Скрыть
и прах, прилипший к нам от вашего города, отрясаем вам; однако же знайте, что приблизилось к вам Царствие Божие.

Святые отцы

Прочие

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 10-12 Если же придете в какой город и не примут вас, то, выйдя на улицу, скажите: и прах, прилипший к нам от вашего города, отрясаем вам; однако же знайте, что приблизилось к вам Царствие Божие. Сказываю вам, что Содому в день оный будет отраднее, нежели городу тому. Если, - говорит, - «не примут вас, то, выйдя на улицу, скажите» им, что у нас ничего нет общего с вами, мы ничего не имеем от вашего города, даже и пыль, прилипшую к нам, мы сметаем, то есть отрясаем, очищаем и бросаем на вас; однако ж знайте, что приблизилось к вам Царствие Божие. Здесь спросит иной: как Господь говорит, что Царствие Божие приблизилось и к тем, кои принимают апостолов, и к тем, кои не принимают их? Нужно сказать, что Он нисколько не противоречит Себе. Ибо к тем, кои принимают апостолов, Царствие приближается с благодеяниями, а к тем, кои не принимают, с осуждением. Ибо, прошу тебя, представь себе, что на каком-нибудь зрелище находится много одних осужденных, а других неосужденных, например, сенаторов, полководцев и вельмож, потом какой-нибудь глашатай всем вместе, осужденным и почетным, возвещает: царь приблизился к вам! Не то ли он говорит, что к одним из них царь приблизился для наказания, а к другим, чтобы оказать им честь и благоволение? Таким же образом и здесь понимай. - Отраднее, - говорит, - будет Содому, нежели городу тому, который не принял вас. Почему? Потому, что в Содом не были посланы апостолы, и поэтому непринявшие апостолов - хуже содомлян. Заметь и то, что город, не принимающий апостолов, имеет широкие улицы; а широкий путь приводит к погибели. Итак, кто ходит широкими дорогами, ведущими к погибели, тот не принимает апостольского и Божественного учения.

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

и прах, прилипший к нам от вашего города, отрясаем вам; однако же знайте, что приблизилось к вам Царствие Божие

Прах, прилипший… отрясаем вам (Лк. 10:11). Входя в церковь, вы отрясаете об железо прах и грязь и снег, [прилипший] к ногам вашим. Да будет это вам нравоучением отрясать от сердец ваших прах земной, прилепляющийся к вам под видом денег, блестящего металла, бумажек, под видом красивых лиц и плотского удовольствия, под видом мягких, блестящих, красивых одежд, под видом разных сластей и пр. Входите в храм Божий, отрясши всё земное от сердец ваших и вперив мысли сердца в единого Бога, наполняющего храм, на вас взирающего и сердца вашего ищущего.

Дневник. Том X. 1866–1867

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Ст. 10-12 Если же придете в какой город и не примут вас, то, выйдя на улицу, скажите: и прах, прилипший к нам от вашего города, отрясаем вам; однако же знайте, что приблизилось к вам Царствие Божие. Сказываю вам, что Содому в день оный будет отраднее, нежели городу тому.

«Прах, прилипший к нам от вашего города, отрясаем вам»: иудеи думали, что самая земля и пыль, по которой ходят язычники, не чиста и ее надобно отрясать. Посему это повеление Господа означает, что апостолы на неприемлющих их и их проповеди должны смотреть как на язычников нечистых, с которыми не должно иметь ничего общего. Книга Деяний показывает нам примеры, когда апостолы действительно поступали так (Деян.13:51,18:6).

«Приблизилось к вам Царствие Божие»: выражения — Царство Небесное, Царство Божие, Царство Христово — встречаются часто в книгах новозаветных и означают в сущности одно и то же — Царство Христово на земле и на небесах, т.е. царство благодати на земле, в церкви Христовой, и царство славы на небесах, первое — как начало, второе — как полное совершение и окончание. В Ветхом Завете было ожидание этого царства, о котором ясно предсказывали пророки (например, Ис. 11:1-10; Иер. 31:31 и д., Дан. 7:13, 14 и др.). Но иудеи пред пришествием Спасителя, слишком грубо и чувственно понимая образные изображения пророками царства Мессии, извратили понятие о сем царстве духовном и привнесли в него ложные, чисто чувственные понятия: думали, что царь сего царства явится как политический завоеватель и освободитель еврейского народа из-под ига Римлян, что с явлением Мессии воскреснут все мертвые, будет суд, при чем враги Иудеев будут осуждены и истреблены, а иудеи станут великим и славным народом, которому покорятся все другие народы и пр.т. т.п. Господь Иисус, особенно в притчах своих, а иногда и в простом учении, часто касался сего предмета, обличая неверность таковых понятий. Без сомнения, и Иоанн Креститель, истинно веровавший и верно понимавший духовность царства Мессии, с целью показать его дух и силу, проповедь о сем царстве начинает словом покаяния: покайтесь, перемените жизнь, исправьтесь, чтобы оказаться достойными сего царства, ибо оно уже близко, наступает, открывается и — царь сего царства явился уже среди народа, хотя ни народ, ни сам Иоанн еще не знают его (Ин. 1:26, 30-33).

«Содому»: Содом и Гоморра вместе с городами Адама и Севоим были разрушены огнем, и серою, и провалом, по причине крайнего разврата их жителей. Они расположены были на том месте, где теперь Мертвое море, – на южной границе Палестины (Быт.19:24-25). Наказание Содома и Гоморры часто представляется в Писании как поразительный пример божественного мщения за грехи и как доказательство того, что грех и разврат не остаются ненаказанными.

«В день оный» (в Мф.10:15 «В день суда»): всеобщего суда, который Христос-Царь произведет при кончине мира (Мф.25:31-46). Господь говорит, что тогда наказание содомлян и гоморрян будет легче, нежели наказание не принявших проповеди апостольской и самих апостолов; это основывается на том нравственном законе, что виновность бывает тем больше, чем яснее и полнее выражена воля Божия, против которой сделано преступление, и следовательно, тем большее следует за сим наказание, и вот – отвергшие проповедь о Христе преступнее отвергших требования естественного закона совести, которыми руководствовались содомляне, так как им не было дано положительного закона Божия (ср. Мф.11:20 и дал. Лк.12:47-48).

 

Толкование на Евангелие от Луки

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 10-12 Если же придете в какой город и не примут вас, то, выйдя на улицу, скажите: и прах, прилипший к нам от вашего города, отрясаем вам; однако же знайте,что приблизилось к вам Царствие Божие. Сказываю вам, что Содому в день оный будет отраднее, нежели городу тому

См. также Толкование на Мф. 10:14–15.

«Не примут вас», т. е., несмотря на просьбы о приюте, нигде не примут. Выйдя на улицу, т. е. пред лицом всех жителей того города. Отрясаем вам. Негостеприимство горожан – достаточное свидетельство их невосприимчивости и к проповеди о спасении: не для чего поэтому апостолам усиленно стараться внушить этим людям необходимость обращения ко Христу (ср. Мф.7:6).

«Однако же знайте…» Апостолы должны указать все-таки на ту ответственность, которая угрожает этим упорным людям ввиду приближения Царства Божия, которое для них принесет с собой возмездие за упорство.

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

Ст. 10-12 И в оньже аще град входите, и не приемлют вас, изшедше на распутия его, рцыте: и прах прилепший нам от града вашего, оттрясаем вам. Обаче сие ведите, яко приближися на вы Царствие Божие: Глаголю вам, яко Содомляном в день той отраднее будет, неже граду тому

Здесь Господь говорит 70-ти Апостолам тоже, что говорил ранее 12-ти. Чит. в объясн. (Лк. 9:5).

Толкование на Евангелие от Луки

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible