Источник

Глава 38

Нашествие Гога

Далее возвращения избранного народа из плена и его счастливой жизни в обетованной земле другие пророки большею частью не простирают своих предсказаний об Израиле. У такого эсхатолога, как пророк Иезекииль, пророческий взор, естественно, проникает далее и прослеживает судьбу Израиля до окончательного осуществления на нем всех обетований Божиих. Это осуществление невозможно, пока языческий мир будет силен на земле: с его стороны всегда возможно возобновление борьбы против народа Божия. Для полного благоденствия последнего необходимо, чтобы этот мир был совсем обессилен. Кроме того, возвращением избранного народа из плена и водворением его на обетованной земле не будет восстановлена окончательно честь имени Божия, не смыт с него совсем тот позор, которому подвергло его в глазах народов унижение Израиля. А славой имени Божия определяется по Иезекиилю главным образом отношение Бога к миру. Окончательное прославление этого великого имени или, что тоже, признание язычниками Иеговы Богом требует нового и уже последнего обнаружения славы Божией на земле, обнаружения небывалого, через небывалое доселе решительное ослабление, близкое к полному уничтожению языческого мира на земле, ослабление, которое уничтожило бы последнее сомнение в ком-либо в исключительном, единственном величии имени Божия. Эту-то последнюю борьбу враждебного Богу мира на земле с царством Божиим, борьбу, имеющуюся окончиться полным ослаблением, если не совершенным уничтожением первого мира, изображают XXXVIII и XXXIX главы под видом войны отдаленнейших и разнообразнейших народов с Гогом во главе против нового Израиля. Естественно, что эта борьба, которая в Новом Завете изображается более с ее духовной стороны, как борьба антихриста и его лжеучения с Христом и Его истиной, у ветхозаветного пророка, писавшего в эпоху повсеместных кровавых войн и слабой идейной борьбы, представлена в виде войны. Впрочем то не значит, что все черты в этом представлении имеют лишь символическое значение и требуют духовного лишь приложения. Возможно, что Иезекииль рисует с вещественной стороны ту самую борьбу, которую Новый Завет описывает с духовной и идейной стороны. На земле все духовное так тесно соединено с телесным и физическим, что никакая борьба не может быть лишь духовной. Как и во всех предсказаниях последних глав, пророк Иезекииль и в этих двух созерцает прежде всего судьбу послепленного Израиля, его действительно героическое отстаивание своей народности и веры от неизмеримо сильнейшего физически его языческого мира, давившего на него со всех сторон и не могшаго однако уничтожить этого маленького народца, который в конце концов (в лице христианства) одержал над ним решительную победу. Должны были и язычники, которые не приходили в непосредственное соприкосновени с Израилем (как язычники XXV-XXXII гл.), почувствовать могущество Иеговы. Замечательно, что этого последнего суда над язычеством Иезекииль ждет уже после большего изменения вещей; у него полное обновление мира и спасение распадается на два акта: второй открывается низложением Гога, как первый гибелью языческих соседей Израиля. – Краски для изображения этой великой борьбы Иезекииль берет, как полагают, не столько от походов Навуходоносора, сколько от имевшего место около времени Иосии нашествия скифов на Переднюю Азию, которое тогда на долгое время навело страх на всю Азию; от этого нашествия берут краски для изображения суда Божия («дня Господня») и даже прямо описывают его Иеремия III-VI и Софония; указывает на это нашествие должно быть и Иез.32.26–27. Можно было не сомневаться, что тогдашнее политическое положение не исключало возможности повторения этого нашествия. С севера проникали на юг все новые полчища скифов и брали предводительствование прежними. То, что Иезекииль называет Гогом, было реальной величиной его времени (Сменд). В этом убеждает сравнение Иез.38:2–3, 39с Иез.38:5–6, 32:26. Хотя нашествие Гога впоследствии стало образом боговраждебного мирского могущества, которое погибнет при мировом суде (Откр 20.7 и д). но Гог приходит не как враг Иеговы или Израиля; он об Иегове ничего не знает и ищет только добычи (Иез.38.12–13); это его грех (Сменд). Пророчество некоторые относят к Вавилону. Действительно, хотя пророк Иезекииль смотрит на халдеев, как на исполнителей поручения Божия относительно Иудеи и ее кары, а потому неответственных за то зло, какое они причинили Иудее, но это поручение они могли исполнить с излишней жестокостью. Так и Исаия переходит к угрозам Ассирии, в которой он видел наказующий жезл Божий (Ис 10.5 и д.); и пророки конца плена говорят о близкой гибели Вавилона; падение Вавилонской монархии, по-видимому, являлось необходимым предварительным условием для освобождения Израиля и Иезекииля, как ранее Иеремие, не была чужда мысль о таком падении: Иер 29.13 и д. ср. Иез.4:4–5, 34:12, 27. В самых именах Гог и Магог видят прикровенное указание на Вавилон. Было высказано мнение (Bohmer в Zeitschrift fur wissensch Theologie 1897, S. 321), что в имени Магог Иезекииль дает имя Вавилона по одному из принятых в каббалистике способов, а именно через замену каждой буквы (согласной) следующею по алфавиту и через чтение слова в обратном порядке. Вавилон, по евр. Вавел, имеет согласные буквы ввл, следующие за ними ггм, – обратно мгг, магог. Но пророчество о Гоге относится ко временам более поздним, чем падение Вавилонской монархии, к тем, когда Израиль, возвратившийся из плена, достигнет уже значительного благоденствия на св. земле (Иез.36.33 и д.). От предсказания гибели Вавилону пророка должен был удерживать, конечно, не страх пред могущественным победителем (пророки не знали страха пред земным могуществом), а польза слушателей. Если страдания плена должны были еще принести свои плоды, то не время было уже направлять взор народа на грех Вавилона и его верную конечную гибель.

Речь XXXVIII гл., кроме вступления, 1–2 ст., содержит три части: 2–9 ст. развивают мысль, что, в сущности, сам Иегова в последние дни привлечет Гога как бы даже против его желания в свою землю, чтобы в уничтожении его явить всемогущество. В параллельных к этой части ст. 10–16 (ср. ст. 9 и 16) доказывается, что, с другой стороны, Гог будет привлечен своею жаждою добычи. Ст. 17–23 говорят о каре Гога, ее соответствии пророческим предсказаниям и впечатлении на мир, через которое последний узнает Иегову.

Иез.38:2. сын человеческий! обрати лице твое к Гогу в земле Магог, князю Роша, Мешеха и Фувала, и изреки на него про­роче­с­т­во

Гог здесь является лицом, князем из земли Магог, но в Откр 20.7 это имя, как и Магог – названия народов. Частица ма в санскритском языке заключает идею земли и поставленная пред именем Гога может значить земля Гога. Имя Гог могло быть таким же образованием из Магог, как арабское Ягуг из Магд, Магу, Маги (персы). Следовательно, ближайшее определение таинственного имени «Гог» зависит от значения более известного имени «Магог». Член, поставленный здесь при Магог, дает понять, что это известный народ и отсылает к Быт 10.2, единственному месту Ветхого Завета, где назван этот народ (­­ 1Пар 1.5). По этому месту Магог – 2-ой сын Иафета: Гомер, Магог, Мадай, Иаван (Елисса), Фувал, Мешех и Фирас. Из этих имен следующие за Магогом нашли себе очень вероятные отожествления: Мадай – Мидяне, Иаван – греки и т. д. По Иосифу Флавию (Autiqu, 1:6, 1) и др. Магог означает скифов. Но скифы, которые во времена Иосии напали на Переднюю Азию, называются у Иезекииля Иез.32.26, по-видимому, Мешех и Фувал, а здесь народы с последними двумя именами подчинены Гогу и, по-видимому, с недавнего времени. Вероятно, Гог проник с севера. И X гл. Бытия указывает для земли Магог страну к северу от Кавказа, потому что, по всей вероятности, там жил народ «Гомер». Если здесь Гог представляется живущим в стране Магог и выступает как князь Мешеха и Фувала, то из этого не следует еще, что земли Магог нужно искать поблизости к этим последним народам. Против этого говорит Быт 10.2, помещающая между Магогом и Мешехом ряд имен. Мешех и Фувал, очевидно, являются завоеваниями Гога. По всему этому имени Магог не отвечают ни Массагеты, которые во времена Геродота жили между Каспийским и Аральским морями и в Киргизских степях, ни Армения, которая еще при ахеменидах образовала особую сатрапию и была населена главным образом скифскими пастушескими племенами.

Еще менее годится для определения земли Магог так называемая скифская стена, которая тянулась от Дербента на Каспийском море до Понта Евксинского и у арабов называлась созвучным с Магог именем. Если так трудно сказать что-нибудь определенное о значении имени Магог и месте этой страны или народа, несмотря на то, что Ветхий Завет, по-видимому, соединял с этим именем определенное и известное всем представление, то тем труднее сказать что-нибудь об имени Гог, употребляемом только Иезекиилем (Впрочем оно встречается еще в 1Пар 5.4 как имя одного потомка Рувимова, о котором ничего не сообщается). Имя сопоставляли с тюркским г¨г, небо, персид. ког, гора; путешественники XIII в. называют князя татарского кот-хан; титул князя во многих, языках звучит так: kuk, khon, king, konig; ср. наше государь, гой ты, изгой. В клинообразной надписи Ассурбанипала рядом с Биригуди князем Мадая, т. е. мидян, названы Сарити и Паризи, сыновья Гааги, князя Сака (скифов?): может быть, этот, последний тоже, что Гуту, ­­ Gyges, лидийский царь, (Del Wo 1. d. Par. 246). В Тот-Амарнской надписи (Schrad. Keilinchr Bibl. V, 5) Гагая – название каких-то северных варваров. Сопоставляют с именем, Гога и Антиоха Епифана: (Ant) ioch (us) и 'Ωγυγος᾿a. – У Иезекииля впервые употреблено это страшное своей новизной и поражающее краткостью и энергией имя, причем, он, может быть, сопоставил его с созвучным именем Магог, одним из самых, северных народов чтобы обозначить этим редким и малознакомым именем всех новых врагов Израиля отдаленного будущего, которые появятся с самых отдаленных частей всегда враждебного иудеям севера, откуда надвинулась на них и последняя катастрофа – плен (ср. Иез.1.4; Иер 1.14), откуда вышли и все враги Израиля (Ассирия, скифы, Вавилон, персы) – и, появившись оттуда, получит c юга сильные вспомогательные войска (ст. 5), благодаря чему как бы весь мир обрушится на Израиля.

«Князя», евр. наси, т. е. далее перечисленных народов, которые должно быть, как покоренные, были более подчинены Гогу, чем его родной народ Магог. «Рош» по евр. «голова», «главный», почему это, может быть, определение к наси: «главный князь», как первосвященник звался коген рога, «священник главный»; так действительно Вульг.: princeps capitis. Но LXX и все другие древние переводы считают Рош собственным именем, следовательно, именем народа. Библия не знает такого народа. Сопоставляют с ним οι Ρως византийских и восточных писателей X в. (ср. Рас Коран XXV, 50), называющих так скифский горный народ, у арктического Тавра или у Черного моря и Волги, таким образом, очевидно, нас русских; против такого отожествления (Гезениус) Генгстенберг заметил (будем признательны ему), что «русские не могут быть помещены между врагами царства Божия». Сопоставляют также с Roxolani Плиния (Hist. nat IV, 12) и Птоломея (III, 5) ­­ Rhos † Alani и Раси клинообразных надписей, которых нужно искать на западной границе Елама у Тигра (Del. W. 1. d. Par. 322. Schr. Keil. u. А. Т., 427). Во всяком случае тоже народ отдаленнейшего севера и страшный своею неизвестностью, «Мешех» и «Фувал» – см. объяснение Иез.27.13, ср. Иез.32.26. Мешех и в Пс 119.5 (Мосох ­­ в рус. Библии) образ безжалостного варварского народа.

Иез.38:4. И по­верну тебя, и вложу удила в челюсти твои, и выведу тебя и все войско твое, коней и всадников, всех в по­лном вооруже­нии, большое по­лчище, в бронях и со щитами, всех вооружен­ных мечами,

Хотя Гог предпринял настоящий поход по собственному побуждению, из жажды добычи (ст. 13), но он следовал незаметному побуждению со стороны Иеговы, который его вел, как дикого зверя, по своей воле. В Откр 20.7 он ведется сатаной; ср. 2Цар 24.1 с 1Пар 21.1. Позднейшим богословием отношение Божества к таким действиям обозначается через термин «попущение». – «И поверну тебя», евр. шув, возвращать в форме Поель – допускает и перевод «прельщу» (ср. Ис 47.10), «приманю»; но LXX: «обращу тя назад»; Вульг. circumagam. – «Вложу удила в челюсти твои» – см. объяснение Иез.29.4; υστερον προτερον. Ватиканский, и др. не имеют обоих предложений.

Дальнейшее описание врага соответствует ассиро-вавилонскому войску, о котором пророк неоднократно употребляет слова хайл, «войско», слав. «силу» и «полчище», кагал. – «В полном вооружении», букв. «в одежде совершенства», – блестящее вооружение. См. объяснение Иез.23.12. – «Большое полчище», может быть, пехота в отличие от упомянутой ранее конницы, вооруженная если не так блестяще, то все же полно: «в бронях, со щитами». Щиты более были принадлежностью пехоты (а не конницы), какою славились по Иез.27.10 исчисляемые в след. стихе народы.

Иез.38:5. Персов, Ефиоплян и Ливийцев с ними, всех со щитами и в шлемах,

Кроме неслыханных народов севера войско Гога будет иметь и целый ряд народов юга или цивилизованных, но еще не выступавших на видное историческое поприще. К этим последним народам принадлежат прежде всего конечно персы, евр. парас – см. объяснение Иез.20.10. – «Ефиоплян» – см. объяснение Иез.29.10, слав. «муряне». – «Ливийцев», евр. Фут или Пут, см. объяснение Иез.27.10. Слав. еще «Лидяне» (нет и в греч.) – дуплет или вставка по Иез.27.10. – «Со щитами» – см. в ст. 4.

Иез.38:6. Гомера со всеми отрядами его, дом Фогарма, от пред­елов севера, со всеми отрядами его, многие народы с тобою.

«Гомер» еще только как и Магог Быт 10.3 ­­ 1Пар 1.6. Отожествляется или с киммерийцами (Одис. XI, 14), клинообр. Гимирайя у Черного моря или с каппадонийцами, которые у армян, упоминаемых здесь же рядом («дом Фогарма»), называются Гамир (Eus. Chron Arm. I, 95; II, 12). Так как киммерийцы по Страбону (I, 3, 21) делали набеги на М. Азию и даже вторглись в теснимое скифами Лидийское царство (Herod. I, 6, 15 и др.), то они могли оставить в Малой Азии у каппадонян следы своего имени (потому должно быть И. Флавий разумеет под Гомером галатийцев). Ср. также имена «Кимвры» или «Кумри». – «Со всеми отрядами его», евр. аган, переведенное в XII,14 «все войско», см. объяснение там. Слав. «вси иже окрест его». – «Дом Фогарма» см. объяснение Иез.27.14. – «Многие народы» более мелкие и второстепенные.

Иез.38:7. Готовься и снаряжайся, ты и все по­лчища твои, собрав­шиеся к тебе, и будь им вождем.

«Готовься и снаряжайся». Иронический совет: он все равно погибнет. – «Будь им вождем». Все здесь названные народы не подданные Гога, а только находятся под его командой; отсюда и несколько необыкновенное выражение. Но евр. мишмар значит собств. «знамя». LXX: «и будеши Ми в преднюю стражбу», προφυλακτην, авангард (Бертолет): «резерв», смысл, подтверждаемый след. стихом.

Иез.38:8. После многих дней ты по­надобишься; в по­следние годы ты при­дешь в землю, избавлен­ную от меча, собран­ную из многих народов, на горы Израилевы, которые были в по­стоян­ном запусте­нии, но теперь жители ее будут воз­вращены из народов, и все они будут жить безопасно.

Хотя Гог и уже готов, но еще не наступило время Господу воспользоваться им, ибо сначала Израиль должен водвориться в своей земле. – «После многих дней» (ср. Ис 24.22) то же, что «в последние годы», при конце Мира, по Откр 20.7 после таинственных 1000 лет. – «Понадобишься» – предположительный перевод евр. типпакед, котор. LXX точнее переводят «уготвишися» (соб. «делать смотр»), Вульг. visitaberis. – «Землю, избавленную от меча». Земля – синоним народа, о котором, собственно, только можно сказать: избавлены (но LXX: низвращенную) от меча, и особенно «собранную из многих народов», из плена. – «Горы Израилевы» – любимое у Иезекииля название Палестины, в котором сквозит любовь к своей стране горца, поселенного насильно в далекой и низменной чужбине. – «В постоянном запустении», LXX: «пуст весьма», δι ολον. Палестина была в запустении в течение 70 лет плена; но выражение может указывать на время от смерти Спасителя до пришествия Антихриста в течение которого евреи находятся в рассеянии. – «Все они будут жить безопасно». «Таково будет положение церкви пред последней борьбой между добром и злом» (Трош.).

Иез.38:9. И поднимешься, как буря, пойдешь, как туча, чтобы по­крыть землю, ты и все по­лчища твои и многие народы с тобою.

«Буря» (слав. «дождь») и туча – образы великого бедствия; ср. Ис 11.1 и др. «Покрыть землю», как облако затемняет небо. – «Ты и все» – греч. εση συ και παντες, что слав. почему-то передает: «падеши ты»; о погибели еще рано.

Иез.38:10. Так говорит Го­с­по­дь Бог: в тот день при­дут тебе на сердце мысли, и ты задумаешь злое пред­приятие

2-я часть речи (см. предв. зам. к главе). Хотя, в сущности, сам Иегова приводит Гога, но воля (точнее: попущение) Господа совпадает с стремлениями Гога. Параллель 2–9 и 10–16 могла бы быть классическим местом того, что в богословии называется concursus: действие, влияние Божие не есть нечто другое по сравнению с действием твари, но это единое и нераздельное действие (Берт.). «Мысли». Евр. давар, слово, часто имеет такое значение, LXX «глаголы», Вульг. sermones.

Иез.38:11. и скажешь: «поднимусь я на землю неогражден­ную, пойду на беззаботных, живущих бес­печно, – все они живут без стен, и нет у них ни запоров, ни дверей, –

«Землю неогражденную» – букв. «землю из деревень», без городов с их укреплениями. Будущая св. земля представляется в этом стихе лежащею в глубочайшем мире, не имеющею даже городов, а только деревни; ср. Зах 6.5, 8. Предсказание еще не исполнившееся. – «Пойду на беззаботных, живущих беспечно»; слав. лучше (без оттенка осуждения): «прииду на молчащые в тишине и живущыя мирно».

Иез.38:12. чтобы про­извести грабеж и набрать добычи, наложить руку на вновь заселен­ные раз­валины и на народ, собран­ный из народов, занима­ю­щийся хозяй­с­т­во­м и торговлею, живущий на вершине земли».

«Руку», евр. «руку твою», LXX «руку мою» (речь Гога). – «На вновь заселенные развалины». Гог хочет опустошить страну, едва загладившую следы своих бедствий и прежних нападений. – «Занимающийся хозяйством и торговлею», слав. точнее: «сотворивших притяжания имений»; букв.: «обзавевшийся имением (михне) и добром». Избранный народ благословленного будущего представляется земледельческим, а не торговым. В таинственном смысле это добродетели и дары Духа Святого, которые антихрист и его слуги захотят отнять у христиан. – «На вершине» – слав точнее – «пупе». См. объяснение Иез.5.5. Выражение впервые в Суд. 9.37. Так Ханаан мог быть назван за свою гористость, а описываемая здесь таинственная обетованная земля будущего за красоту и обилие благословения Божия на ней. Выражение не чуждо и классич. писателям: Cic. с. Verrem VI, 48 De divinat. 2. Liv. XXXV, 18; Odys I, 50.

Иез.38:13. Сава и Дедан и купцы Фарсисские со всеми молодыми львами их скажут тебе: «ты при­шел, чтобы про­извести грабеж, собрал по­лчище твое, чтобы набрать добычи, взять серебро и золото, отнять скот и имуще­с­т­во, захватить большую добычу?»

Самые торговые народы мира, смыслящие в богатствах, понимают, что одна жадность вооружила Гога и его народы и побуждает их к войне (Трош.). Дошедшие до них слухи о его грандиозном походе они стараются проверить на месте, чтобы извлечь пользу из его будущей богатой добычи; как поля сражения привлекают гиен (Креч.), так большие армии всегда тянут к себе толпы спекулянтов. Как войско Гога составлено из отдаленнейших народов, так и торговцы собираются в его армию со всех концов света (Сменд). – «Сава» см. объяснение Иез.27.22. – «Дедан»Иез.27.20. – «Купцы Фарсисские» – слав. «Кархидонстии»Иез.27.12. – «Молодыми львами» – совершенно неожиданное добавление; LXX должно быть перифраз: «и вся веси их»; Кречм. допускает в евр. кефирега повреждение киприм, Кипряне (Песн 4.13; Песн 1.13).

Иез.38:14. Посему изреки про­роче­с­т­во, сын человеческий, и скажи Гогу: так говорит Го­с­по­дь Бог: не так ли? в тот день, когда народ Мой Израиль будет жить безопасно, ты узнаешь это;

Повторяется с некоторыми изменениями и дополнениями сказанное в 10–13 ст. «Ты узнаешь это». LXX «восстанеши» (вместо теда читали теор).

Иез.38:15. и пойдешь с места твоего, от пред­елов севера, ты и многие народы с тобою, все сидящие на конях, сборище великое и войско многочислен­ное.

«От пределов севера». Север – мрачная страна, символ источника всяких бедствий (см. объяснение Иез.1.4 «с севера»). С севера и евреи подвергались наибольшим ударам судьбы (см. предв. зам. к главе;). Это свойство севера с углублением в него, на краю его, усиливается. – «Все сидящие на конях». Скифская конница удивляла Восток. «Сборище» – количественное определение, а «войско» (слав. «сила») – качественное.

Иез.38:16. И поднимешься на народ Мой, на Израиля, как туча, чтобы по­крыть землю: это будет в по­следние дни, и Я при­веду тебя на землю Мою, чтобы народы узнали Меня, когда Я над тобою, Гог, явлю святость Мою пред глазами их.

«Как туча» – см. объяснение ст. 9. – «В последние дни», см. объяснение ст. 8. – «Я приведу тебя». Помимо своего желания Гог выполнит и волю Божию. – «Явлю святость Мою» – объяснение выражения: «чтобы народы узнали Меня». Через уничтожение Гога (высшее воплощение зла) Бог откроет себя миру со стороны святости, главного свойства своего, так, как не открывал еще до сих пор. Тогда по истине вполне узнают Бога.

Иез.38:17. Так говорит Го­с­по­дь Бог: не ты ли тот самый, о котором Я говорил в древние дни чрез рабов Мо­их, про­роков Израилевых, которые про­роче­с­т­вовали в те времена, что Я при­веду тебя на них?

«Не ты ли». LXX «ты еси», может быть, потому, что считали не подходящим для Бога как бы размышление (рефлексии) над Его прежними предсказаниями. – «В древние дни чрез рабов Моих пророков». Хотя Гог у прежних пророков не назван по имени, но все враждебное Богу, о чем говорили пророки, было в сущности то же, что Гог, и последний суд Божий над злом в мире, так называемые у пророков «день Господа», день последний» – есть день уничтожение Гога. В частности Иезекииль мог иметь здесь в виду Чис 24.7 («Агаг» ­­ Гог по блаж. Иерониму), Ис 10:5–34, 17 и д.; Мих 5.11; Соф 3.8. Пророчество представляется здесь уже относительно законченной и объективной величиной, которая в истории раньше или позже должна осуществиться. Такое представление естественно накануне прекращения пророческого дара в Ветхом Завете; ср. Зах 1.4. – «В те времена» – древние и долгие.

Иез.38:18. И будет в тот день, когда Гог при­дет на землю Израилеву, говорит Го­с­по­дь Бог, гнев Мой воспылает в ярости Моей.

«Ярость» – другое побуждение к уничтожению Гога; помимо благоволения к избранному народу – негодование на зло.

Иез.38:19. И в ревности Моей, в огне негодования Моего Я сказал: истин­но в тот день про­изойдет великое по­трясе­ние на земле Израилевой.

Ближайшим образом гнев Божий и слава Его обнаружится в сильном землетрясении («потрясение» – слав. точнее: «трус»), которое Он произведет при вступлении врагов в его землю. Землетрясение с Амоса (Ам 8.8, 9.5) – один из признаков «дня Господня», последнего суда Божия: Иоиль 3.16; Агг 2.6–7; Мф 24.7, 29 и парал.; Откр 16.8. – «Истинно», LXX, точнее «аще не», – клятвенная формула.

Иез.38:20. И вострепещут от лица Моего рыбы морские и птицы небесные, и звери по­левые и все пре­смыка­ю­щееся, по­лза­ю­щее по земле, и все люди, которые на лице земли, и обрушат­ся горы, и упадут утесы, и все стены падут на землю.

Вместе с землею придет в колебание вся природа: четырехсоставное царство животных, все человечество и бездушная природа.

Иез.38:21. И по всем горам Мо­им при­зову меч про­тив него, говорит Го­с­по­дь Бог; меч каждого человека будет про­тив брата его.

Затем войско Гога будет уничтожено тем, что союзники восстанут друг на друга и обратят меч на себя. Может быть, это представляется следствием того смятения, в какое придут они от страшного землетрясения. Ср. Суд. 7.22; 1Цар 14.20; 2Пар 20.23; Зах 14.13. – «По всем горам Моим» – в гористой земле Израилевой. Но выражение не так естественно, как в ст. 8 и под. Посему LXX лучше: «весь страх» (гарада вместо гарай), к чему только слав. прибавляет: «мечный»; без этого – глаже, потому что о мече далее речь.

Иез.38:22. И буду судиться с ним моровою язвою и кровопролитием, и про­лью на него и на по­лки его и на многие народы, которые с ним, всепотопля­ю­щий дождь и камен­ный град, огонь и серу;

«Весь арсенал Божественных кар будет употреблен против Гога» (Кречм.). – «Язвою и кровопролитием» см. объяснение Иез.5.17. – «Всепотопляющий дождь» – почти второй потоп. «Каменный град», как в Египте и при И. Навине (Нав 10.11), букв. «камни огромные» (­ Вульг.) см. объяснение Иез.13.11. – «Огонь и серу», как на Содом. Быт 19.24; Пс 10.6; 4Цар 1.10. Те кары Божии, которые посылались в отдельности на все развивающееся нечестие, теперь соединятся все против Гога, потому что он будет завершением земного нечестия. Соединение самых сильных бедствий будет столь же ужасно, как ужасно будет это последнее на земле возмущение против Бога.

Иез.38:23. и по­кажу Мое величие и святость Мою, и явлю Себя пред глазами многих народов, и узнают, что Я Го­с­по­дь.

«Величие» – впервые у Иез., ср. Ис 10.15; Дан 5.19. «Явлю Себя» – тоже впервые. Бог тогда будет познан землей так полно и глубоко, как не мог быть познан ранее. Но вполне – едва ли: после событий XL-XLVIII гл. это познание будет еще полнее.


Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т. / Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009. / Т. 4: Пророческие книги. - 1168 с. / Книга пророка Иезекииля. 660-1158 с.

Комментарии для сайта Cackle