Скрыть
А Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили туда и крестились,

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 22-30 По сих (же) прииде Иисус и ученицы Его в жидовскую землю: и ту живяше с ними и крещаше. Бе же Иоанн крестя во Еноне близ Салима, яко воды многи бяху ту: и прихождаху и крещахуся: не у бо бе всажден в темницу Иоанн. Бысть же стязание от ученик Иоанновых со Иудеи о очищении: и приидоша ко Иоанну и рекоша ему: равви, Иже бе с тобою об он пол Иордана, Емуже ты свидетелствовал еси, се, Сей крещает, и вси грядут к Нему. Отвеща Иоанн и рече: не может человек приимати ничесоже, аще не будет дано ему с небесе. Вы сами мне свидетелствуете, яко рех: несмь аз Христос, но яко послан есмь пред Ним. Имеяй невесту жених есть: а друг женихов, стоя и послушая его, радостию радуется за глас женихов: сия убо радость моя исполнися: Оному подобает расти, мне же малитися

По сих бо, сказано, прииде в жидовскую землю Он и ученицы Его, и ту живяше и крещаше. В праздники Он приходил в город, чтобы там предлагать учение среди народа и чудесами благотворить ему; по окончании же праздников часто отходил на Иордан, потому что и туда стекалось множество народа. Он всегда посещал места многолюдные не из желания показать Себя или из любочестия, а с тою целию, чтобы большему числу людей доставить пользу. Так как далее евангелист говорит, что не Иисус крестил, а Его ученики, то ясно, что и здесь он говорит то же, то есть крестили только ученики Его. Почему же, скажешь ты, не крестил Он Сам? Еще прежде Иоанн сказал: Той вы крестит Духом Святым и огнем (Мф. 3, 11); но Духа Святого Он тогда еще не подавал, потому, конечно, и не крестил. Но ученики делали это, желая многих привести к спасительному учению. Для чего же, когда стали крестить ученики Иисуса, Иоанн не переставал делать это, а и он продолжал крестить и делать это до самого своего заключения в темницу? Слова: бе и Иоанн крестя во Еноне, и следующие: не у бо бе всажден в темницу Иоанн (Ин. 3, 23, 24), именно показывают, что он тогда еще не переставал крестить. Для чего же, скажешь, он крестил до сих пор? Ведь он, перестав крестить вместе с тем, как начали ученики Иисуса, конечно, показал бы этим преимущество их? Итак, для чего он продолжал крестить? Для того, чтобы не возбудить в своих учениках большей зависти и соперничества. Если Иоанн не убедил их последовать Христу, несмотря на то что вопиял тысячу раз, всегда уступал Ему первенство и признавал себя меньшим Его, то, если бы еще он перестал крестить, тем более возбудил бы в них соперничество. Поэтому и Христос тогда особенно стал проповедовать, когда Иоанн был умерщвлен. И я думаю, что смерть Иоанна и была допущена и последовала так скоро для того, чтобы внимание всего народа обратилось на Христа и мнения уже не разделялись между тем и другим. Впрочем, и крестя, Иоанн не переставал увещевать и показывать великое и высокое достоинство Иисуса. Он крестил не для чего-либо другого, а только – да во Грядущаго по нем веруют (Деян. 19, 4). Итак, проповедуя это, как бы он показал достоинство учеников Христовых, если бы перестал крестить? Тогда подумали бы, что он это сделал по зависти или досаде. А продолжая проповедовать, он доказывал еще сильнее их досточтимость. Не себе приобретал славу, но отсылал слушателей ко Христу и не меньше учеников Его содействовал Ему, даже еще больше, потому что его свидетельство было неподозрительно и он имел у всех больше славы, чем они. На это указывал и евангелист, сказав: исхождаше к нему вся Иудеа, и вся страна Иорданская (Мф. 3, 5). Да и в то время, когда крестили ученики, народ не переставал приходить к нему. А если бы кто захотел узнать, имело ли какое-нибудь преимущество крещение учеников (Иисуса) пред крещением Иоанна, мы скажем, что никакого. То и другое крещение равно не имело благодати Духа, и целию того и другого было только приведение крещаемых ко Христу. Ученики Иисусовы, не желая постоянно ходить (по разным местам), чтобы собирать желавших веровать, как это сделал с Симоном брат его и с Нафанаилом Филипп, установили крещение, чтобы чрез него без труда приводить всех ко Христу и пролагать путь к вере в Него. А что ни то, ни другое крещение не имело одно пред другим никакого преимущества, это видно из следующих обстоятельств. Каких? Бысть, сказано, стязание от ученик Иоанновых со иудеем [В греческом и славянском текстах: со Иудеи. Но святитель Иоанн Златоуст, читая: со иудеем, основывает на таком чтении и последующее свое толкование] о очищении (Ин. 3, 25). Ученики Иоанновы всегда завидовали ученикам Христовым, даже Самому Христу; когда же увидели, что они крестят, то начали говорить крещаемым, что их крещение заключает в себе нечто большее, чем крещение учеников Христовых, и, взяв одного из крещеных, усиливались убедить его в том, но не убедили. А что они сами пришли к нему, а не он искал их, послушай, как намекает на это евангелист. Он не говорит, что один иудей стал состязаться с ними, а: бысть стязание от ученик Иоанновых с иудеем о очищении.

Но заметь и скромность евангелиста. Он не употребляет слов укорительных, а, сколько можно было, смягчает вину (учеников Иоанновых), говоря просто: бысть стязание. А что состязание это происходит от зависти, видно из последующих обстоятельств, изложенных евангелистом также без укоризны. Приидоша, говорит он, ко Иоанну и рекоша ему: равви, Иже бе с тобою обонпол Иордана, Ему же ты свидетельствовал еси, се, Сей крещает, и вси грядут к Нему (ст. 26), то есть к Тому, Которого ты крестил; это они выражают словами: Емуже ты свидетельствовал еси. Они как бы так говорили: Тот, Которого ты сделал известным и славным, Тот осмеливается на то же, что и ты делаешь. Но они не сказали: Которого ты крестил, – в таком случае они были бы принуждены вспомнить и о гласе, бывшем свыше, и о сошествии Духа; а что они говорят? Иже бе с тобою обонпол Иордана, Емуже ты свидетельствовал еси, то есть Который был в числе учеников твоих, Который не имел в себе ничего, больше нашего, Тот, отделившись от тебя, крещает. Но не этим только они думали возбудить Иоанна, а и тем, что их слава стала наконец затмеваться: все, говорят они, идут к Нему. Отсюда видно, что они не одолели и того иудея, с которым имели состязание. А говорили это потому, что были еще несовершенны и еще нечисты от любочестия. Что же Иоанн? Опасаясь, чтобы они, отделившись и от него самого, не сделали еще чего-либо более худого, он не сильно упрекает их; а что говорит? Не может человек приимати ничесоже, аще не будет дано ему с небесе (ст. 27). Если здесь он еще не очень высоко отзывается о Христе, ты не удивляйся этому: учеников, проникнутых такими чувствами, он не мог вдруг и с первого раза научить всему. Он хочет сперва поразить их страхом и показать, что они, враждуя против Него, враждуют не против кого-либо другого, а против Самого Бога. Таким образом, что говорил и Гамалиил: не можете разорити то, да не како и богоборцы обрящетеся (Деян. 5, 39), то прикровенно выражает здесь и Иоанн. Говоря: никто не может взять, аще не будет дано ему с небесе, он показывает, что они домогаются невозможного и оказываются поэтому богоборцами. Что же? Сообщники Февды разве не от себя самих взяли? Но они взяли, и тотчас были рассеяны и погибли. Дела же Христовы не таковы. Таким образом Иоанн незаметно и успокаивает их, показывая, что затмевающий славу их – не человек, а Бог. Поэтому, если и дела Его славны и все идут к Нему, удивляться не должно: таковы дела Божественные, и совершающий их есть Бог, иначе Он никогда не смог бы совершить столь великих дел. Дела человеческие удобопостижимы и непрочны, скоро разрушаются и погибают. А эти дела не таковы; следовательно, они дела не человеческие. И смотри, как слова: Емуже ты свидетельствовал еси, которые ученики Иоанна думали обратить к унижению Христа, Иоанн обращает против них же самих. Показав сперва, что Христос прославился не от его свидетельства, он потом заграждает им уста таким образом: не может, говорит, человек приимати от себе ничесоже, аще не будет дано ему с небесе. Что это значит? Если то есть вы вполне держитесь моего свидетельства и признаете его истинным, то знайте, что по этому самому свидетельству надлежит предпочитать не меня Ему, а Его мне. А что я свидетельствовал? Об этом я вас призываю в свидетели. Поэтому он и присовокупляет: сами мне свидетельствуете, яко рех: несмь аз Христос, но яко послан есмь пред Ним (ст. 28). Итак, если вы, держась моего свидетельства, ставите это мне на вид и говорите: Емуже ты свидетельствовал еси, то знайте, что Он не только не уничижается принятием от меня свидетельства, но еще более возвышается от этого. Иначе говоря, то свидетельство было не мое, а Божие. Таким образом, если вы меня считаете человеком, достойным вероятия, то ведь я, между прочим, сказал также, что я послан пред Ним. Видишь ли, как он мало-помалу показывает им, что то свидетельство есть Божественное? Смысл его слов таков: я служитель, и говорю слова Пославшего меня, не льстя Ему по человеческому пристрастию, но служа Его Отцу, пославшему меня. Я не угождал Ему свидетельством своим, а говорил то, что послан сказать. Итак, не считайте меня поэтому великим; в этом открывается Его величие. Он Сам есть Господь всех этих дел. Объясняя это, Иоанн присовокупляет: имеяй невесту жених есть, а друг женихов, стоя и послушая его, радостию радуется за глас женихов (ст. 29). Но почему он, говоривший прежде: несмь достоин, да отрешу ремень сапогу Его (1, 27), теперь называет себя другом Его? Он говорит это, не превознося себя и не величаясь, но желая показать, что он к этому-то и стремится, что это происходит не против его воли и не к огорчению его, а согласно с его желанием и старанием, и что к этому-то он и направлял все свои действия. Это он весьма разумно и выразил названием друга, потому что слуги жениха в подобных обстоятельствах не так радуются и веселятся, как его друзья. Итак, он, называя себя другом, этим означает не равенство свое со Христом, нет, – но желает выразить свою радость, а вместе и снисходит к немощи своих учеников. Он указал и на служение свое, сказав: яко послан есть пред Ним. Но так как они думали, что он огорчается этим, то он и назвал себя другом Жениха, показывая таким образом, что он не только тем не огорчается, но и весьма радуется. Я, говорит он, и пришел на это дело, и потому я так далек от того, чтобы огорчаться этими обстоятельствами, что тогда-то наиболее стал бы огорчаться, когда бы этого не было. Я тогда бы скорбел, когда бы невеста не пришла к Жениху; а не теперь, когда наши желания исполнились. Если дела Жениха преуспевают, то и мы счастливы. Чего желали мы, то сбылось, и невеста признала Жениха. И вы сами свидетельствуете, что все идут к Нему. Об этом-то я и старался, к этому-то и направлял все свои действия. Таким образом, видя ныне исполнение этого, я радуюсь, веселюсь и торжествую.

Но что значат далее слова: стоя и послушая его, радостию радуется за глас женихов? Здесь от притчи он переходит к настоящему предмету; упомянув о Женихе и невесте, он показывает, как происходит введение невесты: именно – гласом и учением. Так Церковь сочетавается Богу. Поэтому и Павел говорит: вера от слуха, слух же глаголом Божиим (Рим. 10, 17). Итак, этот-то глас меня радует. Но и выражение: стоя он употребил не без цели, но с целию – показать, что его дело кончено, что ему, после вручения Жениху невесты, остается только стоять и слушать, что он – служитель и исполнитель и что его благая надежда и радость совершилась. Показывая это, он и присовокупляет: сия убо радость моя исполнися (ст. 29), то есть дело, которое должно было совершиться, мною сделано, и мы уже ничего больше не можем сделать. Затем, чтобы пресечь усиление скорбных чувств (в своих учениках) не на настоящее только время, а и на будущее, он открывает им и будущие события и удостоверяет в них как тем, что уже сказано, так и тем, что уже сделано. Для этого он присовокупляет такие слова: Оному подобает расти, мне же малитися (ст. 30), то есть наши дела остановились и уже кончились, а дела Его начинают расти. Чего вы боитесь, то не на нынешнее только время предстоит, но еще увеличится в будущем; это именно покажет наши дела в полном свете. Для того я и пришел и радуюсь, что Его дела получили такое преуспеяние и совершилось то, ради чего было все, сделанное нами. Видишь ли, как спокойно и с какою мудростию он укротил их страсть, погасил зависть и доказал невозможность их предприятия, – от чего в особенности и ослабевает зло? Но это устроилось еще во время жизни и крещения Иоаннова для того, чтобы они, имея в нем столь высокого свидетеля, не могли уже ничем оправдаться, если бы не поверили. Он не сам собою пришел высказать это, и не потому только говорил, что его спрашивали люди посторонние: его ученики сами и спрашивали его, и слушали его. Если бы он говорил сам от себя, то они могли бы еще не верить; но, слыша его ответы на собственные свои вопросы, они уже имели приговор сами против себя. Так и иудеи потому именно, что отправляли от себя нарочитое посольство к нему, слышали его ответы и, однако ж, не поверили ему, – поэтому-то и лишили сами себя всякого оправдания. Чему же мы научаемся отсюда? Тому, что причина всех зол – тщеславие. Оно довело учеников Иоанна до зависти; оно же возбудило их зависть и опять, когда они немного уже успокоились. Потому, пришедши к Иисусу, они говорят Ему: почто ученицы Твои не постятся? (Мф. 9, 14).

Нил Синайский, прп. (†430)

А Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили туда и крестились

Место, называемое Енон (Ин. 3:23), было за Иорданом. А Енон означает «око испытания», то есть пытливое, точное и пристальное рассматривание. Посему крещеные соделывались прозорливейшими. И Салим означает «восходящий сын». А Иордан на греческом язык значит «схождение». За схождением же следует восхождение крещаемых учениками Христовыми во имя Спасителя нашего Христа.

Письма на разные темы. Пресвитеру Евриклу

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

А Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили туда и крестились

См. Толкование на Ин. 03:22

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 22-24 После сего пришел Иисус с учениками Своими в землю Иудейскую и там жил с ними и крестил. А Иоанн также крестил в Еноне близ Салима, потому что там было много воды, и приходили туда и крестились; ибо Иоанн еще не был заключен в темницу

Доколе продолжался праздник Пасхи, Иисус был в Иерусалиме. Когда он прошел, Иисус вышел оттуда в землю иудейскую и жил близ Иордана, куда многие сходились. Он искал многолюдных мест не для пустой чести или славы, но потому, что желал большему числу людей доставить пользу и благо. Когда Он восходил и на праздники, то ходил для сего же самого, чтобы большему числу людей доставить пользу и учением, и явлением чудес. - Слыша, что Он крестил, не подумай, что Он Сам крестил: крестили ученики Его, но дело учеников евангелист относит к Учителю. Далее сей же самый евангелист говорит, что Иисус не крестил, а ученики Его (Ин. 4, 2). Спросишь ли: почему Он Сам не крестил? Узнай. Иоанн прежде сказал, что Он будет крестить вас Духом Святым (Мф. 3, 11). А Духа Святаго Он еще не давал, потому что было еще не время. Итак, если бы Он крестил, то или крестил бы без Духа (и чем бы тогда разнился от Иоанна?), или давал бы Духа и прежде времени, а это недостойно Бога, делающего все вовремя. Когда же было время дать Духа? Время после вознесения. Ибо естеству нашему во Христе Иисусе нужно было явиться к Отцу безгрешным и, по примирении, таким образом, Бога с нами, быть ниспослану Духу, как богатому и щедрому дару. Итак, ученики Иисусовы крестили, и Иоанн еще крестил и не переставал, разом исполняя два дела: одно - то, что приходящим к нему говорил о Христе и подводил их к Нему; другое - то, что ученикам не давал повода к ревности и большим спорам. Если бы он перестал крестить, чего бы не сделали ученики его, при завистливом расположении ко Христу? Если он, весьма часто взывая и всегда уступая первенство Христу, не убедил их обратиться к Нему, то какую бы зависть возбудил в них, когда бы перестал крестить? Посему и Христос особенно начал проповедовать тогда, когда Иоанн был заключен, по причине зависти учеников Крестителя. Я думаю, что и кончине Иоанна допущено быть весьма скоро для того, чтобы все расположение народа перешло ко Христу, и он не разделялся в мыслях о том и другом, Иоанне и Христе. - Ученики Христовы крестят крещением, не имеющим ничего большего пред крещением Иоанновым, ибо то и другое несовершенно, как непричастное Духа, хотя цель обоих одна - крещаемых привесть ко Христу.

Николай Варжанский, мч. (†1918)

Крещение детей

 

Сектанты говорят: Иисус с учениками жил в земле Иудейской и крестил... и все идут к Нему (Ин.3:22-26). Евангелист не говорит, что шли и несли детей, а только шли – идти могут только взрослые («Баптист». 11 г., №1, 5 стр.).

Православный ответ: Прежде всего «Сам Иисус не крестил, а ученики Его» (Ин.4:2); во 2-х, в 3-й и в 4-й гл. Иоанна говорится не о крещении для прощения грехов (Деян.2:38) и присоединения к Церкви (Деян.2:41), а о крещении покаяния, как у Иоанна Предтечи. Церковное же крещение установлено пред Вознесением (Мф.28:19-20) и впервые практиковалось после сошествия Святого Духа (Деян.2:38-41). Что же касается Христа Спасителя, то не только взрослые к Нему приходили, но и детей приносили, и Он «обняв их, возложил руки на них и благословил их» (Мк.10:16). Если дети способны принимать благодать Христова благословения, то они могут принимать и благодать крещения Христова.

Оружие правды

Евфимий Зигабен (†1118)

Бе же Иоанн крестя во Еноне близ Салима, яко воды многи бяху ту: и прихождаху и крещахуся

Ст.23-24: Еномом и Салимом назывались какие-то места. Иоанн крестил до самого заключения своего в темницу, чтобы беспрерывно учить об Иисусе Христе и присылать к Нему крещеных, затем – чтобы не подумали, что он оставил по гневу или зависти, но чтобы видели, что он содействует ученикам Иисуса Христа и приводит к Нему крещеных, и, наконец, чтобы не возбуждать в своих учениках еще большей ревности… Если Иоанн столько раз проповедовал об Иисусе Христе, всегда отдавал Ему первенство и так унижал себя, все-таки не убедил их в том, что он предтеча Христов, то если бы он перестал даже крестить, ученики его, потеряв всякое уважение под предлогом защиты своего учителя могли еще более разъяриться против Иисуса Христа и апостолов. И Сам Иисус Христос, зная это, тогда только начал более проповедовать, когда Иоанн был взят из среды народа. Златоуст говорит: полагаю, что весьма скорая кончина его была допущена для того, чтобы все расположение народа было перенесено на Иисуса Христа и чтобы потом не разделились в мнениях о том и другом. Если кто-нибудь будет доискиваться, какое преимущество имело крещение учеников над крещением Иоанна, то мы скажем, что никакого: и то и другое одинаково не имело благодати Святого Духа, у того и другого была одна цель – приводить крещеных ко Христу.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

А Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили туда и крестились,
 

– Иоанн также крестил: Креститель продолжал своё дело приготовления народа к принятию пришедшего Мессии, проповедуя покаяние во оставление грехов (см. прим. к Мф.3:1-2), видимым знаком чего было крещение (Мк.1:4 и прим.), конечно, уже не в грядущего, а в пришедшего и явленного народу Мессию.
– В Еноне, близ Салима: местности точно неизвестные. По свидетельству Евсевия и Иеронима (Onomasticon, под словами Енон и Салим), Енон находился в восьми римских милях от Скифополя на восток, подле Салима и Иордана, а Салим в восьми милях от Скифополя in campo Vicus Salamias; но показания эти, по некоторым признакам, многие считают сомнительными. Если же принять их, то надобно полагать, что Креститель со своею проповедью перешёл границы Иудеи и действовал в Самарии, ибо по этим указаниям помянутые города находились в этой области.
Нет, конечно, ничего невероятного, что предтеча Мессии, приготовляя народ к принятию Его, приходил и в пределы Самарии. Но, кажется, в приложении к указанным местам не идёт выражение: потому что там было много воды. Выражение сие указывает на местность вообще безводную, где только в одном или в немногих пунктах было обилие воды (от источников), а этого нельзя сказать об указанных местах, где неподалёку был Иордан, и где вообще недостатка воды не было, по крайней мере, ниоткуда этого не видно. Потом, это выражение указывает на большое стечение народа к Иоанну.
Вероятно ли это стечение в Самарии, когда из других мест Евангелия не видно прямо, чтобы самаряне приходили к Иоанну (Мф.3:5; Мк.1:5); стечение же к Иоанну народа в Самарию из Иудеи и сопредельных областей едва ли удобно предполагать, когда известна ненависть иудеев к самарянам и сих последних к первым. Во всяком случае, определение места теперешних действий Крестителя указанными пунктами остаётся сомнительным. Охотнее, кажется, можно склониться к тому, что указанные местности, где крестил Иоанн, были на южной границе Иудеи. В книге Иисуса Навина указаны три города на южной границе Иудеи с Идумеею – Сильгим, Айн и Риммон (Нав.15:32; ср. ст. Ин.3:21).
Два последних местечка в книге Неемии (Неем.11:29) соединены под одним названием Енриммон. Не есть ли Енон сокращение названия Енриммон, а Сильгим не есть ли Салим? В этом случае и выражение: там было много воды совершенно уместно в приложении к месту обильному водою среди безводной и почти дикой пустыни, граничившей с Идумеею; по крайней мере, более уместно, чем в приложении к местностям неподалёку от Иордана, изобильными водой; тогда понятнее и это стечение к Иоанну иудеев, побудившее его избрать среди пустыни место обильное водой, понятнее дальнейшее повествование о споре Иудеев с учениками Иоанновыми, понятнее, наконец, выражение учеников Иоанна об Иисусе: Который был с тобою при Иордане (ст. Ин.3:26), – выражение, которое могли они употребить только в том случае, когда они были не близко от Иордана. Впрочем, пусть решает сие каждый по своему усмотрению; ибо такое или иное определение места действий Иоанна в рассматриваемое время не имеет важности собственно для достоверности и истинности повествуемых событий.

Толкование на Евангелие от Иоанна

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ст. 23 А Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили туда и крестились,

Ст. 24 ибо Иоанн еще не был заключен в темницу.

Евсевий Кесарийский указывает (как мы видели во вступлении) в третьей книге своей Канонической хроники в гл. 24, что деяния Господа, совершенные до заключения Иоанна в темницу, описаны только в Евангелии от Иоанна, все же остальные Евангелисты начинают описание событий и чудес, совершенных Господом, со времени заключения Иоанна (Мф. 4:12; Мк. 1:14; Лк. 3:19–20).

И действительно только Евангелист Иоанн Богослов повествует о призвании первых учеников на Иордане, о первом чуде в Кане Галилейской о первом посещении Господом Иерусалима и храма, о беседе с Никодимом и о крещении Иоанном близ Салима в Еноне.

Где был Енон близ Салима вопрос спорный. Большинство авторитетов, и в том числе о. Протоиерей Соколов в Священной Истории и на карте, к ней приложенной, – по-видимому на основании Евсевия и записок комиссии исследования Палестины, помещает Салим на западном берегу Иордана, на границе Самарии и Галилеи. Енон же находится южнее Салима, и по всей вероятности есть Халдейское (т.е. арамейское) слово аин, источник или во множест. числе источники, аинан, и это слово было переписано греческими буквами αἱνόν. Существует и другое мнение, что Енон находился близь Наблуса (Сихема) в Самарии, но мы упоминаем о нем лишь для того, чтобы оговорить, что мы его не разделяем, тем более, что и св. Иероним в Ономастиконе указывает, что Енон лежал на восемь римских миль южнее Скифополиса (Древний Бефсан Нав. 17:11; 2Цар. 21:12; ср. 1Мак. 5:62, замена этого имени именем Скифополис во 2Мак. 12:29, ныне называется Бейсан с легким изменением древнего имени), – «близь Салима и Иордана» («juxta Salem et Iordanem»).

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том I

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

А Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили туда и крестились

В это время продолжал свою деятельность и Иоанн Kреститель, так как он, выступив на служение по повелению Божию (Лк.3:2), не мог самовольно, без нового повеления Божия, прекратить свою деятельность. Но где находился Енон, в водах которого крестил тогда Иоанн? «Близ Салима», – замечает евангелист. Между тем, нам неизвестно и то, где находился Салим. Несомненно только, что это место находилось к западу от Иордана, так как ученики Kрестителя в своем обращении к Иоанну дают понять, что они находятся со своим учителем на западной стороне Иордана (стих 26, где правильнее нужно читать так: «равви, Тот, Kоторый был с тобою по ту сторону Иордана», в русском переводе – «при Иордане»). И сам спор учеников Иоанна о сравнительном достоинстве крещения Христа и Иоанна становится понятным только при том предположении, что Христос и Иоанн пребывали в то время в одной области, т. е. в Иудее (см. стих 25). В точности нельзя указать местонахождение Енона. Но вероятно, что он находился при одном из потоков, впадавших в Мертвое море с запада. В потоке этом было много воды, что и привлекло сюда Kрестителя.

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О святом крещении.

Мф.3:10-11,13. Иоанн крестил в воде в покаяние, но не возгнушался этого крещения и неимеющий ни единого греха Иисус Христос: Мф.3:16. Сам Иисус Христос учил, что не родившийся от воды и Духа не может войти в царствие Божие: Ин.3:5, а потому это крещение не прекращалось как во время земной жизни Спасителя: Ин.3:23, так и по Его вознесении на небо: Деян.8:35-39; 10:41-47; 19:2-5; 22:16.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О крещении.


Лк.3:16. Под крещением «Духом Святым» и «огнем» разумеется не словесное научение истинам веры: Мф.28:19-20, а сошествие Св. Духа на Апостолов и многих христиан: Деян.1:4-5;2:1-4. Водное крещение есть самостоятельно: Лк.3:21; Мф.3:16; Ин.3:5,23; Деян.8:35-39;10:44-47.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О крещении.
 

Лк.12:49-50. Крещением названо здесь погружение в бездну голгофских страданий, но такое крещение, названное в переносном смысле, не устраняет крещения (водного погружения) в собственном смысле: Мф.3:16; Ин.3:5,23; Деян.8:35-39;10:44-47.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О крещении.

Ин.1:33. Под крещением «Духом Святым и огнем» (Лк.3:16) разумеется не словесное научение истинам веры, а coшествие Святаго Духа на апостолов и многих христиан: Деян.1:4-5;2:1-4; стало быть, здесь об отрицании водного крещения и речи нет: Ин.3:5,23.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О крещении.

Ин.3:3-5. В этой беседе с Никодимом Христос говорит не о той плоти, с которой люди воскреснут пред вторым Его пришествием на землю: 1Кор.15:40-44, а о плоти обыкновенной, земной, а так как человек есть существо не только духовное, но и телесное, то и в таинстве возрождения его должна быть сторона помимо духовной и чувственная, видимая, именно водное крещение: Мф.3:16; Ин.3:23. Деян.8:35-39.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О Миропомазании.

Ин.3:8. Рождениe от Духа (благодати Св. Духа) не исключает рождения от воды: Деян.10:47-48;22:16. Вообще должно различать воду, как орудие рождения в новую жизнь (Ин.3:5), – это вода обыкновенная (Ин.3:23), – и воду, как средство удовлетворения внутренней духовной жажды: Ин.4:14 – это благодать Св. Духа: Ис.55:1.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О крещении.

Ин.4:10,13,14. Есть вода духовная, питающая, – Царство Божее, как, например, та, о которой здесь говорится, но есть вода и омывающая: Деян.22:16; Евр.10:22. Разве в духовной воде крестились ученики Христовы: Ин.3:23;4:2; Деян.8:36?

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О крещении и миропомазании.

Ин.7:38-39. Необходимо различать в учении Христа воду, как внешнее средство возрождения: Ин.3:5,23, от воды, составляющей духовную пищу: Ин.4:14 (см. объясн. сего стиха). Что первая необходима, читай Мк.1:9-10; Деян.8:36-38, а вторая – вода духовная дается Церковью Христовой чрез таинство миропомазания: 2Кор.1:21; 1Ин.2:20,27; Деян.2:38

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible