Скрыть
Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть?

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 9-11 Отвеща Никодим и рече Ему: како могут сия быти; Отвеща Иисус и рече ему: ты еси учитель Израилев, и сих ли не веси; Аминь, аминь глаголю тебе, яко, еже вемы, глаголем, и еже видехом, свидетелствуем, и свидетелства Нашего не приемлете

Что же Никодим? Несмотря на представленный ему столь ясный пример, он еще остается с иудейскою немощию. И вот, когда он снова с недоумением спрашивает: како могут сия быти? – Христос говорит ему слова, еще более поразительные: ты еси учитель Израилев, и сих ли не веси? (ст. 10). Заметь, что он обличает этого человека отнюдь не в злонамеренности, а в недальновидности и простоте. Но что общего, скажет кто-либо, имеет это рождение с делами иудейскими? Что же не общего, скажи мне? Происхождение первого человека, создание жены из ребра, неплодство, чудеса, совершенные чрез воды, именно: в источнике, из которого Елисей извлек железо, в Чермном море, которое перешли иудеи, в купели, которую возмущал ангел, в Иордане, в котором очистился Нееман Сирианин, – все это как бы в образах предвозвещало имевшее быть рождение и очищение. И вещания Пророков назнаменуют этот образ рождения; так сказано: возвестит Господеви род грядущий. И возвестят правду Его людем, родитися имущим, яже сотвори Господь (Пс. 21, 31, 32); еще: обновится яко орля юность твоя (Пс. 102, 5); также: светися, Иерусалиме (Ис. 60, 1); се, Царь твой грядет (Зах. 9, 9); или: блажени, ихже оставишася беззакония (Пс. 31, 1). Но и Исаак был образом этого рождения. В самом деле, скажи, Никодим, как родился Исаак? По закону ли природы? Нет! Но образ его рождения был средний между тем и другим рождением (плотским и духовным): в нем было рождение и плотское, потому что он родился от сожительства, и духовное, потому что он родился не от кровей. Я докажу, что эти образы предвозвещали не только это рождение, но и рождение от Девы. Так как нелегко было бы поверить, что рождает Дева, то сначала рождали неплодные, и не только неплодные, но и престарелые жены. Конечно, происхождение жены из ребра было гораздо удивительнее рождения от неплодной; но, так как это было в начале, давно, то последовал иной, новый и недавний способ рождения, – именно от неплодных, – чтобы проложить путь к вере в рождение от Девы. Припоминая это Никодиму, Христос говорит: ты еси учитель Израилев, и сих ли не веси?.. Еже вемы, глаголем, и еже видехом, свидетельствуем, и свидетельства нашего никтоже приемлет (Ин. 3, 11). Последние слова Он присовокупил, снова удостоверяя, с иной стороны, в истине слов Своих и вместе снисходя к немощи Никодима.

Что же значит: еже вемы, глаголем, и еже видехом, свидетельствуем? И у нас зрение достовернее других чувств: поэтому, когда хотим уверить кого-либо, говорим, что мы видели своими глазами, а не по слуху знаем. Так и Христос беседует с Никодимом по-человечески, заимствуя и отсюда подтверждение Своих слов. А что это именно так и что Христос не другое что хочет показать Никодиму и не разумеет здесь зрения чувственного, это видно из следующего. Сказав: рожденное от плоти плоть есть, и рожденное от Духа дух есть, Он присовокупляет: еже вемы, глаголем, и еже видехом, свидетельствуем. Но в то время этого еще не было. Как же Он говорит: еже видехом? Не явно ли, что Он говорит о знании самом точном и безошибочном? И свидетельства нашего никтоже приемлет. Итак, слова: еже вемы Он говорит или о Себе и вместе об Отце, или только о Себе; а слова: никтоже приемлет не выражают в настоящем случае негодования, а высказывают то, что было. Он не сказал: можно ли быть бесчувственнее вас, не принимающих того, что мы возвещаем с такою точностию? Нет, Он ничего подобного не сказал, показывая и в словах и в делах совершенную кротость. Он кротко и тихо предвозвещает имеющее совершиться; так и нас побуждает к кротости и научает, чтобы мы, беседуя с кем-либо и не убеждая, не досадовали и не раздражались. Человек раздраженный не только ни в чем не может успеть, но и делает других еще более недоверчивыми.

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть?

«Отвеща Никодим и рече Ему: како могут сия быти?». Продолжительная речь не принесла, однако же, пользы для ничего не понимающего. Таким образом, оказывается премудрым написанное в Книге Притчей: «во уши послушающих» говори (Сир. 25:12; ср. Притч. 23:9). Истинность этого на деле показал Спаситель, и в этом представляя Себя образцом для нас. Не должно обвинять учителя в неспособности убеждать, если он научает тому, что считает хорошим, а между тем не приносит никакой пользы благодаря неразумию слушателей. Об этом узнаем и из других мест: «яко ослепление от части бысть Израилю» (Рим. 11:25), ибо слухом слыша, не разумеют (Ис. 6:9; Мф. 13:14).

Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга II

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 9-12 Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть? Иисус отвечал и сказал ему: ты - учитель Израилев, и этого ли не знаешь? Истинно, истинно говорю тебе: Мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели; а вы свидетельства Нашего не принимаете. Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, - как поверите, если буду говорить вам о небесном. Никодим еще остается с иудейскою немощью; потому опять спрашивает: как это может быть? Посему и Господь, показывая ему, что он спрашивает так от простоты, говорит: ты учитель Израилев; если вспомнишь славные чудеса, совершенные в Ветхом Завете, начиная от сотворения человека и далее, именно: как он сотворен (Быт. 2, 7. 21. 22), как жена создана из ребра, как совершились знамения в Египте, как в Чермном море (Исх. 7, 8, 9, 14), как неплодные рождали (1 Цар. гл. 1) и тому подобное, если сообразишь это, как учитель Израилев, то поверишь и тому, что Я теперь говорю. Притом, Я говорю о том, что знаю и что видел, то есть знаю до точности. Ибо словом: «видели» Он обозначает не телесное зрение, но знание самое точное. Но вы свидетельства «нашего», то есть Моего, не принимаете. Господь говорит это не одному Никодиму, но простирает к целому роду иудеев, до конца оставшихся в неверии. Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, то есть если Я сказал вам о возрождении, совершающемся во крещении, и вы не приняли, но спросили: «как?» (называет сие рождение «земным», потому что оно совершается на земле во благодеяние людям, живущим на земле; хотя оно по благодати и достоинству небесное, но мы крещаемся, будучи на земле), - итак, если Я сказал о сем «земном» рождении и нашел вас не верующими, то как вы поверите, если услышите о неизреченном рождении небесном, каким единородный Сын родился от Отца? - Некоторые же под «земным» разумели пример ветра, так что речь представляется в таком смысле: если Я представил вам пример из предметов земных, и вы им не убедились, то как можете учиться предметам более возвышенным?

Евфимий Зигабен (†1118)

Отвеща Никодим и рече Ему: како могут сия быти

Никодим все еще остается при своей иудейской немощи, не будучи в состоянии понять ничего сверхчувственного, хотя ему был представлен такой ясный пример. Он говорит: како могут сия быти, т.е. все сказанное относительно возрождения? Поэтому Иисус Христос говорит ему с упреком.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Ст. 9-10. Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть? Иисус отвечал и сказал ему: ты – учитель Израилев, и этого ли не знаешь?

– Никодим сказал и пр.: несмотря на то, что Богочеловек ясно сказал о непостижимости духовного возрождения, представил столь ясный пример и доказательство сей непостижимости, Никодим не оставляет намерения как-нибудь достигнуть более внятного объяснения этого предмета, остаётся ещё с иудейскою немощью. С точки зрения изветшавшего иудейства, склонного всё божественное объяснять по-человечески, духовное и внутреннее плотским и внешним, привыкшего божественное измерять узкою мерою человеческого, ограниченного ума, и притом заражённого различными предрассудками, Никодим, вероятно, не думал, чтобы этого предмета нельзя было объяснить и понять. А если не так, если в самом деле понять и объяснить этого нельзя, то так ли это, справедливо ли, возможно ли это? 
– Как это может быть? Или нужно это объяснить, или сбыточное ли это дело? В этом вопросе выражается и недоверие к словам Господа Иисуса, и гордость раввина, та учёная гордость, которая хотела всё понять и объяснить. Божественный учитель пользуется сим вопросом, чтобы смирить эту учёную гордость раввина, довести учителя Израилева до сознания недостаточности его проницательности в предметы божественные и его самонадеянности, которую он выразил в первом своём слове: «знаем».
– Ты учитель Израилев, и этого ли не знаешь? (ст. Ин.3:10). Ты учитель Израилев, а не знаешь не только того, что учителю надлежало бы знать, но и того, что должно быть известно даже народу; хотя вначале ты самонадеянно и сказал, что ты знаешь предметы божественные, можешь судить о том, кто посланник Божий, кто нет, а не знаешь того, что должен знать. Но почему же Спаситель полагает, что Никодиму должно быть известно духовное рождение? «Что общего имеет это рождение с делами иудейскими? – Что же не общего? Происхождение первого человека, создание жены из ребра, неплодство, чудеса, совершённые чрез воды, именно: в источнике, из которого Елисей извлёк железо, в Чермном море, которое прошли иудеи, в купели, которую возмущал ангел, в Иордане, в котором очистился Нееман сириянин, – всё это как бы в образах предвозвещало имевшее быть рождение и очищение. И вещания пророков назнаменуют этот образ рождения (Пс.21:31-32,31:1,102:5; Ис.60:1; Зах.9:9). Но и Исаак был образом этого рождения. Его рождение было среднее между тем и другим рождением (плотским и духовным): рождение его было и плотское, потому что Исаак родился от сожительства, – и духовное, потому что родился не от кровей. Припоминая это Никодиму, Христос говорит: ты – учитель Израилев, и этого ли не знаешь?» (Злат.).
О возрождении, о сем преобразовании или воссоздании духовной природы человека, для оправдания его пред Богом и спасения, и прямо было открыто в Ветхом Завете; о нём говорили пророки, и притом с прямым указанием на воду и Дух (Иез.36:25-26,29, ср. Ис 44 и др.). Если сами учители Израилевы не знали о сем, то что сказать о народе? Вот почему в этом упрёке выражается вместе и сожаление Спасителя: ты – учитель Израилев, и этого ли не знаешь? – Нужно думать, что Спаситель делает упрёк Никодиму в том, что он не знает об этом духовном рождении и не верит в возможность его, а не в том, что он не понимает сущности его; ибо Спаситель Сам учит о непостижимости этого рождения (ст. 8) и после не объясняет его, а только подтверждает истинность такого рождения. Если же к сему относить упрёк Спасителя Никодиму, то он имеет такой смысл: ты – учитель Израилев, и этого ли не знаешь, «неужели не знаешь, что о сем было открыто Богом чрез древних пророков, прорицавших о благодатном времени, и неужели ещё не знаешь, что таких высоких предметов, каково духовное возрождение, нельзя понять и объяснить умом, а нужно только веровать, – не знаешь, что не всё можно объяснить не только в предметах духовных, сверхчувственных, но и в видимых, подлежащих чувствам? Если не знаешь и не понимаешь, то нужно веровать; тебе открыто, что такое рождение есть и будет, – верь и не допытывайся, как будет».

Толкование на Евангелие от Иоанна

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ст. 9 Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть?

Ст. 10 Иисус отвечал и сказал ему: ты – учитель Израилев, и этого ли не знаешь?

Никодим изумляется, слыша о новом рождении, а Господь указует ему, что если бы учители Израилевы изучали дух закона, а не мертвую букву обряда, то они должны были бы понять то, что Он ныне глаголет Никодиму. Пророки именем Божиим и в Ветхом Завете предсказывали духовное обновление человека. Так, у пророка Иезекииля читаем, что Господь глаголет: «дух новый вложу в них»..., «окроплю вас чистою водою и вы очиститесь от скверн... И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам» (Иез. 11:19; 36:25-26). И пророк Иеремия (Иер. 31:31–34) говорит о новом Завете, имеющем вложить и начертать закон в самом сердце людей. И у пророка Исайи читаем: «Изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее; изолью Дух мой на племя твое и благословение Мое на потомков твоих» (Ис. 44:3–4). И у пророка Иоиля: «Излию от Духа Моего на всякую плоть» (Иоил. 2:28).

Но учители Израилевы, люди земли и плоти по преимуществу, – выслеживали в книгах Закона только те выражения, которые, как казалось им, обещали народу земное величие: поэтому они не понимали идей высшего порядка, вносимых в мысль человеческую Господом, не воспринимали и не отражали этот новый свет, освещавший доселе неведомые им тайники души человеческой, не понимали новой духовной жизни. Неведение не ставится им в вину, но Господь упрекает их в нежелании ведать, в намеренном уклонении от света и в горделивом самообольщении, что они все знают, что им нечему учиться.

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том I

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть

Никодим теперь уже спрашивает о том, как сказанное Христом (ταῦτα – «сие», множественное число) может прийти в осуществление. Здесь слышится не сомнение в возможности самого факта возрождения, а желание узнать путь, которым можно прийти к возрождению. При этом Никодим не спрашивает: «что я должен делать?» Он хочет знать, чего ему нужно ожидать от Бога, так как он понял, что возрождение должно быть делом Божиим, а не человеческим.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible