Скрыть
Но кому уподоблю род сей? Он подобен детям, которые сидят на улице и, обращаясь к своим товарищам,

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Но кому уподоблю род сей? Он подобен детям, которые сидят на улице и, обращаясь к своим товарищам

Кому уподоблю род сей? – говорит Он. Он подобен детям, которые сидят на улице и, обращаясь к своим товарищам, говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали (Мф. 11:17).

По-видимому, и эти слова не имеют никакой связи с предыдущими, на самом же деле они весьма тесно связаны с ними. Христос направляет их все к той же еще главной цели и желает показать, что Иоанн поступал согласно с Ним, хотя происходившее, как, например, вопрос учеников Иоанна, и казалось противоречием. Вместе с тем Он показывает и то, что для спасения иудеев не было оставлено ни одного нужного средства, как и о винограднике говорит пророк: Что еще надлежало бы сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал ему (Ис. 5:4)?

Беседы на Евангелие от Матфея

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 16-19 Кому же Я уподоблю род сей? Он подобен детям, сидящим на площади, которые с криком говорят сверстникам своим: «Мы пели вам, а вы не плясали, мы жалобно плакали перед вами, а вы не выражали горя». Пришел Иоанн, [почти] не едящий и не пьющий, а они говорят: «В нем бес». Пришел Сын человеческий, ядущий и пьющий, а они говорят: «Вот человек, любящий петь и пьющий вино, - друг сборщиков податей [мытарей] и грешников. И оправдалась премудрость детьми своими

Народ иудейский сравнивается с детьми, сидящими на площади и с криком говорящими своим сверстникам: Мы пели вам, а вы не плясали, мы жалобно плакали перед вами а вы не рыдали; ввиду ясных слов Писания: Кому уподоблю род сей? Он подобен детям, сидящим на площади и прочее нам не остается свободы в истолковании этого места, и иносказательное толкование остается связанным (passiva), и (sed) что бы мы ни сказали о детях, все должно быть понимаемом в значении уподобления им народа (generationis). Эти сидящие на площади дети суть те, о которых говорит Исайя: Вот я и дети, которых дал мне Господь (Ис. 8:18), и в псалме: Свидетельство Господне верно, подающее мудрость младенцам (Пс. 18:8) и в другом месте: Из уст младенцев и питающихся [от груди] молоком Ты устроил хвалу (Пс. 8:3). Таким образом, эти дети сидели на площади (in foro) или: εν ἀγοραῖς, κак более знаменательно говорится по-гречески, т. е. на месте, где было много продажного (venalia). A так как народ иудейский не хотел слышать, то они не только говорят ему, но кричат во весь голос (plenis faucibus): «Мы вам пели, а вы не выражали радости в движениях», [т. е.] мы призывали вас к тому, чтобы вы в ответ на наше пение делали добрые дела и плясали под нашу свирель, подобно тому, как Давид плясал перед ковчегом Господним (см. 2Цар. 6), но вы этого не хотели. Мы плакали и призывали вас к покаянию, но и этого вы не хотели делать, презрительно относясь и к той, и к другой проповеди: и к приглашению жить в добродетели, и к призыванию покаяться после грехов. И не удивительно, что вы презрели двоякий путь ко спасению, так как вы одинаково осмеяли и пост во имя Божие [или без: во имя Божие], и вкушение яств. Если вам угоден пост, то почему не был угоден Иоанн? Если же вкушение яств, то почему не был приятен Сын Человеческий? Одного из них вы назвали [или: называете] бесноватым, а другого чревоугодником и винопийцей. Потому, так как вы не хотели принять ни того, ни другого наставления (disciplina), вот и оправдалась премудрость у детей своих, т. е. домостроительство и наставление Божие [у принявших их]. Вот и Я, — Божия сила и Божия премудрость (см. 1Кор. 1:24) — поступил как должно по одобрительному суждению сынов Своих — апостолов, которым Отец открыл то, что скрыл от премудрых и разумных, по их собственному о себе мнению (Ин. 17:7-8; Мф. 11:25). В некоторых Евангелиях читается: Оправдались премудрость от дел своих (Лк. 7:35) - именно: премудрость ищет свидетельства себе не в словах, а в делах.

Толкование на Евангелие от Матфея

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 16-17 Но кому уподоблю род сей? Он подобен детям, которые сидят на улице и, обращаясь к своим товарищам, говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали

Здесь намекается на своенравие иудеев: им, людям своенравным, не нравились ни строгость Иоанна, ни простота Христова, но они подобны были капризным детям, которым не легко угодить: хоть плачь, хоть играй на свирели, - им не нравится.

Толкование на Евангелие от Матфея

Евфимий Зигабен (†1118)

Кому же уподоблю род сей? Подобен есть детем седящым на торжищих, и возглашающым другом своим

Кому же уподоблю род сей

У Луки (7, 31) сказано: кому уподоблю человеки рода сего. «Уподоблю», т.е. сравню. Хочет обличить недовольство иудеев.

Подобен есть детем седящым на торжищих и возглашающым другом своим

Сравнил с детьми иудеев, по причине их неразумия. Торжище – это общественное место, куда стекались отовсюду толпы народа для торговли. Друзьями их, т.е. товарищами, назвал Себя и Иоанна Крестителя, к которым возглашали, т.е. говорили иудеи.

Толкование на Евангелие от Матфея

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Но кому уподоблю род сей? Он подобен детям, которые сидят на улице и, обращаясь к своим товарищам

(Лк. 7:31, 32). Связь 16 стиха с предыдущим отыскивают в том, что после похвалы Иоанну, как долженствующему прийти и ожидаемому Илии, Спаситель противополагает таким идеальным воззрениям на Иоанна действительное поведение по отношению к нему его соотечественников, которые не хотели признавать ни Иоанна, ни Самого Спасителя. Люди этого “поколения” имеют уши слышать и не слышат. Они не понимают и не принимают того, что им говорится, они капризны, как дети, играющие на рынках, и полны предрассудков. По мнению некоторых толковников, под детьми нужно понимать все γενεά — поколение, весь тогдашний иудейский народ в его массе, который порицается за свое беспринципное, капризное поведение.

Толковая Библия

Троицкие листки (XIX в.)

Ст. 16-19 Но кому уподоблю род сей? Он подобен детям, которые сидят на улице и, обращаясь к своим товарищам, говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали. Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: в нем бес. Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам. И оправдана премудрость чадами ее

Простой народ, который фарисеи называли невеждой в законе, и мытари, которых они презирали наравне с язычниками, прославили Бога за то, что Он послал великого пророка Иоанна, возвестившего пришествие Христа Спасителя, и засвидетельствовали свою веру в проповедь Предтечи крещением от него. Но книжники и фарисеи не уверовали в проповедь Иоанна, не крестились от него и тем отвергли волю Божию о своем спасении.

В скорбном чувстве негодования на такое упорство Своих современников, Иудеев, Господь воскликнул: Но кому уподоблю род сей? Что это за странные люди! Он подобен детям, которые сидят на улице и, обращаясь к своим товарищам, говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали. Эти люди похожи на тех своенравных детей, которые вышли на улицу вместе с другими детьми, и которым никак не могут угодить их товарищи. Начинают ли для них веселую игру в свадьбу, или печальную, в похороны, они недовольны ни тем, ни другим. Так и этот народ не хотел слушать ни строгого подвижника пустыни Иоанна, ни кроткого и смиренного сердцем Сына Человеческого – Господа Иисуса. Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет, ни хлеба не ест, ни вина не пьет, как и подобало вести себя Назорею, строгому проповеднику покаяния, чтобы все видели в нем самом пример сетования и плача, но, вместо того, чтобы с благоговением внимать такому проповеднику, они укоряют его за строгость, и говорят о нем: в нем бес, он одержим духом нечистым, оттого он и ведет такой мрачный образ жизни. Но вот – Пришел Сын Человеческий, ест и пьет, Он вкушает обычную пищу и не уклоняется от вина; Он с любовью готов разделить умеренную трапезу с мытарями и грешниками, только бы их привлечь к Себе и спасти, но и Им недовольны, И о Нем вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам. Чего еще не сделано для спасения этих людей? «Что еще надлежало бы сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал ему?» (Ис. 5:4). «Я и Иоанн пришли противоположными путями и поступили подобно ловцам, которые, желая поймать неудоболовимого зверя, с двух противоположных сторон становятся друг против друга, каждый на своем пути, и гонят его от себя, дабы таким образом он непременно попал в руки того или другого. Так поступили и Мы с Иоанном: «мы играли вам на свирели» – Я вел жизнь нестрогую, «и вы не плясали», и вы не покорились Мне; «пели вам печальные песни» – Иоанн проводил жизнь строгую и суровую, «и вы не рыдали», и вы не внимали ему. У Нас обоих была одна цель – ваше спасение, хотя Мы и шли к этой цели противоположными путями. Но вам не нравилась ни Моя жизнь, ни жизнь Иоаннова. Не удивляйся, – продолжает святитель Златоуст, – что Господь употребляет простые и неблагородные сравнения», т.е. Себя и Предтечу Своего приравнивает к детям, играющим на свирели или плачущим в игре: «Он говорит так, приспособляясь к немощам слушателей». И оправдана Божественная премудрость чадами ее, – сказал Он в заключение: вы уже не можете теперь обвинять Меня, как и об Отце Моем говорит пророк Давид: «так что Ты праведен в приговоре Твоем» (Пс. 50:6).

Бог, со Своей стороны, сделал все, чтобы, по выражению Златоуста, «людям безстыдным не оставить ни малейшего повода к безрассудным сомнениям», и чада Премудрости, т.е. те, которые всем сердцем искали пути ко спасению, на деле показали, что этот путь легко было найти; они уверовали во Христа, воплотившуюся Премудрость Божию, и тем самым показали, что и прочие Иудеи могли, но не захотели уверовать.

Троицкие листки. №801-1050

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Но кому уподоблю род сей? Он подобен детям, которые сидят на улице и, обращаясь к своим товарищам, говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали.

«Кому уподоблю род сей»: от речи о великом Иоанне и высоком его служении Спаситель обращается к изображению отношений народа к Иоанну и Себе, указывая, как этот род строптивый (в массе) не довольствовался ни служением Иоанна, ни делами Христовыми. Господь уподобляет современное поколение (γενεἀ) иудеев детям, жалующимся на своих товарищей за то, что эти товарищи не присоединяются к их играм, ни веселым, ни печальным, и укоряют их за то.

«Сидят на торжищах, или улице»: месте общих детских игр.

«Товарищам»: которые тут же на улице, но не участвуют в общих играх.

«Играли на свирели»: был (как и есть) обычай, что по случаю праздников или особых торжеств совершались пляски под звуки свирели и других музыкальных инструментов
(ср. Мф.25:1-12). Как дети всех времен, и тогдашние дети подражали взрослым, в своих детских играх делали то же, что взрослые.

«Пели печальные песни»: похороны, как мы замечали уже (прим. к Мф.9:23), сопровождали печальными причитаньями и иногда также под музыку; вероятно, в круг детских игр входило подражание и этим причитаньям. Дети и представляются недовольными и жалующимися на своих товарищей, что те не принимают участия ни в того ни другого рода играх их, упрекают и поносят их.

Толкование на Евангелие от Матфея

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

Ст. 16-17 Но кому уподоблю род сей? Он подобен детям, которые сидят на улице и, обращаясь к своим товарищам, говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали

В этих словах Господь от речи об Иоанне, Своем Предтече, и о высоком его служении ( о чем говорил выше), переходит к изображению того, как относится народ к Иоанну и к Нему Самому, – т. е. что народ (в большинстве случаев) не довольствовался ни служением Иоанна, ни делами Его Самого. Господь уподобляет Иудеев детям, которые жалуются на своих товарищей за то, что те не присоединяются к их играм, – ни веселым, ни печальным, – и укоряют их за это, – детям, сидящим на торжищах. На торжищах, т. е. на улице, месте общих детских игр. Пискахом (мы играли на свирели) вам, и не плясасте (и вы не плясали). Указывается на обычаи, когда по случаю праздников или каких особенных торжеств совершались у Евреев пляски под звуки свирели или других музыкальных инструментов (Лк. 15, 25). Плакахом (мы пели печальные песни) вам, и не рыдасте (и вы не рыдали). Известно, что похороны у Евреев сопровождались печальными причитаниями, и иногда под музыку (9 гл. 23 ст.). Здесь представляется, что дети в играх своих подражали взрослым.

Толкование на Евангелие от Матфея

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible