Глава 6
Иез.6:1–2. И бысть слово Господне ко мне, глаголя: сыне человечь, утверди лице Твое к горам Израилевым, и прорцы к ним,
Горы не одарены разумом и неодушевленны, а напротив того бесчувственны; но в обличение одаренных разумом обращается речь к неодушевленному. Так и при Иеровоаме человек Божий взывал к алтарю (3Цар. 13, 2).
Иез.6:3. и речеши: горы Израилевы, слышите слово Адонаи Господа: cия глаголет Адонаи Господь горам и холмом, и каменем и дебрем: се Аз наведу на вы меч, и потребятся высоты вашя, и истребятся требища ваша и сокрушатся кумирницы ваши, и повергу язвенных ваших пред кумиры вашими:
Поскольку на всех сих местах воздвигли жертвенники идолам, то по необходимости предрекает будущее нашествие врагов и повсюду совершаемые убийства, и разорение идольских капищ.
Иез.6:5. и дам трупы сынов Израилевых пред кумиры их, и расточу кости ваша окрест требищ ваших.
Иез.6:6. Во всем селении вашем
От вещей неодушевленных обращает речь к одаренным разумом, и угрожает, что идольские кашица наполнит мертвецами, а жертвенники демонские – костями человеческими, наказанием сим давая знать, что никакой пользы не получили от служения демонам и в постигших бедствиях не приобрели от них никакой помощи.
опустеют грады, и высокая погибнут, яко да потребятся и презрены будут требницы ваши, и сокрушатся,
Слова «презрены будут», Симмах перевел «запустеют».
и престанут кумиры ваши, и отвергутся кумирницы вашя, и потребятся дела ваша.
Бог указал причины наказания, потому что человеколюбивый Владыка наказывает с намерением уврачевать и пресечь поток нечестия. Все это сделаю, говорит Он, и приведу в запустение, чтобы угасить безумную и неистовую приверженность к идолам.
Иез.6:7. И падут язвении ваши посреде вас, и познаете, яко Аз Господь.
Посему наказание – учитель боговеденью. Поэтому и блаженный Давид сказал: «благо мне, яко смирил мя еси, яко да научуся оправданием Твоим» (Псал. 118, 71).
Иез.6:8. И оставлю еже быти от вас избегшим от меча во языцех, и в разсыпании вашем в странах.
Поскольку сказал: «познаете, яко Аз Господь», то по необходимости указует тех, которые воспользуются сим, потому что рассеявшиеся вследствие пленения из сего наказания извлекут себе пользу. Посему присовокупляет:
Иез.6:9. И помянут Мя уцелевшии от вас во языцех, аможе быша пленени:
Посему налагаемое Богом наказание полезно; оно – матерь покаяния.
кляхся бо сердцу их блудившему и отставшему от Мене, и очесем их блудившим в след начинаний их яко плакати11 имут по лицу своему о злобех, яже твориша во всех мерзостех своих.
Иез.6:10. И познают, яко Аз Господь не туне глаголах сотворити им вся злая сия.
Беспрекословно будут они раскаиваться в том, что оставили Меня и возлюбили служение идолам (ибо сие назвал здесь блужением), и самым опытом дознают, что не вопреки справедливости и не без пользы подверг Я их сим наказаниям, ибо справедливость доказывает нечестие, а пользу покаяние.
Иез.6:11. Тако глаголет Адонаи Господь: восплещи рукою и вострепли ногою и рцы, благоже, благоже о всех мерзостех злобы дому Израилева; мечем и гладом и смертию падут.
Когда Я, говорит Бог, определяю и произношу приговор о наказаниях всякого рода, ты рукоплещи и удивляйся правдивости сего приговора. Потом, снова предвозвестив то же самое, а именно, что преданы будут голоду, смерти, убийству от врагов, и плену, и что убиваемы будут вокруг идольских жертвенников и в чтимых ими рощах, говорит еще:
Иез.6:13. И под дубом сенным даяху воню благоухания всем кумиром своим.
Показывает и пределы запустения. Ибо говорит:
Иез.6:14. Положу землю в пагубу и потребление от пустыни Девлафа от всего селения их, и познаете: яко Аз Господь.
* * *
Вместо: κὀφονται, как у седмидесяти, у блаж. Феодорита читается: κλαὐσωνται.