Скрыть
И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься.

Святые отцы

Прочие

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 13-16 Горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они, сидя во вретище и пепле, покаялись; но и Тиру и Сидону отраднее будет на суде, нежели вам. И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься. Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня. Тир и Сидон были города языческие, а Вифсаида и Хоразин - иудейские. Итак, Он говорит, что на суде язычникам будет отраднее, нежели вам, видевшим чудеса и неуверовавшим; ибо если бы они видели, они уверовали бы. Да и ты, Капернаум, вознесшийся до небес, как прославленный многими чудесами, совершившимися в тебе, низвергнешься до ада; ты будешь осужден за то самое, что и после стольких чудес не веруешь. - Потом, чтобы посылаемые на проповедь не сказали, зачем же посылаешь нас, если некоторые города не примут нас, говорит: не печальтесь; отвергающийся вас, отвергается Меня и Отца Моего; поэтому обида не останавливается на вас, но восходит до Бога. Итак, пусть будет для вас утешением то, что оскорбление наносится (не вам, а) Богу. Равным образом, с другой стороны, не хвалитесь и не превозноситесь тем, что некоторые слушают вас; ибо это не ваше дело, но Моей - благодати.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они, сидя во вретище и пепле, покаялись; но и Тиру и Сидону отраднее будет на суде, нежели вам. И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься. 

– «Горе тебе Хоразин» и пр.: такие же изречения, по Евангелию от Матфея, произнесены Господом после речи Его к народу об Иоанне Крестителе; 
 Господь присоединяет укоризну в частности жителям тех городов, «в которых наиболее явлено было сил Его», т.е. необыкновенных действий, знамений и чудес, которые могли обратить к вере в Него сердца неверующих и пробудить в них покаяние, необходимое для вступления в царство Мессии.
– «Хоразин, Вифсаида»: небольшие города недалеко от Капернаума; впрочем положение их в точности неизвестно, по крайней мере первого из них.
– «Вифсаида» буквально значит дом ловли; по своему местоположению, кажется, на самом берегу (западном) Галилейского озера, городок, вероятно, производил обширную ловлю рыбы. Апостолы Андрей, Петр и Филипп были родом из этого города (Ин.1:44). Городок этот отличается от другой Вифсаиды, названной Юлиею в честь Юлии, дочери Римского императора, и лежавшей в нескольких верстах к северо-востоку от Галилейского озера. О силах, явленных в Хоразине и Вифсаиде, в Евангелиях не сохранилось сказаний (Ин.20:30).
– «Тир и Сидон»: финикийские города, некогда богатые, великолепные, славившиеся особенно своею торговлею. Они расположены были по берегу Средиземного моря к северо-западу от Иудеи и потому хорошо были известны евреям. Из Тира Соломон получал большую часть материалов для постройки Иерусалимского храма (2Пар.2:11-16). Сидон первоначально входил в пределы колена Асирова (Нав.19:28); но это колено никогда не смогло овладеть им (Суд.1:31). Эти города были очень древни и славны по своей морской торговле. Жители их, известные своею роскошью, были некогда первыми морскими торговцами тогдашнего мира (ср. Ис.23; Иез.26:4-14). Впрочем блеск их значительно померк около времен Спасителя, сравнительно с прежним, под ударами Вавилонян, Египтян и Римлян, во исполнение древних иудейских пророчеств о них. – Даже и эти роскошные и порочные города, говорит Господь, покаялись бы и обратились к вере в Бога и обещанного людям Мессию, если бы в них соделаны были те необычайные дела, какие Спаситель совершал в помянутых городах галилейских.
– «Во вретище и пепле»: вретище – широкая одежда из грубой ткани, одежда по преимуществу бедных. Ее надевали и богатые в знак печали и скорби; знаком того же служило посыпание пеплом или пылью головы (Иов.1:20,2:12;Иер.6:26).
 

Толкование на Евангелие от Луки

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 13-15 Горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они, сидя во вретище и пепле, покаялись; но и Тиру и Сидону отраднее будет на суде, нежели вам. И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься

Здесь евангелист Лука приводит угрозы городам, сказанные, согласно Евангелию Матфея, при другом случае (Мф.11:21–23). Здесь эти угрозы более на месте, чем в Евангелии от Матфея. Господь, посылая 70 учеников, припоминает о тех городах, которые не приняли Его Самого, и этим разъясняет ученикам важность их посольства: так сильно будут наказаны не слушающие их, как сильно будут наказаны не слушавшие Самого Христа.

Иоанн Бухарев, прот. (†1912)

И ты, Капернауме, иже до небес вознесыйся, до ада низведешися

Капернаум, это – небольшой город на северо-западном берегу Галилейского или Геннисаретского, иначе Тивериадского озера или моря. Об этом читай в объясн. (Лк. 4:31).

До неба вознесыйся (вознесшийся), т. е. возгордившийся, замечтавшийся о своем достоинстве и счастии (Ис. 14:13). Возвысившийся и возгордившийся частию по своему благосостоянию, – богатству и многолюдству, – сравнительно, с благосостоянием окружающих городов, но главным образом потому, что, живя в Галилее, преимущественно в нем пребывал, проповедывал и творил чудеса Иисус Христос (Злат, и Феоф.).

До ада снидеши (низвергнешься), т. е. унижен будешь. Слово ад здесь означает не место мучения грешников, как равно и рай – не место блаженства праведников, а унижение, разрушение, как в точности и исполнилось это предсказание: потому что Капернаум был разрушен во время войны иудеев с римлянами. (Мих.). Но это разрушение Капернаума – только временное наказание для его жителей; в день же страшного суда (на суде), они будут наказаны гораздо строже, чем жители города Содома, за то, что не слушали проповеди Христовой и не трогались чудесами Его. У еванг. Матфея (Мф. 11:23) здесь прибавлено то же, что сказано у Луки выше относительно городов Хоразина и Вифсаиды: земле Содомской (содомлянам) отраднее будет в день суда, нежели тебе: ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленныя в тебе, то он остался бы до сего дня.

Толкование на Евангелие от Луки

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible