Источник

Глава 2

Угрожает же Бог тем же ратным огнем и Моаву и говорит, что вместе с народом предаст гибели и князей; потому что, сверх многих нечестивых дел своих, весьма зверски поступили они с царем идумейским. В тот раз, как пришел он на помощь царю израильскому, Моавитяне, заманив его наконец в засаду и взяв в плен, принесли в жертву идолам своим, и до тех пор разжигали костер, пока все кости не обратились в пепел. Так окончив предречения об иноплеменниках, Пророк обращает, пророческое слово к народу Божию, и прежде всего выставляет на вид беззаконие колена Иудина.

Ам.2:4. Cия глаголет Господь: за три нечестия сынов Иудиных, и за четыри не отвращуся их, понеже отринуша закон Господень, и повеления Его не сохраниша, и прельстиша их суетная, иже сотвориша, им оке последоваша отцы их в след их. И послю огнь на Иуду, и поясть основания Иерусалимля.

И Иуду, и Иерусалим предам ратному огню; потому что совершенно пренебрегли Моими узаконениями, и продолжали служить рукотворенным идолам (их разумеет Пророк под словом «суетная»), последуя в этом жалкому образу мыслей отцов. Долго терпел Я, говорит Бог, нечестие сие, но не окажу боле обычного долготерпения. После сего обращает речь к десяти коленам, и говорит, что и им не будет уже оказывать долготерпения.

Ам.2:6–7. Понеже продаша праведнаго на сребре, и убогаго на сапозех, ходящих на пpacе земнем, и бияху пясти во главы убогих, и путь смиренных совращаху: и сын и отец его влазяста ко единей рабыни,

И они, говорят, имея в виду подарки, продавали праведного и, служа гнусному корыстолюбие, не отказывались брать даже обувь, – эту последнюю потребность для человека, оставляя без защиты обиженных, притесняя бедных и не принимая оправдания от незнатных. А сверх того, живя непотребно, подобно бессловесным, входили в непозволенные связи с женами друг друга, так что сын не удерживался от общения с отцовой наложницей, и отец не хранил неприкосновенным сыновнего ложа, отчего в слитность пришли права природы, и не явственны уже стали имена родства, и делали они это, говорит Пророк,

яко да осквернавят имя Бога своего

Потому что живущие по соседству иноплеменники, узнав это, подвигли язык на Бога всяческих, или как узаконившего подобные дела, или как терпящего беззаконие народа. К тому же,

Ам.2:8. И ризы своя связующе ужами, завесы творяху держащаяся требища, и вино от оболганий пияху в дому Бога своего.

Ибо и храму Божию не воздавали подобающего чествовали, но, делая в нем шатры из одежд, пили добытое неправдою вино; и не хотели привести себя на мысль, что

Ам.2:9. Аз отвергох Амморея от лица их, его же бе высота якоже высота кедрова, и крепок бяше якоже дуб, и изсуших плод его сверха, и корения его из низу

Сие сказал Бог в переносном смысле, показывая великий рост и силу тогдашних людей. И посланные великим Моисеем соглядатаи говорили: «тамо род Енаков, потомки исполинов, мужи превысоцыи, и бехом пред ними яко прузи» (Числ. 13:33–34). Посему Бог всяческих сказует: столько великорослых и сильных людей преодолели вы не своею силою. Ибо возможно ли это было вам, которые одним слухом приведены были в робость, и покушались возвратиться в Египет? Напротив того Я исторг Амморея с корнем. Корнями же называет отцов, а плодом – детей. Но вам, говорит Бог, необходимо напомянуть о благодеяниях прежде сего бывших. Я освободил вас от египетского рабства, в продолжении сорока лет питал в пустыни, и некоторых из вас сподобил пророческой благодати, а некоторых поставил священниками. Ибо сказано:

Ам.2:11. Поях от сынов ваших во пророки, и от юнот ваших во освящение:

– потом, так как сказанное несомненно, вопрошает:

еда несть сих, сынове Израилевы? глаголет Господь.

Изобличите, если в сказанном находите что ложное. Но сие невозможно; потому что и вы знаете, сколько истинно сие исчисление благодеяний, вопреки которым всегда вы поступали. Вы не только небоязненно нарушаете Мои законы; но и

Ам.2:12. И напаясте освященныя вином и пророком заповедасте глаголюще: не прорицайте.

«Освященныя» Мне (разумеет же Назореев) «напаясте вином», уча, что благоугождение Мне бесполезно, и посылаемым Мною Пророкам воспрещали предсказывать, что было им повелено, находя, вероятно, несносным для себя и самый глас Мой.

Ам.2:13–14. Сего ради се Аз повращу под вами, якоже вратится колесница полна тростия. И погибнет бегство от скоротекущаго,

Такое бремя наказания наложу на вас, говорит Бог, что будете сетовать и стенать, как скрипит полная клади и обремененная ею колесница, когда влекут ее. Во время сих постигающих вас бедствий и самый скоротекущий не найдет спасения в бегстве, мужественный не будет иметь духа мужества, и «стреляяй из лука» не положится на свое искусство, и конник, употребляя в содействие скорость коня, не воспользуется спасением (Ам.2:15).

Ам.2:16. и крепкий не обряящет сердца своего в силах, наг побегнет в той день, глаголет Господь.

Но один «наг побегнет, в той день», потому что в научение ваше наведу на вас пагубу cию, и полагающихся на естественнае преимущества или на искусство, предам на yбиение, а которые лишены всего этого и не имеют ни богатства, ни крепости, ни искусства, но от всего обнажены, тем дам способ спастись бегством и остаться здравыми и невредимыми.


Источник: Творения Блаженного Феодорита, епископа Кирского. - Ч. 4. / М.: Тип. В. Готье. 1857. – 452 с. / Толкование на пророка Амоса. 345-384 с.

Комментарии для сайта Cackle