Празднование
История
Барская икона Пресвятой Богородицы – чтимый образ из Барского в честь Покрова Божией Матери женского монастыря, расположенного в г. Баре Подольской епархии в Белорусском Полесье (современная Винницкая обл., Украина). Город этот испытал все бедствия владычества католической Польши в западной Руси. Окончательное присоединение его к России произошло в 1793 году.
С давних времен в Баре существовал мужской монастырь, принадлежавший некоторое время униатским монахам-базилианам. В 1837 году Барский монастырь был возвращен из унии в лоно Православной Церкви.
В описании Барского монастыря за 1723 год говорится, что в главном алтаре в высоком углублении есть образ Богоматери, держащей на левой руке Богомладенца Иисуса. Иконография этого образа восходит, вероятно, к римской иконе из церкви Санта-Мария Маджоре и является ее поздним повторением. Богоматерь Одигитрия с Младенцем на левой руке изображена поколенно, руки скрещены на груди. Господь правой ручкой благословляет, в левой держит Евангелие. На главах серебряные венцы, нимбы выполнены в виде лучеобразного сияния, нимб у Богородицы украшен 12 звездами1.
В конце XVII – начале XVIII в. с Барской иконы был сделан список Подольской иконы Пресвятой Богородицы. О том, какое значение имел этот образ Богоматери в судьбах православия в Подольском крае, красноречиво говорит следующее молитвенное обращение к Пречистой Богоматери:
«Приидите, людие российстии, преславно и православно ублажим Преблагословенную и Пречистую Марию Деву, в Баре граде благодать Свою издревле выну явившую, православные люди Подольския земли от агарян и сарацын свободившую, православную веру в пленении латинстем сохранившую. К кому убо прибегнем, аще не к Тебе, Владычице! Кому принесем слезы и воздыхания, аще не к Тебе, Пресвятая Богородице! Не имамы бо иные помощи, не имамы иные надежды, разве Тебе, Небесная Царице, Дево Пречистая, лествица к небеси, святое вместилище Слова Божия, прибежище верным и избавление, достоянию Твоему помощь и защищение, скорбящим подательнице вечного радования, иноков богомудрых возведение к горнему царствию. Ты бо, яко имущая державу непобедимую, злую дерзость латинскую отмстила еси, верою имя Твое всехвальное призвавших отцев наших спасла еси и покрыла их святым омофором. Не отврати и ныне рабы Твоя тщи. Тя бо едину надежду имамы; избави люди Твоя присно и град и обитель, юже избрала еси Себе местом проявления благодати Твоея, и Подольскую землю, и вся православныя христианы от искушений, от пагубных, душевредных учений, от неверия, развращения и погибели вечныя, и от всякого лютого обстояния, и наветов врагов церкви Твоея православныя, и до ныне тайно и неустанно сеющих скверныя плевелы на доброй, от века православной ниве Подольской; аще бо не Ты предстояла молящи, кто бы избавил веру отцев наших от толиких бед, кто бы и нас сохранил до ныне свободных? Мы же преблагому Твоему заступлению о нас радующеся, благодарственно да восписуем Ти и да зовем Ти: радуйся, Невесто неневестная».
Барская чудотворная икона привлекала к себе многочисленные толпы богомольцев – и православных, и иноверных. Икона находилась в запрестольной нише, на ней был серебряный оклад со следами позолоты и черни. Образ очень древний, византийский, хорошо сохранившейся живописи.
В начале XX века Барская икона находилась в алтаре монастырского храма, в настоящее время она находится в Одесской области (Украина). Под строительство часовни для чудотворного образа выделен земельный участок.
Примечание
1 Православная Энциклопедия, 4, С. 354.
Богослужения
Тропари, кондаки, молитвы и величания
Молитва
Богопросла́вленная, всемирно воспева́емая Госпоже́ Ма́ти Вседержи́телева Богоро́дице Мари́е!
Приими́ на́шу сию́ от полноты́ серде́ц лю́бящих Тя́, приноси́мую Тебе́ пред свято́ю Твое́ю ико́ною моли́тву. Я́коже до сего́ дне́ и часа́ ми́лостиво покрыва́ла еси́ вся́ лю́ди, притека́ющия в хра́м се́й, та́ко и в пре́дняя благопоспеши́ на́м во все́х де́лех и начина́ниих на́ших, я́же не возбраня́ют на́шему ве́чному спасе́нию. Ты́ ве́си не́мощь на́шу, зри́ши ско́рби, ну́жды и смуще́ния отовсю́ду находя́щия, но вся́ сия́ мо́жеши еди́ным то́кмо воззре́нием Твои́м умири́ти, а́ще то́кмо восхо́щеши по́мощи на́м. Ве́мы, я́ко гре́х ра́ди на́ших не́смы досто́йни милосе́рдия Твоего́, но Ты́, Ро́ждшая прише́дшаго в ми́р гре́шники спасти́, спаси́ и на́с на вся́к де́нь и ча́с согреша́ющих. Укрепи́ сла́бую во́лю и немощно́е произволе́ние на́ше и оживотвори́ на́с ду́хом и́стиннаго покая́ния.
Да та́ко очище́нии зде́ Твоего́ покро́ва досто́йни бу́дем и с горя́щими свети́льники доброде́телей в Страну́ Небе́сную пре́йдем невозбра́нно, иде́же сподо́бимся поклони́тися Тебе́, Пречи́стая Госпоже́, сла́вяще избра́вшую и возвели́чившую Тя́ Пресвяту́ю Тро́ицу, Отца́ и Сы́на, и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Каноны и Акафисты
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
И веровать только во Христа Спасителя есть оправдание, исповедать же Его устами — совершенное спасение.
Все жития
3:11