Источник

Кация

Кация – сосуд для каждения, но без цепочек, вместо которых к нижней чашечке приделывается рукоятка, покрытая тонким резным металлическим листом, расширяющимся по мере удаления от чашечки, с закруглением на конце. К этому последнему прикрепляются на трех небольших цепочках довольно большие бубенчики. Кадящий держит кацию не за упомянутую сейчас ручку, а за другую, находящуюся под металлическим листом и прикрепленную к основной ручке. Существование кации предполагается замечанием «Краткого Начертания Студийского Устава» (IX века), что священник, покадив, ставит кадильницу. «Поставить» можно не современное кадило, а сосуд с ручками или поддоном. Об употреблении кации могут свидетельствовать и те места древних уставов (например, №. 456 Синод. библ. ХIII в.), которые говорят, что священник делает кадилом крест. Сделать последний было особенно легко ручной кадильницей, – кацией. В русской церкви о кации – вещи церковной – упоминается в 1146 г. (Полное Собрание рус. летоп. II, стр. 27) и в чине поставления епископа 1456 г. «Приготовляется, – говорится в нем, – кациа, еже есть ручная кадильница» (Акты Истор., изд. Арх. Эксп., т. I, стр. 469). Каждение кацией совершалось в половине XIX в. в Путивльской Софрониевой пустыни, Курской губернии, а на Востоке – на Афоне и в Константинополе – совершается и доныне. Кацией кадят обычно екклесиархи во время литургии – при пении Трисвятого, на утрени и повечериях, но иногда и священник или архимандрит, – в начале утрени страстного понедельника и пятка (†проф. И. Д. Мансветов, Церковный Устав, стр. 262).

Свящ. А. Петровский.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. — Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 9: Кармелиты — Κοινή : с 15 рисунками. — 1908. — V, [3] с., 754 стб., 757-770 с.

Комментарии для сайта Cackle