Каноникон
Каноникон (κανονιχο’ν). Этим термином назывались в греко-восточной церкви разного рода вещественные пожертвования, добровольно приносимые верующими в храм и дом епископа под именем начатков. В Ветх. Завете, как известно, на содержание первосвященника и священников, совершавших богослужения в храме, была назначена десятая часть десятины, которую должны были доставлять колену Левиину прочие колена народа израильского (Лев. 27, 20–32. Числ. 18, 21. 26. 28. 31). Кроме того в пользу священников поступали приносимые израильтянами к алтарю начатки, т. е. первые плоды полей и садов, первые порождения домашнего скота (Числ. 18, 12–17. Исх. 22, 29), а также все, что приносилось к алтарю по обету или по обычному порядку в приношение хвалебное, в приношение за грехи и в жертву повинности (Числ. 18, 9. 14. Лев. 5, 7. 6, 8. 34. 7, 7). В Новом Завете постановления закона Моисеева о десятине и о жертвенных приношениях потеряли свое значение за отменою жертвоприношений. В Новом Завете уместны только добровольные приношения того, что нужно для совершения евхаристии и отправлении богослужения и на содержание храма и служащего в нем духовенства. И эти приношения усердно делались первенствующими христианами. То, что было нужно для совершения евхаристии и богослужения – хлеб, вино, елей, ладан и пр., – приносилось в храм и отдавалось совершителям богослужения. А то, что было нужно для содержания храма и духовенства, доставлялось в дом епископа (прав. Апост. 3, 4; Карф. 46; Феоф. 4; VI-го всел. соб. 28. 59. 99. Пост. Ап. II, 25; VIII, 30. 31). В числе последних приношений были и денежные пожертвования – как регулярные, так и экстренные (1Кор. 16, 1. 2. Тертуллиана Apol. с. XXXIX. Деян. Ап. 2, 45. 4, 34–37. 5, 1–4. 11, 29. 30). Все, что приносилось христианами в церковь или в дом епископа, составляло в своей совокупности одно целое – церковное достояние; оно находилось в заведывании и распоряжении епископа. Оно употреблялось частию на украшение храма и устроение богослужения, частию на пособие нуждающимся членам церковной общины и частию на содержание духовенства.
Выдача денег и вещественных предметов членам клира носила характер вспоможения и производилась только нуждающимся (1Кор. 9. 15. Прав. Ап. 41. 59). Назначение вспоможения духовным лицам зависело от епископа (Прав. Ап. 41. 59. Пост. Ап. II, 25–27; VIII, 30. 31). С течением времени добровольные пожертвования, соответствовавшие ветхозаветным начаткам, превратились в обязательный сбор духовенства с прихожан необходимых средств содержания (Гангр. 7. 8. Злат. беседа 4 на Ефес., 34 бес. на Матфея. Justiniani Cod. lib. 1, и. 7. IIÏ de ер. еt сler. 39). Когда явились (около V века) приходские церкви в городах и селах под управлением пресвитеров, причт таких церквей, естественно, стал пользоваться правами на содержание от прихожан, подобными тем, какие прежде безраздельно принадлежали епископу. На так как приход сельский и городской и после приобретения им известной автономии в деле совершения богослужения, таинств и треб церковных не перестал быть в канонической зависимости от кафедры епископа, то эта зависимость служила основанием продолжения и финансовой связи между приходом и кафедрой епископа. Эта финансовая связь выражалась в двух правах кафедры епископа – в праве получать известную пошлину со всякого поставляющегося в ту или другую степень клира и в праве получать с прихожан каждого прихода известный сбор. Пошлина с поставляемых собиралась с каждого поставляемого при поставлении. Сбор же с прихожан собирался ежегодно и лежал на обязанности настоятеля прихода, который и обязан был доставить его в архиерейский дом. Размер того и другого сбора определялся обычаем. Церковные правила не касаются их. Светские же византийские законы считали своим долгом урегулировать их до известной степени. Относительно пошлины с поставляемых есть постановления уже в законах Юстиниана. Они определяют размер пошлины соответственно доходности места и степени поставляемого (Nov. 123, сар. 3. 16). Затем во второй половине XI века законом Исаака Комнина снова подтверждено запрещение брать с посвящаемых что-нибудь сверх таксы, установленной обычаем. Эта такса обозначена в самом законе, а именно: при поставлении в чтецы одна золотая монета, при посвящении в диаконы и священники по три золотые монеты (Толков. Вальсамона на Номок. т. I, гл. 34). Потом эта такса также рекомендуется к исполнению и патриаршими постановлениями – патр. Михаила и Николая Грамматика (Синтагма Ралли V, 60–61. Толков. Вальс. на 65 пр. Карф.). Подобным обр. таксирован был сбор с прихожан в пользу епископа в законе Исаака Комнина в след. виде: „повелеваем епископу получать ежегодно – от селения, имеющего 30 дымов, одну золотую монету, две серебряных, одного барана, шесть модиев ячменя, девять мер вина, шесть модиев пшеничной муки и 30 кур, от селения, имеющего 20 дымов, – половину золотой монеты, одну серебряную монету, полбарана, четыре модия ячменя, шесть ведер вина, четыре модия пшеничной муки и 20 кур, а с того селения, где десять дымов, брать пять серебряных монет, одного ягненка, два модия ячменя, три ведра вина, два модия муки и девять кур“. Этот закон был повторен в одной из новелл Алексия Комнина. Эти законы рекомендовались к исполнению и в постановлениях патриархов Михаила Керуллария и Николая Грамматика (Толков. Вальс. на Номок. т. 1, гл. 24. – Отв. 59 в Синт. Ралли IV, 491–492). Этот сбор с прихожан в пользу епископа и назывался κανονιλόν, чем указывалось на то, что священник управляет приходом по поручению и в зависимости от епископа и за обладание приходом обязав платить епископу оброк, собираемый с прихожан. Пошлина же, взимавшаяся при поставлениях, называлась τὰ συνήθεια, τὰ ὑπὲρ χειροτονίας διδόμενα – „обычная пошлина, дар, приносимый за хиротонию“ (Толков. Вальс. на Номок. т. 1, гл. 34: Толк. на 65 Карф.; его же отв. 59. Синт. М. Властаря буква Х, гл. 28. Постан. Николая Грамматика в Синт. Ралли, т. V, р. 60).
Проф. И. Бердников