Скрыть
и не оскудѣ́ от­ сто́гнъ его́ ли́хва и ле́сть.

Святые отцы

Прочие

Григорий Нисский, свт. (†394)

Ст. 12, 16 и не оскуде от стогн его лихва и лесть. Да приидет же смерть на ня, и да снидут во ад живи: яко лукавство в жилищих их, посреде их

Показывает же, какая злая толпа наполняет стогны его, именуя «лихву и лесть», самое же тяжкое из всего этого, здесь поименованного, по словам Пророка, есть лицемерие, которое, принимая на себя равнодушную и показывающую знаки любви наружность, под этим добрым покровом скрывает обман. Посему правдивый Судья посылает поселенцев, которые достойны таковых жителей. Хочешь ли знать имена сих поселенцев? Сказано: «да приидет смерть на ня, и да снидут во ад живи».

О надписании псалмов

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 10-12 Потопи, Господи, и раздели языки их: яко видех беззаконие и пререкание во граде. Днем и нощию обыдет и по стенам его: беззаконие и труд посреде его, и неправда: и не оскуде от стогн его лихва и лесть

«Потопи Господи и раздели языки их». Поелику у них согласие на зло; то разрушь, Владыка, единомыслие их.

«Яко видех беззаконие и пререкание во граде. Днем и нощию обыдет и по стенам его: беззаконие и труд посреде его, и неправда. И не оскуде от стогн его лихва и лесть». Думаю, что изречения сии не относятся к блаженному Давиду; потому что в это время Иерусалимом не владели еще иудеи, и никакой другой город не был признаваем царственным. Кажется же, что Пророк вместе и предсказывает пререкание и противление Иерусалима закону, и перечисляет все виды его пороков: беззаконие, неправду, лихву и лесть, из любви к которым не приняли иудеи законов Спасителя. Надлежит же заметить, что не только в совершенстве новаго завета, но и в жизни подзаконной осуждается лихоимство и причисляется к беззаконию, неправде и лести.

Евфимий Зигабен (†1118)

И не оскудев от стогн его (на улицах его) лихва и лесть

Во всяком городе есть улицы широкие и узкие; и широкие улицы суть те дороги, по которым могут проезжать целые повозки и которые называются открытыми (ветренными), а узкие суть те, которые называются переходами, потому что по ним только ходит народ. Итак, Давид говорит, что с широких улиц Иерусалима, где бывают торговли и продажи (размены) не сходит рост и обман ; рост потому, что находившиеся там люди брали на деньги свои наклады (барыши), впрочем, тайно, потому что такую прибыль запрещал и древний закон; а обман не прекращался на них потому, что как продавец, так и покупщик употребляли хитрость лжи, чтоб обмануть друг друга, или употребляли и другие средства взаимно. А исчисленными поименно грехами Давид выразил, что жители вообще делали всякое зло.

Некто говорит: Широкие пути означают роскошную и страстную жизнь и пространный путь погибели, на которых всегда пребывает труд злых дел и обман прелестей. Феодорит также: Надобно заметить, что не только совершенство нового завета, но и жизнь подзаконная порицает рост и сопрягает его с беззаконием, неправдою и обманом.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Ст. 11-12 Днем и нощию обыдет и по стенам его: беззаконие и труд посреде его, и неправда: и не оскуде от стогн его лихва и лесть

Продолжает описывать беззаконие града, от котораго гонение претерпевал, и употребляя прекрасное подобие, говорит, что беззаконие на подобие вооруженнаго воина овладело стенами его так, что правда приближиться к нему не могла. Беззаконие, глаголет, днем и нощию, то есть, безпрестанно обходит град, на подобие военныя стражи; а между тем внутрь его не что другое делается, как труд, то есть, насилие бедных, и неправда сильных, кои без всякой опасности наказания угнетают их. И не оскуде от стогн его лихва и лесть. Сие угнетение отчасти бывает явное, когда богатые на самых стогнах требуют лихвы от убогих, а отчасти тайное, когда различными коварствами и ухищрениями нападают на них и мучат.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Ст.11-12   Дне́мъ и но́щiю обы́детъ и́ по стѣна́мъ его́: беззако́нiе и тру́дъ посредѣ́ его́, и непра́вда:
и не оскудѣ́ от сто́гнъ его́ ли́хва и ле́сть.


Ст.11-12   днем и ночью ходят они кругом по стенам его; злодеяния и бедствие посреди его;
посреди его пагуба; обман и коварство не сходят с улиц его:
 


Беззаконие и труд [Труд πονος – труд, старание.] посреде его и неправда. Труд здесь означает муку, страдание.

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 11-12 Днем и нощию обыдет и по стенам его: беззаконие и труд посреде его, и неправда: и не оскуде от стогн его лихва и лесть

Более частное указание господствовавших в то время настроений в жизни Давид указывает в словах: «злодеяние и бедствие, обман и коварство» посреди его города.

Под злодеянием нужно разуметь общее указание на самоуправство врагов Давида, проявлявшееся в грубом нарушении закона Моисеева, с которым должно было сообразоваться всякое распоряжение и управление; «бедствие» - страдание, которое указывает как на беззащитность каждого ищущего правды, так и на то, что враги Давида преследовали личную выгоду, не справляясь с тем, будет ли через это тяжело другим, или нет. «Обман» - взяточничество, коварство, ласкательство, лицеприятие. На стенах, равно как и на площадях и в воротах города обыкновенно производилось у евреев, как и у всех восточных народов, судебное разбирательство и обсуждение дел общественных: таким образом, как в общественных, так и в судебных делах тогда царили в Иерусалиме произвол и самоуправство.

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 11–12 Днем и нощию обыдет и по стенам его: беззаконие и труд посреде его, и неправда: и не оскуде от стогн его лихва и лесть

Слово труд употреблено здесь в значении: «бедствие, страдание, превратность, измена» (perversitas). Стогна значит: «улица»; лихва – «рост, вынужденный процент, барыш». Лесть в церковно-славянском языке употребляется в смысле: «обольщение, хитрость, обман», или: «коварство, лукавство». Пророк изображает в сих стихах бедственное положение города Иерусалима, которое было последствием беззаконного вторжения в него мятежников. Город очутился тогда как бы в осадном положении от вторгшихся в него врагов: раздоры, насилия и всякая неправда царили в нем, и зло это так усилилось, что не было ни времени, ни места, в которых оно прекращалось бы. Ни днем, ни ночью не было покоя, беззаконие, наподобие военной стражи, обходило по всему городу: и по стогнам его, т.е. до самых окраин города, и посреде его. Везде и всегда труд, т.е. насилие и угнетение бедных, и неправда, или притеснение со стороны сильных и богатых. Не говоря уже о том, что происходило в домах, даже на улицах (стогнах) города публично совершались эти насилия, коварство, подкупы, лихоимство и всякого рода неправда и беззаконие. Значит, угнетение и всякого рода притеснения слабых со стороны сильных (Авессалома и его мятежных сообщников) совершались не тайно, а открыто пред всеми, во всем этом не было недостатка и на улицах города: не оскуде от стогн его лихва и лесть. И все эти несправедливости и насилия, совершаемые заговорщиками, имели такой успех, что на сторону Авессалома перешли даже такие лица, которые прежде были друзьями и советниками Давида, каковым был, например, Ахитофел.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible