Письмо 172
Слава Богу! Наказуя наказа мя Господь, смерти же не предаде мя (Пс.117:18 ). Ты столько времени была мучима страстьми, но когда сознала свою вину, сказала: виновата, то и буря страстей поутихла. Это врачевство всегда тебе нужно и прилично. В обольщении гордостных помыслов ты ослепляешься, и во мраке видишь белое чёрным, а чёрное белым. Видишь чужие пороки, видишь монастырскую жизнь в чёрном виде. Это так несправедливо показывает тебе враг, желая тебя возмутить, лишить покоя и выгнать в мир, а там вести по его воле.
Монастырская жизнь есть борьба непрерывная со всезлобным врагом – диаволом. Мы падаем и восстаём, побеждаемы и побеждаем, по мере нашего устроения – гордого или смиренного; а Господь Подвигоположник, видя нас изнемогающих, поддерживает, укрепляет и восставляет; на раны падших возливает вино и елей; врачует их скорьбми, и болезнями, и приводит ко благому концу. А мы кто такие, судии чужих дел? И кто нам дал власть сию? Если бы мы пеклись о своей душе, то видели бы свои грехи, яко песок морской, по слову св. Петра Дамаскина о седми деланиях телесных, ибо «сие есть начало просвещения души и знак здравия ея». На что тебе вникать в чужие немощи и грехи? Довольно тебе и свои познать и пещись об исцелении их; писано есть: «око благо не узрит лукава». Если кто когда и изнемогает на сей страшной брани, то, бывает, и по неведению сие творит; а мы с тобою имеем богатство учений отеческих, поучаемся в них, и противное творим. Мы читаем не для того, чтобы чужие пороки видеть, а чтобы свою немощь познать и попещися о ней. Ты читала слово Иоанна Карпафийского, прочти и все главы его, они очень полезны; также и св. Симеона Нового Богослова главы и слово его; прочти житие старца Паисия, там много есть поучительного и в жизни, и в поучениях его.
Мира, здравия и спасения тебе желаю; многогрешный И. М. 17 августа 1856 года.