Канон – епитимия
Канон – епитимия. – Другое значение частного характера, усвоенное слову канон, составляет значение меры церковного наказания – епитимии. В таком значении канон нередко употребляется в церковных правилах, напр., у Василия великого пр. 83: „волхвующие да подлежат правилу шестилетия“ (ὑπὸ τὸν κανόνα τῆς ἐξαετίας), в 54 пр. Трулльского собора назначается за незаконные браки в близких степенях родства правило семилетия (ὑπὸ τὸν τῆς ἑπταετίας κανόνα), т. е. епитимия лишения причащения св. таин в течение семи лет. Дюканж указывает и другие цитаты. Отсюда и сборник покаянных правил, усвояемый Иоанну Постнику, иногда называется κανονικὸν Ἰωάννου μονάχου, напр., в рукописях, указываемых Ламбецием, и в ответах константинопольского патриарха Николая на вопросы афонских монахов (отв. 11; см. Ралли, Синтагма IV, стр. 425). Каноник. Выше (стлб. 268–271) мы уже заметили, что канон в обычной жизни древних греков значил между прочим, список лиц, принадлежащих к известному классу общества. Это значение было усвоено слову „канон» и в церковной жизни. Здесь оно употреблялось в значении списка лиц служащих церкви, в значении каталога клириков, состоявших при епископской кафедре. Выражение правил – ὁ τοῦ κανόνος (Ант. 2. 11), или ὁ ἐν τῷ κανόνι ἐξεταξομενος (Ник. 16. 17) равнялось выражению: ὁ τοῦ καταλόγου τοῦ ἱερατικοῦ (Апост. 8. 17. 18), а это значило: состоящий в списке лиц служащих церкви. Это выражение, также выражение κανονικός (Лаод. 15. Вас. в. пр. 6) было однозначуще с выраженим – клирик (Ник. пр. 17). Название каноник для лиц, служащих церкви при кафедре епископа, было усвоено и в западной церкви, как эти видно из правил некоторых соборов – Арвернского 535 г. пр. 15, Турского 567 года пр. 12, из сочинений Григория турского (lib. X, с. 31, п. 16) и пр.
Там оно удерживается и до сего времени, тогда как на Востоке оно вышло из употребления. На Западе это название в течение времени получило некоторые особые оттенки в своем значении в связи с постановлениями о жизни клириков. Известно, что в западной Церкви блаж. Августин ввел общежития для клириков, находящихся при епископской кафедре, и обязал духовенство жить в этих общежитиях по правилам монашеским, без формального произнесения монашеских обетов. Этому примеру стали подражать и другие епископы, а впоследствии нововведение Августина было поддержано соборными постановлениями и законами светской власти. Посему „канониками“ стали называться духовные лица, ведущие канонический образ жизни, т. е. живущие в общежитии при епископской кафедре (см. „Каноническая жизнь“ ниже). Это можно видеть из следующих постановлений. Собор Верненский 755 г. пр. 11 постановил:
De illis hominibus, qui dicunt, quod se propter Deum tonsurassent, placuit, ut in monasterio sint sub ordine regulari, aut sub manu episcopi sub ordine canonico, т. e.: „относительно тех людей, которые, как они говорят о себе, приняли пострижение ради Бога, угодно собору, чтобы они или находились в монастыре в чине монашеском, или же под надзором епископа по правилам жизни канонической“. Также по закону Карла великого 805 гл. 9: Ut omnes clerici unum de duobus eligant, aut pleniter secundum canonicam, aut secundum regularem institutionem vivere debeani; т. e.: „все клирики должны выбрать одно из двух – или жизнь каноническую, или жизнь по правилам монашеским“. Потому, когда X – XII в. общежития клириков стали выходить во многих местах из употребления, явилось различие каноников регулярных от мирских (canonici геgulares, живущие по правилам общежития, в отличие от тех, которые жили отдельно по себе – canonici saeculares). Впоследствии времени это различие уже потеряло силу в виду необязательности для высших членов епископских капитулов вести жизнь в общежитиях. Только низшие члены кафедрального клира до поры продолжали жить в общежитии при кафедре епископа, под именем canonici domicellares. Различались еще каноники сверхштатные, определяемые в ожидании освобождения штатного места в епископском капитуле: они назывались ехspectatarii. Таким образом канониками в западной церкви назывались и называются члены епископского капитула. Некоторые из них несут особые служения по отправлению богослужения и по управлению епархиею и поэтому носят особые почетные названия; рядовые же каноники остаются с общим своим названием. На таком положении остаются каноники и по законам, действующим у нас в России (Устав иностр. испов. 1896 г., ст. 25. 135).
Проф. И. Бердников