Источник

Глава 8

Предсказывает еще, что Вавилоняне в нашествие свое не только живых предадут закланию, но поругаются над давно умершими священниками и царями, раскопав гробы, оставят кости непогребенными, и будут они лежать (Иер.8:2) против «солнца, луны» и «звезд». Кому служение возлюбили они, от тех не получат помощи.

Иер.8:3. Яко избраша паче смерть, неже живот.

Сказав пространно о сем и о подобном сему, снова простирает руку, увещавая покаяться.

Иер.8:4. Еда падаяй не востает? Или отвращаяйся не обратится?

Потом делает выговор непокорным:

Иер.8:5. Вскую отвратишася людие cии во Иерусалиме отвращением безстудным, и укрепишася в произволении своем, и не восхотеша обратитися?

Ясно дал нам знать, что лукавство есть дело не природы, но произволения. После сего обвиняет за нераскаянность сердца; ибо говорит:

Иер.8:6. Возглаголют: несть человек творяй покаяние о гресе своем, глаголя: что сотворих!

Этот помысел был причиною всегдашнего лукавства. Ибо сие дает Пророк видеть в последующих за сим словах.

«Изнеможе бежай от течения своего, аки конь утружден в ржании своем». Сирский толковник перевел сие так: ходят все по воле своей, как конь стремящийся на брань. Ибо, оставив божественный закон, следуют своим помыслам. А по греческому переводу должно разуметь так, что в течении своем не знают ни времени, ни сытости; потому что, и конь, который бежит и ржет, по утомлении покрывается потом, а они не знают сытости, делая худое. С сим разумением согласно и последующее.

Иер.8:7. И Асида на небеси позна время свое: горлица,

и кузнечик, «и ластовица сельная, врабия сохраниша времена входов своих: людие же Мои cии не познаша» глаголов «Господних». Сравнением с бессловесными усилил обвинение. И птицы знают, говорит Пророк, различие времен, переносятся, то сюда, то в другое место, по естественному закону отыскивая, что для них потребно; Иудеи же, одаренные разумом, не приобретают пользы от закона. «Асида» есть птица; и иные говорят, что назван так коршун.

Иер.8:8. Како речете, яко мы мудри есмы, и закон Господень с нами есть?

Признак крайнего безумия – не чувствовать собственного своего безрассудства, и предаваясь беззакониям, не сознавать греха.

«Всуе бысть трость» 5 « лживая книжником». Тростью и участком, который измерен тростью, Пророк называет наследие ; говорит же, что и трость не пользуется письменами закона, потому что возлюбила ложь. А поэтому, говорит он, постыждены будут именующие себя мудрыми.

Иер.8:10. И дам жены их иным, и села их наследникам. Наследниками

назвал врагов, как в свое владение принявших их достояние. Сделает же сие, говорит Пророк, по причине общего беззакония всех, и священников, и лжепророков, которые, обещая мир, препятствовали народу покаяться. Но угрожает им и бесплодием земли, и страхом, и бегством, а (Иер.8:17) «змиями умерщвляющими» их называет врагов, «имже», говорит Пророк, «несть обаяния», потому что не внимают нашим мольбам. Потом предсказывает и пленение.

Иер.8:19. Се, глас вопля дщере людей Моих от земли издалеча.

После сего вопрошает: «еда Господь несть во Сионе, или царя несть в» «нем ?» Повсюду Бог всяческих, говорит Пророк. Итак почему же предал их врагам?

«Понеже прогневаша Мя в изваянных своих, и в суетных чуждих». Причиною сих зол сделались для вас противозаконная жизнь и злочестивое служение идолам.

Иер.8:20. Пройде жатва, мимоиде лето, и мы несмы спасени.

Сим выразил продолжительное время осады и семидесятилетнее рабство.

А нам надлежит наказание их обратить для себя в пользу. Ибо, по слову божественного Апостола, «елика преднаписана быша, в наше наказание преднаписашася: да терпением и утешением писаний, упование имамы» (Рим.15:4), которое да улучим Христе Иисусе Господе нашем. С ним подобает слава и держава Отцу со всесвятым Духом ныне и всегда и во веки веков! Аминь.

Иер.8:21. Над сокрушением дщере людей Моих сокрушен есмь, и скорбен, во ужасе объяша Мя болезни, аки раждающия».

Пророк и оплакивает беззакония, на какие отважился народ, и описывает бедствия, какие постигли его за это. «Дщерию людей» называет город, ибо они построили его; а «сокрушением» – наказание за грех.

Иер.8:22. Или ритины несть в Галааде: или врача несть тамо? Чесо ради несть исцелена рана дщере людей Моих? Врачами называет священников, «ритиною» же иносказательно – духовное учение. А «Галаад» был город священнический. Поэтому Пророк укоряет за то, что, когда были и священники и законные постановления, – город не переставал грешить и не принял покаяния.

* * *

5

По-гречески: σχοἴνος веревка, употребляемая при землемерии.


Источник: Творения Блаженного Феодорита, епископа Кирского. Часть 6. — Типография В. Готье, 1859. — 776 с. / Толкование на пророка Иеремию 105-315 с.

Комментарии для сайта Cackle