Скрыть
Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.

Святые отцы

Прочие

Макарий Великий, Египетский, прп. (†391)

Господь хощет, чтобы все люди сподобились сего рождения; потому что за всех умер и всех призвал к жизни. А жизнь есть рождение от Бога свыше. Ибо без сего рождения душе невозможно жить, как говорит Господь: «аще кто не родится свыше, не может видети царствия Божия». А посему все те, которые уверовали в Господа, и приступив, сподобились сего рождения, радость и великое веселье на небесах доставляют родившим их родителям. Все Ангелы и святые Силы радуются о душе рожденной от Духа и соделавшейся духом. Ибо тело сие есть подобие души, а душа — образ Духа; и как тело без души мертво и не может ничего делать, так без небесной души, без Духа Божия, и душа мертва для царства, и без Духа не может делать того, что Божие. Как золотая монета, если не примет на себя и не отпечатлеет на себе царского образа, не обращается в торговле, не влагается в царскую сокровищницу, но всякий отметает ее: так и душа, если не имеет образа небесного Духа в неизреченном свете, т.е. отпечатленного в ней Христа, то неблагопотребна для горних сокровищ, и отметается купцами царствия — добрыми Апостолами. Ибо и тот, кто был зван, но не имел на себе брачного одеяния, как чуждый изринут в чуждую тьму; потому что не имел в себе небесного образа. Это есть знамение и знак отпечатленного в душах Господа, это — Дух неизреченного света. И как мертвый ни на что не потребен и вовсе ни к чему не годен для живых, почему, выносят его вон и полагают вне города: так и душа, которая не имеет в себе небесного образа Божественного света, то есть жизни души, делается как бы неимеющею цены и вовсе отверженною; потому что неблагопотребна для града Святых душа мертвая, неимеющая в себе светозарного и Божественного Духа. Как в сем мире душа есть жизнь тела: так и в вечном и небесном мире жизнь души есть Божий Дух. Если кто здесь не искал и не приял жизни душе, т.е. божественного света Духа, то он во время исшествия из тела отлучается уже на шуюю страну тьмы, не входя в небесное царство, и в геенне имея конец с диаволом и с аггелами его… Все мы — сыны этого омраченного рода, все причастны того же зловония. Какою немощию пострадал Адам, тою же пострадали и все мы, происходящие от Адамова семени. Ибо такая же немощь, как говорит Исаия, постигла и нас: ни струп, ни язва, ни рана палящаяся: несть пластыря приложити, ниже елея, ниже обязания сотворити (6 От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем.Ис. 1:6). Такою неисцельною язвою уязвлены мы; одному Господу возможно уврачевать ее. Поэтому-то и пришел Он сам; ибо никто из ветхозаветных, ни самый Закон, ни Пророки не могли исцелить сей язвы: Он один пришедши уврачевал эту неисцельную душевную рану. И всякая душа, которая не прияла в себя, и не упокоила Его в себе ныне, или лучше сказать, сама не упокоилась в Нем, не имеет наследия со святыми в царстве небесном, и не может войти в небесный град.

Собрание рукописей типа II. Беседа 30

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 1-3 Бе же человек от фарисей, Никодим имя ему, князь жидовский: сей прииде ко Иисусу нощию и рече Ему: Равви, вем, яко от Бога пришел еси Учитель: никтоже бо может знамений сих творити, яже Ты твориши, аще не будет Бог с ним. Отвеща Иисус и рече ему: аминь, аминь глаголю тебе: аще кто не родится свыше, не может видети Царствия Божия

Бе же человек от фарисей, Никодим имя ему, князь жидовский. Сей прииде ко Иисусу нощию (3, 1–2). Этот Никодим, как видно из Евангелия, и после возвышал голос свой за Христа; он говорил: закон наш никогоже судит, аще не слышит прежде (см.: 7, 51). Но иудеи с негодованием сказали ему: испытай и виждь, яко пророк от Галилеи не приходит (7, 52). Да и после распятия на кресте он также показал много заботливости при погребении тела Господня. Прииде же, говорит Писание, и Никодим, пришедый ко Иисусови нощию прежде, нося смешение смирнено и алойно, яко литр сто (19, 39). Так и теперь он был благорасположен ко Христу, но не столько, сколько следовало, и не с надлежащею мыслию о Нем: он был еще подвержен иудейским слабостям. Потому он и приходил ночью, боясь сделать это днем. Впрочем, Человеколюбец Бог и при этом не отверг его, не укорил и не лишил Своего учения, а с великою кротостию беседует с ним, открывает ему весьма высокие предметы веры, хотя и гадательно, но все же открывает. Человек этот был гораздо более достоин снисхождения, нежели те, которые делали это из лукавства. Последние не заслуживали никакого прощения; а тот, хотя и достоин был обличения, но не в такой степени. Почему же евангелист ничего этого не сказал о нем? Он говорит в другом месте, что и от князь мнози вероваша в Него, но фарисей ради не исповедаху, да не из сонмищ изгнани будут (12, 42). Здесь же все это он выразил одним замечанием о приходе его в ночное время. Что же Никодим говорит? Равви, вем, яко от Бога пришел еси учитель; никтоже бо может знамений сих творити, яже Ты твориши, аще не будет Бог с ним (3, 2).

Никодим еще долу вращается; еще человеческое понятие имеет о Христе и говорит о Нем, как о Пророке, не предполагая в Нем ничего особенного по знамениям. Вем, говорят, яко от Бога пришел еси учитель. Для чего же ты приходишь ночью и тайно к Тому, Кто говорит божественное и пришел от Бога? Почему не беседуешь с Ним открыто? Но Иисус и этого не сказал ему и не обличил его: Он трости сокрушены не преломит, говорит Писание, и льна внемшася не угасит, не преречет, ни возопиет (Ис. 42, 3; Мф. 12, 19, 20); да и Сам Он говорит: не приидох, да сужду мирови, но да спасу мир (Ин. 12, 47). Никтоже может знамений сих творити, яже Ты твориши, аще не будет Бог с ним. Итак, Никодим выражает еще мысль еретическую, когда говорит, что Иисус совершает дела Свои при постороннем содействии и имеет нужду в помощи других. Что же Христос? Смотри, какое крайнее снисхождение! Он не сказал: Я нисколько не имею нужды в помощи других, но творю все Своею властию, потому что Я – истинный Сын Божий и имею одинаковую силу с Родившим Меня. Он не говорил этого, потому что это было еще недоступно для слушателя. Я всегда говорю, и теперь скажу, что Христос имел намерение в то время не столько открывать собственное достоинство, сколько убеждать, что Он ничего не делал против воли Отца. Поэтому в словах Он постоянно является кротким, а в делах – не так; но когда творит чудеса, то делает все со властию. Так Он говорит: хощу, очистися (Мк. 1, 41); Талифа, востани (5, 41); простри руку твою (Мф. 12, 13); оставляютися греси твои (Лк. 5, 20); молчи, престани (Мк. 4, 39); возми одр твой, и иди в дом твой (Лк. 5, 24); тебе глаголю, душе нечистый: изыди из него (4, 35; 8, 29); буди тебе якоже хощеши (Мф. 15, 28); аще вама кто речет что, речета, яко Господь ею требует (Мф. 21, 3); днесь со Мною будеши в раи (Лк. 23, 43); слышасте, яко речено бысть древним: не убиеши… Аз же глаголю вам, яко всяк гневаяйся на брата своего всуе, повинен есть суду (Мф. 5, 21, 22); грядите по Мне, и сотворю вы ловца человеком (4, 19). И во всех случаях мы видим великую власть Его. В делах никто не мог осудить Его за то, что происходило. Да и как это было возможно? Если бы слова Его не сбывались и не исполнялись сообразно Его повелению, то мог бы кто-нибудь из иудеев сказать, что повеления Его происходили от тщеславия; а так как все они исполнялись, то совершение событий невольно заграждало уста их. Что же касается до слов, то иудеи могли бы, по бесстыдству своему, обвинять Его в тщеславии.

Так и теперь, в беседе с Никодимом, Он ясно не высказывает ничего высокого, но загадочным образом возводит его от унизительных мыслей, научая, что Он Сам по Себе силен творить чудеса, так как Отец родил Его совершенным, всесильным в Самом Себе и не имеющим ничего несовершенного. Но посмотрим, как именно Он это доказывает. Никодим говорит: равви, вем, яко от Бога пришел еси учитель; никтоже бо может знамений сих творити, яже Ты твориши, аще не будет Бог с ним (Ин. 3, 2). Он думал, что, говоря так о Христе, он сказал нечто великое. Что же Христос? Показывает ему, что он еще не достиг и преддверия истинного ведения, не стоит даже и пред вратами его, но еще блуждает где-то вне Царствия – и он сам, и всякий, кто стал бы говорить таким образом; что еще не проник в истинное ведение тот, кто имеет такое понятие о Единородном. Что же именно говорит Христос? Аминь, аминь глаголю тебе, аще кто не родится свыше, не может видети Царствия Божия (ст. 3). То есть если ты не родишься свыше и не получишь точного познания о предметах веры, то будешь блуждать и останешься далеко вне Царствия Небесного. Впрочем, Он не говорит так ясно, но чтобы не сделать слов Своих слишком тягостными, не прямо к нему обращается, а говорит неопределенно: аще кто не родится, как бы так говоря: если ты или другой кто-либо думает обо Мне таким образом, то вы находитесь вне Царствия. Если бы не такой именно смысл заключался в словах Его, то ответ не соответствовал бы словам Никодима. Если бы услышали это иудеи, то они ушли бы со смехом; но Никодим и в этом случае показывает свою любознательность. Для того-то Христос часто и говорил неясно, чтобы побудить слушателей к вопросам и сделать их более внимательными. Ясно сказанное нередко проходит мимо слуха, а неясное делает слушателя внимательнее и усерднее. Итак, слова Христовы имеют такой смысл: если ты не родишься свыше, если не приобщишься Духа посредством бани пакибытия, то не сможешь получить надлежащего обо Мне понятия; а это (твое) понятие – не духовное, но душевное. Впрочем, Он говорит таким образом не с тем, чтобы поразить Никодима, излагавшего собственное мнение, сколько он мог вместить, но чтобы незаметным образом возвести его к высшему разумению: аще, говорит Он, кто не родится свыше. Под словом: свыше здесь одни разумеют: с неба, другие: снова. Тому, говорит Он, кто не родился таким образом, невозможно увидеть Царствия Божия, разумея здесь Себя Самого и показывая, что Он был не тем только, что видели в Нем, и что нужны еще другие глаза, чтобы видеть в Нем Христа.

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия

«Аминь, аминь глаголю тебе: аще кто не родится свыше, не может видети Царствия Божия». Не в том, говорит, Никодиме, в чем думаешь, состоит вера: для праведности недостаточно тебе слова и не пустыми словами можешь достигнуть благочестия, «ибо не всяк глаголяй Ми: Господи! Господи! внидет в Царствие Небесное, но творяй волю Отца Моего, иже (есть) на небесех» (Мф. 7:21). Воля же Отца состоит в том, чтобы человек оказался причастным Святаго Духа и из земного соделался небесным гражданином. А употребляя слово «свыше» о возрождении чрез Духа, ясно указывает этим на то, что Дух (исходит) из сущности Бога и Отца, в каковом смысле, без сомнения, и Сам говорит о Себе в одном месте: «Аз от вышних есмь» (Ин. 8:23), как и премудрый Евангелист говорит опять о Нем: «свыше грядый над всеми есть» (Ин. 3:31).

Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга II

Симеон Новый Богослов, прп. (†1022)

Отвеща Иисус и рече ему: аминь, аминь глаголю тебе: аще кто не родится свыше, не может видети Царствия Божия

Рождением называет здесь Господь наш благодать Святого Духа, как Сам сказал Апостолам: Иоанн крестил есть водою, вы же имате креститися Духом Святым (Деян.1:5). Так вот что есть духовное Крещение и духовное рождение, и невозможно сему быть иначе.

Слова. Слово 87

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия

Кажется, слова Господа к Никодиму не имеют ничего общего со словами к Нему Никодима. Но для внимательного откроется много общего. Так как Никодим имел понятие о Христе уничиженное, именно: что Он Учитель и что с Ним Бог, то Господь говорит ему: тебе естественно иметь такое понятие обо Мне. Ибо ты еще не родился «свыше», то есть от Бога, рождением духовным, но еще плотян, и познание, какое ты имеешь обо Мне, не есть духовное, но душевное и человеческое. А Я говорю тебе, что и ты, и всякий другой будете вне Царствия, если не родитесь свыше и от Бога и не получите должного обо Мне понятия. Ибо рождение чрез крещение, внося в душу свет, дает ей возможность видеть или познавать Царствие Божие, то есть единородного Его Сына. Ибо Сын может быть назван как премудростью Божиею, так и Царством Божиим. Царства же сего, Никодим, никто не может видеть или познать, если не родится от Бога. Так и ты, потому что не родился еще духовно, не видишь Меня - Царствия Божия, как должно, но имеешь обо Мне низкое понятие.

Евфимий Зигабен (†1118)

Отвеща Иисус и рече ему: аминь, аминь глаголю тебе, аще кто не родится свыше, не может видети Царствия Божия

Никодим думал, что он знает Иисуса Христа и имеет правильное понятие о Нем; но Иисус Христос, показывая, что он слишком далек от истины, говорит: кто не возродится возрождением Божественного Крещения, тот не может увидеть, т.е. познать Его достоинство и величие (здесь Он называет Себя Богом, но прикровенно, чтобы избежать подозрения в гордости). Божественная благодать, сообщаемая через Святое Крещение, укрепляет ум и сообщает правильное знание, рассеяв омрачавшую его слабость.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.

В ответ на слова Никодима божественный Учитель сказал ему: истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится свыше, то не может увидеть Царствия Божия. Ответ в высшей степени важный и многознаменательный, но с первого взгляда, кажется, не соответствует словам Никодима, или, по крайней мере, не вполне соответствует, и это даёт повод к разным догадкам и толкованиям. Лучшее из таковых толкований – толкование некоторых из древних толкователей, которые в словах Спасителя видят ответ на неправильное понятие о Нём, выраженное в словах Никодима; при таком толковании ответ Господа вполне соответствует словам Никодима. «По-видимому, сказанное Спасителем не имеет никакой связи с тем, что сказал Никодим; но для того, кто понимает, есть глубокая связь. Ибо так как Никодим имел понятие о Христе унизительное, что Он есть (только) Учитель и что (только) Бог с Ним: то Господь и говорит ему, что ты имеешь понятие обо Мне, как и следует тебе, ибо ты ещё не рождён, т. е. духовным рождением от Бога, но ещё плотян, и знание, которое имеешь обо Мне, не есть духовное, но душевное и человеческое. Я же говорю тебе: если ты и всякий другой, кто бы ни был, не получите, родившись свыше и от Бога, достойного обо Мне понятия, то вы вне Царствия: ибо только рождение чрез крещение, даруя душе просвещение, дарует и Царствие Божие». (Феофил.)
«Никодим думал, что говоря так о Христе, он сказал нечто великое. Что же Христос? Показывает ему, что он ещё не достиг и преддверия истинного ведения, не стои́т даже и пред вратами его, но ещё блуждает где-то вне Царствия, и он сам и всякий, кто стал бы говорить таким образом. Если ты не родишься свыше и не получишь точного познания о предметах веры, то будешь блуждать и останешься далеко вне Царствия Небесного. Если ты или кто-либо другой думаете обо Мне таким образом, то вы находитесь вне Царствия. Если бы не такой именно смысл заключался в словах Его: то ответ не соответствовал бы словам Никодима. И так слова Христовы (если кто не родится…) имеют такой смысл: если ты не родишься свыше, если не приобщишься Духа посредством бани пакибытия, то не можешь получить надлежащего обо Мне понятия; это же (твоё) понятие не духовное, а душевное» (Злат.). А для объяснения того, почему Спаситель не говорит прямо о Себе Самом, не определяет Своего призвания и назначения – чего хотелось Никодиму, но даёт такой оборот речи, указывает на Царство Божие и на условие участия в нём, св. Златоуст приводит ту причину, что Никодим ещё не мог вместить прямого учения о лице Спасителя, что Спаситель постепенно открывает ему учение Своё, что действительно заметно во всей беседе.
– Царствия Божия: под именем Царства Божия разумеется здесь, очевидно, не всеобщее Царство Божие на земле – в том смысле, что владычество Бога, как Творца и Промыслителя, объемлет всех и всё; но в тесном смысле – Царство Мессии, т. е. общество искуплённых Мессиею – Христом из царства греха или виновника его – князя тьмы, дьявола, верующих в сие искупление и признающих над собою власть Искупителя Христа – Царя. Т. е. под Царством Божиим разумеется здесь Церковь христианская со всеми теми благами, какие дарует она истинным членам своим, как в настоящей жизни, так и в будущей. Царство сие, в противоположность царству князя мира сего, есть Царство Божие, потому что члены сего Царства, верующие в искупительную смерть Христову, примирены с Богом, и воля Его, как Царя, есть единственный закон для них; или – Царство Христово, потому что Христос есть Глава сего тела Церкви, – верующих в Него; в противоположность царству греха и лжи, оно есть Царство святости и истины; в противоположность царству смерти, оно есть Царство жизни вечной в единении со Христом. В настоящей жизни, в этом мире, сие Царство Божие ещё не открывается вполне, во всей его святости, ибо время сие есть время борьбы Царства Божия с царством дьявола; вполне же оно откроется в жизни будущей, в блаженной вечности, когда истребятся все враги – и будет Бог всё во всём (1Кор.15:28). Понятно из сего, что Царство Божие или Христово, о котором говорит Спаситель, не есть царство от мира сего (Ин.17:16), хотя и в мире сем, т. е. не есть царство политическое, хотя бы и в смысле древнееврейской политической теократии, но Царство духовное, и, следовательно, не таково, какого ожидали иудеи с пришествием Мессии своего, а потому и условия участия в нём – не те, какие полагали они, по своим извращённым понятиям.
– Видеть на языке библейском, сверх прямого значения своего, имеет ещё значение более глубокое – дознать на деле, испытать (ниже ст. Ин.3:11; Ин.8:51; Лк.2 и др.). 
– Видеть Царствие Божие посему означает здесь не приметить только его наступление, но и узнать его своим опытом, почувствовать (Царствие Божие внутрь вас – Лк.17:21), т. е. быть участником в нём (как это выражение и объясняется ниже, ст. Ин.3:5 – другим выражением: войти в Царствие Божие), созерцать его тайны, пользоваться теми благами, какие дарует оно и в настоящей и в будущей жизни. Для того чтобы видеть Царствие Божие – Царство Мессии, быть участником в нём, пользоваться его благами и созерцать его тайны, нужно родиться свыше.
Что́ такое это рождение, в чём оно состоит и как совершается, Богочеловек яснее открывает далее (ст. Ин.3:5), и там мы увидим глубину значения сего выражения; здесь же обратим внимание только на слово свыше. Оно имеет два значения: свыше, с неба – от Бога (Иак.1:17), и – снова, опять – в другой раз (Гал.4:9). В каком значении оно употреблено здесь? В других местах Евангелия от Иоанна оно имеет значение – свыше, а не снова (Ин.3:31,9:11). И это значение, конечно, вполне сообразно с намерением Иисуса Христа, проповедующего об условиях участия в благодатном Царстве Мессии, в которое никто не входит без благодати, ниспосылаемой свыше, с неба, от Бога (Ин.1:13).
После, объясняя мысль сию, Спаситель вместо слова свыше употребляет выражение – водою и Духом, чем ясно показывает, что Он говорит о рождении свыше, с неба, или от Бога. Между тем Никодим понял слово в последнем смысле – снова, в другой раз (ст. Ин.3:4). Если бы Богочеловек для означения своей мысли употребил такое слово, которое означает прямо – свыше, с неба, и только, то Никодим не мог бы предложить такого вопроса, какой предложил (ст. Ин.3:4), а должен был бы сказать иначе; если он не понимал этого рождения с небес, то спросил бы, что оно значит, если же знал что-либо о нём, то должен был спросить для чего оно нужно, а он говорит о рождении в другой раз. Следовательно, есть основание принять слово – свыше и в последнем значении – опять, снова, в другой раз. Но лучше всего не разделять этих двух значений слова, а признать оба: ибо нет основания думать и утверждать, будто в этом месте слово сие должно иметь именно только то, а не другое значение. Значения сии даже нераздельны в слове сем в той связи и в том смысле, как здесь.
Христианское рождение свыше есть вместе рождение снова, воссоздание духовной природы человека, второе рождение, а это второе рождение есть, и даже может быть только рождением свыше от Бога, при действии божественной благодати; иначе оно невозможно. И Божественный Учитель, постепенно возводя Никодима от низших чувственных понятий к высшим и духовным, мог с особенным намерением употребить здесь такое слово, которое означало бы и то и другое понятие – и свыше, и снова. Никодим мог понимать, как ему угодно, сколько могли вместить в себя его религиозные понятия, но у божественного Учителя, постепенно освещающего духовным светом чувственные понятия Никодима, постепенно вводящего его в тайны Своего учения, это слово премудро выражало Его мысль.
Итак, полный смысл слов Иисуса Христа, в соответствии со словами Никодима, можно выразить так: вы знаете, сказал ты, что (только) пришедший от Бога Учитель, что Бог со Мною. Но ты так думаешь обо Мне потому, что не достиг ещё истинного ве́дения тайн Царствия Божия и не можешь созерцать сих тайн и быть участником в этом Царстве, о котором вы теперь неправильно думаете, которого нетерпеливо ожидаете (хотя это Царство уже открывается, и среди вас Основатель его), потому что для сего нужно родиться снова – свыше, нужно воссоздание вашей духовной природы, при особенном действии благодати Божией, для того, чтобы видеть новое Царство Мессии, быть участником в нём и созерцать тайны его, потому что это Царство не таково, как вы ожидаете, оно – не от мира сего, оно духовное, и только возродившись духовно, можно созерцать тайны его.
Когда чрез возрождение почувствуешь в себе новое начало жизни, тогда только можешь быть участником в Царстве Мессии в земной Церкви и потом получить блаженство вечное в Царстве Его Небесном, в единении с Богом, – тогда только будешь видеть и знать тайны его. Посему, если ты (равно как и всякий другой) не родишься свыше – снова, то как теперь не участвуешь в Царстве Мессии и не признаёшь Меня Мессиею, так и никогда не можешь быть участником в нём и узнать Меня.

Толкование на Евангелие от Иоанна

Георгий Константинович Властов (†1899)

Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.

Господь говорит Никодиму о царствии Божием, но переносит его несколькими словами из мира материального в мир внутренний, духовный. «Не приидет царствие Божие с соблюдением... се бо царствие Божие внутрь вас есть». (Лк. 17:20–21).

Свыше (по-гречески ἂνωθν), буквально «сверху», именно со значением происхождения от мира высшего. Кто не родится свыше, тот не может видеть царствия Божия, глаголет Господь. В этих словах Господа есть еще другое значение: Господь указывает, что нужно родиться снова, как и понимает эти слова Никодим, выражая свое недоумение в следующем стихе. Этот оттенок мысли выражен в Вульгате словами «renatus denuo» и в Biblia Sacra словами «genitus sit iterum», т. е. кто не подвергся «второму заново рождению», тот не может видеть царствия Божия.

В обоях этих значениях греческий текст указывает однако на одно действие, в котором можно различать: а) Человек должен быть обновлен, он должен стать человеком новым с новыми желаниями и стремлениями, с новым идеалом правды и счастия взамен того, которым он доселе руководствовался; и б) Это перерождение должно произойти не собственной человеческой силой, а свыше Господней благодатию.

Всегда весьма знаменательно и торжественно произнесение Господом слов «истинно, истинно», которые в речи Господа означают новую истину, неизвестную доселе людям, новый свет, вносимый в мир. Здесь Господь указывает, что новое рождение раскрывает в человеке новые способности, которыми он только и может постигнуть истины высшего порядка, которые благоволит Господь открывать ему. Новому только человеку могут быть открыты «тайны царствия Божия» (Мф. 13:11), и только ему дано уразуметь их настолько, насколько сие возможно человеку во плоти. Как на один из симптомов перерождения, укажем на необходимость по сердцу быть подобным ребенку (Мф. 18:3) и голубю (Мф. 10:16), ибо то, что утаено от мудрых и разумных, «открыто по воле Божией младенцам» (Мф. 11:25). С перерождением Духом Святым человеку открывается и «ум к разумению писаний» (Лк. 24:45). Самая вера есть дар Божий, а не заслуга: и самое хотение добра требует от Бога помощи: «паче же и самое произволение творити подобающая есть нечто Божие и человеколюбия Божия дар» (Григорий Богослов).

Посему, вникая в смысл слов Господа сказанных Никодиму, мы должны памятовать, что от человека требуется только добрая воля, стремление к добру, и Господь не изгонит его, привлечет его, пересоздаст его к новой вечной жизни, к царствию Божию. Как совершается это таинственное перерождение, Господь указывает в следующих стихах.

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том I

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия

Никодим еще ничего не спросил у Христа, но Христос, Kоторый «Сам знал, что в человеке» (Ин.2:25), прямо отвечает ему на тот вопрос, какой ему хотел предложить Никодим. Да и для чего иного мог придти ко Христу Никодим, если не для того чтобы узнать от Него, если возможно, о пути, ведущем в Царство Мессии? (Kонечно, именно Царство Мессии разумел Христос под Царством Божиим, потому что основать Царство Божие на земле, по верованию иудеев, должен был Мессия.) И Христос с особой торжественностью («истинно, истинно», т. е. сущую правду) говорит Никодиму, что в Царство Мессии или Божие может войти только тот, кто родится снова (ἄνωθεν – сначала; ср. Деян.26:5; Kлимент Александрийский. «Педагог», 56, 5; 7, 4 и большинство древних переводов – латинский, коптский, сирийский, а также Иустин, Тертуллиан).

«Увидеть» – значит войти, принять участие, воспользоваться благами нового Царства (ср. Ин.3:36).

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О крещении.

Ин.3:3-5. В этой беседе с Никодимом Христос говорит не о той плоти, с которой люди воскреснут пред вторым Его пришествием на землю: 1Кор.15:40-44, а о плоти обыкновенной, земной, а так как человек есть существо не только духовное, но и телесное, то и в таинстве возрождения его должна быть сторона помимо духовной и чувственная, видимая, именно водное крещение: Мф.3:16; Ин.3:23. Деян.8:35-39.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible