Кахетия
Кахетия в древности состояла из трех частей: собственной Кахетии, Кухетии и Геретии. Эти географические термины известны были арабам в X в. и армянским историкам XI в. Страбон называет Кахетию частью Албании, обнимающей Дагестан и Ширван. Свое название Кахетия получила от Кахоса, мифического родоначальника этой страны. До утверждения в Грузии единодержавия, Кахетия была связана с грузинской Сомхетией, называемой у армян Гугар (Гугарен – Страбона). Эту часть Иверии грузинские летописцы называют иногда Хунани, Ташири. По словам «Картлис-Цховреба» (груз. летописи), цари таширские были из армян и случалось, что они владели и всей Кахетией. Поэтому сомхетцы иногда именовались кахетинцами. Биограф св. Гоброна епнскоп Стефан времен Адарнаса Куропалата (881–923 г.) сообщает, что в Ташири была распространена армянская вера, которая переходила и в ту часть Кахетии, которая тогда называлась Камбечовани, а ныне Кизики (Сигнахский уезд Тифлисск. губ.). Об отделении в религиозном отношении этой провинции от Грузии повествует в X в. католикос Арсений в сочинении «О разделении Карталинии и Сомхетии» (Грузии и Армении). Автор начинает историю раскола со времен Халкидонского собора и переходит к попыткам к соединению грузин и армян на нескольких соборах: два в Двине, один в Карну (Карсе), но усилия примирить грузинскую церковь с армянской оказались тщетными. При Нерсе Ишханели, – продолжает Арсений, – правитель Сомхетии отправился к кавказским горцам, но поспешно вернулся обратно, так как горцы-язычники не приняли его. Тогда он переселился в Камбечовани и водворился в небольшом ущелье, именуемом Сомхетским ущельем, и многих увлек своим учением, заразив страну «плевелами ереси». Кахетия в политическом отношении живет отдельно с VIII в. до начала XI в., когда царь Баграт III (1014–1027 г.) присоединяет к владениям грузино-абхазского царства. Первый правитель Кахетии Григорий (787–827 г.), как и его преемники Ваче и Квирике, именуются (наместниками царя) корикозами. При Квирике II г. Телав в XI в. становится столицей. Последним правителем Кахетии был Агсартан II (1102–1105 г.), при котором Геретия, часть Кахетии, окончательно присоединена к грузинскому царству Давида Возобновителя. При этом царе (1089–1125 г.) в Кахетии организуется высшая школа в Икалто, которой руководит царский духовник католикос Арсений. Но в XV в. Грузия разбилась на четыре самостоятельные царства, из которых одно составила Кахетия. Здесь воцарился Давид, сын Александра (1413–1442 г.). Объединение Карталинского и Кахетинского царств произошло лишь при Ираклие II во второй половине XVIII в. В течение четырехвекового самостоятельного существования Кахетия подверглась неоднократному разорению со стороны персов, уничтожавших с благосостоянием народа и его святыни. Шах Аббас в XVII в. разгромил Давидо-Гареджийскую пустынь, основанную в VI в. св. Давидом. Пустынь эта служила центром духовного просвещения Грузии. Немало ценных памятников переписано здесь. Кроме этой пустыни здесь приобрели известность: пустынь Иоанно-Крестительская, монастырь св. Нины в Бодбе, где покоятся останки просветительницы Грузии, Шуамтийский монастырь, Хирский монастырь св. Стефана, из 13 сирийских отцев, Алавердский собор с его знаменитым евангелием XI в., собор Самеба, святитель которого Иоспф Самебели в ХVІII в., переселившись в Россию, был епископом Новгородским и принимал участие в печатании грузинских богослужебных книг. По всей Кахетии видны остатки старинных величественных памятников (Непреси, Ниноцлаинда, Рустави, Греми, Логодехи, Телав и др.), уцелевших от разорения лезгин, терзавших эту область в течение ХVIII в. Из митрополитов Непресских приобрел известность Амвросий, знаменитый проповедник, а из Бодбийских – Иоанн. Кахетия входила в юрисдикцию карталино-кахетинского католикоса. В настоящее время экзарх Грузии носит звание архиепископа Карталинского и Кахетинского.
А. Хаханов.