Скрыть
и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов.

Святые отцы

Прочие

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 47-50 Еще царство небесное подобно сети, опущенной в море и поймавшей рыбы всякого рода. Когда же она наполнилась, то ее вытащили и сидя у берега, хорошую рыбу собрали в сосуды, а дурную выбросили вон. Так будет и при кончине мира: выйдут ангелы и отделят злых от среды праведников, и бросят их в печь огненную, там будет плач и скрежет зубов

По исполнении пророчества Иеремии, который говорит: Вот, Я пошлю множество рыболовов (Иер. 16:16), то есть после того, как Петр, Андрей и сыны Зеведея - Иаков и Иоанн услышали: Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков (Мф. 4:19), они соткали себе сеть из евангельских учений Ветхого и Нового Завета и бросили ее в море этого мира, она и доныне простирается в глубине вод, схватывая в соляных и горьких пучинах все, что ни попадет в нее, то есть и добрых, и злых людей, или лучших и худших рыб. Когда же настанет кончина мира, - как Он сам сказал немного ниже, - тогда сеть будет вытащена на берег, тогда и будет показан истинный суд [или: признак] для отделения одних рыб от других, и, как бы в некоем безопаснейшем пристанище от бурь, добрые будут положены в сосуды небесного жилища, а злых охватит огонь геенны, чтобы высушить и сжечь их.

Толкование на Евангелие от Матфея

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 47-50 Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и севши хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон. Так будет при кончине века: изыдут ангелы и отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов

Страшна эта притча, ибо она показывает, что если мы и веруем, но не имеем доброй жизни, то брошены будем в огонь. Невод - это учение рыбаков-апостолов, которое соткано из знамений и пророческих свидетельств, ибо о чем ни учили апостолы, они подкрепляли это чудесами и словами пророков. Итак, этот невод собрал от всех родов людей - варваров, еллинов, иудеев, блудников, мытарей, разбойников. Когда же он наполнен, то есть когда мир кончил свое существование, тогда находящиеся в неводе разделяются. Ибо хотя бы мы и веровали, но если окажемся дурными, то будем выброшены вон. Не таковые же будут сложены в сосуды, разумею, вечные жилища. Всякое же действие, доброе ли или злое, говорят, есть пища души, ибо и душа имеет мысленные зубы. Итак, душа будет скрежетать ими тогда, сокрушая свои деятельные силы за то, что делала таковое.

Толкование на Евангелие от Матфея

Евфимий Зигабен (†1118)

Ст. 49-50 Тако будет в скончание века: изыдут ангели, и отлучат злыя от среды праведных, и ввергут их в пещь огненную: ту будет плачь и скрежет зубом

Тако будет в скончание века

так, как сейчас скажет.

изыдут Ангелы, и отлучат злыя от среды праведных, и ввергут их в пещь огненную: ту будет плач и скрежет зубом

Но в двадцать пятой гл. (32 ст.) сказал, что Он Сам отлучит их одних от других. Что же нужно сказать на это? Он Сам отлучит их Своим повелением, а Ангелы отлучат их самим делом, как слуги, исполняющие повеление Господина. Отлучить – то же, что разлучить. Так как в конце притчи сказал, что худое выбросили вон (Мф. 13:48), то чтобы кто-либо не подумал, что такое удаление неопасно, поясняет, говоря: и ввергут их в пещь огненную и т. д.

Толкование на Евангелие от Матфея

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 49-50 Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов

Слово “их” к злым. Только третья притча второго ряда отчасти объяснена.

Толковая Библия

Троицкие листки (XIX в.)

Ст. 44-52 Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то. Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее. Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон. Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов. И спросил их Иисус: поняли ли вы все это? Они говорят Ему: так, Господи! Он же сказал им: поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое

И в тесном кругу учеников Своих Спаситель продолжал беседовать притчами, потому что ученики уже хорошо стали понимать их. В новых двух притчах, сходных между собой, Он раскрыл им, что нужно делать самому человеку, чтобы усвоить спасительные истины Евангелия. Царство Небесное, спасение души для каждого человека есть дорогое сокровище, безценная жемчужина, ради которой должно всем жертвовать, ничего не жалеть. Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле во время войны или по другому несчастному случаю, закопанному на поле, которое, найдя, человек (которому это поле не принадлежало, но который, может быть, по найму возделывал его и неожиданно, случайно наткнулся плугом или заступом на сокровище это) утаил, т.е. снова закопал его, от всех утаил, не сказал даже и владельцу поля, и от радости (что знает) о нем идет домой и продает все, что имеет, и покупает поле то. Кто ничем не дорожит на свете ради спасения души, тот знает, что он ничего не теряет, а все приобретает. «Примечайте, – говорит святитель Филарет Московский, – сокровище готово, достаточно для обогащения, владеющий полем имеет и сокровище, в нем скрытое, но он не старается приобрести его, а потому тщетно имеет; другой знает о сокровище, но также без попечения, без решимости продать все, чтобы купить поле и воспользоваться сокровищем, т.е. тщетно знает.

Благодать есть сокровище готовое, довольное для обогащения каждого и всех, но сокрытое, – где? на каком поле? Мало ли где! Например, на поле уединения и благоговейного безмолвия, на поле целомудрия и воздержания: только ничего не жалей, чтобы возобладать таким полем и найдешь сокровище. Но особенно близкое и для всех доступное поле, в котором сокровенно положено сокровище благодати, есть Церковь. Какое сокровище сокрыто в ее священных собраниях! В них сокрыто присутствие Самого Христа Господа, а в Нем «сокрыты все сокровища премудрости и ведения» (Кол. 2:3), равно и сокровища всех прочих даров духовных и Божественных. Какое сокровище в молитвах, славословиях Церкви! В них дышит благодать пророков, апостолов, святых; в них наипаче Сам Дух Святый «ходатайствует о нас воздыхании неизглаголанными» (Рим. 8:26). Какое сокровище в ее чтениях Евангельских! Та же сила, которая, исходя в слове Христовом, прогоняла бесов, исцеляла недуги, воскрешала мертвых, просвещала светом Божественным, пребывает и ныне в Его слове, в Его Евангелии. Какое сокровище в Таинствах, а особенно в Таинстве причащения Тела и Крови Господней! В нем сокрыта вечная жизнь с ее неисповедимыми благами, по реченному от Господа: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную» (Ин. 6:54). Надо только уметь воспользоваться этими сокровищами, а для этого надобно продать, т.е. пренебречь, отвергнуть «все, что имеешь», именно – твое самоугодие, твои страсти, твои порочные навыки, твои плотские желания, твою леность, твою невнимательность, твою рассеянность… Еще более близкое поле сокровища – это наш внутренний человек. Глубина, в которой сокрыто сокровище, означает сердце человека. Сюда в Таинстве крещения Дух Божий дохнул невидимо и внес Своим дыханием новую жизнь от Бога. Итак, сокровище положено на поле нашем, но каждый ли из нас обрел его? Если это сокрытое сокровище мы глубже и глубже зарываем уметами и дрязгами помыслов и дел суетных, нечистых, беззаконных, то сокровище наше лежит без пользы, духовная жизнь наша в зародыше или в обмороке!..» Как человек не может овладеть сокровищем, если не приобретет поля, где оно сокрыто, так не может он и спастись, если не будет сам находиться в недрах Церкви Православной. Нашедший сокровище утаил его-для того, чтобы самому не потерять его; кто гордится дарами благодати, тот за свою гордость лишается обретенного им сокровища. Смиренный же, радуясь о Господе, не станет хвалиться перед всеми, а пойдет к брату по духу и, желая сделать его участником сокровища, скажет ему, как Андрей Петру: «мы нашли Христа!»

Эту радость так изображает блаженный Августин: «Как мне вдруг сделалось приятно обходиться без ничтожных забав, и я с радостью оставил то, чего прежде боялся лишиться! Ибо Ты удалил их от меня, Ты, истинная и высшая радость, Сам поселился во мне, Сладчайший всех радостей!» Как человек с радостью бросил бы набранные им прежде камешки, наполнявшие его руки, если бы ему предложили вместо них жемчужины и алмазы, так и душа, обретшая Христа, готова бросить все, чтобы всецело отдаться Христу. Притча о сокровище относится к тем, кого благодать Божия сама призывает к себе, открывая себя неожиданно; оттого и радость их бывает велика. Но тот, кто сердцем чувствует нужду во спасении, кто знает, что оно есть, тот должен усиленно искать его со всем усердием: еще, – говорит Спаситель, – подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, не жалея ни средств, ни трудов и, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел домой поспешно и продал все, что имел, распродал все свое состояние, и купил ее, приобрел эту единственную безценную жемчужину. Что означает эта жемчужина? Истинную веру, благодать Божию, вечное спасение, Самого Спасителя нашего Господа Иисуса. «Одна драгоценная жемчужина, – говорит блаженный Феофилакт, – это одна истина, которая есть Христос». «Как обладающий жемчугом сам знает, что он богат, – говорит святитель Златоуст, – а для других это часто бывает неизвестно, потому что жемчуг невелик; так можно сказать и об истине. Обладающие ею знают, что они богаты, а неверующие, не понимая цены этого сокровища, не знают о нашем богатстве». Но чтобы мы не подумали, что для спасения нашего достаточно одной веры, Господь произносит новую грозную притчу: еще подобно Царство Небесное очень длинному и крепкому неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода. Так Церковь Христова распространится могущественно в целом мире, как невод по пространству моря, и через рыбарей апостолов, соделавшихся ловцами человеков, соберет людей из всех народов, и добрых, и злых. «Мрежею (неводом) слова истины и спасительных заповедей Господь объемлет их, собирает, ограждает и благодатной силой крестной, при свободном послушании, влечет их, как из воды, в воздух и на берег, из жизни плотской в духовную, от греха к святости, от тленного к нетленному, от временного к вечному, от земного к Небесному, от мира к Богу и Его вечноблаженному Царствию».

Который (невод), который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, неспешно и обдуманно хорошее собрали (хорошую рыбу) в сосуды, а худое (негодную, нечистую, вредную рыбу) выбросили вон. Притча эта сходна с притчей о плевелах: и там одни спасаются, а другие погибают. Так будет при кончине века на Страшном Суде Сына Человеческого: изыдут, явятся с неба дотоле невидимые исполнители суда Божия Ангелы, и отделят злых из среды праведных, и праведных будут сопровождать в вечные обители Небесные, а грешных – ввергнут их в печь огненную, на муку вечную: там будет плач и скрежет зубов, скрежет отчаяния и проклятий против самих себя… Неудивительно, что святитель Златоуст называет эту притчу «страшной», а Григорий Великий говорит, что ее нужно больше бояться, чем толковать. И Господь объяснил только конец ее и тем еще увеличил страх; «чтобы ты, – говорит Златоуст, – слыша, что злых только отделят, не почел таковую гибель еще неопасной, Христос говорит, что их ввергнут в печь, где будет скрежет зубов и несказанное мучение. Притча Христова говорит, что и многие из тех, которые уловлены в мрежу Христову, т.е., по-видимому, принадлежат к Церкви Христовой, будут извержены вон. Потщимся же добровольно связать все наши дела, желания, помышления мрежей заповедей Христовых, чтобы, наконец, когда невод Христов наполнится предуставленным числом спасаемых, и извлечется на край времен, мы могли оказаться доброй ловитвой и удостоились быть собраны в сосуды Небесные»… И объявнив эту притчу апостолам, и спросил их Иисус: поняли ли вы все это? Если что непонятно, Я объясню вам. Они говорят Ему: так, Господи! Мы поняли все. Он же сказал им: поэтому вас можно назвать теперь книжниками, но не такими, которые знают только старое, а такими, которым известны и новые тайны Божественные; всякий таковой истинный, нелицемерный и разумный книжник, всякий проповедник истины Евангельской, наученный Царству Небесному, познав его истины, подобен хозяину, который выносит для жертвоприношения из сокровищницы своей, из своих запасных хранилищ, смотря по тому, когда что нужно по Закону, новое и старое, прошлогодние плоды и новые; так и вы раскрывайте народу и то, что прежде познали из Ветхого Завета, и то, что теперь вам открывается. Так, ветхозаветное пророчество относится к Ветхому, а исполнение его к Новому; заповеди Закона к старому, а их дух и полнота к новому; образы, употребленные в притчах – к старому, а учение, заключенное в этих образах, – к новому.

«Человек домовитый есть Христос, – говорит блаженный Феофилакт, – Он богат,потому что в Нем все сокровища премудрости. Уча новому, Он приводил свидетельства из ветхого; например, Он сказал: «дадут они ответ… за всякое праздное слово» – это новое; потом привел свидетельство: «от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» – это ветхое (Мф. 12:36)»…

Троицкие листки. №801-1050

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон. Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов.

Неводу закинутому в море. Море – мир, невод означает учение веры, рыбари суть апостолы (и их преемники)... Этот-то невод собрал от всякого рода – варваров, эллинов, иудеев, блудников, мытарей, разбойников» (Феофил.).

Хорошее худое. хорошую рыбу, годную к употреблению в пищу; худую рыбу – мертвую или вредную для употребления, т.е. людей праведных и грешников. Вторую часть притчи пояснил сам Христос.

Изыдут Ангелы и пр.: «хотя в другом месте сказано, что отделяет сам Пастырь (Мф.25:32), впрочем здесь приписывается сие Ангелам, как и в притче о плевелах (Мф.13:41). Что же сие значит? То, что Господь беседует с учениками иногда менее, а иногда более возвышенно» (Злат.). Под образом берега и разбора рыбы Господь указует кончину века и страшный суд, когда будут отделены праведники от грешников – первые для блаженства, вторые для вечного мучения. Заметим здесь, что Спаситель часто пользуется случаями – указать на различие в будущей жизни праведников и грешников. Поэтому нельзя согласиться с мнением тех, кои думают, что все спасутся, даже дьяволы (Ориген). Заметим еще, что не целые «роды» рыб (образ народов) берутся и не целые отвергаются, а из каждого рода только худые извергаются вон.

Печь огненную и пр.: ср. прим. к ст. Мф.13:42 и Мф.8:12.

Толкование на Евангелие от Матфея

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

Ст. 47-50 Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон. Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов

Эта притча о неводе сходна с притчею о семени и плевелах (ст. 24-30, 37-42). Море означает мир; невод – учение церкви, веры; им, как рыба из воды на берег, извлекаются люди из жизни плотской в духовную, от греха к святости, от тленного к нетленному, от временного к вечному, от мира к Богу и Его вечно блаженному царствию. Рыбари – это Христос, апостолы и преемники апостолов – пастыри и учители церкви. «Этот-то невод, – говорит блаженный Феофилакт, – собрал рыб от всякого рода, т. е. варваров, эллинов, Иудеев, блудников, мытарей, разбойников». Хорошее (добрыя) – хорошая рыба, годная к употреблению, означает хороших праведных людей; а худое (злыя), т. е. худая рыба, мертвая или вредная для употребления, означает людей худых, грешных; берег и разборка рыбы означают кончину века и страшный суд, когда праведники будут отделены от грешников, первые для блаженства в царстве небесном, а вторые для мучения в печи огненной – в аду (о названии ада огненною печью чит. в объясн. 42 ст.).

Толкование на Евангелие от Матфея

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible