Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
от гла́са вра́жiя и от стуже́нiя грѣ́шнича: я́ко уклони́ша на мя́ беззако́нiе и во гнѣ́вѣ враждова́ху ми́.
Святые отцы
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)
- Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
- Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Афанасий Великий, свт. (†373)
Ст. 3-4 вонми ми и услыши мя: возскорбех печалию моею, и смятохся от гласа вражия и от стужения грешнича: яко уклониша на мя беззаконие и во гневе враждоваху ми
Возскорбех печалию моею и смятохся. Ибо исполнился недоумения, видя беззаконные поступки со Спасителем, что и объясняет впоследствии говоря: от гласа вражия и от стужения грешнича. Смысл же всей речи таков: обрати внимание на то, что возскорбех, что смятохся, что исполнен я печали, и уразумев cиe, услыши мя.
Яко уклониша на мя беззакония. Ибо все совершенное против Спасителя относит к собственному своему лицу. Так поступили со мною по злопамятности, порожденной неразумным гневом. Вражда есть продолжительный гнев. По сей-то причине стал я боязлив и смущен, как будто мне угрожает уже смерть, пришли на меня такое беспокойство и такой страх, что, кажется, не вижу ни луча света, но пребываю во тьме. И рассуждал я, что лучше всего спасаться мне бегством, и молился, чтобы у меня были крылья, и чтобы, переселиться мне и в другом месте искать себе покоя.
См. также Толкование на Пс. 54:2
Григорий Нисский, свт. (†394)
Ст. 1-7 В конец, в песнех разума, Асафу, псалом. Внуши, Боже, молитву мою и не презри моления моего: вонми ми и услыши мя: возскорбех печалию моею, и смятохся от гласа вражия и от стужения грешнича: яко уклониша на мя беззаконие и во гневе враждоваху ми. Сердце мое смятеся во мне, и боязнь смерти нападе на мя: страх и трепет прииде на мя, и покры мя тма. И рех: кто даст ми криле яко голубине? и полещу, и почию
Но как в телесных борьбах подвижники ведут дело не с теми же сопротивниками, которых преодолевали на поприще в молодости, напротив того, по мере возрастающей у них силы, выходят на противоборников, которые больше и ростом и крепостью; а если и этих одолеют, вступают в борьбу с превосходнейшими и их, всегда соразмерно приращению сил своих выбирая для борьбы сильнейших противников; таким же образом и тот, кто много раз отличался победами над врагами, делает победы свои еще более знаменитыми, вступая в битву с противоборниками более знаменитыми и важными.
И поэтому просит Подвигоположника об услышании, говоря: «внуши, Боже, молитву мою, и не презри моления моего». Просит также обратить внимание на подвиг его, продолжая речь: «вонми ми, и услыши мя». Указывает в слове на трудности подвигов, описывая печаль, затруднение, смятение сердца, «вражий глас, стужение грешниче», открывая сие Самому Подвигоположнику, как некие поражения, нанесенные на поприще противоборниками, и сверх этого еще «смятение сердца, боязнь смерти, страх и трепет», мрак, объявший всю его жизнь; почему, чтобы преодолеть столько трудностей и стать выше их, для всего этого нашелся один только способ – окрылиться ему крыльями голубиными, и поднявшись ввыспрь, там остановить полет в таком месте, которое, будучи безопасно от всех зол, изобилует дарами Божественными.
См. также Толкование на Пс. 4:1
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Ст. 2-4 Внуши, Боже, молитву мою и не презри моления моего: вонми ми, и услыши мя
Пророк приносит различныя моления, прося, чтобы все они были приняты. Ибо говорит: не презри меня умоляющаго, но вонми благоволительно, и подай мне помощь.
возскорбех печалию моею, и смятохся от гласа вражия, и от стужения грешнича
Терпя укоризны и нападения от врагов, поступающих со мною несправедливо, и размышляя о разных их кознях, исполняюсь, говорит Пророк, великой скорби. Ибо печалию (ἀδολεσχίᾳ) Божественное Писание называет непрестанное размышление. Симмах перевел сие так: упал я духом, беседуя сам с собою, и смутился от вражия гласа, от безпокойства, причиненнаго нечестивым. Ибо одного и того же Пророк называет и врагом и нечестивым, как облагодетельствованнаго и уготовляющаго смерть благодетелю.
яко уклониша на мя беззаконие, и во гневе враждоваху ми
Симмах выразил сие яснее: впали против меня в нечестие и с гневом воспротивились мне; потому что с лукавым ко мне расположением устрояют мне смерть.
Евфимий Зигабен (†1118)
от гласа вражия и от стужения грешнича: яко уклониша на мя беззаконие и во гневе враждоваху ми
И смятохся от гласа вражия, и от стужения (оскорбления со стороны грешника) грешнича
Врагом Давид называет Саула, как злоумышлявшего против него, а равно и грешником называет его же, как грешившего в отношении к правде, потому что он преследовал невинного и не подавшего к тому повода Давида, желая убить своего благодетеля. А голосом называет ругательства, произнесенные против него Саулом; оскорблением же именует гонение, воздвигнутое против него, т. е. Давида.
Яко уклониша на мя беззаконие
Оттого, говорит, я смутился, что друзья Сауловы подвигнули на меня беззаконие, то есть, возносили на меня обвинения и клеветали на меня пред Саулом, что будто я ухищряюсь против него. В некоторых списках находится: беззакония; по каковому чтению должно понимать сие так: подвигнулись на меня беззакония, иначе— беззаконные; ибо часто мы имеем обыкновение называть неправдою неправедного человека, дабы тем сильнее укорить его, так что как бы в нем была вся неправда.
И во гневе враждоваху ми (держали вражду на меня, имели в себе памятозлобие на меня)
Когда, говорит, враги мои гневались на меня, то вместе с гневом питали и вражду против меня. Ибо словом κοτος означается то, когда гнев постоянно находится (κειται) в душе гневающегося, который и называется враждою (памятозлобием).
По другим истолкователям все вышеозначенные слова сказываются и от лица Христова человечества об Иудеях и Иуде. Исихий называет врагом Каиафу, как дерзнувшего произнести во время суда против Спасителя, слова: Он богохульствует, на что еще нам свидетелей? а грешником— Иуду. Ибо как не грешник тот, кто предал Учителя.
Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)
Ст. 2-4 Внуши, Боже, молитву мою и не презри моления моего: вонми ми и услыши мя: возскорбех печалию моею, и смятохся от гласа вражия и от стужения грешнича: яко уклониша на мя беззаконие и во гневе враждоваху ми
Сим предисловием испрашивает Давид благосклоннаго внимания у Бога, и, во-первых, говорит: внуши Боже молитву мою. Потом, дабы и молитва и лице молящагося не были отринуты, обоя препоручает Богу. О молитве глаголет, не презри моления моего; о лице же молящагося присовокупляет: вонми ми, и услыши мя, то есть, милостиво воззри на мя, и благосклонный слух простри. За сим предлагает сущность молитвы, и просит избавить от гонения врагов, по причине котораго скорбел и смущался. Под именем гласа вражия разумеет угрозы: ибо нет сомнения, что Саул не токмо убийством дышал против невиннаго Давида, но и часто угрозы к тому присовокуплял. Стужения грешника то же есть, что неправедное угнетение праведника: грешником нарицает врага не столько для обвинения его, сколько для засвидетельствования невинности своея. Ибо в гонениях великих служит утешением то, ежели человек имеет добрую совесть, и не по грехам своим, но туне гонение страждет. Следующия слова, яко уклониша на мя беззаконие, относятся к умышленным порокам, возводимым на человека невиннаго: а следующия, и во гневе враждоваху ми, означают явное и насильственное нападение на того же несчастнаго человека.
Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому
Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
Ст.4 от гла́са вра́жiя и от стуже́нiя грѣ́шнича: я́ко уклони́ша на мя́ беззако́нiе и во гнѣ́вѣ враждова́ху ми́.
Ст.3 внемли мне и услышь меня; я стенаю в горести моей, и смущаюсь
Ст.4 от голоса врага, от притеснения нечестивого, ибо они возводят на меня беззаконие и в гневе враждуют против меня.
Ст.3-4 Воскорбех печалию моею, и смятохся от гласа вражия, и от стужения* грешнича.
«Симмах, – говорит бл. Феодорит, – перевел сие так: «Я упал духом, беседуя сам с собою, и смутился от вражия гласа, от беспокойства, причиненного нечестивым». – Терпя укоризны и нападения от врагов, поступающих со мною несправедливо, и размышляя о разных их кознях, исполняюсь великой скорби; ибо печалию Писание называет непрестанное размышление».
По св. Афанасию, «смысл всей речи таков: обрати внимание на то, что я восскорбех, что смятохся, что исполнен я печали, и, уразумев сие, услыши мя».
«Яко уклониша на мя беззаконие, и во гневе враждоваху ми; потому что с лукавым ко мне расположением устрояют мне смерть» (Бл. Феодорит).
Св. Афанасий в гонениях и далее в страданиях Давида видит гонения и страдания Христа Спасителя.
* - От стужения απο θλιψεος – ψις – угнетение, преследование, скорбь и т. п.
Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Ст. 3–4 Вонми ми и услыши мя: возскорбех печалию моею, и смятохся от гласа вражия и от стужения грешнича: яко уклониша на мя беззаконие и во гневе враждоваху ми
Продолжая усердную молитву свою об услышании, Давид говорит: возскорбех печалию моею, – по переводу с греческого эти слова читаются так «я опечален при собеседовании моем», т.е. я упал духом, беседуя и размышляя сам с собою. И было о чем скорбеть и печалиться Давиду. Тайные враги его своими хитрыми наговорами народу о мнимых несправедливостях Давида причиняли последнему глубокую скорбь, а их тайные козни (2Цар. 17:1–2) приводили его в смущение. Удрученный такой скорбью, я размышлял, говорит Давид, каким бы способом избавиться мне от наветов врагов моих, и чем более размышлял, тем большей предавался скорби, потому что не находил никакого средства к освобождению себя. До слуха Давида доходит голос вражды и клеветы (гласа вражия) о мнимой его несправедливости, распространяемой (т.е. клеветы) Авессаломом с целью привлечения народа на свою сторону (2Цар. 15:3) и наводящей на душу Давида тяжелую тугу и скорбь (от стужения грешнича). Грешниками называет врагов своих не столько для обвинения их, сколько для собственного успокоения, когда сознает, что не за грехи, а безвинно и напрасно переносит тяжелое гонение. Следующими словами: яко уклониша на мя беззаконие – еще более выясняет причину глубокой скорби своей: так скорблю я, говорит, и в таком смущении нахожусь оттого, что (яко) враги мои возводят на меня беззакония, т.е. клевещут на справедливость мою, и поступают так не потому, чтобы я подавал какой-нибудь повод к тому, а просто потому, что хотят враждовать против меня, по злобе (во гневе) строят против меня ковы, во гневе враждоваху ми. В последних словах св. отцы усматривают пророчество о гонениях на Христа Спасителя со стороны книжников и фарисеев, которые клеветали на Него, возводили разные обвинения и по злобе на Него строили козни, от которых скорбела и приходила в смятение безгрешная и чистейшая душа Богочеловека.