Скрыть
ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 14-15 и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите - и не уразумеете, и глазами смотреть будете - и не увидите, ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их

Далее: чтобы кто-либо слова Его не почел одним только упреком и не сказал, что Он укоряет и клевещет на них по вражде, Христос приводит слова пророка, подтверждающие тоже самое: сбывается бо в них, говорит Он, пророчество Исаиино, глаголющее: слухом услышите, и не имате разумети; и зряще узрите, и не имате видети. Замечаешь ли, что и пророк обличает их с такою же точностью в выражениях? И он не сказал: не узрите, но - узрите, и не имате видети; не сказал: не услышите, но - услышите, и не имате разумети. Итак, они сами были причиною того, что не понимали, заградив слух, закрыв глаза и ожесточив сердце. Они не только не слышали, но и тяжко слышаша (ст. 15). И делали это, говорит Господь, для того, да не когда обратятся, и исцелю их, - показывая тем их закоснение во зле и намеренное отвращение от Него.

Он говорит это с тем, чтобы привлечь их, возбудить и показать им, что, если они обратятся, Он исцелит их. Подобно тому, как у нас говорят: он не хотел видеть меня, и отлично; а если бы он удостоил меня своим посещением, я тотчас оказал бы ему милость, показывая этим средство к примирению, - так точно и здесь говорит Господь: да не когда обратятся, и исцелю их, показывая, что они могут и обратиться, и спастись, если раскаются, и что Он делает все не для собственной славы, но для их спасения. Если бы Он не желал, чтобы они слушали Его и спасались, то надлежало бы Ему молчать, а не поучать их в притчах. Но теперь тем самым, что говорит им притчами, возбуждает их. Бог, говорится, не желает смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему (Иез. XVIII, 23).

Беседы на Евангелие от Матфея

Иероним Стридонский, блж. (†420)

ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их

ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат

Он указывает причину, почему, смотря, они не видят и, слушая, не слышат: потому что отолстело [incrassatum = ожирело] сердце народа сего, говорит Он, и ушами своими они с трудом слышали. А чтобы мы как-нибудь не подумали, что отолстение сердца и затруднительность слушания есть следствие природы, а не свободного расположения (voluntatis), Он присоединяет ответственность за свободное действие и говорит:

и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их

Итак, те которые, закрыв очи, не хотят видеть истины, слушать проповедь в притчах и загадках.

Толкование на Евангелие от Матфея

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их

Выражение «да не обратятся, и Я исцелю их» указывает на особое упрямство. <…> Оно показывает, что если они обратятся, то Он исцелит их. Ведь Он говорит так для того, чтобы они спаслись, поскольку Ему вообще не следовало ничего говорить, а хранить молчание, однако Он творит все не ради Собственной славы, а ради их спасения.

Комментарии на Евангелие от Матфея

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 14-15 И сбывается над ними пророчество Исайи, которое говорит: слухом услышите, и не уразумеете; и глазами смотреть будете, и не увидите; ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их (Ис. 6: 9-10)

Видишь, что говорит пророчество! Не потому не разумеете, что Я создал сердце ваше толстым, но потому, что оно утолстело, будучи прежде, конечно, тонким, ибо все, что делается толстым, прежде бывает тонким. Когда же сердце утолстело, они смежили свои глаза. Не сказал, что Бог закрыл глаза их, но что они зажмурили их по доброй воле. Это они сделали с тою целью, чтобы им не обратиться и чтобы Я не исцелил их. Ибо по злой воле они постарались остаться неизлечимыми и необращенными.

Толкование на Евангелие от Матфея

Троицкие листки (XIX в.)

Ст. 10-23 И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет; потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите - и не уразумеете, и глазами смотреть будете - и не увидите, ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их. Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат, ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали. Вы же выслушайте значение притчи о сеятеле: ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его - вот кого означает посеянное при дороге. А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется. А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно. Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать

Учение в таких притчах, как притча о сеятеле, было ново для слушателей Иисуса Христа. Вот почему, когда толпы народа разошлись, и Он остался без посторонних, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? До сих пор Ты учил их с такой ясностью, а теперь начинаешь говорить прикровенно, иносказательно… «Достойно удивления, – замечает святитель Иоанн Златоуст, – что ученики, несмотря на сильное желание узнать, почему Иисус Христос говорит народу притчи, избирают время, когда предложить этот вопрос. Заметь также и великую любовь учеников, – как много они заботятся о других, и сперва ищут их пользы, а потом уже своей. Они не сказали: «Для чего Ты нам в притчах говоришь?» И в других случаях они часто обнаруживают любовь свою ко всем, например, когда говорят: «отпусти народ» (Лк. 9:12), а также: «знаешь ли… что… соблазнились?» (Мф. 15:12)». Именно этого и желал Иисус Христос: Он сказал им в ответ: для того, что вам, Моим апостолам, которые внимательно относятся к Моему учению о Царствии Божием, дано от Бога, через просвещение вашего ума, и без притчи знать, хотя и несовершенно пока, до времени сошествия на вас Святаго Духа, тайны сего Царствия Небесного, частично вовсе непостижимые для ума человеческого, частично же сокрытые только от непосвященных. А им всем, кто равнодушно слушает слово Мое, особенно книжникам и фарисеям, не дано: для них эти тайны намеренно сокрыты под покровом притчи. Разумение тайн Божиих есть дар и благодать, ниспосылаемые свыше, но вместе с тем это зависит и от человека.

Кто хочет понимать духовные истины, тот должен открыть для них свое сердце; без этого и ум будет не способен их воспринять, как слепой не может понять красоту цветов или глухой – приятность пения. Бог дает всем природную способность разуметь должное. Он «просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин. 1:9), но нас омрачает наша воля. ибо кто имеет желание и старание приобрести дары благодати, в простоте и смирении верующего сердца, внимая слову Моему, – тому дано будет, тому и Бог дарует все, и приумножится; он будет проникать все глубже и глубже в тайны Божии, будет понимать их все полнее и совершеннее. а кто не имеет собственного желания и старания получить таковую благодать, тот не только не получит ничего, но у того отнимется и то, что имеет, – что дано ему от природы и что он считает своим, как бы неотъемлемым, достоянием, не принесет ему никакой пользы, как лишенное животворящего Божия благословения, мало того, послужит ему же в осуждение. Так поступают и люди: кто не хочет слушать, тому перестают и говорить, а кто с ревностью слушает, тому сообщают еще более. Так бывает и в жизни: трудолюбивый старается приумножить то, что есть у него, и богатеет, а ленивый теряет и последнее. потому говорю им притчами, что они видя телесными очами, произвольно не видят своими духовными очами, закрывают их, и слыша ушами, произвольно не слышат духом, не хотят слышать, а потому – и не разумеют, недостойны и неспособны разуметь. Их слепота и глухота происходит от их же собственного развращения. Они видели, что Я изгоняю бесов, и говорили: «Он изгоняет бесов силою веельзевула, князя бесовского» (Лк. 11:15); слышали, что Я привожу их к Богу и Сам во всем поступаю согласно с волей Божией, и говорили: «не от Бога Этот Человек» (Ин. 9:16). Они поступали вопреки тому, что видели и что слышали, за это и попущу им дойти до полного безчувствия к спасительным истинам. Что Я не укоряю их по какой-либо вражде, это видно из того, что уже И теперь и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом телесным услышите - и не уразумеете, не будете понимать, и глазами смотреть будете - и не увидите. Они сами заградили свой слух, закрыли очи и ожесточили свое сердце; ибо огрубело сердце людей сих от зависти и других пороков, и ушами с трудом слышат (с негодованием слушали), и глаза свои сомкнули (закрыли глаза), да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и все это делают для того, да не обратятся, чтобы Я исцелил их. Но если бы и теперь они обратились, покаялись, Я готов исцелить их от этой тяжкой духовной болезни. Для того и говорю им притчами, чтобы возбудить их внимание, заставить их вдуматься в Мое учение и разбудить их спящую совесть.

Горе этим людям, намеренно закрывающим душевные очи, чтобы не видеть истины! Ваши же блаженны духовные очи, что видят, эту истину. И духовные и уши ваши, что слышат ее. Хотя и вы – Иудеи же, но к вам пророчество Исайи не относится, потому что у вас есть искреннее желание всем сердцем познать истину; вы веруете в Меня, как в Христа Божия, и потому разумеете истину. Ибо вот почему ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали всем сердцем видеть, что вы видите, т.е. Мое явление и чудеса, и не видели, и слышать, что вы слышите, т.е. Мое учение, и не слышали. Ветхозаветные пророки и праведники жили верой в Мое пришествие и видели Меня только в видениях и прообразах, а вы видите Меня воочию и беседуете со Мной лицом к лицу. Пророки не удостаивались откровения таких тайн, какие Я открываю вам. Вы гораздо духовнее древних пророков постигаете эти Божественные тайны. Поэтому и теперь Я с любовью объясняю вам Мою притчу: Вы же выслушайте значение притчи о сеятеле, поймите смысл этой притчи. Сеятель – это Я; семя есть слово Божие, слово живой истины, благодатной силой которого люди вновь рождаются для Царствия Божия, слово, которое «пребывает во веки» (1Пет. 1:23). Ко всякому, слушающему слово о Царствии, учение о спасении, и не разумеющему, у кого ум так омрачен, и сердце от лености так огрубело во грехе, что он не понимает и не принимает слова Божия, которое ложится, так сказать, на поверхности ума и сердца его, не пуская корней внутрь; лежит, как семя на дороге, открытое для всех проходящих, для птиц и ветра, – ко всякому такому слушателю слова спасения приходит лукавый сатана или демон, или же высылает слуг своих в виде греховных помыслов и пожеланий. И через них похищает посеянное в сердце его, чтобы человек этот, уверовав, не спасся, - вот кого означает посеянное при дороге. Человек сам открывает свободный доступ греховным помыслам и суетным попечениям. А посеянное на каменистых местах означает того человека, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его, иногда искренне увлекается проповедью о спасении, как приятной новостью, радуется обетованиям блаженства, но совсем опускает из виду те лишения и жертвы, какие должен понести, ту борьбу с грехом, миром и диаволом, какую должен вынести. Это не та радость, которая заставила нашедшего сокровище все продать, чтобы купить поле, где было сокровище; это не радость человека, который на все готов ради Христа, но не имеет в себе корня, в своем уме и сердце, и непостоянен и боязлив.

Когда настанет скорбь или гонение за слово, когда настанет нужда пострадать за веру, он тотчас соблазняется, как будто с ним случилось что-либо странное, неожиданное, падает духом и гибнет от зноя искушений, как растение без корня – от палящих лучей солнца. А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, принимает его, но вместе со словом спасения открывает свое сердце и для земных грешных забот о житейских делах и удовольствиях; но забота века сего, эта чрезмерная забота о том, чтобы не умереть с голоду, без веры в Промысл Божий, пекущийся о человеке, и обольщения богатства, все то, чем обольщает человека мир с его соблазнами, что дает пищу человеческому тщеславию, что возбуждает в нем греховные страсти, все это заглушает в его сердце слово, благодатное семя спасительной истины. Сердце такого человека как бы раздваивается; его влечет к себе и слово Божие, но ему жаль совсем расстаться и с земными удовольствиями; он пытается помирить в своем сердце то и другое, хочет служить и Богу и маммоне, но это невозможно; и вот, земные заботы и соблазны совсем овладевают его сердцем, и благодатные семена заглушаются их тернием, всякое духовное желание замирает, душа холодеет к добру, и доброе семя слова Божия не приносит в нем плода, оно бывает бесплодно. Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, означает того, кто со всем усердием усваивает умом и сердцем святую истину и хранит ее в добром и чистом сердце. Такой человек не будет раздваиваться сердцем, он желает вырвать с корнем все греховные пожелания, глубоко таящиеся в сердце; он внимательно смотрит в свое сердце и готов каждую минуту подавить в нем всякое сочувствие ко всему греховному, как бы это ни было ему больно. В таком человеке слово спасения находит себе добрую почву, пускает свои благодатные корни в глубину его сердца и делает его плодоносным; который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод, смотря по ревности каждого человека, по его силам и способностям, во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать. Так объясняет притчу о семени Сам Божественный Сеятель. Он показывает в этой притче, что Бог спасает человека не без участия самого человека; Бог влагает в его сердце Свое животворящее благодатное слово, а человек должен открыть свое сердце для этого святого семени и очистить сердце от всякой нечистоты. От Бога – сила благодати, от человека – стремление к Богу всем сердцем. Есть греховные навыки, которые подобно терниям и волчцам заглушают в душе всякое доброе пожелание, но нет греха, побеждающего Божие милосердие: семя Небесное тем и отличается от земного, что может могущественно действовать на ту почву, на которую упало, – на сердце, смягчая его и углубляясь в него, исторгая в нем самые корни зла, если только человек дает ему свободу действовать там, если сам не питает в своем сердце терний и волчцов греховных похотении.

«Не ожесточайте сердец ваших, – говорит блаженный Августин, – чтобы слово Божие в них не погибло. Не обмеляйте слоя почвы доброй, чтобы в ней мог углубиться корень любви. Не подавляйте житейскими заботами и страстями доброго семени, которое нашими трудами в вас посевается. Ибо Господь сеет, мы же Его делатели; но будьте доброй почвой». Размышляя о словах притчи «вот, вышел сеятель сеять», святитель Иоанн Златоуст говорит: «Откуда вышел Вездесущий и все Исполняющий? Или как вышел? Не местом стал Он ближе к нам, но расположением и промышлением о нас, когда облекся плотью. Так как грехи заграждали нам доступ к Нему, то Он Сам выходит к нам. И для чего Он вышел к нам? Погубить ли землю, исполненную терний? Наказать ли земледельцев? Нет. Он вышел для того, чтобы тщательно возделать землю, и посеять на ней слово благочестия». «Семя, – говорит блаженный Феофилакт, – Господь называет Своим, ибо и пророки сеяли семя, но не свое, а Божие; а Он, как Бог, сеял собственное семя, так как не по благодати Божией сделался мудрым, но Сам был премудрость Божия». «Иисус Христос, – говорит святитель Златоуст, – предлагал Свое учение всем без различия. Отчего же, скажи мне, погибла большая часть семени? Это произошло не от Сеявшего, но от земли приемлющей, т.е. от души невнимательной. Но почему не говорит Он, что иное семя приняли безпечные и погубили его; другое – приняли богатые и подавили его; иное – слабые и пренебрегли им? Он не хочет сделать им сильного упрека, чтобы не ввергнуть их в отчаяние; но предоставляет обличение совести каждого из слушающих. Эту притчу Иисус Христос предлагает и для укрепления учеников Своих, чтобы они не унывали, хотя и многие из приемлющих слово их погибнут. И Сам Господь, хотя и знал заранее, что тот же плод будет от учения Его, не переставал, однако же, сеять. Но благоразумно ли, скажешь, сеять в тернии, на каменистом месте, при дороге? Конечно, справедливо стали бы обвинять земледельца за такой поступок, ибо камню нельзя сделаться землей, и дороге – не быть дорогой, и тернию – не быть тернием; но не то бывает с существами разумными. Тут и камню можно стать плодородной землей; и дорога может не быть истоптана проходящими, а сделаться тучной нивой; и терние может быть истреблено, и семена могут расти безпрепятственно. Ибо, если бы это невозможно было, то Иисус Христос и не сеял бы. Если же изменения происходили не во всех, то причина этого не Сеятель, но те, которые не хотели измениться. Но если и земля хороша, и Сеятель один, и семена одни и те же, то почему одно семя принесло плод во сто крат, а другое – в шестьдесят, третье – в тридцать? Потому что и в хорошей земле много можно найти различий.

Различие в людях зависит не от природы их, а от их воли. И здесь открывается великое человеколюбие Божие в том, что Господь не от всех в одинаковой степени требует добродетели, но и первых приемлет, и вторых не отвергает, и третьим дает место. Почему же Он не сказал о других пороках, например о вожделении плотском, о тщеславии? Сказав «забота века сего и обольщение богатства», Он все сказал, потому что и тщеславие, и все другое есть дело века сего и обольщение богатства. Если диавол и хищник, то от нас зависит не давать ему расхищать. Если семена засыхают, то не зной бывает причиной этого, ибо не сказано, что высохли от зноя, но «как не имело корня, засохло». Если и подавляется слово, то не от терния это происходит, но от тех, которые допустили взойти ему. Ибо можно, если захочешь, остановить рост этого негодного растения в самом начале, и богатство употребить, как должно. Потому Иисус Христос не сказал: «век», но «печаль века»; не сказал: «богатство», но «лесть богатства». Итак, будем обвинять не самые вещи, но испорченную волю. Ибо можно и богатство иметь, но не обольщаться им; и в веке этом жить, но не подавляться заботами. По милосердию Своему, Господь указал не один только путь, и не сказал, что тот будет отчужден, кто не принесет сторичного плода, но спасется и тот, кто принесет плод в шестьдесят крат, и даже тот, кто в тридцать. Итак, не можешь переносить трудного состояния девства? Вступи в брак и живи целомудренно. Не можешь совершенно расстаться с богатством? Уделяй часть от имения твоего. Для тебя трудно и это бремя? Разделяй со Христом имение твое. Не хочешь отдать Ему всего? Отдай половину или, по крайней мере, третью часть. Если Он – твой брат и сонаследник на Небесах, то сделай Его сонаследником и здесь. Ему давать – значит, себе давать. Он сделал тебя наследником Неба, а ты не хочешь пожертвовать для Него и земным! Он примирил тебя с Богом, несмотря на то, что ты не только не сделал ничего доброго, но даже был врагом; а ты не хочешь воздать Другу и Благодетелю, тогда как, не говоря о Царствии и о всем прочем, ты обязан воздать Ему благодарность за то самое, что можешь дать».

Троицкие листки. №801-1050

Евфимий Зигабен (†1118)

отолсте бо сердце людий сих, и ушима тяжко слышаша, и очи свои смежиша, да не когда узрят очима, и ушима услышат, и сердцем уразумеют, и обратятся, и исцелю их

отолсте бо сердце людий сих

Отолсте – отвердело, окаменело от зависти и других пороков; поэтому они и лишились разума.

и ушима тяжко слышаша, и очи свои смежиша

Уши и очи разумеет душевные; тяжко слышаша, т.е. были глухи.

да не когда узрят очима, и ушима услышат, сердцем уразумеют, и обратятся, и изцелю их

«Да не когда» (μήποτε) можно понимать в смысле: может быть, как и у Апостола сказано: с кротостию наказующу противныя, еда како даст им Бог покаяние в разум истины (2Тим. 2:25). Господь привел это изречение пророка, как полагающего, что напрасно проповедовать такому народу.

От сильной зависти и других пороков они окаменели для понимания: были глухи к необыкновенным речам и закрыли глаза к чудесным делам, как бы страшась, чтобы, услышав, увидев и уразумев, что должно, не обратиться ко Мне и чтобы Я не исцелил их от их прегрешений. Слова эти сказаны от лица Иисуса Христа, Который порицает их крайнее безумие.

Толкование на Евангелие от Матфея

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите – и не уразумеете, и глазами смотреть будете – и не увидите, ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их.

«Видя не видят» и пр.: «итак, надлежало им открыть глаза, если они не видали?.. Если ослепление это было от природы, то надлежало открыть; но как ослепление это было произвольное и зависело от свободы, то Он не сказал просто: «не видят», но: «видя не видят», т.е. слепота их происходит от собственного их развращения. Они видели, что Он изгонял бесов, и говорили, что Он делает это по силе веельзевула, князя бесовского. Слышали, что Он приводит их к Богу и поступает во всем согласно с волею божественною, и говорили: Он не от Бога (Ин.9:16). Итак, поскольку они поступали вопреки тому, что видели и слышали, то и сказано: зрение и слух отниму у них» (Злат.). Видя не видеть, слыша не слышать значит – не понимать того, что говорится или делается, и затем перетолковывать совершающееся по-своему. Так большинство иудеев не понимало учения и дел Спасителя, хотя видело и слышало их.

«И сбывается над ними пророчество Исаии» и пр.: изречение заимствовано из Исаии Ис.6:9-10 по переводу Семидесяти Толковников. Пророческие слова относятся первоначально к иудеям, современникам пророка; но характер иудеев остался в этом отношении тот же и во времена Христа и апостолов, как и у отцов их: у них было грубое сердце, так что божественное семя не могло пустить корни в нем; как и отцы их, они тяжело слышали ушами, – были глухи к божественному голосу истины и зажмурили очи ума своего, чтобы не видеть необыкновенных дел давно ожидаемого, теперь пришедшего, но не узнаваемого ими Мессии своего.

«Да не увидят» глазами и пр.: вот причина, по которой они не принимали Евангелия: злость и испорченность сердца их; «делали это, говорит Господь, – «да не обратятся, чтобы Я исцелил их», показывая тем их закоснение во зле и произвольное отпадение от Него. Он говорит это с тем, чтобы привлечь их, возбудить и показать им, что ежели они обратятся, Он исцелит их, – что они могут и обратиться и спастись, ежели раскаются, и что Он делает все не для собственной славы, а для их спасения» (Злат.). Грех часто в Писании представляется под образом болезни, и отпущение греха – под образом исцеления.

Толкование на Евангелие от Матфея

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их

(Мк. 4:12 — текст весьма сокращен. Буквальный перевод с греческого 15 ст. (по некоторым чтениям) может быть таков: “ибо огрубело (ожирело) сердце народа этого, и ушами тяжело услышали, и очи свои закрыли, чтобы не видеть глазами и не слышать ушами и не внимать сердцем и не обратиться, и исцелю их”. (Здесь как раз явное противоречие с еврейской интерпретацией 10 стиха у Исаии. Прим. ред.) Сердце, уши и глаза — эти три слова встречаются в обратном порядке в дальнейшем. Сердце в начале поставлено первым, в конце последним. От сердца развращение распространяется на уши и глаза; через глаза и уши здоровье возвращается в сердце.

Толковая Библия

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

Ст. 14-15 и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите - и не уразумеете, и глазами смотреть будете - и не увидите, ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их

Приведенные Господом слова сказаны были пророком Исайею (гл. 6, ст. 9, 10) его современникам. 600 лет протекло со времен пророка, но Иудеи оставались и во времена Христовы и апостольские такими же нравственно испорченными, какими были тогда: сердце их было грубо от пороков (отолсте); они не хотели слушать, были глухи к слышанию божественной истины (ушима тяжко слышаша), и закрывали очи своего ума (очи свои смежиша), чтобы не видеть необыкновенных дел или чудес Христовых… И (да не) обратятся, и исцелю (чтобы Я исцелил) их, т. е. хотя Евреи и очень закоснели во зле и по собственной воле не веруют во Христа; но если покаятся (обратятся ко Христу), то будут спасены (исцелю их) Им. В Священному Писании грех часто представляется под образом болезни, и отпущение греха – под образом исцеления.

Толкование на Евангелие от Матфея

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О Церкви Христовой.

Ин.8:12. Этими словами Господь сообщает человечеству истинное понятие о Боге: «Кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме» – заблуждений: Мф.13:13-15, но будет иметь свет жизни: 1Ин.1:5; этот свет жизни неповреждённым передается верующим Церковью: 1Тим.3:15; находящиеся вне Церкви учат иному: 1Тим.6:3-4;4:1; их нужно остерегаться: Рим.16:17; Тит.1:10-11.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible