Иконоста́с (от греч. εἰκονοστάσιον (иконостасион) (от εἰκών – образ, изображение, и στάσις – место стояния)) – перегородка, разделяющая алтарь и среднюю часть храма. Представляет собой стенку с расположенными по ярусам иконами, отображающими историю попечения Бога о человеке. Обычно число ярусов бывает от трех до пяти. Их можно рассматривать, начиная от верхнего яруса к нижнему, ибо такая схема последовательности указывает на историческую последовательность обозначаемых этими иконами событий.
- Пятый, верхний ярус содержит икону Троицы и иконы ветхозаветных праведников и праотцев (Авраама, Исаака, Иакова и др.).
- Четвертый снизу – икону Богородицы «Знамение» и иконы предстоящих пророков.
- Третий ярус снизу содержит иконы двунадесятых праздников.
- Второй ярус – иконы Деисиса.
– В середине нижнего яруса находятся Царские врата, справа (на южной стороне) от врат расположены икона Иисуса Христа и икона святого или праздника, которому посвящен храм. Над Царскими вратами помещается икона Тайной Вечери.
Иконостас непременно венчается Крестом, как вершиной Божественной любви к падшему миру, отдавшей Сына Божия в жертву за грехи человечества.
Цитаты об иконостасе
«Самые ранние русские храмы имели единое пространство, не разделённое иконостасом. Впоследствии, на Руси иконостас развивался в двух направлениях; по горизонтали и вертикали. Часто алтарь был отделен от основного пространства храма просто оштукатуренной стеной, на которой были написаны иконы фрески – таким был, к примеру, древнейший иконостас Успенского собора Московского Кремля. На рубеже XV века в связи с изменениями в богослужении – перенесением жертвенника из средней части храма в алтарь – иконостас стал закрывать не только центральную апсиду, но и боковые. Кутейник (место, в которое приносили кутью для поминания усопших и совершали панихиды) был перенесен в притвор, где сейчас обычно находится канун – поминальный стол, а в южной апсиде стали устраивать ризницу или диаконник. Начиная с XV–XVI века иконостас стал расти в высоту; сверху к праздничным иконам стали добавлять ещё несколько рядов. Так сформировался привычный нам многоярусный иконостас».
священник Виктор Гавриш
Комментировать