Источник

Глава 28

Иез.28:1–2. И бысть слово Господне ко мне, глаголя: и ты сыне человечь, рцы князю Тирскому; сия глаголет Адонаи Господь: понеже вознесеся сердце твое, и рекл еси, Аз есмь Бог, в селение Божие вселихся в сердце морстем, ты же человек еси, а не Бог, и положил еси сердце твое яко сердце Божие.

Мерзок грех всякого рода, но мерзостнее всех грехов гордость. Ибо сказано: все высокое «мерзость есть пред Господем» (Лук. 16, 15); и: «Господь гордым противится» (Иак. 4, 6). И божественный Апостол говорит: «не новокрещенну, да не возгордевся в суд впадет диавол» (1Тим. 3, 6). Недуг сей имел в себе и князь Тира, и видимый, и невидимый. Ибо над нами благочестивыми в собственном и истинном смысле царствует Бог всяческих, но царствуют также и люди, украшенные благочестием. Посему и Тир ныне, подобно нам, имеет царем Бога и тех, кого Бог поставил над ним царствовать, но древле, болезнуя неведением Бога и служа нечестию, имел князем и царем изобретателя и вместе учителя зла и нечестия, диавола, имел же и видимого князя, управляемого диаволом и порабощенного злочестию. Посему пророческое слово относится к обоим, но не все приличествует одному, и не все другому; но иное тому и другому, а иное одному из двух, прочтенное же теперь прилично тому и другому. Ибо диавол поползнулся на сие безумие, в неистовстве своем нарек себя Богом и убедил людей воздавать ему божеское чествование; и видимый князь тирский, болезнуя сею кичливостью и взирая на великое свое благоденствие, возмечтал быть Богом. Посему и говорит ему Бог: «ты же человек еси, а не Бог», и говоря сравнительно,

Иез.28:3. Еда премудрее ты еси Даниила! Премудрии не наказаша тебе хитростию своею.

Столько далек ты от того, чтобы ставить себя наравне с естеством Божием, что, как покажу тебе, во многом уступаешь и людям смысленным. Ибо Даниил имел божественную мудрость, присоединил же и халдейскую хитрость, а ты и благодати Божьей лишен и от людей мудрых не заимствовал хитрости. Потом следует обличение за дела.

Иез.28:4. Еда хитростию твоею или смыслом твоим сотворил еси тебе силу, и притяжал еси сребро и злато в сокровищах твоих?

Иез.28:5. Или во мнозей хитрости твоей, и в купли твоей умножил еси силу твою, и вознесеся сердце твое в силе твоей?

Дознай из самих дел, что не от мудрости твоей, но по Моей щедрости и эта у тебя торговля, и это обилие благ. Ибо, если восхощу, немедленно лишу тебя всего этого, и действительный опыт сделаю твоим учителем. Если бы мудростью своею приобрел ты сие, то, водясь тою же мудростью, не лишился бы приобретенного. Но лишенный, когда утратил все это, отложи безумные помыслы и знай, что Я и дал тебе это, и взял у тебя обратно. А поскольку не познал Меня, когда получил, то дознаешь, когда будешь лишен.

Иез.28:6. Того ради cия глаголет Адонаи Господь: понеже дал еси сердце твое яко сердце Божие,

Иез.28:7. вместо сего се Аз наведу на тя чуждые губители от язык, и извлекут мечи своя на тя, и на доброту хитрости твоея, и постелют доброту твою в погубление,

Иез.28:8. и сведут тя, и умреши смертию язвенных в сердце морстем.

Иез.28:9–10. Еда речеши глаголя пред убивающими тя, Бог есмь Аз? ты же человек еси, а не Бог, в руце язвящих тя. Смертми необрезанных умреши в руках чуждих: яко Аз рекох, глаголет Адонаи Господь.

Когда мною посланные на тебя враги лишат тебя царской власти и, убивая, будут предавать смерти, ужели и тогда еще в надмении и высокомерии станем называть себя Богом, как бы устрашая их божеским именованием? Но сие невозможно. Ибо перемена обстоятельств произведет перемену и в образе мыслей. И уязвляемый, закалаемый, умерщвляемый, подобно необрезанным твоим подданным, дознаешь, что ты человек, а не бог. Ибо сильно и непререкаемо определение Мое. Сие и выразил Бог, сказав: «яко Аз рекох, глаголет Адонаи Господь». Сие применимо и к губительному демону, который внушил сие лукавство видимому князю тирскому. Почему Бог и ему угрожает гибелью от чуждых, и губителей, и народов. Таковы были древле от евангельской проповеди применившиеся и приявшие Боговедение. Почему и божественный Апостол говорит: «бехом бо иногда и мы несмыслени и непокориви, и прельщени, работающе похотем и сластем различным, в злобе и зависти живуще, мерзцы суще, и ненавидяще друг друга» (Тит. 3, 3); и сам Бог устами великого Моисея сказал: «тии раздражиша Мя не о Бозе, прогневаша Мя во идолех своих: и Аз раздражу их не о языце, о языце же не разумливе прогневаю их» (Втор. 32, 21). Посему посредством сих-то древле неразумлевых, несмысленных, прельщенных, мерзких губителей, чуждых и язычников, пророческое слово предрекает диаволу сокрушение. Но можно найти, что имя чуждых придается уверовавшим благочестивым. Ибо сказано: «вы бывшии иногда далече близ бысте» (Еф.2, 13). О них-то сказует Бог, что мечами своими уничтожат и в прах обратят «доброту хитрости» диавольской, то есть разрушат козни твои, полежат конец злоухищрениям против людей, капища, сооруженные тебе ими, истребят с основанием, и, как бы некоей смерти, предадут тебя забвению, прияв «власть наступати на змию и на скорпию, и на всю силу» твою (Лук. 10, 19). И на самом деле дознаешь, что напрасно уверял ты людей, будто бы ты бог. Потерпишь же сие, потому что не обрезано твое мудрование и не обрезал ты у себя тяжкую страсть высокомерия.

Иез.28:11. И бысть слово Господне ко мне, глаголя:

Иез.28:12. сыне человечь, возми плач на князя тирскаго, и рцы ему: сия глаголет Адонаи Господь: ты еси печать уподобления исполнен премудрости, и венец доброты.

Иез.28:13. В сладости рая Божия был еси, всяким камением драгим украсился еси, сардием и топазием, и смарагдом и иакинфом, и анфраксом, и сапфиром, и иасписом, и сребром, и златом, и лигирием, и ахатом, и амефистом, и хрисолифом, и вириллием, и онихом, и златом наполнил еси сокровища твоя; и житницы твоя, от него же дне создан еси.

Сие не без натяжки может иной относить и к видимому князю тирскому, в собственном же смысле и по самой истине приличествует действовавшему в нем губительному демону. Посему, относя это к видимому тирскому князю, будем разуметь так: «ты еси печать уподобления», потому что человек сотворен по образу Божию; «исполнен премудрости», потому что разумен и имеешь дар слова; «венец» доброты, потому что превосходнее всех бессловесных, ходящих и летающих, живущих в воде и земноводных. «В сладости рая Божия был еси», потому что ведешь род от праотца, который немедленно по сотворении введен был в рай сладости, «делати его и хранити» (Быт. 2, 15). Справедливо же называет раем и Иерусалим, именуемый городом священным и божественным, имеющим насаждения Божии, заключающим в себе жизнь и спасение, пророчество и первосвященство. А древле была дружба у царя тирского с царем израильским, и производились у них взаимные сношения. И сие не трудно дознать из книг Царств. Сказанное же: «всяким камением драгим украсился еси», как явно, понимать должно буквально и относить к царю. Украсил Я тебя тысячами благ, отовсюду принес к тебе всякого рода вещества, из которых, уготовав себе диадемы и венцы, запонки, пояса и кольца, и наполнив сокровищницы, при таком обилии и благолепии, не переставал ты мыслить противное.

О диаволе же будем разуметь сие не так, а иначе, и сказанное: «ты еси печать уподобления» отнесем к данному ему древле начальству и к власти. Ибо божественный Апостол говорит: «по князю власти воздушныя: духа, иже ныне действует в сынех противления» (Еф. 2, 2); из чего видно, что древле вверено ему было смотрение над сим воздухом, но, за высокомерие лишенный права властительства, оказывает деятельность свою в неверующих слову проповеди. «Исполнен премудрости, и венец доброты, в сладости рая был еси». Сим Бог дает разуметь прежнюю его добродетель. Ибо сказано: «виде Бог вся, елика сотвори, и се добра зело» (Быт. 1, 31), а и он был одним из сотворенных, не приявших в себя еще произвольной перемены на худшее. Исчисленными же камнями означает Бог его мудрость и сведение всякого рода. Ибо и первосвященник входил во святая святых, нося на персях слово судное, на котором находились сии же самые камни, и перси служат как бы сокровищницею какою и хранилищем сердца. И все за сим следующее приличествует не князю тирскому видимому, но князю невидимому. Ибо сказано:

Иез.28:14. Ты с Херувимом

уготован был, помазанный Богом, обитающим в скинии, потому что со святыми и достопоклоняемыми оными силами сподобился и создания и помазания. Помазанием же называет здесь освящение, подаваемое Божиим Духом бесплотным и святым силам.

и вчиних тя в горе святей Божии, был еси среде каменей огненных.

«Святою горою Божией» называет высоту ведения, а «камениями огненными» святейшие силы, потому что имеют и ценность и световидность. Божественному же Писанию обычно и благочестивых мужей нередко называть святыми камнями. Ибо сказано: «зане комение свято валяется на земли» (Захар. 9, 16). Но сии камни суть святые, а не огненные. О горних же силах, как слышим, говорит божественный Давид: «творяй Ангелы Своя духи, и слуги Своя пламень огненный (Псал. 103, 4). Все это нимало не приличествует видимому князю тирскому, хотя бы иные из любителей споров тысячекратно с упорством стали называть камнями огненными иудеев и сношение с ними тирян. Ибо иудеи не камни огненные. Даже если назовет кто огненными камнями иудейских пророков, то и такое разумение не будет основательно, потому что тиряне, живя нечестиво, не имели никакого общения с пророками, торговые же сношения имели с иудеями, пристрастными к земному и низкому, которых, как преступающих божественный закон и вопреки оному входящих в совещания с язычниками, никто из здравомыслящих не осмелится назвать камнями огненными. Но нетрудно усмотреть, что и cие «вчиних тя в горе святей Божией» не приличествует князю видимому. Ибо не имел он пребывания в Иерусалиме, если и допустим, что сказано сие о горе Сионе. Да и последующее ясно сие доказывает. Ибо сказано:

Иез.28:15. Ходил еси ты непорочен во днех твоих, от него же дне создан еси, дóндеже обретошася неправды в тебе.

Ибо таков был до падения диавол. О людях же слышим: «никтоже чист от скверны, аще и един день жития его на земли» (Иов. 14, 6). Но диавол, как бесплотный, в начале был непорочен, поскольку же дал в себе место наклонности к худшему, то пошел путем прямо противоположным.

Иез.28:16. От множества хождения твоего наполнил еси сокровища твоя беззакония, и согрешил еси, и уязвлен еси.

Ибо, не удовольствовавшись данными тебе мудростью и властью, и возжелав большего, соделался ты исполненным беззакония, и приял на себя язвы греха. Это говорит о нем Пророк Исаия: «како спаде с небесе денница восходящая заутра! Сокрушися на земли посылаяй ко всем языком» (Ис. 14, 12). Ибо, имев подвластными себе всех, спасительным крестом лишен самоуправства. Потом описывает прежнее его безумие и чрезмерное высокомерие: «ты же рекл еси в уме твоем: на небо взыду, выше звезд небесных поставлю престол мой, сяду на горе высоце, на горах высоких, яже к северу. Взыду выше облак, буду подобен Вышнему» (Ис.13. 14), и горами «яже к северу» называет поводы ко греху, потому что от: «севера», по словам Пророка, «возгорятся злая на всех обитающих на земли» (Иер. 1, 17). Так его кичливость обнаруживает Исаия, но предвозвещает и сокрушение: «ныне же во ад снидеши, и во основание земли» (Ис. 14, 15 ). Сие научает Бог сказать и божественного Иезекииля. Ибо говорит он:

И сведе тя Херувим осеняяй от среды камыков огненных.

Посему тогда Херувим, сподобляющейся носить на себе Божию славу, отлучил его от святых сил, которые называются огненными, а ныне по чистоте души достойные божественного восхождения, и у которых, по слову божественного Пророка, в сердцах восхождения Божии (Пс. 83, 6), прияли власть попирать его ногами.

Иез.28:17. Вознесеся сердце твое в доброте твоей,

то есть высоко начал ты думать о себе, усматривая блага, Мною тебе сообщенные.

Истле хитрость твоя с добротою твоею,

то есть всего ты лишился, оставив данный тебе чин.

множества ради грехов твоих на землю по вергох тя, пред цари дах тя во обличение.

Употребив великое лукавство, ниспал ты из горнего чина и повержен долу на посмеяние тем, которые сохраняют данный им чин, и прекрасно царствуют над восстающими в них страстями.

Иез.28:18. Множества ради грехов твоих, и неправд купли твоея, осквернил еси святая твоя,

Пусть скажут прекословящие: какую святыню имел злочестивый царь тирский? Но ничего не укажут они. А тот, о ком теперь слово, когда был одним из святых Архангелов, причастен был всякой святыни. Но сам осквернил святыню, сделав худую куплю и вожделев большего, утратил данное, и человека привел к тому, что потерпел то же самое. Ибо и он, созданный по образу Божию, обольстившись обманчивыми словами его, и возжелав быть Богом, погубил и то, что бы ему быть образом Божиим.

и возведу огнь от среды твоея,

Сие приличествует обоим – и внушившему зло, и принявшему сие внушение царю тирскому, потому что оба сами подали причину подвергнуть их наказанию. Подобно сему сказанное иудеям Пророком Исаиею: «се вси вы огнь раждизаете, и укрепляете пламень: ходите светом огня вашего, и пламенем, его же разжегосте» (Ис.50:11). Посему и здесь сказует: «и изведу огнь от среды твоея, сей снест тя», то есть твои же беззакония употреблю в вещество, из которого уготовлю тебе наказание.

и дам тя в прах на земли пред всеми видящими тя.

И сие приличествуете обоим. Ибо и человек, пав на земле своей, стал прахом, и диавол, думая начальствовать во вселенной, низложенный Богом и Спасителем нашим, подобно праху, попирается благочестивыми.

Иез.28:19. И вси ведящии тебе во языцех возстенут по тебе:

Ибо остающееся еще в рабстве твоем, видя конец идолов, и совершенное ниспровержение их капищ, проводит жизнь в унынии, упав духом и скорбя непрестанно.

пагуба учинен еси, и не будеши ктому во век.

Сим изобразил конечно его низложение. Сим довершив плач о Тире, переходит к сопредельному с ним Сидону, в кратких словах предрекает, что и с ним совершится то же.

Иез.28:20. И бысть слово Господне ко мне, глаголя:

Иез.28:21. сыне человечь, утверди лице твое на Сидона, и прорцы о нем, и рцы:

Иез.28:22. сия глаголет Адонаи Господь: се Аз на тя, Сидоне, и прославлюся в тебе, и уразумееши, яко Аз есмь Господь, егда сотворю в тебе суд и освящуся в тебе.

Иез.28:23. И послю на тя смерть, и кровь в стогнах твоих, и падут язвении среде тебе мечем, в тебе и окрест тебе, и уведят, яко Аз Господь.

Поскольку в благоденствии своем не позвал ты Меня, Сидон, говорит Бог, то наведу на тебя многие и различные бедствия, голод, избиение врагами, чтобы по сим бедам познал ты владычество Мое. Сказует же и причины погибели.

Иез.28:24. И не будет ктому дому Израилеву остен горести, и терн болезни от всех окрестных его обезчестивших их, и уразумеют, яко Аз есмь Адонаи Господь.

Наведу это, говорит Бог, на Тир и на филистимлян, и на всех живущих в соседстве, что бы народ Мой не имел в вас ни образца нечестия, ни врагов, часто на него нападающих и непрестанно огорчающих. Так предвозвестив скорбное, предвозвещает Израилю полезное, увеличивая тем скорбь их, потому что, по неприязненному расположению, благополучие Израиля обращали для себя в повод к мучению.

Иез.28:25–26. Тако глаголет Адонаи Господь: и соберу дом Израилев от язык, идеже разсыпашася тамо, и освящуся в них пред людми и языки: и вселятся на земли своей, юже дах рабу Моему Иакову, и поселятся на ней с надеждею, и созиждут домы, и насадят винограды, и вселятся с надеждею, егда сотворю суд во всех, иже укориша я во окрестных их, и уразумеют, яко Аз Господь Бог их, и Бог отцев их.

Не одинаково всех согрешающих вразумляет Бог всяческих, но близких Ему, как врач, а прочих, как судия. Почему и Пророк, молясь, сказал: «накажи нас Господи, обаче в суде, а не в ярости» (Иер. 10, 24). Сего же самого просил и блаженный Давид: «Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене» (Псал. 6, 2). Сие же различие видеть можно и в том, что изъясняем теперь. Ибо другим не обещает пока Бог ничего доброго, Израилю же обещает и возвращение из плена, и население на земле своей, построение домов, земледелие, садоводство, надежду благ, и главнейшее из всех благ, богопознание. Ибо говорит: когда совершится сие, «уразумеют, яко Аз есмь Господь их и Бог отцев их».

О, если бы и нам иметь всегда сие ведение о Боге, чтобы возлюбить Его «от всего сердца, от всея души, от всея силы, и всею крепостию» (Втор. 6:5; Лук. 10:27), не разделяя любви, но всецело посвятив ее Богу, чтобы Им дышать и о Нем соблюдать в себе неизгладимое памятование, и сидя, и востая, и лежа, и идя путем. Ибо тогда и сами будем всегда пользоваться Его о нас промышлением, и сподобимся обещанных благ о Христе Иисусе Господе нашем. С Ним слава Отцу со Святым Духом, ныне и всегда, и во веки веков! Аминь.


Источник: Творения Блаженного Феодорита, епископа Кирского. Часть 6. - Типография В. Готье, 1859. - 776 с. / Толкование на пророка Иезекииля 355-728 с.

Комментарии для сайта Cackle