Источник

Глава 12

Иез.12:1–2. И бысть слово Господне ко мне, глаголя: сыне человечь, посреде дома преогорчевающего ты живеши, иже очи имут видети, и не видят, и уши имут еже слышати, и не слышат: зане дом преогорчеваяй есть.

Слово сие изобразило преклонность души к тому и другому, ибо, говорит Пророк: «очи имут видети, и не видят, и уши имут еже слышати, и не слышат». И научая, что немощи сии произошли у них не от природы, присовокупил: «зане дом преогорчеваяй есть». Слово же: «преогорчеваяй» Симмах перевел: «любопрительный», то есть упрямый, непокорный, непослушный. Но сие Пророку предрек Владыка, когда намеревался дать ему повеление, чтобы пророчествовал, не словами, но действиями, и как бы оправдываясь, сказал, что принужден дать таковое повеление по причине жестокосердия и непокорности народа.

Иез.12:3. И ты, сыне человечь, сотвори себе сосуды пленнически, и пленен буди днем пред ними, и преселен буди от места твоего, на место другое пред ними, яко да видят: зане дом преогорчеваяй есть.

И поясняя сказанное, присовокупляет:

Иез.12:4–6. И да изнесеши сосуды твоя, яко сосуд пленнический днем, пред очима их: и ты изыдеши в вечер пред ними, яко же исходит пленник. Прокопай себе стену, и да изыдеши сквозе ю пред ними. На раменех взят будеши, и покровен изыдеши, лице твое покрыеши, и да не видиши земли, понеже чудо тя дах дому Израилеву.

Ступай, говорит Бог Пророку, подобно человеку, который осажден, и потом, когда город взят, принужден спасаться бегством, прокапывает стену и придумывает, как уйти, покрывает себе лице, чтобы не узнали, если кто увидит. Ибо в тебе, который сделает это, хочу, говорит Бог, предуказать жителям Иерусалима будущее пленение. Все же это в подробности открывает нам богомудрый Иеремия, пересказывая, как Седекия, по взятии города, со своими домашними и телохранителями бежал ночью, отыскав себе выход чрез царский сад. Потом Пророк извещает, что он, как исполняющий божественные повеления, привел в действие все, что ему сказано. По исполнении же мною этого, говорит он,

Иез.12:8–11. Бысть слово Господне заутра ко мне, глаголя: сыне человечь, не реша ли к тебе дом Израилев, дом прогневляяй, что ты твориши? Рцы к ним: тако глаголет Адонаи Господь: ко князю и старейшинам иерусалимским, и всему дому Израилеву, иже суть среди их: рцы, яко Аз чудо cиe творю, яко же сотворих, сице им будет, в преселении и пленении изыдут.

Когда, говорит Бог, эти непокорные и упорные спросят тебя о причине делаемого тобою, ясно скажи им: я служу для вас чудом и знамением, делами моими пророчествую и в себе самом преднаписую, что будет с царем Иерусалимским и со всеми князьями.

Иез.12:12. Ибо и князь их среде их на рамена взят будет, и отай изыдет сквозе стену, и прокопает, еже ему изыти сквозе ю, лице свое покрыет, да невидим будет очесы, и caм земли не узрит.

Однако же и таким образом спасаясь бегством и употребив все средства, чтобы укрыться, захвачен будет врагами.

Иез.12:13. И простру мрежу Мою нань, и ят будет во одержании Моем, и введу его в Вавилон в землю халдейску, и не узрит ея, и тамо скончается.

Из всего сказанного дал видеть, что, врагов употребив орудиями, накажет за нечестие и царя, и князей, и всех подданных. Ибо «мрежею Своею» назвал врагов, и «одержанием Своим» – осаду. О сем ясно говорят и четвертая книга царств и блаженный Иеремия. Навуходоносор, послав конную дружину в пустыню Иерихонскую и захватив там Седекию и бежавших с ним, привел их в Девлаф, и там, умертвив наперед детей Седекии, а его соделав зрителем избиения детей, потом выколол ему глаза, и, обложив узами, сделанными из меди, отвел в Вавилон, заставив жить в доме жерновном. Почему и пророчество говорит, что отведен будет в Вавилон, и «не узрит» его.

Иез.12:14–15. И вся, продолжает Бог, иже окрест его помощники его, и вся заступающая его разсею по всем ветром, и меч излию в след их. И уведят, яко Аз Господь, егда разсыплю я во языки, и разсею я по странам.

Устрою, что и те, которые избегнут yбиения в брани, отведены будут пленниками, и сделаю их переселенцами и скитальцами, чтобы на самом деле дознали, что идолы немы и вовсе бессильны, а Я – Господь и Владыка.

Иез.12:16. И оставлю от них мужа в число от меча, и от глада, и от смерти, яко да поведят вся беззакония их во языцех, амо же внидут: и уведят, яко Аз Господь.

Сами они, составляющие останок после голода и смерти и вражеского побиения, соделаются обвинителями собственного своего злочестия и беззакония, научая народы, к которым будут переселены, что несут наказание за прегрешения свои предо Мною.

Иез.12:17. И бысть слово Господне ко мне глаголя:

Иез.12:18. сыне человечь, хлеб твой с болезнию снеси, и воду твою со страданием и скорбию испиеши.

И сие опять служит знамением голода, какой будет во время осады.

Иез.12:19–20. И речеши к людем земли: сия глаголет Адонаи Господь живущим во Иерусалиме на земли Израилеве: хлебы своя с недостатком снедят, и воду свою с пагубою испиют: яко да погибнет земля со исполнением своим, в нечестии бо вси живущии в ней. И гради их населеннии опустеют, и земля их в погибель будет, и увесте, яко Аз Господь.

Поскольку, пользуясь даруемыми Мною благами и наслаждаясь плодами земли, не познали вы подателя, не признательны были к благодетелю, то в лишении благ и в запустении городов дознаете Мое владычество. Сие Пророк, находясь в плену, предвозвещал остающимся в Иерусалиме, так как Богу угодно было соделавшихся уже пленниками утешить тем, что не они одни страждут, но и других будут иметь сообщниками в этом, а живущих еще в Иерусалиме страхом пророчества о бедствиях убедить, чтобы оставили они лукавство. Сверх того, поскольку живущие в Иерусалиме прекословили словам божественного Иеремии, а также и пребывающее в Халдеи – словам богомудрого Иезекииля, то, пророчествуя согласно, сим необходимо подтверждали друг друга, и своим согласием показывали, что слова их божественны. Ибо, если бы жили они близко друг к другу, то в рассуждении согласия слов их имело бы место и подозрение. Но поскольку разделены были между собою расстоянием многодневного пути и предвозвещали одно и то же, то необходимо доказывалось сим, что изрекали божественно. Посему-то Иеремия посылает послание к живущим в Халдеи, а Иезекииль к живущим во Иудее, потому что Бог всяческих употреблял все средства для тех и других соделать доступною возможность воспользоваться.

Иез.12:21. И бысть слово Господне ко мне, глаголя:

Иез.12:22. сыне человечь, кая притча сия на земли Израилеве! глаголющим: долги дни, погибе всякое видение ,

то есть почему живущие в Иудее обыкли говорить пророкам: предрекаете вы, что будет после великого числа лет, примешивая к словам ложь и не предсказывая ничего истинного?

Иез.12:23. Сего ради рцы к ним: тако глаголет Адонаи Господь: отвращу притчу сию, и потом не рекут притчи тоя дом Израилев, яко речеши к ним: приближишася дние, и время всякаго видения.

Поскольку долготерпение называют лживостию, то пусть убедятся, что скоро будет исполнение пророчества, и предсказанное наказание явится уже в преддверии.

Иез.12:24. Зане не будет ктому всякое видение ложное, и волхвующий угодная среде сынов Израилевых

Заставлю умолкнуть, говорит Бог, лжепророков ваших, которые стараются предрекать вопреки Моим Пророкам и ложно провозвещают наслаждение благами.

Иез.12:25. Яко Аз Господь возглаголю словеса Моя, и сотворю, и не продолжу ктому: во дни ваши доме Израилев прогневаяй: реку слово, и сотворю, глаголет Адонаи Господь.

Не внимаете вы Пророкам Моим, говорит Бог, как говорящим что-либо пустое. Вещаю чрез них Я и скорее произносимого слова приведу в исполнение слово, вас самих соделав очевидцами истины слов. Так, снова в других словах выразив то же самое, и тех, которые обвиняли Пророков, будто бы не предрекают настоящего, предвозвещают же ложно о том, что будет впоследствии в отдаленные времена, устрашив угрозою скорого приведения в действительность пророчеств, говорит:

Иез.12:28. Не продолжатся ктому вся словеса Моя, иже возглаголю: яко возглаголю слово, и сотворю, глаголет Адонаи Господь.


Источник: Творения блаженного Феодорита, епископа Кирского. - Москва : В тип. В. Готье, 1855-. (Творения Святых Отцев в русском переводе, издаваемые при Московской духовной академии). / Ч. 6. - 1859. – 776, II, II с. / Толкование на пророчество божественного Иезекииля. 355-728 с.

Комментарии для сайта Cackle