попросил товарища при случае поднять их на сушилку вверху сарая, а сам вскоре уехал в деревню на все лето. Зимой он приехал в город и снова начал заниматься извозом. Когда он снял сани с сушилки и начал их обмахивать и чистить, то поднял подушку и открыл ящичек под сиденьем. И тут он заметил тот самый розовый узелок, который был в руках пассажира у Государственного банка. Когда он развернул платок, то увидел в нем много крупных ассигнаций и свертки золота. Все это привело его в великое смущение. Что же делать? В душе он был истинным христианином, и совесть подсказывала ему, что чужое Богом не благословляется. Немного погодя, он отправился по тому адресу, куда последний раз прошлой весной отвозил пассажира. Позвонил он в парадную дверь и на вопрос вышедшего к нему человека ответил, что ему нужен хозяин. Слуга сказал, что хозяин справляет день своего Ангела и занят с гостями. Извозчик усердно просил его доложить и сказать, что если барин его не примет, то сам же потом будет жалеть. Вскоре вышел хозяин дома и удивленно и радостно признал: “Да, это мой узелок. Здесь капитала двенадцать тысяч.”

Когда выяснилось, что все деньги целы, хозяин за великую честность извозчика определил ему, как и полагается по закону, третью часть найденного. Извозчик тогда начал отказываться, говоря, что денег этих он взять не может, потому что крепостной крестьянин. Если помещик узнает, что у него есть деньги, то не успокоится до тех пор, пока не отберет все до последней копейки. После короткого раздумья господин сказал: “Да, ты прав. А как фамилия твоего помещика?” Крестьянин назвал фамилию. Тогда хозяин, указывая на узелок, сказал извозчику: “Твоя доля будет в целости и сохранности. Ты же через месяц приди ко мне.” Затем взял извозчика под руку, ввел его в зал, переполненный гостями, и сказал во всеуслышание: “Перед вами человек, у которого душа золотая.” И рассказал гостям эту историю. Все гости были приятно изумлены бескорыстием извозчика и тут же стали обещать ему кто лошадей, кто пролетку, кто экипаж, а хозяин дома все обещания гостей записывал в тетрадь. После этого извозчика усадили за обеденный стол вместе с гостями и по окончании обеда отпустили с миром. Ровно через месяц извозчик явился к доброму хозяину. “Вот тебе вольная, – сказал он, – я ее купил у твоего барина. С этого момента ты можешь располагать жизнью по своему усмотрению.” Затем он дал ему адреса всех тех гостей, которые месяц тому назад пообещали разные подарки, нужные для его извозчицкой профессии. Все это он полностью получил и за честность из бедняка-крестьянина, благословленный Господом, сделался известным на всю Москву предпринимателем извоза. (Троицкие листки с луга духовного. С. 90).


Источник: Отечник проповедника : 1221 пример из пролога и патериков / Игумен Марк (Лозинский). - [Б. м.] : Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008. - 736 с. : портр.

Комментарии для сайта Cackle