Скрыть
уста их мягче масла, а в сердце их вражда; слова их нежнее елея, но они суть обнаженные мечи.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Разделишася от гнева лица Его. Поелику зло поступили с Благодетелем, то рассеял их по всем ветрам. И приближишася сердца их. Снова ведет речь об Иуде. Положил он в сердце предать Христа, и хотя произносил слова умягченные и мирные, однако же были они исполнены злобы. Какие же это слова, как не сказанные во время предательства: радуйся Равви (Мф. 26,49).

Толкование на псалмы

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«Разделишася от гнева лица его, и приближишася сердца их». Поработившись гневу, одно говорили, а другое замышляли. Ибо так перевел Симмах: мягче коровьяго масла уста их, но враждебно сердце каждаго из них. С сим согласно и присовокупленное:

«Умякнуша словеса их паче елея, и та суть стрелы». Таковы же были и слова Сауловы, и слова Иудины. Ибо Саул говорил Давиду; ты ли это, «чадо Давиде» (1Цар.24:17)? И Иуда сказал: «еда аз есмь, Равви? и облобыза Его» (Мф.26:25, 49). И слова уподобляются мягкостию елею и коровьему маслу, а замыслы подобны самым острым стрелам и копьям, потому что слово: «стрелы» Акила перевел: копья. Так божественный Давид, описав, что было с ним, и присовокупив к сему злоумышления против Владыки, предлагает совет всем людям, повелевая иметь упование на Бога.

Евфимий Зигабен (†1118)

Разделишася от гнева лица Его и приближишася сердца их.

От гнева Христа, говорит, иудеи рассыпаны по всему миру, когда римские войска разрушили Иерусалим. Потому то некоторые говорили, что сии бедствия они потерпели за умерщвление Иисуса, из каковых—Иосиф, который в книге пленения Иерусалимского почти признает Иисуса Богом. Подвергшись таковому наказанию, иудеи сблизились сердцами своими в истине, размышляя, что, быть может, Иисус был Бог. Ибо сближением называется и сомнение в мысли.

Некто говорит, что хотя иудеи рассыпаны по всем местам, но они согласны и соприкосновенны во зле; ибо это означает: сблизились сердца их.

Умякнуша словеса их паче елея, и та суть стрелы.

Сие слово относится вообще ко всем иудеям, которые до распятия Господа произносили к Нему слова мягкие, как масло, называя Его Равви или Учителем и говоря: знаем, что Ты истинен и истинно пути Божии учишь (Матф. 22,16) и другие мягкие слова; но сии мягкие и нежные слова внутри были острые стрелы, пускаемые в Него иудеями, желавшими Его крови. Можно относить сии слова и к Саулу и к сообщникам Саула, который притворно говорил: Твой ли это голос, сын мой, Давид (1Цар. 26,17)? и другие подобные слова, которые, по видимому и внешности были мягки, а по содержанию внутри и по мысли—ядовитые стрелы.

Сие сказано и об Иуде, который сказал Господу: радуйся, Равви, и облобызал Его (Матф. 26,49). Βολιδες (стрелы) Акила перевел: Копия. Ибо слова Иуды, как перевел Симмах, были подобны елею и маслу коровьему по своей мягкости; а мысли подобны острейшим стрелам и копьям, по словам Феодорита, который присовокупляет: Многие, страдая тем же недугом, покрывшись дружеством, как бы покровом, говорят к обижаемым ими: не я ли сделал какое либо зло тебе? Весьма любопытно изъяснил это Исихий: иудеи, говорит, произносили мягкие и по виду превосходившая всякую нежность слова, которыми искушали премудрость Божию, подобно тому как корабельщики посредством веревки с свинцом испытывают глубину моря, но не постигли, ибо что может сделать свинцовое мерило в бездне. А премудрость Божия есть бездна. Некоторые же, говорит, списки его содержат, что сие пророчество относится к Иуде.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Ст. 21-22 Простре руку свою на воздаяние: оскверниша завет его. Разделишася от гнева лица его, и приближишася сердца их: умякнуша словеса их паче елеа, и та суть стрелы

Сия темныя в переводе нашем слова, в Еврейском тексте яснее читаются так: Простре руку Свою на мирныя Его, оскверни завет Его: умащени уста его паче масла, но брань в сердце его: умякнуша словеса его паче елеа, и та суть стрелы. Сими словами укоряет главнаго виновника всех зол Саула, и говорит, что он посреде мира брань произвел, и тако нарушил взаимное согласие и тишину. Таким образом обвиняет его в вероломстве, поелику, не быв ничем обижен и не объявя законным образом брани, оружие и силу нечаянно употребил. Ибо несравненно беззаконнейшим почитается тот, кто на союзников своих без причины нападает, нежели тот, кто обиды свои открытым и благородным образом отмщает. Сей поступок пространнее описывает в следующих потом словах, где говорит, что во устах Саула было масло и елей, а в сердце брань, и что слова его были подобны ядовитым стрелам. Ибо хотя по наружности искапали сладость, но сокровенным ядом не иначе как мечем или стрелами пронзали сердце. И мы ведаем, что Саул, часто льстивыми словами много обещал Давиду, и всячески ласкал, дабы уловить его в свои сети, и нет сомнения, что ту же хитрость употребляли и его царедворцы. Сие искушение есть общее всем Божиим сынам. Хитрые люди коварством и лестию тщатся уловить их и погубить; но Дух Святый запинает мудрых в коварстве их (1Кор. 3:19). По переводу седмидесяти толковников, сущность места сего та, что Бог праведно простер руку Свою на воздаяние казней врагам Давидовым, ибо они не токмо не хотели от пороков обратиться к добродетели, но и паче злыми делами своими осквернили завет Его, преступя законы. Сего ради разделишася, сиречь, расточишася от гнева лица Его: зане сердца их приближишася к злодеянию паче, нежели к благотворению.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Сергий Терновский, прот. (†1868)

Разделишася от гнева лица его, и приближишася сердца их: умякнуша словеса их паче елеа, и та суть стрелы

Пророк описывает испорченность нравов народа иудейского, говорит, что было время, когда гнев Божий рассеял их. Это было во время пленения вавилонского и гонения Антиоха, когда многие из них лишились отечества. После сего, казалось, они почувствовали свое нечестие; сердца их как бы приближались к Богу - стали созидать храмы, приносили жертву истинному Богу, но, кроме немногих, все это делали лицемерно: они только устами почитали Бога, а в самом деле слова их уподоблялись стрелам. Они бросали острые стрелы клеветы и порицания на Господа Иисуса Христа, Который пришел восставить в Своем народе истинное благочестие, и между тем стрелы их умащены елеем, потому что они все делали под видом ревности к Богу, как бы защищая закон и богослужение, установленные самим Богом. Словеса были мягки, как елей, то есть свободно лились в душу, когда говорили: вем, яко истинен еси, и пути Божий воистину учиши, и когда кричали: благословен грядый во имя Господне; но они превратились в стрелы, когда говорили: о вельзевуле бесовстем - изгонит бесы, когда вопияли: распни, распни Его!

Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Ст.22   Раздѣли́шася от гнѣ́ва лица́ Его́, и прибли́жишася сердца́ и́хъ: умя́кнуша словеса́ и́хъ па́че еле́а, и та́ су́ть стрѣ́лы.
Ст.22   уста их мягче масла, а в сердце их вражда; слова их нежнее елея, но они суть обнаженные мечи.



Симмах: «Паче коровьего масла уста их, но враждебно сердце каждого из них». Разделишася и проч. Можно понимать так: т.е. враги Спасителя разделились или рассеялись от гнева лица Божия (или просто от гнева Божия). «Поскольку зло поступили с Благодетелем, то рассеял их по всем ветрам» (Св. Афанасий).
Наказал же Господь за то, что сердца их лицемерно приближались к Нему, коварно, – или: «поработившись гневу, одно говорили, а другое замышляли» (бл. Феодорит); что умякнуша словеса их паче елеа, и та суть стрелы, т.е. за то, что слова их были мягче елея, нежны, ласкательны; но эти мягкия слова были как стрелы для сердца.
«Хотя Иуда произносил слова умягченные и мирные, однако же они исполнены были злобы» (Св. Афанасий).

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Разделишася от гнева лица его, и приближишася сердца их: умякнуша словеса их паче елеа, и та суть стрелы

Грозный суд Божий враги Давида заслужили своими поступками, своим злым настроением: они говорят льстиво, с ложным сочувствием («уста их мягче масла»), а на душе - зло; слова их нежны, но говорятся для того, чтобы введением в обман доверившегося человека зло погубить его («они суть обнаженные мечи»). Такое коварство испытал Давид на себе от своих ложных друзей и тоже он видел упрочивающимся и в общественной жизни. С евр. текста этот стих относится к Ахитофелу: «его уста мягче масла, но в сердце брань».

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Разделишася от гнева лица его, и приближишася сердца их: умякнуша словеса их паче елеа, и та суть стрелы

Наказующая десница Божия уже простерта против них, так как они нарушили завет Его; пылающий от лица судии гнев рассеет их (разделишася), за их коварство против него. Такое наказание тем справедливее, так как враг (словеса его, коллективно, или же Ахитофела, как представителя прочих) показывал Давиду такую любовь и привязанность, но в действительности исполнен был злобы.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 21–22 Простре руку Свою на воздаяние: оскверниша завет Его. Разделишася от гнева лица Его, и приближишася сердца их: умякнуша словеса их паче елеа, и та суть стрелы

Многомилостивый и долготерпеливый Господь Бог, говорит Давид, наконец простирает руку Свою, чтобы воздать («во еже воздати», как значится в «Учебной Псалтири» на поле, против слов на воздаяние) по заслугам тем, которые не убояшася Бога и не изменились к лучшему (ст. 20), – тем, которые не только не обратились от порочной и беззаконной жизни к благочестию и добродетели, но наипаче злыми делами своими (возмущением против помазанника Божия) осквернили завет Божий, преступая заповеди Его. А они, как только увидели гнев Божий над собой, обрушившийся в поражении Авессалома и его войска, тотчас же рассеялись, разбежались (разделишася от гнева лица Его), и многие из них пристали ко мне, говорит Давид. И приближишася сердца их; они как бы сознали всю виновность свою пред Богом и почувствовали свое нечестие сердца их, как бы в чувстве раскаяния приближались к Богу, но, кроме немногих, они делали это лицемерно, они только устами и мягкими льстивыми словами почитали Бога, а в самом деле слова их уподоблялись стрелам: и та суть стрелы. По изъяснению св. отцов (Афанасия Александрийского, Исихия и др.), в словах 22-го стиха заключается пророчество об иудеях, распявших Господа Иисуса Христа [3, с. 186:7, с. 430]. Словеса их были мягки, как елей, т.е. свободно лились в душу, когда говорили: «Вемы, яко истинен еси, и пути Божию воистину учиши» (Мф. 22:16), и когда кричали: «Благословен грядый во имя Господне» (Мф. 21:9); но они превратились в стрелы, когда говорили: «яко веельзевула имать и о князе бесовстем изгонит бесы», когда вопияли: «Распни, распни Его!» (Мк. 3:22; Лк. 23:21).

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible