Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Евангелие от Марка 1:21
И приходят в Капернаум; и вскоре в субботу вошел Он в синагогу и учил.
Святые отцы
Прочие
- Михаил (Лузин), еп. (†1887)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Иоанн Бухарев, прот. (†1912)
- Иоанн (Смолин), прот. (†1927)
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Ст. 21-22 И приходят в Капернаум; и вскоре в субботу вошел Он в синагогу и учил. И дивились Его учению, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники
Откуда пришли в Капернаум? Из Назарета, и притом в день субботний. Когда обыкновенно собирались для чтения закона, тогда пришел учить и Христос. Ибо и Закон для того повелевал праздновать субботу, чтобы люди занимались чтением, собираясь для сего вместе. Учил же Господь обличительно, а не льстиво, как фарисеи: убеждал делать добро, а непокорным угрожал мучением.
Михаил (Лузин), еп. (†1887)
22. И дивились Его учению, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники.
«В Капернаум»: о положении Капернаума см. прим. к Мф.4:13.
«Вскоре – в субботу»: по смыслу греческого слова в ближайшую, следующую субботу.
«В синагогу»: см. прим к Мф.4:23. Иудеи собирались для общественного богослужения и чтения своих священных книг преимущественно по субботам.
«Учил»: в синагогальных собраниях право учения имел всякий, кто хотел и заявлял желание держать речь. Вот почему Господь Иисус, не будучи ни священником, в смысле ветхозаветном, ни должностным лицом при синагоге, тем не менее, предлагал нередко учение Свое в синагогальных собраниях иудеев разных городов.
«Дивились» и пр.: ев. Марк не сообщает содержания самого учения Христова в Капернаумской синагоге, а только впечатление, произведенное Его учением на слушавших. Впечатление было такое же какое после нагорной беседы Спасителя, и ев. Марк даже выражает его теми же словами, как выражает ев. Матфей впечатление нагорной беседы; см. прим. к Мф.7:28-29.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
И приходят в Капернаум; и вскоре в субботу вошел Он в синагогу и учил
Содержания Мк.1:21–28 нет у евангелиста Матфея, но есть у Луки (Лк.4:31–37).
«Приходят» – конечно, Господь с четырьмя Своими учениками.
«В Капернаум» (см. Мф.4:13).
«В субботу». В греческом тексте здесь стоит множественное число (τοῖς σάββασιν), но оно у евангелиста Марка употребляется в смысле единственного (ср. Мк.2:23, 27).
«В синагогу» (см. Мф.4:23).
«Учил». Содержание учения Христова здесь, вероятно, было такое же, какое указано выше, в 15-м стихе.
Иоанн Бухарев, прот. (†1912)
И приходят в Капернаум; и вскоре в субботу вошел Он в синагогу и учил
В Капернаум. Капернаум, это – многолюдный город, находившийся на северо-западном берегу Галилейского озера (см. объясн. 14 ст.). Вошел в синагогу (вшед в сонмище). Синагога, это – здание для религиозных собраний иудеев в городах и селениях. Для выражения веры в единство Божие у Евреев храм был один в Иерусалиме. В синагогах они собирались по субботам и праздникам. При собраниях читался закон, т. е. Пятокнижие Моисеево и книги пророческие. За чтением следовало объяснение прочитанного, которое делалось или начальником синагоги, или всяким, кто только хотел (Лк.4:16), и – вот почему Господь Иисус Христос, не будучи ни священником, в смысле ветхозаветном, ни должностным лицом при синагоге, нередко предлагал учение Свое в синагогах, – и затем все заканчивалось молитвой. Касательно устройства синагоги должно заметить, что это была по большей части прямоугольная комната, с кафедрой, или местом для чтения закона. Книга закона хранилась тут же в особом ковчеге. Против кафедры были устроены седалища для слушателей, – особо для мужчин и особо для женщин.
Иоанн (Смолин), прот. (†1927)
Мк.1:35. Здесь Господь показывает нам, что и Сам Он любил молиться на другой день субботы (по нашему Воскресный), так как Христос по субботам учил в синагогах: Мк.1:21, а утром... на другой день удалился в пустыню (35). По воскресении Его, апостолы окончательно предпочли воскресный день субботе: Деян.7; 1Кор.16:1-2; Откр.1:10.
Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими