Источник

Письмо 171

До какого ты доходила безумия и исступления, что даже и сама сего ужасаешься теперь, – роптала против Бога; но сколь велико Его долготерпение, что Он ожидает нашего покаяния и не наказует тотчас. Но должно это тебя смирить, а, познав свою немощь, прибегай всегда ко Господу, прося прощения и помощи в делах твоих.

Я знаю причину твоей брани и умственного падения – это твоя гордость; она так богопротивна, что и с неба ангела низвергла; а ты довольно ею занята, считаешь себя лучшею всех, а их презираешь и укоряешь: это самое и лишило тебя Божией помощи, и открылась вся нагота страстного твоего устроения. Вспомни свое намерение, с каким ты пошла в монастырь, ища спасения, и имеешь святое учение отеческое которое научает и возбуждает нас к подвигам: смирения, терпения и любви, и проч., и пока ты, хотя несколько, держалась, укрепляема Богом, то и стояла незыблемо, хотя иногда и падала, но не разбивалась; а когда возгордилась на других, то и попущено врагу воздвигнуть на тебя бурю страстей, дабы смирилась и считала себя последнейшею из всех. Когда так себя будешь иметь, то увидишь милость Божию; Он на смиренныя призирает (Пс.112:6). Ты говоришь: если б была у кого в послушании, то могла бы смириться, а разве ты не в послушании у М. М.? Да, по вере твоей, и ко мне, грешному, имеешь послушание, хотя и отстоишь расстоянием, но расположением о Господе близ; то и должна исполнять то, что тебе говорят, или пишут, так как бы и близ находилась, и от сего стяжавала смирение чрез познание своей немощи; но если б ты и близ находилась, как ты думаешь, то могла бы повиноваться; напротив, враг показал бы тебе многие недостатки, и вместо послушания совсем и веру бы потеряла. Это на многих случается. Тебе не нравятся краткие главы св. Марка Подвижника, что не можешь в памяти удержать, но напротив краткословие о какой-нибудь добродетели или страсти больше можно усвоить в памяти, только читай с верою, не для одной памяти, а чтобы исполнять. То, что возбуждает в тебе страсть и наводит смущение, старайся из памяти изгонять страхом Божиим, молитвою и смирением; всегда говори о движениях твоих помыслов матери М. Остаюсь желатель твоего здравия и спасения, многогрешный И. М. 8 августа 1856 г.


Источник: Издание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Москва, типография В. Готье, 1863. Печатать позволяется с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Цензурный Комитет узаконенное число экземпляров. С.-Петербург, ноября, 17 дня, 1861 года. Цензор, архимандрит Фотий.

Комментарии для сайта Cackle