Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Я хочу напомнить вам, уже знающим это, что Господь, избавив народ из земли Египетской, потом неверовавших погубил,
Святые отцы
Прочие
- Климент Александрийский, пресв. (†215)
- Экумений (†VIв.)
- Михаил (Лузин), еп. (†1887)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- епископ Никанор (Каменский) (†1908)
Беда Достопочтенный, прп. (†735)
Я хочу напомнить вам, уже знающим это, что Господь, избавив народ из земли Египетской, потом неверовавших погубил
Вам известны все тайны веры, и вы не нуждаетесь в учителях, поскольку никто не может научить вас чему-то более святому, чем то, что вы уже слышали.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
СТ. 5-7 Я хочу напомнить вам, уже знающим это, что Господь, избавив народ из земли Египетской, потом неверовавших погубил, и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня. Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотью, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример
Сказав о разврате нечестивых николаитов, валентиниан и маркионитов, присовокупляет и то, что Господь - избавил народ из земли египетской, и так далее. Этим показывает, что Основатель Ветхого и Нового Завета есть один и тот же Бог, а не как эти гнусные говорят, будто один Бог, гневный и жестокий, дал Ветхий Завет, а другой Бог, негневный и человеколюбивый, дал Новый Завет. Тем же показывает и то, что ныне нечествующие не останутся ненаказанными, как не остались вышедшие из Египта. Ибо хотя Бог превосходной Своею силой и по клятве отцам их освободил их от египетского рабства, однако, когда они преступили закон, не оставил их без наказания, но воздал им должное возмездие: им нисколько не помогли ни благоволение Божие к предкам их, ни сверхъестественная сила чудес; и те, кои тогда перешли Чермное море посуху, впоследствии за отступления от веры погибли. Тех же, которые, получив честь ангельского достоинства, по нерадению не пребыли в первоначальном своем состоянии, но отринули данный им благостью небесный образ жизни, Бог сокрыл в наказание на суд, то есть на осуждение, великого дня; ибо это значит слово соблюдает. Почему и Господь говорит: идите в огонь, уготованный диаволу и ангелам его (Мф. 25:41). В пример того, что их обнимет неугасающий Огонь, приводятся и жители Содома. Плотью иной называет мужескую природу, как не служащую такому соитию, чтобы рождать. Ибо к такому соитию способна плоть женская, по изречению прародителя: кость от костей моих, и плоть от плоти моей (Быт. 2:23), а плоть мужчины, как сказал я, чужда такого соития. Да и женская плоть, по законам, одна для одного есть своя и собственная плоть, а смешивающаяся со многими есть иная и чужая и в сквернении мало отстающая от мужеской.
Климент Александрийский, пресв. (†215)
Я хочу напомнить вам, уже знающим это, что Господь, избавив народ из земли Египетской, потом неверовавших погубил
Очевидно, чтобы их наставлять через наказание. В настоящее время, разумеется, они, пока не обратятся к Господу, наказываются и погибают рядом с теми, что спасаются.
Заметки на Кафолические послания
Экумений (†VIв.)
Я хочу напомнить вам, уже знающим это, что Господь, избавив народ из земли Египетской, потом неверовавших погубил
Сказав о распутстве нечистых николаитов, и валентиниан, и маркионитов , и как бы клеймом выделив их из присущей им грязи, апостол приводит и следующие слова: Господь, избавив народ из земли Египетской, и т.д. Ведь через это он одновременно показывает, что один и Тот же Бог - установитель Ветхого и Нового Заветов (а не так, как эти мерзавцы, говорящие, что иной есть Бог Ветхого Завета - карающий и жестокий, а иной - Нового - милостивый, человеколюби- вый и заботливый), а также то, что эти бесчестные люди не пребудут всегда. Ведь и вышедшие из Египта по причине превосходящей силы и клятвенного обещания Бога, избавившего их от жизни в Египте, их отцам, не остались безнаказанными, преступив закон, но понесли достойное наказание, так как милость Бога к их отцам не принесла им никакой пользы.
Комментарий на Кафолическое послание Иуды
Михаил (Лузин), еп. (†1887)
Я хочу напомнить вам, уже знающим это, что Господь, избавив народ из земли Египетской, потом неверовавших погубил
Я хочу напомнить вам и проч.: апостол приводит три поразительных примера Божественного суда и наказания за нечестия: суд и наказание израильтян, выведенных из Египта, падших ангелов и городов Содома и Гоморры. — Напомнить вам: (2Пет. 1:12). — Господь: апостол Иуда, точно так же, как и апостол Павел (1Кор. 10:1 и далее), ветхозаветные события Божественного откровения приписывает не Богу Иегове, Богу Отцу, а Богу Сыну до Его воплощения, как ипостасному Слову Божию, Который являлся и действовал в истории ветхозаветного откровения, как Ангел Иеговы, Который избавил, или спас, как Спаситель, и народ еврейский из рабства египетского, каковое спасение, или избавление, было прообразом спасения, или избавления, всего рода человеческого воплотившимся Сыном Божиим Иисусом Христом от рабства греха, смерти и диавола. Освобождение народа из рабства египетского во всем Ветхом и Новом Завете представляется величайшим делом Божественного милосердия. Но, совершив великое дело Своей милости в спасении израильтян из Египта, Господь явил и Свой праведный суд над народом в том, что неверовавших в Господа, при разных случаях в течение сорокалетнего странствования в пустыне, погубил, так что из вышедших из Египта вошли в землю обетованную только двое: Иисус Навин и Халев (ср. 1Кор. 10:5—10). Все это, заключает апостол Павел в указанном месте речь свою, все это происходило с ними как образы, или примеры, и написано в наставление нам (Иуд. 1:11). Таким образом, апостол Иуда первым из указываемых им примеров напоминает своим читателям два поразительных действия всемогущей силы Божией, явленных при исходе и по исходе евреев из Египта: во-первых, спасение, или избавление, всего народа из рабства египетского и, во-вторых, (с подлинника) погубление его за его неверие в Господа. «Хотя Бог превосходною Своею силою и по клятве отцам их освободил их от египетского рабства, однако, когда они преступили закон, не оставил их без наказания, но воздал им должное возмездие… и те, кои тогда перешли Чермное море посуху, впоследствии за отступление от веры погибли» (Феофилакт). То и другое должны помнить христиане, ибо это для них примеры для назидания и увещания. — Другой пример Божия суда заимствован апостолом из мира Ангелов (ср. 2Пет. 2:4 и прим.). Как не пощадил Господь освобожденных из рабства египетского не веровавших из народа, так еще прежде не пощадил согрешивших Ангелов, но блюдет на великий суд.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 5-8 Я хочу напомнить вам, уже знающим это, что Господь, избавив народ из земли Египетской, потом неверовавших погубил, и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня. Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотью, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример, -так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти
Опровергая эту теоретическую и нравственно-практическую ложь новоявленных учителей, их дуалистическое разделение двух заветов и их нравственный антиномизм, Апостол показывает, что Христос Сын Божий и в Ветхом Завете действовал, как всемогущий праведный Судия, и с этою целью приводит три известных из Библии примера грозного суда Божия над нарушителями вечного в существе своем закона Божия. Первый разительный пример суда Божия, особенно внушительный для христиан из евреев, осуждение на гибель в пустыне Аравийской народа израильского, только что спасенного Богом из рабства египетского, но затем за неверие осужденного на гибель (Чис. 14:11, 22-35, Втор. 1:32; 1Кор. 10:5). «Хотя Бог превосходною силою Своею и по клятве отцам их освободил их от египетского рабства, однако, когда они преступили закон, не оставил их без наказания, но воздал им должное возмездие… и те, которые перешли Черное море посуху, впоследствии за отступление от веры погибли» (блаж. Феофил.). Из этого грозного примера читатели послания и вообще христиане должны убедиться, что и дарованная им благодать не только не освобождает от обязанности свято жить и подвизаться в вере и благочестии, - что утверждали лжеучители, но, напротив, непременно требует от них этих добродетелей, в противном же случае ст. 6, из жизни мира Ангелов, именно от факта падения известной части ангельского мира (ср. 2Пет. 2:4): ангелов падших, «которые, получив честь ангельского достоинства, по нерадению не пребыли в первоначальном своем состоянии, но отринули данный им благостию небесный образ жизни» (блаж. Феофил.), Бог соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня. Грех ангелов состоял в том, что они не сохранили своего достоинства (archn), - не остались верными тому назначению, какое определено им Богом при сотворении их, - и оставили жилище (oikhthrion) свое - небо, - высшую светоносную область мира. Вопреки мнению многих западных комментаторов, едва ли в образе выражения ст. 6 можно видеть указание на учение о падении ангелов чрез соединение их с дщерями человеческими (ср. Быт. 6:2 по LXX), имеющееся в книге Еноха и других иудейских апокрифах. Третий пример Божественного суда над нечестивцами, подобными лжеучителям, о которых идет речь, - суд над жителями Содома, Гоморры и соседних с ними городов (ст. 7, см. 2Пет. 2:6; Быт. ХIX:4-25; Втор. XXIX:23). Приведенными примерами Апостол «показывает, что виновник Ветхого и Нового Завета есть один и тот же Бог, а не как эти гнусные говорят, будто иной Бог, гневный и жестокий, дал Ветхий Закон, а иной Бог, негневный и человеколюбивый, дал Новый Завет… Выставив упомянутые сейчас примеры, Апостол предоставил подразумевать следствие их самому слушателю. Какое же? Такое поведение: если так поступил Бог с этими, не посмотрев на прежний их хороший жребий, то ужели нынешних нечестивцев избавит то, что для людей в мир пришел Сын Божий, претерпел за них поношение и понес страдания? Никто не может сказать этого. Ибо, хотя Он человеколюбив, однако, и праведен поистине, и по истинному правосудию не пощадил согрешивших, а по человеколюбию ввел в царство блудников и мытарей (Мф. 21:31). Такое вытекает следствие, но апостол опустил оное» (блаж. Феофил.). В ст. 8 продолжается характеристика лжеучителей, начатая в ст. 4. Здесь этим «мечтателям», кроме осквернения плоти (ср. 2Пет. 2:10), приписывается еще грех: «господства отметаются, славы же хулят» (kuriothta de aqetoϋsi, doxaV de blasfhmousi. Под этими «господствами и славами» большинство новых толкователей справедливо видят ангелов двух различных чинов (ср. Еф. 1:21; Кол. 1:16). Возможно, что лжеучители, отвергая закон, данный при посредстве ангелов (Деян. 7:53; Гал. 3:19; Евр. 2:2), хулили и ангелов, через которых он был получен Моисеем, - в противоположность колосским «философам», считавшим ветхозаветный закон обязательным и содержавшим культ служения ангелам (Кол. 2:18) (проф. прот. Д. И. Богдашевский, с. 261-262).
епископ Никанор (Каменский) (†1908)
Примеры приводятся не в исторической последовательности, а в такой, которая ближе подходит к христианам, и потом уже передаются другие два примера, разительно доказывающие, как Господь наказал за презрение к своему положению даже высших духов, и как целые города и области подверглись погибели за противоестественные грехи. Тою же участью угрожается и всем растлевающим тело свое греховною жизнью и горделиво-сумасбродно отрицающим всякую власть вообще и всякое чиноначалие в отдельности, начиная с власти Господней, Ангельской и оканчивая человеческой, в лице пастырей и учителей Церкви, которых поносил, например, Диотреф, срвн. (2Петр.2:4); (3Ин.9-10). День всеобщего суда Апостол называет великим (в 6 ст.) по величию событий этого дня и потому, что этим днем начнется бесконечная вечность, срвн. (2Петр.2:9).