Источник

Глава 38

Иез.38:1–2. И бысть слово Господне ко мне, глаголя: сыне человечь, утверди лице твое на Гога, и на землю Магога князя Рос, Мосоха и Фовеля.

Гог и Магог – народы скифские; Мосох, как говорят, каппадокияне, а Фовел – иверы. Но «Рос» на еврейском языке значит: глава. И Акила слово: «Рос» перевел: «глава Мосоха».

Иез.38:3–4. И рцы им: сия глаголет Адонаи Господь: се Аз на тя Гог и Магог, на князя Рос, Мосоха и Фовеля, и обращу тя окрест, и вложу узду в челюсти твоя, и соберу тя, и всю силу твою, кони и конники оболчены в броня вся, собор мног, шлемы, и мечи, и щиты вси тии имуще.

Пророк в сказанном им открыл нам силу Божественной действенности и то, что ничего подобного не бывает без Божия изволения, но Бог домостроительствует в событиях добрых или попускает совершиться горестному по причине соделанных прежде грехов. Посему в сказанном: «вложу узду в челюсти твоя, и соберу тя» разумеем не чувственную влагаемую узду, но Божие мановение, которым ведутся Гог и Магог и с ним все те, которых роды перечисляет Пророк. Ибо говорит:

Иез.38:5. Персяне, и Муряне, и Лидяне, и Ливане,

И Фут с ними. Это один из сынов Хама, родоначальник западных Ливиян.

вси сии шлемы и щиты имуще.

У всех у них были шлемы и щиты, и круглые, и легкие.

Иез.38:6. Гомер, и вси, иже окрест его (так называет галатов), дом Форгаман (под сим разумеет фригян) от конец севера и все опоры его, и язы́цы мнози с ним.

«Опорами» называет подданных, поддерживающих и подъемлющих на себе царство.

Иез.38:7. Уготовися, уготовися сам ты, и весь сонм твой собранный с тобою, и будеши Ми в преднюю стражбу.

Иез.38:8. От дней множайших уготовишися, и в последняя лета приидеши на землю, низвращенную от меча, собраных от язык многих, на землю Израилеву, яже бысть пуста весьма.

По возвращении из Вавилона, как говорят иные учители Церкви, народы сии ополчались на Иудею: и толкование сие согласно и с пророчеством, ибо Пророк говорит: «приидиши на землю, низвращенную от меча», то есть избавленную от врагов и освобожденную от плена, и присовокупляет: «собран от язык на землю Израилеву, яже бысть пуста весьма». Сказывают же, что во время военачальства Зоровавелева народы сии истреблены, и военные добычи употреблены на строение храма Божия, потому что иудеи, люди бедные и пленники, не изобиловали деньгами. Вероятно же соседи, завидуя благосостоянию иудеев, наняли против них сии народы. А что препятствовали они построению храма, обманывая то начальников областей, то царей персидских, свидетельствует о том писание Ездры. Пророк присовокупляет к сему:

И тии от язык изыдоша и вселятся с миром еси тии.

Из сего явствует, что нашествие сих народов было вскоре по возвращении из плена, ибо говорит Бог: «и тии от язык изыдоша, и вселятся с миром».

Иез.38:9. И взыдеши аки дождь, и приидеши аки буря и аки облак, покрыти землю, и падеши ты, и вси иже окрест тебе, и язы́цы многи с тобою.

Ожидая одного, потерпишь другое, надеясь победы, предан будешь гибели. Потом описывает, как рассуждает он сам с собою.

Иез.38:10–12. Взыдут помыслы на сердце твое, и помыслиши помышления злая, и речеши: взыду на землю отверженую, прииду на люди молчащия в тишине, живущия на земли, на ней же несть ограды, ни дверей, ни верей, еже пленити плен и взяти корысти их: еже обратити руку мою на землю опустошенную, яже населися, на язык, собранный от языков многих, сотворивших притяжение имений, живущих на пупе земли.

И это все извещает нас о том, что происходило после плена, когда города иудейские, по пророчеству, не имели ни стен, ни дверей, ни запоров, почему сказанные выше народы и осмелились ополчаться. Народ же израильский по возвращении своем сделался славным, как возвращенный силою Божиею. И как изшествие из Египта доставило ему великую известность, так возвращение из Вавилона соделало их знаменитыми и обратило на них взоры всех, почему и сии народы осмелились ополчиться на них. И никто да не почитает пророчества невероятным, принимая в соображение расстояние между народами скифскими и Иудеею, но пусть приведет себе на мысль, что и в наши времена народ сей занял весь восток и, весьма многих взяв в рабство, удалился. Пророк сказует, что в его ополчении были фригияне, галаты, иверы, персы и ефиопы, не как его подданные, но как по разным обстоятельствам к нему присоединившееся, и одни соединились и ополчились добровольно, а другие взяты были в плен и принуждены вместе воевать. К сему слово Божие присовокупляет трогательное обращение к сему народу от лица других народов, ибо говорит:

Иез.38:13. Сава и Дедан, купцы фарсийские, и вся веси их рекут тебе: еда на пленение, еже пленити, ты грядеши, и взяти корысти, и собрал еси люди твоя, взяти сребро и злато отвести притяжания и имения, еже пленити плен велик.

Сава, как уже говорил я, есть народ ефиопский и индийский, а Дедан в соседстве с Идумеею. Но есть и другой ефиопский Фарсис, это – Кархидон. Все сии народы, говорит Пророк, смотря на твое восстание, узнают, что из любви к корысти предпринял ты этот поход.

Иез.38:14–16. Того ради прорцы, сыне человечь, и рцы Гогу: сия глаголет Адонаи Господь: не в той ли день, егда жити будут людие Мои Израиль с миром, уразумеешь и востанеши? И приидеши от места своего от конца севера, ты и язы́цы мнози с тобою: конницы на конех вси, собор велик и сила многа, и взыдеши на люди Моя Израиля, яко облак покрыти землю: в последняя дни будет,

то есть по возвращении Израиля, ибо сие сказал и выше: «егда жити будут людие Мои Израиль с миром, уразумеешь и востанеши». Подобно сему сказанное блаженным Моисеем: "покажу им, что будет напоследок дней: яко род развращен есть» (Втор. 32, 20), и «последком дней» называет не конец, но то время, в которое произошло их рассеяние.

И возведу тя на землю Мою, да Мя уведят вси язы́цы, егда освящуся в тебе пред ними, о Гог!

Ныне народы не имеют нужды в Гоге, чтобы научил познанию Бога всяческих, потому что они прияли познание сие от Владыки Христа. Но древле, до вочеловечения Господня, нужны были таковые чудеса. Так, когда Сеннахирим погубил в Иудее многие оные тысячи воинов, по сему чуду народы познали Бога всяческих. Почему и блаженный Давид взывает: «ведом во Иудеи Бог: во Израили велие имя Его» (Пс. 75, 1). И в истреблении сих народов во Иудее все, дознав силу Бога всяческих, подвигли уста к песнопению. Потому и говорит Бог: «да Мя уведят вси язы́цы, егда освящуся в тебе», то есть когда Я прославлюсь, соделав явною силу Мою.

Иез.38:17. Сия глаголет Адонаи Господь Гогу: ты еси, о немже глаголах во дни первыя, рукою раб моих пророк Израилевых, прорекших в оныя дни и лета, еже привести тя на ня.

Иоиль, Осия, Михей и другие пророки предвозвещали о сих народах. Ocия сказует: «и завещаю им завет в той день со зверьми сельными, и со птицами небесными, и с гады земными, и лук, и меч и брань сокрушу от земли, и вселю тя со упованием» (Ос. 2, 18); и Иоиль говорит: «се Аз во дни тыя, и во время оно, егда возвращу пленники Иудины и Иерусалимли, и соберу вся языки, и сведу я на юдоль Иосафатову, и разсуждуся с ними ту о людех Моих, и о наследии Моем Израиле» (Иоил. 3, 12). А Михей говорит так: «болезнуй и мужайся дщи Сионя, яко рождающая: зане ныне изыдеши из града, и вселишися на поли, и дойдеши Вавилона: оттуду избавит тя Господь Бог твой от руки враг твоих. И ныне собрашася на тя язы́цы мнози, глаголющии: порадуемся, и воззрят на Сион очи наши. Cии же не разумеша помышления Господня, и не домыслишася совета Его, яко собра их, яко снопы гуменныя. Востани и измлати их дщи Сионя, яко роги твоя положу железны, и пазнокти твоя положу медяны, и истончиши люди многи, и возложиши Господеви множество их, и крепость их Господеви всея земли» (Мих. 4, 10–13). Да и Захария говорит: «cиe слово Господне к Зоровавелю, глаголя: не в силе велицей, ни в крепости, но в Дусе Моем, глаголет Господь Вседержитель. Кто ты еси горо великая пред лицем Зоровавеля, еже исправити» (Зах. 4:6, 7)? Из сего явствует, что по возвращении иудеев из плена ополчились на них народы сии, и сокрушены рукою Божиею.

Иез.38:18. И будет в той день, в оньже приидет Гог на землю Израилеву, глаголет Адонаи Господь, взыдет ярость Моя во гневе Моем

Иез.38:19. и pвeниe Мое во огни гнева Моего: глаголах вам, в той день будет трус велик на земли Израилеве.

«Трусом» называет Бог великость события, потому что со страхом все приемлем – как ощущение землетрясения, так и сведения о великих чудесах. Но нет ничего невроятнаго, что было и землетрясения в наказание злочестивых и зверонравных. Слова же: «ярость, гнев, рвение от гнева» будем понимать боголепно, ибо употреблены оные человекообразно в означение наказания. Сказует же Бог, что от страха событий потрясутся, не только люди, но и рыбы, и птицы, и пресмыкающиеся, и звери, что «расторгнутся горы», разрушатся «стены» (Иез.38:20). Из чего видно, что «трусом» назвал Бог действительное землетрясение, ибо трус сей не только словесных, но и бессловесных, приводит в страх и исторгает горы, так что отторгающимися обломками засыпаются долины, разрушает стены, и города обращает в развалины, короче сказать, учитель сему опыт.

Иез.38:21. И призову нань страх мечный, на все горы Мои, глаголет Адонаи Господь:

За предшествовавшим землетрясением наведу на них, говорит Бог, боязнь и страх врагов, так что предадутся бегству, не будут узнавать друг друга, и начнут друг друга убивать. Ибо сие выразил, сказав:

меч человека на брата его будет.

Иез.38:22. И отсужду ему смертию, и кровию,

Не только истребляемы будут друг другом, но и Я буду поражать их свыше.

дождем потопляющим и камением градным, и огнь и серу одождю нань, и на вся сущая с ним

Иез.38:23. И возвеличуся, и прославлюся, и освящуся, и уведан буду пред языки многимц, и уведят, яко Аз есмь Господь.

Когда преданы они будут погибели, не знавшие Меня дотоль познают силу Мою и поклонятся владычеству Моему.


Источник: Творения Блаженного Феодорита, епископа Кирского. Часть 6. - Типография В. Готье, 1859. - 776 с. / Толкование на пророка Иезекииля 355-728 с.

Комментарии для сайта Cackle