Источник

Глава 7

И зная, что непрестанное повторение горестных предречений может смягчить и крайне упорных, снова иным образом предрекает скорби. Ибо сказано:

Иез.7:1–3. И бысть слово Господне ко мне глаголя: и ты сыне человечь, рцы: сия глаголет Адонаи Господь, земли Израилеве конец прииде, конец прииде на четыре крила земли. Пришел есть конец, ныне конец тебе, и приидет конец на тебя населяющего землю сию.

Четырьмя крилами земли называет пределы, не вселенной, но земли израильской, то есть вас постиг конец: не думайте избежать угрожающих бедствий, не прибегнув к покаянию. Ибо всех вас постигнет гибель.

И испущу ярость Мою на тя, и сужду тебе по путем твоим

Кстати сказать теперь с блаженным Павлом: «страшно есть еже впасти в руце Бога живаго» (Евр. 10, 31), ибо «воздаст коемуждо по делом его» (Рим. 2, 6). Cие изрек Бог и здесь: «и сужду тебе по путем твоим. И дам на тя вся мерзости твоя», то есть пожнешь, что посеял, и получишь воздаяние достойное дел.

Иез.7:4. He пощадит око Мое на тя, и не помилую,

Ибо когда превзойдем меру беззаконий и болезнь сделаем неисцельною, тогда преградим себе Божию милость.

зане путь твой на тя дам, и мерзости твоя на тебе будут, и увеси, яко Аз Господь.

Самое великое утешение для наказуемых – познание наказующего Бога.

Иез.7:5. Сия глаголет Адонаи Господь: зло едино, зло, се, идет.

Иез.7:6–7. Конец пришел есть, прииде конец, воста на тя, се, прииде. Прииде плетение на тя живущаго на земли:

Человеколюбие Божие неизреченно, для того угрожает наказаниями, чтобы не наказывать; но когда не убоимся угроз, тогда изведаем их на опыте.

Сие потерпели и иудеи, которые слышали, что «пришел есть конец», и не убоялись конца. А «злом единым» называет Пророк постигающую их конечную пагубу, и «плетением» – греховные узы; ибо сказано: «пленицами своих грехов кийждо затязается» (Притч. 5, 22); и Исаия говорит: «горе привлачающим грехи яко ужем долгим, и яко ига юнична ременем беззакония своя» (Ис. 5, 18 ).

прииде время, говорит Бог, приближися день, не с молвою, ниже с болезнми.

Иез.7:8. Ныне изблизу излию гнев Мой на тя,

то есть отсрочки наказание не будет; напротив того – пришло, настало время оного. Потом снова описывает, как понесут наказание за неправды свои, и вскоре за тем присовокупляет к сказанному:

Иез.7:10–11. Процвете жезл, прозябе укоризна, и сокрушит утверждение беззаконника.

«Жезлом» назвал наказание, орошенное беззаконием и процветшее, а «укоризною» нарек нечестие против Бога, которому весьма долго предавались, пренебрегая Божиим долготерпением. Но в настоящее время, говорит Бог, укоризна сия прозябла, и «сокрушит утверждение беззаконника». Почему присовокупляет:

Иез.7:12. Купуяй да не радуется, и продаяй да не плачется, яко гнев на все множество их.

Иез.7:13. Занеже притяжаваяй ко продающему,

т. е. желающий изменить договор,

ктому не возвратится,

потому что все подпадут равным бедствиям, будут одинаково сетовать и воздыхать. Однако же, говорит:

и еще в жизни живущему, яко видение на все множество их не возвратится,

Когда обременяет их, столько бедствий, не отчаиваются в жизни, говорит Пророк, и всем им пророческое видение не кажется верным. Должно же, продолжает Пророк, им знать, что

и человек во очесех жизни своея не укрепится,

то есть события не всегда непременно соответствуют человеческим надеждам, напротив того, кто надеялся жить, тот нередко находил себе смерть.

Иез.7:14. Вострубите трубою, и разсудите вся, и не будет грядущаго на рать, яко гнев Мой на все множество их.

Поскольку думаете, говорит Бог, что предрекаемое Мною ложно, то вострубите трубами вашими, оставайтесь в той мысли, что всех вы лучше, но никакой не получите от сего пользы, потому что не будет у вас способных взяться за оружие, на всех вообще наложу всякого рода наказания.

Иез.7:15. Рать отвне с мечем, глад же и смерть извнутрь: иже на поли мечем скончается, сущих же в граде глад и смерть скончает.

Посему в состоянии ли вы будете вести войну, будучи остенены таким множеством и таких бедствий?

Иез.7:16. И уцелеют спасеннии от них, и будут на горах, яко голубицы скорбяще.

Сетуя и плача, уподобятся они голубицам, воркующим уныло, потому что голос голубиц походит на стенание.

Всех избию, говорит Бог, коегождо в неправдах его.

Не вопреки справедливости буду наказывать, но каждого подвергну наказанию, какого стоит он.

Иез.7:17. Вся руки разслабеют: и вся стегна окаляются мокростию.

То и другое служит признаком робости.

Иез.7:18. И препояшутся во вретища, и покрыет я ужас: и на всяком лице срам, и на всякой главе плешь.

Когда увидят тучу постигающих зол, и ниоткуда не окажется нм никакой помощи, тогда в отчаянии бросят воинские оружия и примут на себя печальный вид. Пророк упомянул о вретищ и о голове обритой, потому что тогда в обычае было сие у плачущих.

Иез.7:19. И сребро их на стогнах повержется, и злато их презрено будет:

Потом открывает и причину презрения к имуществам.

сребро их злато не возможет избавити их в день гнева Господня,

Видя, что приобретение серебра и золота бесполезно, с презрением будут бросать их, не заботясь уже о хранении их, как делали прежде.

души их не насытятся, и чрева их не наполнятся, зане казнь неправостей их бысть.

Какую пользу доставят им серебро и золото, когда нападет на них голод, и настанет недостаток в самом необходимом, нечем будет наполнять чрево, душа взалчет пищи, начнется же истязание и исследование неправд их? Потом Пророк снова объясняет причины наказания.

Иез.7:20. Избранныя утвари в гордыню положиша я, и образы мерзостей своих и гнусности сотвориша от них:

Серебро, и золото, и драгоценные камни обратили они в пищу своему высокомерию и нечестию, приготовляя себе из них дорогие украшения, а большую часть употребляя на делание идолов.

сего ради, говорит Бог, дах оная им в нечистоту.

Иез.7:21–22. И предам я в чуждия pyце, еже разграбити я, и губителям земли в корысти, и осквернят я. И отвращу лице Мое от них,

«Губителями земли» назвал вавилонян, как самых жестоких, беззаконных и воспитанных во всяком злочестии. Им предам, говорит Бог, и устроенных вами золотых и серебрянных идолов, и ту дорогую утварь, какую приготовили вы себе самим: «и осквернят я», то есть из драгоценных веществ сделанных идолов ваших употребят на другие изделия.

и осквернят стражбу Мою и внидут в нея неопасно, и осквернят я:

Иез.7:23. и сотворят мятеж.

«Стражбою» Своею именует Бог посвященный Ему храм, из которого, как казалось, надзирал Он над Израилем и удостаивал его промышления Своего. Не только идолов ваших, говорит Бог, предал вавилонянам, но и освященный Мне храм, из которого надзирал Я над вами. «И внидут в него неопасно», то есть не приуготовившись и не очистившись по закону, не приняв предварительно обрезания, но в обагренном кровью наряде, во всем воинском вооружении, совершая убийства внутри его, проникая в самое святилище; сие выразил Бог, сказав: «и осквернят я, и сотворят мятеж». Потом сказует и причину.

Понеже земля полна людей, и град полн беззаконий,

то есть множество беззакония их уподобляется множеству людей во вселенной.

Иез.7:24. И приведу злыя языки, и наследят домы их, и осквернят святая их.

He сказал: «святая Моя», но говорит: «святая их», то есть ими Мне посвященное, в чем не имел Я нужды, и что принял от них из попечительности о них. Но и сие за беззакония их оскверняемое и попираемое презрю опять.

Иез.7:25. Моление приидет, взыщет мира и не будет.

То есть в высшей степени бедствий будут умолять о благоволении и освобождении, но не получат его.

Иез.7:26. Горе на горе будет, и весть на весть будет,

Бедствия за бедствиями будут следовать у них, и один худой слух будет сменяться другим худшим слухом.

и не будет видение от Пророка, и закон погибнет от жерца, и совет от старец.

Сие и до ныне продолжается еще у них во всей силе, потому что и священство отправляется у них не по законам, и угасла благодать пророчества.

Иез.7:27. Царь восплачется, и князь облечется в пагубу, и руки людей земли разслабеют:

Сие яснее открывает нам Иеремия, повествуя о том, что было при Седекии, и о бегстве его.

по путем их сотворю им, и по судом их отмщу им, и уразумеют, яко Аз Господь.

Сии наказания наложу на них, говорит Бог, подвергнув ответственности за то, в чем прегрешили.

Посему и всем нам надлежит из всего, что сказано, пожиная пользу, не наказание навлекать на себя лукавством, но слезами покаяния врачевать греховные язвы, чтобы не переполнилась ладья и не потопила нас по праведным судам Божиим. Богу подобает слава во веки веков! Аминь.


Источник: Творения Блаженного Феодорита, епископа Кирского. Часть 6. - Типография В. Готье, 1859. - 776 с. / Толкование на пророка Иезекииля 355-728 с.

Комментарии для сайта Cackle