Источник

Глава 4

Мф.4:1. «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола,»

«Иисус Христос, вступая на общественное служение, искушаем был от диавола. И всякий человек, чем выше его служение, тем сильнейшему он подвергается вначале нападению от диавола, потому что этот последний старается в самом начале уничтожить то благотворное веяние, какое может произвести со временем в обществе человек, принимающий на себя служение обществу» [1, 63].

«Как Он учил воздержанию и посту? – Сорокадневным постом (См.: Мф. 4:1–11; Мк. 1:12–13; Лк. 4:1–13) – пред началом служения нашему спасению, – таким притом, что во все эти сорок дней не вкушал ничего; заметьте это, возлюбленные: Господь не ел ничего сорок дней – для того, чтобы победить в Своем Лице нашу сластолюбивую плоть, которая жадно требует изысканной пищи и пития и любит пресыщаться и упиваться, – чрез то плодятся всякие грехи в нашем сердце. Для того-то Господь постился сорок дней, чтобы в Своем Лице показать нам, как укротить, покорить духу нашу сластолюбивую, упорную, непокоряющуюся духу плоть, хотя Его плоть была пречистая, безгрешная. – Да за всю жизнь Свою не заботился Он о пище и питии; как же можем мы этого надеяться? Ради Иисуса Христа мы – грешники» [8, 209].

"Не введи нас во искушение (Мф. 6:13). Искушение здесь, разумеется, преимущественно от диавола, когда он колеблет нашу веру, например, в вездесущие Божие, или в какое-либо таинство, или когда он возжигает в нас какую-либо страсть, например блуд, сребролюбие, скупость, зависть, ненависть, злобу. Очень трудно бывает противостоять вражиим искушениям, потому и говорится дальше: избави нас от лукаваго (Мф. 6:13) – искусителя. Так введен был в искушение Спаситель, постившийся сорок дней (См.: Мф. 4:1–11). Искушение Его было от диавола, а диавол искушал Его пищею (сластолюбием), славою мирскою (славолюбием) и корыстолюбием (вся Тебе дам) (Ср.: Мф. 4:9). Так и нас искушает» [8, 637].

Мф.4:2. «и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал»

«Многие говорят: не можем есть постной пищи. Отчего? Оттого, что отвыкли. Попробуйте привыкнуть: и поверьте, если захотите, привыкнете. Как не привыкнуть к тому, что нимало не противно нашей природе, а, так сказать, прирождено ей? – Ибо пост свойствен человеку: люди, не употребляющие мяса, молока, яиц, а употребляющие пищу растительную, мучную, рыбную, – здоровее, бодрее, легче, чем люди, употребляющие скоромную пищу. Как не привыкнуть к постной пище, которая нимало не противна природе нашей, когда привыкают к курению табака, который вне требований природы и противен ей? Как привыкают к многому такому, что не есть потребность природы? Нет, братия, – это ложь, что вы не можете употреблять постной пищи; это неизвинительная слабость – всегда употреблять только скоромную пищу. Сознайтесь, что вам не хочется расстаться с удовольствием скоромного стола, вам не хочется отказать своему чреву в приятной пище. Вам приятно приносить ежедневные жертвы своему богу-чреву (Ср.: Флп. 3:19) и не хочется следовать примеру и заповеди Спасителя, постившегося сорок дней и ночей (См.: Мф. 4:2) для нашего спасения и тем показавшего всю нужду для нас поста? – Вы не желаете быть Христовыми рабами и послушниками, хотя ложно и называетесь христианами: ибо иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми (Гал. 5:24). Так, вы рабы плоти, а не Христа. – Но сеяй в плоть, от плоти пожнет истление (Гал. 6:8). – [Аще живем Духом (Божиим), духом и да ходим (Гал. 5:25)]. Доколе же будем мы идолопоклонствовать под видом христиан? Доколе плотская жизнь? Доколе не позаботимся о провождении духовного жития? Братия! Бог наш Дух есть; и иже кланяется Ему, духом и истиною достоит кланятися (Ин. 4:24), – то есть должно провождать жизнь постническую, чтобы молиться Ему духовно и истинным сердцем, ибо без поста нет духовной молитвы. Бог наш Дух есть. Это обязывает нас как чад Божиих одуховляться и бегать оплотянения себя приятною и разнообразною пищею и питием и различными другими удовольствиями плотскими» [10, 451].

«Если тебя, имеющего и деньги, и хлеб, соблазняет забота о пище и питии или алчное чрево твое, то вспомни о сорокадневном посте Спасителя в пустыне (См.: Мф. 4:2), а не в обществе человеческом; вспомни, как Он, и взалкавши по прошествии сорокадневного поста, отвергнул льстивое предложение диавола – сделать камни хлебами (См.: Мф. 4:3–4), как Он мало ценил тело и телесные потребности и возлагал упование на Бога, ибо Он был и человек – и этим пренебрежением к телу, этим упованием на Бога посрамил врага нашего, столько лет прельщающего нас ядию и побуждающего нас возлагать надежду на нее, а не на Бога; как Он этим научил тебя не прельщаться никакими брашнами и возлагать надежду на Бога, на слово Его святое, ибо Он сказал: не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем изо уст Божиих (Мф. 4:4; Втор. 8:3). – Помяни, что не стяжать тебе силы духовной без поста, ибо пространное питание непреложно расслабляет душу, делая ее плотскою, изнеженною» [10, 318].

Мф.4:3. «И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами»

Мф.4:4. «Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих»

"Не хлебом одним будет жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. Познайте хотя бы теперь, когда поститесь телесно, что человек, существо духовное и бессмертное, может быть жив не от одного только хлеба и разных снедей, но от слова Божия, и гораздо более от слова Божия, чем от хлеба. Вкушение материальной пищи есть самый обыкновенный для всех чувственных тварей способ насыщения, такой же грубый, как и тело; он приноровлен к планетной нашей жизни, подчиненной во всем [законам] той планеты, на которой мы живем. Но и ныне наша жизнь не ограничивается только существованием на земле, а будет продолжаться и после того, как она [земля] сгорит, – во веки веков, то естественно желать и требовать человеку другой пищи, кроме планетной, грубой, именно пищи вечной, приспособленной к существу бессмертной, духовно-разумной природы нашей души. Что же это за пища? Это – та пища, которою живут духи бессмертные – Ангелы, та пища, которою держатся в целом составе своем и во всех частях своих все миры вселенной, то есть это слово Божие» [1, 63].

«Сохрани кроткое и миролюбивое расположение к брату даже тогда, когда он коварно или хитростью, или же как-либо ненамеренно лишает тебя последнего достояния. Тут-то и покажи, что ты любишь в ближнем образ Божий больше всего земного и тленного, что любовь твоя николиже отпадает [1Кор. 13:8]. От взимающаго твоя, не истязуй [Лк. 6:30]; хотящему судитися с тобою и ризу твою взяти, отпусти ему и срачицу [Мф. 5:40]. Да не посрамит тебя враг надеянием на прах земной, каковы деньги и хлеб, больше чем на Бога, но да посрамлен будет сам крепким упованием твоим на Бога и на Его святое слово. Ибо не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем из уст Божиих [Мф. 4:4]. Заметь: о всяком глаголе. Ибо каждое слово Владыки-Творца может поддержать твою жизнь, как каждое слово может сотворить и претворить тысячи тварей. Ибо Он сказал, и стало; повелел, и явилось [Пс. 32:9] создание. Так Он словом привел из небытия в бытие мириады небесных, бессмертных воинств и, освятив их Духом Святым, укрепляет и поддерживает их в бытии. Не роняй безумно достоинства своего бессмертного духа до суетного надеяния на прах земной. Говори: Бог упование мое, или: упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый – Троица Святая. А как многие из нас раздражаются и выходят из себя, когда их лишают не последнего рубля, а только некоторой небольшой части из их далеко не последнего имущества! Сколько возмущения, гнева, желчи, горьких упреков, ропота, иногда проклятий! – Боже праведный! и этот прах, называемый деньгами, или же эти брашна и питья могут производить такую бурю в наших христианских душах! – в нас, когда мы знаем слово нашего Сладчайшего Спасителя: не пецытеся душею вашею, что ясте или что пиете, ни телом вашим, во что облечетеся. Воззрите на птицы небесныя, яко не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, и Отец ваш Небесный питает их. Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам [Мф. 6:25, 26, 33]. Или: не зависит жизнь человека от изобилия его имения [Лк. 12:15]. Боже мой! до чего мы дожили! Чем мы лучше язычников при своем образе жизни? Где наша вера, упование на Бога, любовь к ближнему? О, дмение (надмение) сатанинское! О, стыд наш! – Отче Небесный! Ты, ведущий, ихже требуем, и прежде прошения нашего подающий [Ср.: Мф. 6:8], помилуй нас, неверных, неблагодарных и злонравных! Слышим Твое милостивое слово, Владыко: не имам от Тебе отступити, ниже имам тебе оставите [Евр. 13:5], но, прельщаясь ежедневно земными благами, преслушаем его и нарушаем Твою волю» [5, т. 1, 207].

«О, глубокопадшая ядию природа наша! О, треклятейший сатана, чрез яд ввергнувший и ныне ввергающий нас в тысячи зол! О яд, о пища и питье, столь сильно нас прельщающие ныне! Доколе же мы будем вами прельщаться и полагать в вас жизнь свою? Доколе мы глубоко не напечатлеем на сердцах своих словес Спасителя: не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем из уст Божиих [Мф. 4:4], и не проведем их в свою жизнь и деятельность? Доколе жадность, лакомство, пресыщение и пьянство? Доколе гнусная скупость? Доколе сребролюбие? Доколе гордость, вражда и злоба на ближнего из-за денег, из-за одежды, жилища, пищи и пития? Тысячи обманов сатаны посредством пищи, пития, одежды, денег обнаруживаются пред нашими сердечными очами, и мы все продолжаем еще увлекаться его прелестями как чем-то действительным, полезным для нас, и ревнуем ни более ни менее как о пагубной мечте и крайнем собственном душевном и телесном вреде. Не верьте, братия, обольщению врага ни на мгновение, когда дело идет о пище и питии, как бы оно, по-видимому, ни было благовидно. Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам [Мф. 6:33]. Не о хлебех внимайте, но блюдитеся от кваса фарисейска и саддукейска [Мф. 16:11; Лк. 12:1], еже есть лицемерие в делах веры и благочестия. На веру и благочестие обратите самое сильное внимание; делайте не брашно гиблющее, но брашно пребывающее в живот вечный, еже Сын человеческий вам даст [Ин. 6:27]. Отдавайте и последнее, если нужда того потребует, памятуя слова Спасителя: хотящему судитеся с тобою и ризу твою взяти, отпусти ему и срачицу [Мф. 5:40], т, е. и последнее отдай из того, что имеешь» [5, т. 1, 209].

«Когда во время молитвы враг будет производить в тебе сильный позыв к пище, презри это вещественное, нервическое раздражение, укрепи сильнее сердце свое в молитве, воспламени его верою и любовью и скажи искусителю слова Спасителя: не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем из уст Божиих [Мф. 4:4]. Молитва – моя лучшая пища, укрепляющая и просвещающая и душу, и тело» [5, т. 1, 160].

«Не все ли Я для тебя, червь Мой, образом Моим украшенный? К чему же ты прилепляешься? На что еще надеешься? Не оставляй Меня, Источника воды живы (жизни), Я – самая Жизнь. Живот наш – Господь – прост. Есть Он в сердце, так и довольно. Один Он поддержит нашу жизнь. Потому и сказано: не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем изо уст Божиих [Мф. 4:4]» [5, т. 2, 419].

«Жадный, алчный скупец! Деньги ли, хлеб ли тебе дали жизнь? Не Бог ли? Не слово ли Его дало бытие и жизнь тебе и всем прочим тварям? Не Сын ли Божий носит всяческая глаголом силы Своея [Евр. 1:3]? Одними ли деньгами и хлебом, водою и вином поддерживается жизнь твоя? Не о всяком ли глаголе, исходящем из уст Божиих, жив бывает человек [Мф. 4:4]? Не прах ли деньги и хлеб? Не всего ли меньше нам нужно хлеба для поддержания жизни своей? Все словом сотворено и держится. Слово – источник жизни и хранение ее» [5, т. 2, 375].

«Напротив, я сыт больше, чем нужно. Я хотел бы быть голодным; когда голоден телом, то душа сытее, свободнее, легче может возноситься горе, а сытое тело и душу может пригнетать, порабощает, да и не о хлебе единем жив будет человек (Мф. 4:4)» [7, 15].

«До сих ли пор ты не считаешь все земное суетою? – Доселе ли не научился надеяться на единого Господа, по Писанию: о всяком глаголе, исходящем из уст Божиих, жив будет человек (Ср.: Мф. 4:4)? Доселе ли сердце твое прильпе к земным стяжаниям и к тленной яди» [8, 16].

«Воспоминай чаще слова Спасителя: не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе исходящем из уст Божиих (Мф. 4:4) – и впитывай их в сердце – верою и размышлением, обращай их в соки и кровь твою. – Слово Божие пред тобою: силу и животворность его знаешь? Без хлеба ты еще не жил, а сорок дней можно пробыть без него и по человеческой природе, подкрепляемой благодатию Божиею. Разумей, яже глаголю (2Тим. 2:7)» [8, 41].

«Ни в чем, кроме Бога, нет истинного покоя и услаждения нашему сердцу. Больше всего ищут услаждения в пище и питии. Но пища и питие, принятые в большем количестве, чем сколько нужно для поддержания сил телесных, обременяют нас. И тело наше не требует сладких брашен и различных брашен: для него полезен больше всего простой хлеб и вода. Итак, безумие – искать услаждения в приятных кушаниях и цельных винах. – Глаголом, исходящим из уст Божиих (Мф. 4:4), – вот чем живет внутренний человек наш, вот что его покоит, радует и живит» [8, 202].

«Не верь плоти своей, когда она расслабевает и отказывается служить тебе будто бы по недостатку подкрепления пищею. Это мечта. Преодолей себя, помолясь усердно – и увидишь, что слабость тела твоего была ложная, призрачная, а не действительная, и увидишь на деле, что не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем изо уст Божиих (Мф. 4:4; Втор. 8:3). Не надейся на хлеб» [10, 185].

«Сколько надоедала и постоянно надоедает моей душе и телу пища и питье, эта земля и вода, особенно лакомства и пресыщение; сколько надоедали и надоедают мне чрез нее духи злобы (Еф. 6:12), исходящие из человека только молитвою и постом (Ср.: Мф. 17:21)! Презирать ее надо, душегубицу! Сытость хлеба и изобилие вина (Иез. 16:49) ввергли в мерзость беззаконий Содом и Гоморру и сделались причиною их страшной погибели! – Не напрасно Господь показал нам прежде всего пример поста и пренебрежение к хлебам (См.: Мф. 4:1–4). – И мы должны пренебрегать чревом, пищею и питием. – Итак, бойся есть в довольном количестве хлеб или пироги, или мясо, или плоды и пить вино» [11, 313].

«Жадность к пище и питью и жаление их ближнему есть тоже бесовская ложь в действии: человек прилепляется сердцем к сладостям пищи и питья и полагает в них жизнь свою, – тогда как не хлеб один, не сладости многоразличные служат источником нашей жизни, а Сам Господь и Слово Его святое. Потому, обличая эту деятельную ложь, Господь говорит: не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем изо уст Божиих (Мф. 4:4; Втор. 8:3)» [11, 339].

Мф.4:9. «и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне»

«Главная заповедь Закона Божия есть любовь, ее надо исполнять неотложно; но диавол, зная это, противопоставил и противопоставляет свою нечистую плотскую любовь, которой от начала научил и доселе учит людей, любовь мира сего – любовь прелюбодейную, любовь почестей мира сего: Тебе дам всю славу, если падши поклонишься мне, говорил диавол Господу (Мф. 4:9)» [6, 99].

Мф.4:10. «Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи»

«Когда внутри тебя шепчет злой дух сомнения и этим сомнением давит тебе сердце, скажи ему: не вем тя, пришлеца, с коей ты стороны, вемь же, яко убийца еси искони: убиваеши бо мене и ныне сомнением; не буди убо мне веру яти тебе – убийце, но яко темного и неизвестного пришельца презираю тебя и от всего сердца моего верую истиннейшим и живым словесем Жизнодавца и Спаса моего. егоже вем, откуду есть, – верую Апостолам Его духоносным и всей святей Православно-Кафоличестей Церкви, наставляемой Духом Святым и присно управляемой невидимо Самим Господом Иисусом Христом. Отъиди от Мене, сатано (Ср.: Мф. 4:10, 16:23; Лк. 4:8), огненная змия» [3, 81].

Мф.4:11. «Тогда оставляет Его диавол, и се. Ангелы приступили и служили Ему»

Мф.4:14. «да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит:»

Мф.4:15. «земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая,»

Мф.4:16. «народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет»

"Галилея языческая, людие сидящии во тьме видеша свет велий... (Ис. 9:1–2; Мф. 4:15–16.) Эта Галилея языческая – мы, христиане из язычников; мы увидели и просвещены светом Христовым, Его святой веры. Благодарить должны крепко. Сияет ли в нас свет Христов? Не померк ли? Не помрачен ли делами плотскими? Не подавлен ли плотию наш внутренний человек? Не помрачены ли наши сердечные очи? – Надобно поспешно каяться: покайтесь, приближибося Царство Небесное (Мф. 3:2). – Помнить надо, что грехи прогоняют из сердец наших свет Христов и погружают нас во тьму духовную, тьму смерти, предшественницу смерти вечной, вечных мучений в аду. Чтобы не напрасно нам называться христианами и не хвалиться светом, которого не имеем, мало того, чтобы не подвергнуться нам большему, чем язычники, помраченные неведением Бога, осуждению (Ср.: Иак. 3:1): весьма худо, если мы, зная всю волю Божию, не исполняем ее, если мы живем ничем не лучше, даже хуже язычников, неведущих истинного Бога: раб, ведевый волю господина... и не уготовав... биен будет много (Лк. 12:47)» [8, 97].

«Мир, лежащий во зле, с пришествием на землю Источника всякого добра, начинает постепенно выходить из глубины зла. Тьма проходит и истинный свет уже светит (1Ин. 2:8); люди в радости спешат просветиться Им и ищут насладиться Его спасительными плодами. Дела диавола разрушены; времена его темного владычества над миром миновали; небо примирилось с землею; для людей приблизилось Царствие Божие; вместо чад гнева они наречены сынами Божиими. Человеку дарованы вся Божественныя силы, яже к животу и благочестию (2Пет. 1:3), и исключительно от его воли зависело и зависит теперь быть или членом Небесного Царствия, или добычею ада. Таковы поистине самые спасительные и утешительные следствия этого пренебесного Света, осиявшего седящих во тме и сени смертней (Ср.: Мф. 4:16)» [9,20].

«Восклони свою поникшую главу, грешный человек, или опусти свое гордое чело, надменный земною мудростью, властью, богатством, славою, силою, красотою, и чем бы ни было дольним, исчезающим, подобно дыму. Ты был отринут от Бога источника жизни, за грехи твои, за бесчисленные страсти, коим ты поработил себя; ты носил на себе печать проклятия Божия, был в тени и сени смертной (Ср.: Мф. 4:16), и был бы и бесконечные века в узах смерти и муках ада. И Бог, по единому милосердию, ради безмерной благости Своей, – Бог Сам пришел для тебя на землю, чтобы взыскать тебя, заблудшего, погибшего, Сам сделался Человеком, уподобился тебе во всем, кроме греха, чтобы ближе, осязательнее, очевиднее подойти к тебе, просветить тебя, темного, поднять падшего, очистить оскверненного, утвердить колеблющегося, подобно трости, ветром колеблемой (Ср.: Мф. 11:7; Лк. 7:24), разорить неодолимую преграду, которую поставил грех между Богом и человеком, разрушить проклятие и Самому на Себя взять это проклятие чрез страшные Голгофские страдания и мучительнейшую смерть на Кресте – чтобы источить благословение Отца Небесного всем верующим, чтобы разрушить ад и извести из него всех, кого нашла правда Божия и безмерное милосердие достойными освобождения из этой темницы, уготованной диаволу и слугам его; чтобы победить смерть и воскресить всех умерших славным Своим Воскресением и возвести достойных на небеса для жизни вечной и соцарствия с Богом во свете и блаженстве» [9, 361].

Мф.4:17. «С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное»

"Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Когда ближе было к людям Царство Небесное, как не тогда, как Сам Царь этого Царства приблизился к людям во плоти, когда Он, преискренне приобщившись плоти и крови земнородных, жил между ними с лишком тридцать три года» [1, 64].

«Чтобы принять в душу свою Бога и соединиться с Ним, необходимо покаяние во грехах и очищение их – от Бога, аще будут греси ваши аки багряное, яко снег убелю: аще же будут, яко червленое, яко волну убелю (Ис. 1:18). Ибо кое общение свету ко тьме? Кое общение правде к беззаконию? (2Кор. 6:14.) – Никакого. Потому пред явлением Господа Иисуса Христа народу послан был Предтеча с проповедию о покаянии; и каявшихся крестил во Иордане – в покаяние (в знак очищения покаянием); потому и Сам Иисус Христос проповедовал: покайтеся, приближися бо Царство Небесное (Мф. 4:17). – Только приближилось, говорит; потому что наступает после искреннего покаяния во грехах. Без очищения грехов покаянием невозможно соединение с Богом. Потому во все времена Церковь требовала от имеющих принять Крещение покаяния и веры во Христа, очищающего грехи наши. Потому и пред соединением со Христом в Таинстве Причащения требуется сердечное покаяние и твердое желание исправления. Потому и священнослужащие пред каждым совершением Литургии и принятием Святых Тайн Тела и Крови Христовых должны искренно раскаяться в своих грехах по готовым молитвам – и опытно знают, что Владыка не соединяется с ними, если они впадут волею или неволею в какой-либо грех пред Причастием, во время или до обедни и не раскаются в нем от всего сердца, между тем как он присущ был их сознанию; или если хотя одним помыслом мгновенного сомнения оскорбят Верного и Истинного Владыку. Так Он свят. Потому и говорится: Свят ecu, Боже наш, и во святых почивавши. – Теперь приложи это к Богородице и ко всем святым. Они – едино с Богом, находятся в общении с Ним тесном и вечном, неизменном. Как же они должны быть святы, особенно Владычица: ибо и на небесах есть степени святости, хотя и все святы и нимало не причастны греху. – Владычица от существа самого дела называется Пресвятою, а другие святые – только святыми. Вот какою ценою – ценою покаяния, очищения и освящения достигается блаженное соединение с Богом. – Какого же почитания и благоговения заслуживают святые» [10, 423].

Мф.4:19. «и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков»

"Сотворю вы ловца человеком (Мф. 4:19). Хорошие ловцы – Апостолы Христовы. Всю вселенную уловили в свой невод. Правда, Апостолам стоила эта ловля многих трудов и даже голов их, но было за что потрудиться, было за что и головы положить: они собирали плод не в этот привременный живот, а в вечный живот, да и сами, презрев жизнь свою в этой жизни, сохранили ее в животе вечном; жняй мзду приемлет и собирает плод в живот вечный (Ин. 4:36) – ненавидяй душу свою в мире сем в животе вечном сохранит ю (Ср.: Ин. 12:25), говорит Господь наш Иисус Христос. Да, чудные ловцы! Чудная ловля! Вечный Ловец уловил земных ловцов в Свою блаженную вечность; а призванные Им ловцы уловили туда же братию свою – человеков, исхитивши их из уст мысленнаго волка – диавола, погубляющего нерадивых в бездне своей. За то вечная слава и ловцам и уловленным! Вечный покой тем и другим. – Но ведь и мы, братия, попали в апостольский невод. Что же будет нам? Не отменно ли все мы будем в Царстве Небесном? – Под большим сомнением. Так сказать надобно, что добрые и благочестивые христиане будут приняты в Царство Небесное, а злые будут извержены вон – во тьму кромешную. На каком это основании я говорю: на основании слов Самого Спасителя, а Его слово все равно, что самое – дело. Вот что Он говорит: подобно есть Царствие Небесное неводу ввержену в море и от всякаго рода собравшу, иже егда исполнися, извлекоша и на край, и седше избраша добрыя в сосуды, а злыя извергоша вон. Тако будет в скончание века: изыдут Ангели, и отлучат злыя от среды праведных, и ввергут их в пещь огненную: ту будет плачь и скрежет зубом (Мф. 13:47–50). Видите, братия, что ожидает весьма многих из нас: выбросят вон из апостольского или церковного невода и ввергнут в пещь огненную. – Итак, никто не хвались, что ты крещеный человек, что ты содержишь христианскую православную веру: что в том, если у тебя сердце развращенное, скверное, всякой мерзости исполненное и ты не заботишься об исправлении его; что в том, что ты православный христианин, когда нет у тебя дел христианских, когда ты в церковь редко ходишь, а и когда придешь, стоишь рассеянно, когда ты на исповедь иногда несколько лет сряду не ходишь, Святых Христовых Тайн не приобщаешься, которые смыли бы разом всю нечистоту твоего сердца, если бы ты как должно исповедался и достойно их приобщился? – Смотри: под большим сомнением спасение твое; вернее, несомненнее, что ты брошен будешь в пещь огненную, и это непременно последует, если не исправишься. – Братия! Дай Бог, чтоб из апостольского невода всем нам прямо перейти в Царство Небесное, в жизнь вечную. Аминь. (В неделю 2-ю по всех святых. Можно и в день святого апостола Андрея Первозванного. – 30 ноября)» [3, 100].

Мф.4:20. «И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним»

"Она же оставльша мрежи, по Нем идоста [Ср.: Мф. 4:20]. Апостолы не пожалели оставить ради Господа мрежи свои, единственное, быть может, имущество свое, драгоценное для них, потому что оно кормило их; и мы должны для Господа оставить все, что препятствует следовать за Ним: все многочисленные мрежи, которыми враг опутывает нас в этой жизни. Но мало оставить – надо идти за Христом, как и Апостолы оставили и пошли. А кто хочет идти за Христом и прийти туда, куда Он пришел, тот должен отвергнуться себя и взять крест свой [Мф. 16:24; Мк. 8:34; Лк. 9:23], подобно Христу и Апостолам, и по Нем, Христе Боге, идти – по Его заповедям, не щадить себя для подвигов во славу Божию и во спасение свое. Прилагая это евангельское сказание об оставлении мрежи к нам, невольно представляешь все земное, начиная с тела нашего до последней вещи, нас занимающей, – мрежею, удобно разрывающеюся» [5, т. 2, 584].

«Смотри: если любишь деньги, Бога любить не можешь; если любишь пищу и питье, то есть наслаждение ими, Бога любить не можешь. Бога люби всем сердцем; а все мирское считай за сор. Вся вменяю уметы быти, да Христа приобрящу (Флп. 3:8), ибо иначе не приобрести. И абие оставльша мрежи, в след Его идоста (Ср.: Мф. 4:20). Вот беспристрастие к земному! Вот любовь к Богу и человеку! Вот простое, детское послушание! О, если бы мы, подобно апостолам, услышав зов Господа, тотчас оставив каждый мрежи свои, коими связуемся, последовали вслед за Ним – возвещать Царство Небесное и в Царство Небесное» [11, 304].


Источник: Толкование на Евангелие от Матфея святого праведного Иоанна Кронштадтского. - Санкт-Петербург : Санкт-Петербургская православная духовная акад., 2009. - 382 с. : портр. (Посвящается 200-летию Санкт-Петербургской православной духовной академии).

Комментарии для сайта Cackle