Скрыть
Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: в нем бес.

Святые отцы

Прочие

Иларий Пиктавийский, свт. (†347)

Ст. 18-19 Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: в нем бес. Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам. И оправдана премудрость чадами ее

И оправдана премудрость чадами его, а именно теми, кто, применяя силу к Царству Небесному, похищает его оправданием веры, исповедуя, что дело премудрости праведно, поскольку она передала свой дар от строптивых и неверующих верующим и покорным. Впрочем, нетрудно в этом месте заметить силу сказанного, и слова: «и оправдана премудрость» Он сказал главным образом о Себе. Ибо Он Сам Премудрость не из-за действий, но от природы. Ибо всякая вещь имеет возможность, всякое остальное дело есть результат возможности, и не одно и то же дело силы и сила, как действующее отличается от результата действия.

Комментарии на Евангелие от Матфея

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: в нем бес

Теперь спросим иудеев: что скажете вы о посте? Хорош он и похвален? Если так, то вам надлежало повиноваться Иоанну, принимать его и верить словам его. Тогда слова его привели бы вас к Иисусу. Или пост тяжек и обременителен? Тогда вам надлежало повиноваться Иисусу и верить Ему, как идущему путем противным. Тот и другой путь мог привести вас к царствию. Но они, подобно дикому зверю, восставали против того и другого.

Беседы на Евангелие от Матфея.

См. также Толкование на Мф. 11:17

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 16-19 Кому же Я уподоблю род сей? Он подобен детям, сидящим на площади, которые с криком говорят сверстникам своим: «Мы пели вам, а вы не плясали, мы жалобно плакали перед вами, а вы не выражали горя». Пришел Иоанн, [почти] не едящий и не пьющий, а они говорят: «В нем бес». Пришел Сын человеческий, ядущий и пьющий, а они говорят: «Вот человек, любящий петь и пьющий вино, - друг сборщиков податей [мытарей] и грешников. И оправдалась премудрость детьми своими

Народ иудейский сравнивается с детьми, сидящими на площади и с криком говорящими своим сверстникам: Мы пели вам, а вы не плясали, мы жалобно плакали перед вами а вы не рыдали; ввиду ясных слов Писания: Кому уподоблю род сей? Он подобен детям, сидящим на площади и прочее нам не остается свободы в истолковании этого места, и иносказательное толкование остается связанным (passiva), и (sed) что бы мы ни сказали о детях, все должно быть понимаемом в значении уподобления им народа (generationis). Эти сидящие на площади дети суть те, о которых говорит Исайя: Вот я и дети, которых дал мне Господь (Ис. 8:18), и в псалме: Свидетельство Господне верно, подающее мудрость младенцам (Пс. 18:8) и в другом месте: Из уст младенцев и питающихся [от груди] молоком Ты устроил хвалу (Пс. 8:3). Таким образом, эти дети сидели на площади (in foro) или: εν ἀγοραῖς, κак более знаменательно говорится по-гречески, т. е. на месте, где было много продажного (venalia). A так как народ иудейский не хотел слышать, то они не только говорят ему, но кричат во весь голос (plenis faucibus): «Мы вам пели, а вы не выражали радости в движениях», [т. е.] мы призывали вас к тому, чтобы вы в ответ на наше пение делали добрые дела и плясали под нашу свирель, подобно тому, как Давид плясал перед ковчегом Господним (см. 2Цар. 6), но вы этого не хотели. Мы плакали и призывали вас к покаянию, но и этого вы не хотели делать, презрительно относясь и к той, и к другой проповеди: и к приглашению жить в добродетели, и к призыванию покаяться после грехов. И не удивительно, что вы презрели двоякий путь ко спасению, так как вы одинаково осмеяли и пост во имя Божие [или без: во имя Божие], и вкушение яств. Если вам угоден пост, то почему не был угоден Иоанн? Если же вкушение яств, то почему не был приятен Сын Человеческий? Одного из них вы назвали [или: называете] бесноватым, а другого чревоугодником и винопийцей. Потому, так как вы не хотели принять ни того, ни другого наставления (disciplina), вот и оправдалась премудрость у детей своих, т. е. домостроительство и наставление Божие [у принявших их]. Вот и Я, — Божия сила и Божия премудрость (см. 1Кор. 1:24) — поступил как должно по одобрительному суждению сынов Своих — апостолов, которым Отец открыл то, что скрыл от премудрых и разумных, по их собственному о себе мнению (Ин. 17:7-8; Мф. 11:25). В некоторых Евангелиях читается: Оправдались премудрость от дел своих (Лк. 7:35) - именно: премудрость ищет свидетельства себе не в словах, а в делах.

Толкование на Евангелие от Матфея

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 18-19 Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: в нем бес. Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот, человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам

Плачу уподобляет жизнь Иоанна, ибо Иоанн показывал многую строгость и в словах, и в делах, а жизнь Христа - свирели, так как Господь был очень приветлив ко всем, чтобы всех приобресть: благовествовал Царствие, и у Него ничуть не было той строгости, что у Иоанна.

Толкование на Евангелие от Матфея

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: в нем бес

Это был Ангел во плоти, так что плоть у него как бы совсем была мертва.

Дневник. Том I. 1856

Троицкие листки (XIX в.)

Ст. 16-19 Но кому уподоблю род сей? Он подобен детям, которые сидят на улице и, обращаясь к своим товарищам, говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали. Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: в нем бес. Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам. И оправдана премудрость чадами ее

Простой народ, который фарисеи называли невеждой в законе, и мытари, которых они презирали наравне с язычниками, прославили Бога за то, что Он послал великого пророка Иоанна, возвестившего пришествие Христа Спасителя, и засвидетельствовали свою веру в проповедь Предтечи крещением от него. Но книжники и фарисеи не уверовали в проповедь Иоанна, не крестились от него и тем отвергли волю Божию о своем спасении.

В скорбном чувстве негодования на такое упорство Своих современников, Иудеев, Господь воскликнул: Но кому уподоблю род сей? Что это за странные люди! Он подобен детям, которые сидят на улице и, обращаясь к своим товарищам, говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали. Эти люди похожи на тех своенравных детей, которые вышли на улицу вместе с другими детьми, и которым никак не могут угодить их товарищи. Начинают ли для них веселую игру в свадьбу, или печальную, в похороны, они недовольны ни тем, ни другим. Так и этот народ не хотел слушать ни строгого подвижника пустыни Иоанна, ни кроткого и смиренного сердцем Сына Человеческого – Господа Иисуса. Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет, ни хлеба не ест, ни вина не пьет, как и подобало вести себя Назорею, строгому проповеднику покаяния, чтобы все видели в нем самом пример сетования и плача, но, вместо того, чтобы с благоговением внимать такому проповеднику, они укоряют его за строгость, и говорят о нем: в нем бес, он одержим духом нечистым, оттого он и ведет такой мрачный образ жизни. Но вот – Пришел Сын Человеческий, ест и пьет, Он вкушает обычную пищу и не уклоняется от вина; Он с любовью готов разделить умеренную трапезу с мытарями и грешниками, только бы их привлечь к Себе и спасти, но и Им недовольны, И о Нем вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам. Чего еще не сделано для спасения этих людей? «Что еще надлежало бы сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал ему?» (Ис. 5:4). «Я и Иоанн пришли противоположными путями и поступили подобно ловцам, которые, желая поймать неудоболовимого зверя, с двух противоположных сторон становятся друг против друга, каждый на своем пути, и гонят его от себя, дабы таким образом он непременно попал в руки того или другого. Так поступили и Мы с Иоанном: «мы играли вам на свирели» – Я вел жизнь нестрогую, «и вы не плясали», и вы не покорились Мне; «пели вам печальные песни» – Иоанн проводил жизнь строгую и суровую, «и вы не рыдали», и вы не внимали ему. У Нас обоих была одна цель – ваше спасение, хотя Мы и шли к этой цели противоположными путями. Но вам не нравилась ни Моя жизнь, ни жизнь Иоаннова. Не удивляйся, – продолжает святитель Златоуст, – что Господь употребляет простые и неблагородные сравнения», т.е. Себя и Предтечу Своего приравнивает к детям, играющим на свирели или плачущим в игре: «Он говорит так, приспособляясь к немощам слушателей». И оправдана Божественная премудрость чадами ее, – сказал Он в заключение: вы уже не можете теперь обвинять Меня, как и об Отце Моем говорит пророк Давид: «так что Ты праведен в приговоре Твоем» (Пс. 50:6).

Бог, со Своей стороны, сделал все, чтобы, по выражению Златоуста, «людям безстыдным не оставить ни малейшего повода к безрассудным сомнениям», и чада Премудрости, т.е. те, которые всем сердцем искали пути ко спасению, на деле показали, что этот путь легко было найти; они уверовали во Христа, воплотившуюся Премудрость Божию, и тем самым показали, что и прочие Иудеи могли, но не захотели уверовать.

Троицкие листки. №801-1050

Евфимий Зигабен (†1118)

Ст. 18-19 Прииде бо Иоанн ни ядый, ни пияй: и глаголют: беса имать. Прииде Сын Человеческий ядый и пияй: и глаголют: се, человек ядца и винопийца, мытарем друг и грешником. И оправдися премудрость от чад своих

Прииде бо Иоанн ни ядый, ни пияй: и глаголют: беса имать. Прииде Сын Человеческий ядый и пияй: и глаголют: се, человек ядца и винопийца, мытарем друг и грешником

Образ жизни Иоанна был трудный и строгий, так как он не ел хлеба и не пил вина, а образ жизни Христа был не такой трудный и не столь строгий, потому что Он ел хлеб и пил вино. Оба эти рода жизни были противоположны друг другу, но ни тот, ни Другой из следовавших по ним не был угоден (иудеям): об Иоанне, по причине воздержания его от хлеба и вина, говорили, что он имеет беса; а Христа за то, что Он ел и пил, называли человеком, который любит есть и пить вино, хотя евангелист и не записал ясно этих злословий, считая достаточной настоящую речь. Подобно тому, как два охотника, желая поймать трудноуловимое животное, которое может быть поймано двумя противоположными друг другу путями, разделяют между собою эти пути, и хотя следуют по различным путям, но делают одно и то же; так и по Домостроительству Божию Иоанн проводит более строгую жизнь, а Христос – не столь строгую, чтобы принявшие того или Другого были покорны им и были уловлены тем или Другим. Конечно, пути эти противоположны, но дело – общее. А те (иудеи), как трудноуловимое животное, избегая того и Другого, поносили обоих.

Итак, спросил их: лучше ли жизнь более строгая? Но почему же вы не послушались Иоанна, указывающего вам на Христа? Или может быть – не так строгая? Но почему вы не послушались Христа, наставляющего вас на путь спасения? Почему Иоанн вел более строгий образ жизни? Потому что должно было проповеднику покаяния быть сетующим, а Подателю отпущения грехов – быть радостным. Притом, Иоанн ничего более не показал иудеям, кроме одной только своей жизни: Иоанн, говорится, знамения не сотвори ни единаго (Ин. 10:41); а о Христе свидетельствовали и Его Божественные чудеса.

Кроме того, зная, что люди немощны, Христос снисходит к ним, чтобы они приобрели отсюда больше пользы. Посему, согласно с Домостроительством, Он приходил к трапезам мытарей и защищался от порицателей, говоря: не приидох бо призвати праведники, но грешники на покаяние (Мф. 9:13).

Однако Он не оставлял в пренебрежении и строгого образа жизни, так как обитал в пустыне со зверями (Мк. 1:13) и постился сорок дней, как выше было сказано. Равным образом, приступая к трапезам, Он ел и пил воздержанно, благоговейно и свято.

И оправдися премудрость от чад своих

Оправдися, т. е, признана праведною, или достойна удивления Божественная мудрость, устроившая так, что Христос и Иоанн шли различными противоположными путями для одной и той же пользы людей. Достойна удивления от чад своих, или разумеющих ее; а чада премудрости – мудрые. Или: оправдися, т.е. признана праведною и безупречною, так как сделала все, что должна была сделать, и всевозможным способом пользовалась для спасения их.

Толкование на Евангелие от Матфея

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: в нем бес. Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам. И оправдана премудрость чадами ее.

«Пришел Иоанн» и пр.: поясняется прямо приточная речь; общий смысл речи в приложении к уподоблению таков: пришел с проповедью Иоанн Креститель, строгий подвижник, ни ядущий, ни пиющий, требовавший покаяния, плача и сетования и потому не участвовавший в ваших весельях и ликованьях, и вы жаловались на него и упрекали его. Пришел за ним Сын Человеческий (см. прим. к Мф.8:20), ядущий и пиющий, и вы опять жалуетесь, что Он не участвует в вашей скорби, возбужденной проповедью Иоанна. Но это все не более как детская игра с вашей стороны; Божия же премудрость оправдалась в понимающих истинное положение дел, а не смотрящих только игру детей.

«Ни ест, ни пьет»: т.е. воздерживается от употребления известного рода пищи и от вина, по обету Назорея; вообще ведет себя как строгий подвижник.

«В нем бес»: он одержим нечистым духом и потому отличается странностями, по которым он и не ест и не пьет, т.е. отличается крайней умеренностью, не соответствует их веселому житейскому настроению (они играли на свирели, а он не плясал).

«Ест и пьет»: не воздерживается, как не Назорей, от известного рода пищи и от вина, подобно Иоанну, и вот Его упрекают в излишестве их употребления, не соответствующем строгим требованиям Крестителевой проповеди (они пели плачевные песни, а Он не рыдал). Святой Златоуст дает и другое объяснение сему месту, относя: мы и пр. ко Христу и Иоанну, а – вам и пр. к иудеям. «Иисус сказал: «мы играли вам на свирели, и вы не плясали», т.е. Я вел жизнь не строгую, и вы не покорились Мне; мы «пели вам печальные песни, и вы не рыдали», т.е. Иоанн проводил жизнь строгую, и вы не внимали ему. Что Господь употребляет простые и неблагородные сравнения, ты не удивляйся сему. Он говорил, приспособляясь к немощи слушателей. И Иезекииль часто употребляет сравнения, приличные иудеям, но не сообразные с величием Божиим; но и это есть дело особенного попечения Божия о нас» (Злат., ср. Феофил.). «Жизнь Иоанна уподобляет плачу, потому что Иоанн обнаруживал большую строгость и в словах и в действиях; а жизнь Христа уподобляется свирели, так как Господь был весьма приветлив ко всем, ко всем снисходителен... Пища Иоанна была грубая и не везде находимая: ни хлеба он не ел, ни вина не пил. Напротив, у Христа была пища обыкновенная: Он и хлеб ел, и вино пил... Проповеднику покаяния так и следовало представлять в себе образ сетования и плача, а Подателю оставления грехов быть веселым и радостным» (Феофил.).

«Оправдана премудрость чадами ее»: чада мудрости суть мудрые, те, которые правильно понимают предметы, события и их взаимное отношение. Истинная, божественная премудрость, которая явилась в лице и действиях Иоанна, и особенно в лице и действиях воплотившейся Премудрости – Иисуса Христа, «оправдана» – познана, как истинная мудрость, чадами ее, – теми, кто ищет ее, любит ее, приобретает ее; оправдалась именно тем, что они не дозволили себе увлечься мнением о Христе и Иоанне неправильным, какое имели иудеи (род сей), и узнали в них Мессию и предтечу Его, т.е. имели правильное о них понятие. Св. Златоуст и Феофилакт указывают и другой смысл слова «оправдана» в этом изречении о премудрости: «хотя вы и остались неубежденными, но уже не можете обвинить меня. Так и о Боге Отце говорит пророк: «яко да оправдишися во словесех Твоих» (Пс.50:6). Ибо хотя Бог и не видит никакого плода от Своего о нас попечения, однако же со своей стороны исполняет все, дабы людям бесстыдным не оставить ни малейшего повода к безрассудным сомнениям» ( Злат.). «Когда уже, говорит, ни Иоаннова, ни Моя жизнь не нравится вам, и вы отвергаете все пути спасения, то Я – премудрость Божия – оказываюсь правым не пред фарисеями, а пред чадами своими, и вы уже не будете иметь оправдания... ибо Я со Своей стороны исполнил все; а вы неверием своим доказываете, что Я правил, как не опустивший ничего» (Феофил.).

Толкование на Евангелие от Матфея

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: в нем бес

(Лк. 7:33). У Луки речь во втором лице: вы говорите. Вместо ἦλθεν — ἐλήλυθεν. Βαπτιστής у Марка пропущено, также ἄρτον и οἶνον. По смыслу выражения, однако, сходны.

Толковая Библия

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: в нем бес

Ни ест, ни пьет (ни ядый, ни пияй), т. е. воздерживается от известной пищи и от вина, как Назорей (посвященный Богу), ведет себя, как строгий подвижник. В нем бес, т. е. он одержим бесом, и потому ведет такой странный образ жизни, что не ест и не пьет. Это значит, что Иоанн не соответствует народному веселому житейскому настроению.

Толкование на Евангелие от Матфея

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible