Скрыть
И гла́съ бы́сть съ небесе́: Ты́ еси́ Сы́нъ Мо́й воз­лю́блен­ный, о Не́мже благоволи́хъ.

Святые отцы

Прочие

Ипполит Римский, сщмч. (†235)

И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение

Ради чего Отец ниспослал с неба Святого Духа на Сына?.. Чтобы узнали о непреложности Отчего гласа… Какого гласа? Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. Сей есть именуемый сыном Иосифа и Мой Единородный по Божеской сущности… испытывающий голод (ср. Мф. 4:2, 21:18, Мк. 11:12, Лк. 4:2) и накормляющий тысячи (ср. Мф. 11:28-29), утомляющийся и упокояющий утомленных, не имеющий, где приклонить голову (ср. Мф. 8:20, Лк. 9:58); и все держащий в руке (ср. Евр. 1:3, Лк. 4:18, 2Кор. 3:17); страдающий и исцеляющий страдания; заушаемый (ср. Ин. 13:3) и дарующий свободу миру (ср. Ин. 18:22); пронзаемый в ребро (ср. Ин. 19:34) и исправляющий ребро Адамово.

О богоявлении

Григорий, Чудотворец, свт. (†270)

Ст. 10-11 И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение

Протянув правую руку, немного страшась, но и радуясь одновременно, он крестил Владыку. Тогда присутствующие здесь иудеи, которые стояли вблизи и поодаль, стали размышлять, говоря про себя и друг другу: «Нет, не зря мы считали, что Иоанн важнее Иисуса, и не напрасно полагали, что первый выше второго! Ведь Иоанн крестил как превосходящий, а Иисус крестился как меньший». Поскольку не ведающие тайны домостроительства стали говорить такие вещи, единственный Господь и природный Отец Единородного, Который один только доподлинно знает Того, Кого Он один бесстрастно родил, для исправления их ошибочного суждения открыл небесные врата и ниспослал Духа Святого в виде голубя на главу Иисуса. Перстом указуя им на нового Ноя и Создателя Ноева и благого Кормчего терпящей крушение природы, Он Сам громогласно возгласил с неба, говоря: Сей есть Сын Мой возлюбленный (ср. Мф. 3:17, 17:5, Мк. 9:7, Лк. 9:35) - Иисус, а не Иоанн; крестившийся, а не крестивший; от Меня рожденный прежде начала времен, а не от Захарии; рожденный от Марии по плоти, а не от Елизаветы появившийся вопреки ожиданию; невозделанный плод ненарушенного девства, а не отпрыск нарушенного бесплодия; с вами живший, а не вскормленный в пустыне. Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение, - Сын единосущный, не иносущный: единосущный Мне в том, что невидимо, и единосущный вам в видимом, кроме греха.

Проповеди

Ефрем Сирин, прп. (†373)

И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение

Тот, в Ком крещение всех, приходит креститься, чтобы явить Себя в Иордане.

Иоанн, увидев Его, руки простер и так, умаляя, промолвил:

Господи, крести себя Сам, ибо крещеньем Своим очищаешь Ты всех!

Чиста купель у Тебя: источник, в котором святость и совершенство.

Говорит наш Господь: так Я хочу - приблизься, крести Меня сам,

Ибо не можешь противиться Моему ты желанью креститься от тебя, как хочу…

Стремлюсь, и угодно так Мне, почему ж, Иоанн, ты колеблешься?

Оставь же почтительность: приди и крести, чего ж ты стоишь?..

Страх перед Господом пусть не держит тебя исполнить желанье Мое…

Для того ты и призван, чтоб крещенье Мое совершить.

Крещеньем Моим освятятся воды, и огонь, и Дух от Меня примут,

А если не крестишь Меня, то воды не станут способны рождать младенцев бессмертных.

Молчали силы небес, наблюдая, как нисходит Жених в Иордан.

Крестился Святой и тотчас поднялся, и сияет свет Божий над миром.

Открылись неба врата, и свыше послышался голос Отца:

Сей есть Сын Мой возлюбленный - покайтесь и чтите Его, все народы!

Изумились все зрящие Духа, увидев, как нисходит в свидетельство славы о Нем.

Богоявленьем Своим Он возрадовал всех, ибо явлением сим миры освятились.

Окончил я песнь о Господе Нашем и Иоанне.

Гимны на Рождество

Амвросий Медиоланский, свт. (†397)

И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение

В отношении Бога не следует понимать телесным образом: непостижимое рождение Сына, бесстрастное рождение Отцом. За пределами всякого понимания: Отец из Себя рождает Сына как Бог истинный Бога истинного.

Пять книг о вере (к Грациану Августу)

Августин Аврелий, блж. (†430)

И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение

Здесь ясно представлена Троица: Отец - голосом, Сын - человеком, Дух - голубем.

Трактат на Евангелие от Иоанна


В некоторых местах Писания Троица являет Себя через творения как по отдельности, так и поочередно: Отец - в голосе: Ты Сын Мой; Сын - в человеке, рожденном от Девы; Дух Святой - в телесном облике голубя. Все это явлено по отдельности, но Троица ни в коем случае не раздельна. Чтобы лучше представить себе это, вспомним о нашей памяти, разуме и воле. Хотя и перечисляем их здесь по отдельности, тем не менее не можем что-либо делать или что- либо говорить, воспользовавшись из них чем-то одним. Не следует полагать, однако, что этот пример дает точное сравнение с Троицей и что Она складывается из частей. Кто станет спорить о том, что в сравнении нет полного соответствия между частями? И разве можно Творцу приписать сходство с творением?

Послания


Каждый из евангелистов имел в виду слова гласа небесного, однако некоторые из них пересказали смысл сказанного своими словами так, однако, чтобы получившаяся фраза по-прежнему соответствовала выражению: В Тебе Мое благоволение, то есть через Тебя совершается то, что Мне угодно (ср. Лк. 3:22, Мф. 3:17).

О согласии евангелистов

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 9-11 И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение

Не за отпущением грехов Иисус приходит ко крещению, ибо греха Он не сотворил, равно и не для получения Духа Святаго, ибо как могло Иоанново крещение даровать Духа, когда оно не очищало грехов, как я сказал? Но и не для покаяния идет Он креститься, поскольку Он был больше самого Крестителя (Мф. 11:11). Итак, для чего же приходит? Без сомнения, для того, чтобы Иоанн объявил о Нем народу. Поскольку многие стеклись туда, то благоволил прийти, чтобы засвидетельствовану быть пред многими, кто Он, а вместе и для того, чтобы исполнить «всякую правду», то есть все заповеди Закона. Поскольку послушание крестящему пророку, как посланному от Бога, было также заповедь, то Христос исполняет и сию заповедь. Дух сходит не потому, чтобы Христос имел нужду в этом (ибо по существу Он в Нем пребывает), но чтобы ты знал, что и на тебя при крещении сходит Дух Святый. При сошествии Святаго Духа тотчас изречено и свидетельство. Поскольку Отец говорил свыше: «Ты Сын Мой», то, чтобы слышавшие не подумали, что Он говорит об Иоанне, сходит на Иисуса Дух, показывая, что это сказано о Нем. Небеса же отверзаются для того, чтобы мы знали, что они отверзаются и нам, когда мы крещаемся.

Иннокентий Херсонский, свт. (†1857)

И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение

Разверстие небес и низшествие Духа сами по себе были уже разительным свидетельством о Божественном достоинстве Крещаемого, ибо кому когда разверзались небеса? На кого сходил таким образом Дух? Но чтобы не осталось ни малейшего места сомнению, чтобы еще полнее засвидетельствовать, как велико участие неба в том, что происходило теперь на земле – «глас бысть: сей есть Сын Мой Возлюбленный, о Немже благоволих».

Для кого сей глас? Для Иоанна, если только он мог слышать, после того, что видел; для учеников Иоанновых, из коих некоторые могли находиться вблизи; для всех Иудеев, кои имели услышать потом о чудесах, случившихся при крещении Иисуса; наконец, для всех нас, кои, последуя сему гласу, признаем и исповедуем в Сыне Марии Единородного от Отца, нашего Спасителя, Господа и Судию.

Не мог ли быть нужен сей глас в каком-либо отношении и для Самого Крещаемого? Разве для Его беспредельного смирения, которое всегда готово было отказаться, если можно, от самой славы Своего великого предназначения (Флп. 2:6, 17; Мф. 26:39).

Слово в день Крещения Господня


Дважды только, во все пребывание на земле Сына Божия, слышан был глас к Нему Отца: при Иордане и на Фаворе; и в том и другом случае – един и тот же. Как после сего должен быть важен глас сей! И для кого он, если не для нас? Для Самого Сына? Но Он, будучи Сыном «любве Отчей» (1Ин. 2:15), и без того знает совершенно, как Его любит Отец. Для Иоанна? И он же «возбраняше Ему, глаголя: аз требую Тобою креститися, и Ты ли грядеши ко мне?» (Мф. 3:14) Следовательно, знал, Кого крестил. Для учеников Иисусовых? Их еще не было при Учителе. Для народа Иудейского? И его нисколько не видно при Крещении Иисусовом. После сего, что значит глас с неба, как не слово и проповедь ко всему миру! Что же вещает Отец? «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, о Немже благоволих!» О любезного и сладчайшего гласа! Итак, чего ожидали праотцы, о чем предвозвещали пророки, что прообразовал закон и обряды, чего чаяла и о чем воздыхала вся тварь, то самое исполнилось во всей силе: Бог, Сам Бог и Господь явися нам! И как явися? Облеченный нашей плотью, приняв на Себя наши грехи, принесши нам всю Свою премудрость и правду, всю жизнь и все благословения. О радости и торжества истинно всемирного! Злополучные праотцы рода человеческого, восстаньте из персти и поклонитесь Тому, Который, будучи Сыном Божиим, благоволил соделаться и вашим сыном, дабы стереть главу змия, вас прельстившего! Законодатель Синая, спеши на Иордан узреть уже не следы славы Божией, а самое лице Божие, которое так пламенно желал ты видеть, и не видел: ибо теперь, «видевый… Сына, виде Отца» (Ин. 14:9). Мудрец Израилев, перестань и ты вопрошать: «аще истинно вселится Бог с человеки на земли!» (3Цар. 8:27). Он вселился истинно, приобщился крови нашей так, что теперь ничто не разлучит плоти и в ней нашего человечества от Его Божества.

Но что за сила Божественного гласа? Для чего свидетельствует так о Возлюбленном Сыне Отец? Для того, дабы мы не могли не узнать, что нам даровано Его безпредельной любовью, дабы познали Сына, прияли Его, как должно, и приняли от Него все, что Он принес нам от Отца Его и нашего, Его по естеству, нашего – по благодати. «Вы, – как бы так вещает нам с неба Отец, – удалившись от Меня, находитесь во тьме и сени смертной; никакие усилия вашего разума не могут извести вас из сей тьмы; вот вам Свет и Источник всякого света, Наставник, в Коем все сокровища премудрости и разума: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный!» – Вы, увлекшись змииным советом, сделались неоплатными должниками пред Моим правосудием, впали в тяжкий плен греха и страстей, так что самая добрая воля наша, при всех усилиях, не в состоянии расторгнуть сих уз, исторгнуть корень прирожденной порчи; вот вам Решитель всех долгов и уз, Целитель душ и сердец, Который возьмет от вас все ваши неправды и подаст вам всю Свою правду: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный!» Вкушение плода запрещенного внесло в вашу природу семена тли и разрушения; вооруженная жалом греха смерть поражает вас на каждом шагу вашей жизни, и нет избавляющего; вот вам Владыка жизни и смерти, Который, имея «живот в Самом Себе» (Ин. 5:26), подобно Мне, всех, «ихже хощет, живит: Сей есть Сын Мой Возлюбленный!» (Ин. 5:21) Над вами носится темная власть «имущего державу смерти» (Евр. 2:14), духа злобы поднебесной, который, погубив праотца, силится погубить и всех вас, его потомком; для сражения с ним, для низложения его потребны оружия не плотские, коих нет у вас; вот вам Давид, Который может низложить сего гордого Голиафа: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный!» Он со всею верностью приведет в действо все Мои благие советы о вас и вашем спасении; Он исправит все, что в вас и природе вашей есть нечистого, богопротивного и смертоносного. Он откроет вам все пути к достижению цели бытия вашего, к возвращению на путь правды и блаженства, к соединению со Мною.

Итак, оставив все недоумения, всякую болезнь и всякую гордость, приимите всем сердцем, всем существом вашим Возлюбленного Сына Моего, к вам ниспосланного: «Того послушайте!» Идите за Ним всюду, куда Он ни поведет вас, делайте все, что ни повелит вам; скажет: любите врагов, – любите; скажет: возьмите крест, – берите; велит распять на нем плоть, – распинайте! Он знает, что повелевает, и на все, что повелено, подаст вам силы. «Сей есть Сын Мой Возлюбленный: Того послушайте!»

Беседа на день Богоявления Господня

Стефан (Яворский), митр. (†1722)

Догмат о Святейшей Евхаристии, то есть Таинстве Тела и Крови Христовых


В псалме 110: Памятными соделал чудеса Свои. Милостив и Щедр Господь. Пищу даровал боящимся Его (Пс.110:4-5). Но что это за пища, которую Бог дал боящимся Его? Обычна ли она, та, которая в изобилии и у не боящихся Его? Что это за пища, благодаря которой хранится память о чудесах Всемогущего Бога? Поистине не иная, как только та, что таится в Святой Евхаристии под видом хлеба и вина, то есть истинное Тело Христово и истинная Кровь Христова. Здесь средоточие удивительных дел Божиих. Это Божественная пища в память и воспоминание о чудесах Божиих, сотворенных в Ветхом и Новом Завете. Подумай над тем, что я сказал, и увидишь истину.

ВО-ПЕРВЫХ: Эта Божественная пища побуждает вспомнить о чудесном сотворении Богом мира сего. Если Господь Бог обладает силой произвести из небытия в бытие всю тварь, то почему не может под видом хлеба и вина дать Свое Тело и Кровь? Если из не-сущего Бог сотворил сущее, то тем более он может сущее изменить в сущее, то есть может существо хлеба и вина изменить в существо Своих Тела и Крови.

ВО-ВТОРЫХ: Эта Божественная пища побуждает вспомнить о чудесном дереве жизни в раю. Если же райское дерево обладало такой силой, что могло сделать бессмертным человека, вкушавшего его плоды, то тем более наше, под Евхаристическими видами утаенное, может дать человеку бессмертие, по неложному слову Христа: Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную (Ин.6:53-54).

В-ТРЕТЬИХ: Эта Божественная пища побуждает вспомнить о чудесной огнепальной купине. Как тогда огонь соединялся с неопалимым древом купины, так и в Евхаристии огонь Божества соединяется с Плотью Человеческой Христа, под видами хлеба и вина укрытый, как листвой. Однако и купина не сгорает, и листва Евхаристических видов не истлевает. И как тогда был глас Божественный из купины к Моисею: не подходи сюда: сними обувь твою с ног твоих (Исх.3:5), так и здесь, желая приступить к этому страшному Таинству, человек должен снять сапоги страстей, порока, неверия и человеческого суемудрия, чувствуя происходящее.

В-ЧЕТВЕРТЫХ: Эта Божественная пища побуждает вспомнить о чудесном ковчеге, сделанном из негниющего дерева. На нем был жертвенник, осеняемый херувимами, между которыми восседал Бог. И поэтому Израильтяне поклонялись этому ковчегу, как подножию Божию. По слову псалма: поклоняйтеся подножию ног Его, ибо свято оно! (Пс.98:5). О том, какие еще чудеса произошли от этого ковчега, сказано в Священном Писании: с ним Израильтяне перешли Иордан по суху; с ним ниспроверглись стены Иерихонские, внезапно павшие от одного только прикосновения его к ним. Память обо всех этих чудесах хранится Богом в предивном Таинстве Евхаристии. Это ковчег Тела Христова, ковчег Завета, ковчег негниющий (чтобы никто не видел его тления). От этого ковчега с нами происходят все блага. Этот ковчег невидимо осеняют херувимы. Ему, как ковчегу Божества, и мы поклоняемся с верой и любовью. С этим ковчегом от трудов мира сего идем в обетованную Небесную землю. С ним переходим Иордан скоротечной земной жизни. С ним разрушаем Иерихонские стены вражьих наветов. Тот, кто недостойно прикасается к этому Божественному ковчегу, в осуждение себе ест и пьет Тело Господне, не задумываясь об этом, по слову Апостола.

В-ПЯТЫХ: Эта Божественная пища побуждает вспомнить о чудесной манне, о которой можно сказать много славного. Ибо манна была хлебом Ангельским, сделанным Ангелами, посланным с небес, невидимо снисходящим в ночи, вместе с нисходящей росой, насыщала она, как хлеб небесный, каждого, кто хотел есть. И когда люди собирали манну, ее хватило всем, несмотря на то, что кто-то собрал ее больше, а кто-то меньше. Все это они получают в Евхаристии, которая есть хлеб Небесный, хлеб Ангельский, благодаря служению тех, кого Апокалипсис называет Ангелами (Откр.2 и Откр.3). Невидимо он снисходит с небес, и видеть его можно разве под покровом веры (соделал тьму покровом Своим (Пс.17:12)), снисходит же с ним вместе и роса Божией благодати, орошающая и оплодотворяющая душу. Когда Израильтяне пришли в землю обетованную, манна перестала им посылаться, ибо была пищей путешествующих. Прекратится и Евхаристия, когда придем в Небесную обетованную землю. Сейчас она дается нам на время нашего путешествия в пустыне жизни и мира сего.

Насколько сладок вкус этого хлеба Небесного и как он подается не в избытке и не в недостатке, об этом скажем позже.

В-ШЕСТЫХ: Эта Божественная пища побуждает вспомнить о благоухающих Богу жертвах Авеля, Ноя, Авраама, Мелхиседека. Все они были предначертанием этого Божественного Таинства. Также в этой святейшей пище Бог сотворил память о пасхальном Агнце, камне, источающем воду, огнеоблачном столпе, хлебе, прикатившемся к полку Мадиамскому, хлебе, принесенном Ангелом Илии, которым он подкрепился, поднявшись на гору Хорив. Ибо все эти чудеса содержатся в Таинстве Евхаристии прообразовательно. Но перейдем дальше к Новому Завету.

В-СЕДЬМЫХ: Эта Божественная пища побуждает вспомнить о чудесном и непостижимом для ума зачатии и воплощении Христа. В зачатии Христа Бог Слово стал Плотью и вселился в нас. В Евхаристии также Бог Слово через Плоть посредством причастия вселяется в нас. Там невидимое и невместимое Божество соединяется с Человечеством во утробе Марии. Здесь также невидимое и невместимое Божество с Человечеством вмещается во утробах наших. Там действием Святого Духа Пречистая Девичья Кровь превращается в Плоть Христову. Здесь также по наитию Святого Духа Евхаристический хлеб прелагается в истинное Тело Христово. Там при зачатии не повреждается Девство. Здесь при пресуществлении остается неизменным вид хлеба и вина. О чудесное Таинство Евхаристии! В нем Бог сотворил память о зачатии и воплощении Спаса.

В-ВОСЬМЫХ: Эта Божественная пища побуждает вспомнить о чудесном Рождестве Христовом, происшедшем в Вифлееме. Что означает Вифлеем? Это слово на языке Иудеев означает «дом хлеба». Тот, Кто там родился, говорит о Себе: Я хлеб живый, сошедший с небес (Ин.6:51). Там Его положили в ясли, там Ему поклонились Ангелы, цари, пастыри, животные. Там впервые явился в новом образе Еммануил, что значит: с нами Бог (Мф.1:23). В память об этом Святая Церковь ежедневно совершает Евхаристическое действие. Что такое Православная Церковь, как не Вифлеем, то есть Дом хлеба, сошедшего с Небес? Что есть алтарь, или престол, как не Божественные ясли, в которых положили Богочеловека? Что такое покровцы, как не пелены? В данном случае поистине Богочеловеку поклоняются невидимо Ангелы и видимо цари, пастыри, праведники и грешники, будто скоты несмысленные. Поэтому Христос многократно и чудесно является в Евхаристии в образе младенца.

Об этом увидите ниже.

В-ДЕВЯТЫХ: В этой сверхъестественной пище Бог сотворил память о приношении в Церковь Младенца Христа, родившегося от Девы Марии, когда Она передала благословенный плод чрева своего в объятия праведного Симеона и Анны Пророчицы. Не это же ли происходит и в Святейшей Евхаристии, когда священник, как Симеон, приходит, движимый духом, в Церковь и пестует на своих руках этот бесценный дар, и когда благочестивая душа, как Анна, принимает Тело Христово с умилением и неизреченной радостью, возглашая: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко (Лк.2:29).

В-ДЕСЯТЫХ: Эта непостижимая Божественная пища побуждает вспомнить о боголепном Преображении Христа. Чудно поистине Преображение Христа и в Евхаристии, в которой Его одежда имеет вид Евхаристического хлеба, а лицо Его, светлее солнца, скрывается облаком пшеничной муки. Здесь Моисей и Илия свидетельствуют: Закон и Пророки описали это чудесное Таинство. Фавор есть Церковь Божественная, Гора Божия, Гора Тучная, в которой благоволил жить Бог. Это Таинственное Преображение происходит ежедневно, и если кто хочет взирать на него любопытными глазами суемудрия, помрачается и падает. Только Петру, Иакову и Иоанну, первейшим Апостолам, было дано полностью наблюдать, понимать и видеть это сверхъестественное Преображение. Только глаза, просвещенные верой, могут взирать на это Таинство. И только те, кто приступает к этому с верой, могут сказать вместе с Петром: Хорошо нам здесь быть (Мф.17:4). И только те, кому неверие не заграждает уши, могут слышать душевным слухом голос Отца Небесного: «Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мк.1:11), и Его слушайте».

В-ОДИННАДЦАТЫХ: Эта Божественная пища побуждает вспомнить о страданиях и смерти Христа Бога нашего, Который, идя на добровольную и приснопамятную смерть за жизнь всего мира, установил это Таинство и заповедал ученикам Своим, говоря: Сие творите в Мое воспоминание (Лк.22:19). То есть, в воспоминание искупления, происшедшего страданием и смертью Христа. Об этом говорит и Апостол Павел: Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете (1Кор.11:26). И что образует алтарь, или престол, на котором приносится эта Бескровная Жертва? Образует Крест, на котором тоже Жертва, но Кровная, была принесена за грехи всего мира. Что знаменует иерейское облачение? Знаменует оскорбления, нанесенные Христу. Почему Тело и Кровь Христа освящаются раздельно? Потому, что этим разделением вспоминается смерть Христа, при которой Его Кровь отделилась от Тела. В Евхаристии мы снова приносим Богу Отцу Кровь Сына Его, которая говорит о более высоком, чем кровь Авеля, так как последняя просит отмщения, а Кровь Христа – прощения: «Отче, отпусти им». Снова приносим Иосифову ризу, обагренную кровью, и говорим: «Защитник наш, Боже, посмотри и увидь окровавленное лицо Твоего Христа. Посмотри и узнай ризу Сына Твоего, Которого растерзал жестокий зверь».

В-ДВЕНАДЦАТЫХ: Эта Божественная пища побуждает вспомнить о Воскресении, Вознесении и Втором Пришествии Христа, Бога нашего. Поэтому священник при освящении Даров, на Трапезе Святой предлежащих, со умилением произносит: «Вспоминая эту святую заповедь (Сие творите в Мое воспоминание Лк.22:19) и все, что произошло ради нас. Крест, Гроб, трехдневное Воскресение, на Небеса восхождение, одесную сидение, Второе и славное новое Пришествие, Твоя от Твоих Тебе приносим».

Из всего сказанного до сих пор всякий видит, что Евхаристическая пища есть собрание чудес Божиих, о которых говорилось выше, и память о них, по словам из псалма: Памятными соделал чудеса Свои. Милостив и Щедр Господь. Пищу даровал боящимся Его (Пс.110:4-5). Но можно ли все это отнести к обычному хлебу, который предлежит на кальвинской трапезе только в качестве образа, всякий рассуди и беги далеко от еретического лжесловия, как от жесточайшей погибели.

Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

9. И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане.
10. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него.
11. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.

«И было в те дни» и пр.:
см. прим. к Мф.3:13-17.

Толкование на Евангелие от Марка

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 10-11 И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. (См. Мф.3:16) И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (См. Мф.3:17)

У евангелиста Марка, как и у Луки, голос Бога обращен прямо ко Христу, тогда как у Матфея – к третьему лицу, вероятно, к Предтече)

Гладков, Б. И. (†1921)

Сошествие святого духа и голос с неба (Ин. 1:32-33, Лк. 3:21-22, Мк. 1:10-11, Мф. 3:16-17)
 

Крестившись, Иисус тотчас вышел из воды (повествует Евангелист Матфей, 3, 16) и молился (добавляет Евангелист Лука, 3, 21), молился, конечно, Отцу Своему, чтобы он благословил, освятил начало Его служения. В то самое время, когда Христос молился, на Него сошел Дух Святой, и голос Самого Бога-Отца засвидетельствовал о Нем как о Сыне Божием.
Это необычайное, сверхъестественное явление, описанное всеми четырьмя Евангелистами, толкуется различно вследствие некоторого различия в повествованиях Евангелистов. Поэтому считаем необходимым привести для сравнения сказания всех Евангелистов.

МатфейИ, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф. 3:16-17).

Марк: И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мк. 1:10-11).

Лука: Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! (Лк. 3:21-22).

Иоанн: И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем (Ин. 1:32).

Первые три Евангелиста, в общем, совершенно согласно повествуют, что когда Иисус выходил, или вышел, из воды, отверзлось небо, сошел на Него Дух Святой, и был слышен голос с неба. Но так как они не поясняют, кто именно видел это необычайное явление, то Евангелист Иоанн, дополнявший, как известно, своим Евангелием упущенное первыми Евангелистами, удостоверил, что Иоанн Креститель говорил посланным к нему от синедриона: я видел Духа, сходящего с неба. Такое добавление Евангелиста Иоанна имеет особенное значение потому, что он был учеником Предтечи, мог слышать это непосредственно от него самого, и, быть может, находился даже при нем во время Крещения Иисуса Христа. Итак, несомненно, что Иоанн Креститель видел все это необычайное явление; поэтому-то в русский перевод Евангелий от Матфея и Марка после слова увидел вставлено слово Иоанн, не встречающееся в славянском переводе.
Но кто еще видел? Святой Златоуст полагает, что видел все это и находившийся в то время при Иоанне народ (Беседы на Евангелие от Матфея. 1, 213). Но Евангелисты, ни первые три, ни четвертый, не дают никаких указаний для подобного ответа на вопрос. Златоуст говорит, что народ видел это знамение, но не поверил ему по своему жестокосердию. Но ведь народ был так потрясен тогда призывом нового Пророка к покаянию, что толпами шел к нему исповедовать грехи и креститься, и если бы в такое именно время увидел разверзшиеся небеса и Духа Божия и услышал бы голос Самого Бога, то, несомненно, тотчас же уверовал бы в Иисуса как ожидаемого Избавителя; если бы даже не вся, находившаяся тогда при Иоанне, толпа уверовала в Иисуса (по жестокосердию), то все-таки было бы немало обратившихся; и если бы даже все эти уверовавшие со временем оставили бы Иисуса как не отвечавшего их взглядам на Мессию, все же они теперь, при таких необычайных свидетельствах, должны были бы толпами пойти за Ним. Однако Евангелисты об этом молчат. Поэтому следует признать, что знамение это было не для народа и народом было невидимо. Это подтвердил и Сам Господь, сказав фарисеям и старейшинам иудейским: Пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне. А вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его не видели (Ин. 5:33-37). 
Знамение это было, главным образом, для Самого Иисуса Христа. Поэтому-то Евангелист Матфей говорит: отверзлись Ему небеса, то есть Иисусу, для Иисуса. Кроме того, знамение это предназначалось и для Предтечи, так как, по его же свидетельству, переданному Евангелистом Иоанном, Пославший его крестить сказал ему: На Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом (Ин. 1:33). Предтеча увидел Духа в виде голубя, сходящего на Иисуса, и тотчас же понял, что Этот Иисус и есть крестящий Духом Мессия, Сын Божий.
Апостол Павел в послании своем к евреям (Евр. 10:5-9), говорит, что Сын Божий, входя в мир, говорил слова, открытые некогда пророку Давиду: Иду исполнить волю Твою, Боже (Пс.39:7-9).
В это самое время, когда Христос оканчивал Свою молитву, свершилось три чуда:
Отверзлись небеса. По объяснению Иннокентия, архиепископа Херсонского, свод небесный над главой Иисуса представился раскрытым наподобие того, как это бывает во время сильного, продолжительного блеска молнии из облаков.
Дух Божий, как голубь, сошел на Иисуса. Все четыре Евангелиста, повествуя о сошествии Святого Духа, употребляют выражение как голубь, то есть виденный Иоанном образ нисходившего Духа уподобляют голубю, сравнивают с внешним видом голубя. Если Евангелист Лука и говорит, что Дух Святой сошел в телесном виде, то из этого нельзя еще заключить, что Евангелист Лука говорит о настоящем голубе, так как к словам в телесном виде и он добавил – как голубь, и тем пояснил, что Дух Святой сошел подобно парящему голубю.
Раздался с неба голос. Этот голос слышали Иисус и Иоанн. Но к кому именно он был обращен? Слова – Сей есть Сын Мой, – помещенные в Евангелии Матфея, доказывают, что они были обращены не к Иисусу, а к третьему лицу, то есть Иоанну; слова же: Ты – Сын Мой, записанные Евангелистами Марком и Лукой, убеждают в том, что голос Бога был обращен непосредственно к Иисусу. Желающие подорвать доверие к Евангелиям усматривают в этом противоречие между Евангелистами; в сущности же, никакого противоречия тут нет. Слышали эти слова двое, Иисус и Иоанн. По содержанию своему слова эти относились только к Иисусу; но так как Иоанну было откровение, что на Ком он увидит Духа сходящего, Тот и есть крестящий Духом, то, увидев Духа, сходившего на Иисуса, и услышав голос, свидетельствовавший, что это – Возлюбленный Сын Божий, Иоанн, смотревший в это время на Иисуса, окончательно убедился, что Сей действительно Сын Божий, Мессия; это впечатление, произведенное голосом с неба на Иоанна, передал Евангелист Матфей. Но Иисус, молившийся в то время и окончивший молитву словами иду исполнить волю Твою, услышал голос Отца Своего как ответ на Свою молитву, ответ, лично к Нему обращенный: Ты – Сын Мой Возлюбленный! В этом именно смысле слова эти записаны Евангелистами Марком и Лукой.
Таким образом, следует признать, что видимый знак сходящего Духа был для Иоанна, голос же Самого Бога, хотя и слышанный Иоанном, был несомненно обращен непосредственно, лично, к Иисусу как ниспосылающий благоволение Отца на возглас Сына – иду исполнить волю Твою.
Крещение Господне празднуется 6 (19) января и называется также Богоявлением, так как в этот день явились: Бог-Отец – голосом Своим, засвидетельствовавшим о благоволении к Сыну Возлюбленному; Бог-Сын – Крещением Своим в Иордане; и Бог-Дух Святой – нисхождением на Иисуса Христа.

Толкование Евангелия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible