Источник

Глава 5

Иез.5:1. И ты сыне человечь, возми себе мечь остр, как бритву стригущаго8 и притяжи его себе, и возложи на главу твою, и на браду твою: и возми превес весов, и размериши я.

Меч дает разуметь карательную силу, отъятие волос на голове и бороде – лишение благолепия, а превесы и весы – правдивость Божия приговора, потому что в неизследимых судах Божиих все бывает строго взвешено.

Иез.5:2–3. Четвертую часть да сожжеши на огни среди града по исполнению дней затворения твоего. И да возмеши четвертую часть, и сожжеши ю среде града, четвертую же часть содробиши мечем окрест его, и четвертую часть разсыплеши ветром: и меч извлеку в след их.

Чрез несколько слов сие истолковывает Сам Бог, огнем называет голод и смерть; почему две четвертые части повелел предать огню, потому что и голод и смерть истребляют людей подобно огню. А мечем означил нашествие врагов и убийства, какие произведут они, и рассыпанием – пленение и будущее рассеяние, о которых присовокупил: «и меч извлеку в след их», потому что, после того как соделались пленными, потерпели тысячи видов смертей.

Иез.5:4. И возмеши оттуду мало их числом, и ввяжеши я в одежду твою. И от техже возмеши еще, и ввержеши я среде огня, и сожжеши я на огни: и от того изыдет огнь на весь дом Израилев.

Сим означает Бог оставшихся в Иудее, которых архимагир Навузардан оставил вместе с Годолиею, и которые также различным образом были истреблены, то будучи умерщвляемы друг другом, то спасаясь бегством в Египет, и не оставляя там нечестия. И о семь ясно дает нам знать пророчество Иеремии. Сказанное же: «от того изыдет огнь на весь дом Израилев», дает разуметь, как тогдашнее раздражение царя вавилонского, так и гибель, постигшую их в Египте, а равно предозначает также мятежи, бывшие по возвращении из плена при Антиохе Епифане, по причине которых впали они в тысячи бедствий, преимущественно же возвещает неистовство на Владыку Христа и конечную их гибель, и рассеяние по целой вселенной после креста. Сделав это, говорит Бог Пророку, скажи и причины наказания.

Иез.5:5–6. Cия глаголет Адонаи Господь: сей Иерусалим посреде языков положих его, и страны, яже окрест его, и речеши: измени оправдания Моя в беззаконие паче языков, иже окрест его: понеже оправдания Моя отринуша, и по законом Моим не ходиша в них.

Бог всяческих избрал народ Иудейский с намерением, чрез иудеев благодетельствовать всем людям. Почему дал им закон, отделяющий их от всех народов, чтобы и в этом имели они отличие. Дал же им и место для жительства посреди вселенной, потому что с востока и севера была у них Азия, с запада Европа, соединяющаяся посредством моря, с юга Ливия. Ибо на сии три участка разделили вселенную и сыны Ноевы. Посему, говорит Бог: «положих Иерусалим посреде языков», чтобы из Иерусалима извлекли они для себя пользу, и у Иерусалимлян научились всякому благочестию и правоте. Но Иерусалим поступил во всем напротив. Не только не преподал данных ему Мною добрых законов, но сам приобщился злочестию языческих народов.

Иез.5:7–8. Сего ради тако глаголет Адонаи Господь: понеже образ ваш паче язык, иже окрест вас9, и не ходисте в законех Моих, и оправданий Моих не сотвористе, но и по судом языческим, яже окрест вас, не сотвористе, сего ради сия глаголет Господь: се Аз на тя, и сотворю среде тебе суд пред языки.

Поскольку вы примешали к себе черты, заимствованные у язычников, приняли в себя их начинания, а Мои оправдания и законы презрели, и по чрезмерности беззакония превзошли злочестием язычников, от которых научились оному, то буду судить вас за это явно, язычники увидят суд Мой и услышат приговор, чтобы, поскольку не могли воспользоваться твоей правотою, извлекли по крайней мре для себя пользу из твоего наказания.

Иез.5:9. И сотворю среде тебе, ихже не сотворих, и ихже не сотворю подобных им ктому, по всем мерзостем твоим.

Потом дает знать, чем угрожает.

Иез.5:10. Сего ради отцы снедят чад среде тебе, и чада снедят отцев:

Сие и было во время осады Иерусалима и вавилонянами и римлянами, когда чрезмерность голода довела до таких поступков.

и сотворю в тебе суды,

То есть, правдиво буду судить тебя.

И разсею вся ocтавшая от Тебе по всему ветру.

Сие не требует толкования, потому что провозглашают о сем самые события.

Иез.5:11. Сего ради живу Аз, глаголет Адонаи Господь: воистинну понеже святая Моя осквернил еси всеми гнусностями твоими и всеми мерзостми твоими, и Аз отрину тя,

Словом: «святая» называет не только согласное с законом, но и посвященный Ему храм, который осквернили иудеи поставлением в нем идолов и их мерзостями, как исполненных мерзости и гнусностями, как возбуждающим всякое омерзение. Таково сказанное Ревеккою: «стужих си душею моей дщерей ради сынов хананейских, аще поймет Иаков сын мой от них жену, то вскую ми житии?», то есть весьма гнушаюсь дочерьми хананейскими. И Бог говорит так же устами Давида: посему «негодовах рода того» т. е. возгнушался родом тем, «и рех присно заблуждают сердцем» (Псал. 94, 10). И сей же Пророк говорит еще о беззаконнике: «о злобе же не негодова», т. е. не возгнушался злобою (Псал. 35, 5).

и не пощадит око Мое, и Аз не помилую тя.

Такова чрезмерность беззакония, что милостивый не хочет миловать, и человеколюбивый не щадит наказуемых. Потом повторяет Бог, что уже истолковано, а именно, как четвертую часть предаст голоду и еще другую четвертую часть – смерти; потом еще часть – избиению во время войны, и остальную четвертую часть – плену, потому что и сих преследовать будет наказание, и присовокупляет:

Иез.5:13. И скончается ярость Моя, и гнев Мой на них, и утешуся, и уведят, яко Аз Господь глаголах во рвении Моем, внегда скончати Ми гнев Мой на них.

Божество бесстрастно и совершенно не гневливо, называя же так карательные действия, употребляет именования человеческие. Сказано: «скончается гнев Мой на них» в значении: примет конец. Когда же опытно дознают они, что Я – Бог и Владыка, и что, гнушаясь их беззаконием, наложил на них наказание, тогда «утешуся», ибо для этого и подвергал их наказанию.

Иез.5:14. И положу тя в пустыню, и во укоризну языком сущим окрест тебе

К сильному огорчению достаточно и того, что живущие по соседству, и постоянно враждовавшиее будут смеяться, и веселиться запустению.

и дщери сущия окрест тебе10 пред всяким проходящим.

Дщерями называет подвластные города и селения.

Иез.5:15. И будеши в стенание и ужас, наказанием и пагубою в языцех, иже окрест тебе,

Соделаю тебя знаменитым своими бедствиями, и все, слыша о твоей гибели и о гибели подвластных тебе городов и селений, будут стенать и сетовать.

егда сотворю в тебе суды в гнев и ярость, во отмщение ярости, и обличение.

Потом, доказывая нелживость сказанного, продолжает:

Аз Господь глаголах.

Сего объявления о лице достаточно в доказательство истины.

Иез.5:16–17. И егда послю стрелы Мои глада на ня, и будут в скончание, и послю их растлити вы, и глад соберу на вы, и сотру утверждение хлеба твоего. И послю на тя меч, и звери люты, и умучу тя, смерть же и кровь пройдут сквозе тя, и мечь наведу на тя окрест, Аз Господь глаголах.

Многократно повторяет одно и то же с намерением устрашить слышащих, чтобы страхом бедствий обратить их к благочестию и не подвергать испытанию угроз. Зверями же лютыми наименовал жестоких халдеев, которые, подобно кровожадным зврям, нападали на них, и одних умерщвляли, а других ловили живымии и брали в плен.

* * *

8

В слав.: «паче бритвы стригущего».

9

Вместо ἡ ἀφορμξμῶν у блаженного Феодорита читается: ἡ μορφνμῶν.

10

По славянскому переводу слова сии не читаются.


Источник: Творения Блаженного Феодорита, епископа Кирского. Часть 6. - Типография В. Готье, 1859. - 776 с. / Толкование на пророка Иезекииля 355-728 с.

Комментарии для сайта Cackle