Скрыть
Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа.

Святые отцы

Прочие

Макарий Великий, Египетский, прп. (†391)

«Дух дышит, где хочет». Он дышит в душах светлых, сияющих и божественных, которые со всем усердием жаждут служить Ему. И если подчиняются этому достойному поклонения Духу, то Он сначала дарует им страх Божий и теплоту (сердечную). Когда (эти дары) обнаруживаются в душах, тогда Дух уже творит в них ненависть ко всему миру и ко всем пагубным предметам (мирских) вожделений: золоту, серебру, прелестным украшениям тела, отцу, матери, жене и чадам. (Вместо них Дух) творит в человеке дело Божие, которое слаще меда и медовых сот, делая сладостным для человека все Божие, то есть труд поста, бодрствования, безмолвия, служения (ближним) и милостыни.

Когда же (Дух) научит человека всему этому, тогда Он отдает его на искушение. И все, что было для человека до этого сладостным, становится тяжким и мучительным. Многие из подвергающихся подобному искушению, не имея (духовного) опыта, не выдерживают тяжести (испытаний) и становятся плотскими. О них (Апостол) Павел говорит: «Начав духом, теперь оканчиваете плотью? Столь многое потерпели вы неужели без пользы?» (Гал. 3, 3-4.) (Перенесенное) же без пользы есть (напрасно) понесенные ради Бога труды: когда (человек) полностью отчаивается в них и отступает, тогда он не только лишается мзды за свои труды, но и подвергается тяжким наказаниям, ибо пренебрег он горней Силой и не избрал Ее.

Собрание рукописей типа II. Беседа 57


Объясняя Никодиму, что значит «рожденный свыше», Господь сказал: «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит». Как никто не знает ни где дом дыхания ветра, откуда он приходит, ни конца его пути, куда он стремится, и никто не может ни помешать ему, ни измерить его, ни уловить, равно как и течение рек никто не может ни направить, ни сдержать, – то же самое и в душе: никто не может ни удержать свои мысли, ни помешать течениям ума, ни овладеть источником помышлений разума, ни узнать, откуда он исходит, ни сдержать там, куда уходит. Ибо где его нет? И здесь он пребывает, и вне ума и разума в дальних пределах. И если, говорит Господь, земное и лежащее у нас в руках таково и настолько непостижимо, то тем более рожденный свыше, вместивший небесный дух Господень и водимый Им во внутреннем человеке: насколько непостижимее его душа! Куда она стремится, вот, она уже там, потому что, когда она еще здесь, небесный и Божественный Дух, придя, увел ее в небеса, и научил, и во всем эта душа непостижима.

Собрание рукописей типа III. Поучение 15

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 6-8 рожденное от плоти плоть есть, и рожденное от Духа дух есть. Не дивися, яко рех ти: подобает вам родитися свыше. Дух, идеже хощет, дышет, и глас его слышиши, но не веси, откуду приходит и камо идет: тако есть всяк (человек) рожденный от Духа

Но как Никодим, слыша это, непрестанно приходил в смущение, то посмотри, как Христос открывает ему непостижимость этого таинства и неясное для него делает ясным. Христос говорит: рожденное от плоти плоть есть, и рожденное от Духа дух есть. Он отвлекает Никодима от всего чувственного и не дозволяет ему телесными очами рассматривать это таинство. Мы не о плоти беседуем, Никодим, а о Духе (этими словами обращая его к горнему). Не ищи (здесь) ничего чувственного. Дух этими очами не может быть видим. Не думай также, что Дух рождает плоть.

А как же, – может быть, спросит кто-нибудь, – родилась плоть Господня? Она родилась не от Духа только, но и от плоти. Потому Павел, показывая это, и говорит: раждаемаго от жены, бываема под законом (Гал. 4:4). Дух образовал ее так: не из ничего (для чего в таком случае нужна была бы утроба матерняя?), но из девственной плоти; а каким образом – я объяснить не могу. Так было для того, чтобы кто-либо не подумал, будто Рожденный чужд нашего естества. Если и после этого есть люди, которые не веруют в такое рождение, то до какого бы нечестия ниспали они, если бы Христос не восприял плоти от Девы? Рожденное от Духа дух есть. Видишь ли достоинство Духа? Он творит дело Божие. Выше (евангелист) говорил: от Бога родишася (Ин. 1:13); а здесь говорится, что их рождает Дух. Рожденное от Духа дух есть, то есть рожденный от Духа духовен. Рождение здесь разумеется не по существу, а по достоинству и благодати. А если и Сын рожден таким же образом, то какое преимущество Он будет иметь пред людьми, так рожденными? Каким образом Он тогда есть Сын Единородный? От Бога рожден и я, но – не от существа Его. Если же и Он не рожден от существа, то чем Он отличается от нас? В таком случае Он будет меньше даже и Духа, потому что такое рождение происходит от благодати Духа. Ужели поэтому, чтобы быть Сыном, Он имеет нужду в содействии Духа? Да и чем такая мысль различается от учений иудейских? Но, сказав: рожденное от Духа дух есть, Христос опять видел, что Никодим смущается, и потому обращает речь к примеру чувственному. Не дивися, говорит Он, яко рех ти: подобает вам родитися свыше. Дух, идеже хощет, дышет (ст. 7–8). Словом не дивися обнаруживает смущение души его и затем обращает его к тончайшему из тел. Сказав: рожденное от Духа дух есть, Христос уже отвлекал Никодима от представлений плотских; но как тот все еще не понимал, что значат Его слова: рожденное от Духа дух есть, то Он и переносит его мысль к другому изображению, не останавливая его на грубых телах и не говоря о существах совершенно бестелесных (так как Никодим, и слыша о таких предметах, не мог постигать их), но находя нечто среднее между существом телесным и бестелесным, – движение ветра, – и чрез то вразумляет его. Именно о ветре Он говорит: глас его слышиши, но не веси, откуду приходит и камо идет (ст. 8). Но если говорит: идеже хощет, дышет, то этим не выражает того, будто ветер имеет какой-либо произвол, а только указывает на его естественное движение, движение беспрепятственное и сильное. Писание обыкновенно говорит так и о предметах неодушевленных, например: суете тварь повинуся не волею (Рим. 8, 20). Итак, слова: идеже хощет, дышет означают то, что ветер неудержим, что он распространяется всюду, что никто не может препятствовать ему носиться туда и сюда, но что он с великою силою рассеивается и никто не может задержать его стремления.

И глас его слышиши, то есть – гул, шум, но не веси, откуду приходит и камо идет. Тако есть всяк рожденный от Духа. В этом все и заключается. Если, говорит, ты не умеешь объяснить ни исхода, ни направления ветра, который, однако ж, ты ощущаешь и слухом и осязанием, то для чего усиливаешься понять действие Духа Божия, – ты, который не понимаешь действия ветра, хотя и слышишь его звуки? Таким образом, слова: идеже хощет, дышет сказаны для означения власти Утешителя и значат вот что: если никто не может сдержать ветра, но он несется, куда хочет, то тем более не могут задержать действия Духа ни законы природы, ни условия телесного рождения и ничто другое подобное. А что слова: глас его слышиши сказаны именно о ветре, видно из того, что Христос, беседуя с неверующим и незнающим действия Духа, не сказал бы: глас его слышиши. Потому, как не видим ветра, хотя он и издает шум, так незримо для телесных очей и духовное рождение. Но ветер еще есть тело, хотя и тончайшее, потому что все, подлежащее чувству, есть тело. Если же ты не досадуешь на то, что не видишь этого тела, и поэтому не отвергаешь его существования, то почему смущаешься, слыша о Духе, и требуешь при этом такой отчетливости, не делая того в отношении тела?

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа

См. Толкование на Ин. 3:7

Максим Исповедник, прп. (†662)

Какой дух имеется в виду в беседе Господа с Никодимом, где Господь говорит: Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь?

Некоторые считают, что Господь говорит о воздушном духе, мне же кажется, что Он скорее говорит о Святом Духе. Ведь Он полновластно дышит, где хочет, а хочет — в способных воспринять Его и чистых разумом. Вдыхая Божьи дары, они не знают, откуда и по какой причине им послан какой-либо дар, [не знают], к какому исходу ведет ниспослание [им] дара, но только слышат голос, то есть осуществление дара, которое делается явным по причине чистоты жизни и неким образом испускает голос — будь то дар учения, или исцеления, или <… >

Вопросы и затруднения

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 6-8 Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа

Господь, отвлекая внимание Никодима от рождения плотского, говорит: рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа - дух, то есть человек, родившийся крещением, становится духовен; ибо слово «дух» ты должен разуметь вместо: «духовный». Правда, крестившийся не делается духом божественным, но, получив Духом сыноположение, благодать и честь, удостаивается быть духовным. Видя же, что Никодим и еще смущается, говорит: не удивляйся. Потом пытается учить чувственным примером. Дух, говорит, дышит, где хочет, и голос его слышишь, однако же не знаешь его направления, потому что он неудержим и беспрепятствен и по силе природы имеет стремление во все стороны. Если говорит: «дышит, где хочет», то не потому, будто ветер имеет способность свободного выбора и желания, но потому, что хочет (как я сказал) указать на естественное его движение и неудержимую силу. Если же не знаешь, где и как дышит ветер, сей дух, подлежащий чувству, то как хочешь уразуметь возрождение от Духа Божия? Если сей дух не может быть задержан, то тем более не подчинится законам природы благодать Духа Святаго. Да постыдится духоборец Македоний и предшественник его Евномий. Первый поставляет Духа в раба, однако здесь слышит, что ветер дышит, где хочет, и, следовательно, тем более Дух имеет самовластно движение и действует, где и как хочет. А Евномий, прежде погрешив в сем же самом и назвав Духа тварью, до того простер свою дерзость, что будто он знает Бога так же, как самого себя. Пусть же слышит, что он не знает движения и стремления ветра; как же, преступный, дерзаешь присвоить себе знание Сущности Божией?

Петр Дамаскин, прп. (†XIIв.)

Как Господь говорит о ветре: Дух, идеже хощет, дышет и прочее, о чем Златоуст сказал: не потому, чтобы воздух имел власть, говорит Христос идеже хощет, но снисходя немощи Никодима, указывает на ветер, дабы (Никодим) понял говоримое ему. И притчею о воздухе сказал о Святом Духе, то есть о слове, которое говорил ему (Никодиму) и некоторым другим, — (глаголы) яже глаголю вам, дух суть (Ин. 6, 63), то есть духовное, а не как вы думаете, ибо не о телесных вещах говорю Я, чтобы вы, будучи телесными, могли понять это.

Творения. Книга первая

Николай Варжанский, мч. (†1918)

О Миропомазании

 

Сектанты говорят: Для Духа Святого не нужны никакие действия, никакое масло, Он и Сам сходит (Ин.3:8).

Православный ответ: Господь Спаситель мог исцелить единым словом, однако, допускает, разные действия (Мк.7:32-35; Ин.9:6-7). И с получением даров Духа Святого случалось то же: Апостолы то возлагали руки на крещенных (Деян.8:17), то говорят о помазании (2Кор.1:21-22; 1Ин.2:20). Священнодействия эти даже Симону Волхву были понятны, и он хотел купить право на ннх, а сектанты не могут этого уразуметь.

Оружие правды

Евфимий Зигабен (†1118)

Дух, идеже хощет, дышет, и глас его слышиши, но не веси, откуду приходит и камо идет: тако есть всяк человек, рожденный от Духа

Духом называет здесь ветер. Мысль здесь такая: как ветер, где хочет, дует, т.е. движется (так как воля ветра обнаруживается в его движении), и голос его, т.е. шум, слышишь, но не знаешь, откуда приходит и куда уходит, так бывает со всяким, рожденным от Духа: он становится неузнаваемым после такого рождения. Если ты не можешь знать движения и путей чувственного ветра, который ощущаешь, когда слышишь его шум, чувствуешь его теплоту или холод, то тем более – духовного. И если ты, не зная действия этого телесного дыхания, однако не высказываешь никакого сомнения относительно его, то почему же, не понимая действия этого бестелесного Духа, сомневаешься в Нем?

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рождённым от Духа.
 

Никодиму теперь объяснено было, что такое рождение свыше и почему оно необходимо для каждого, желающего быть участником в Царстве Мессии, и он понял, но – не всё: он увидел, что Богочеловек требует крещения для вступления в Царство Мессии, и понял рождение водою как внешний знак вступления в Царство; может быть, убедился и в необходимости этого крещения, – ибо уже не спрашивает об этом. Но что такое родиться от Духа, каким образом рождённый от Духа дух есть, вот чего не мог понять Никодим, и вот чему дивился и чем смущался он. Он, конечно, не слыхал об этом ничего в школах фарисейских, утративших духовное разумение духовных предметов и низводивших высокое до чувственного и земного. Что это значит: рождённый от Духа? как он бывает духом? – вот вопросы, которых решение было нужно ему теперь.

Спаситель, предупреждая или же отвечая на такие недоумения, говорит: Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рождённым от Духа. Двоякого рода понимание в толковании этих слов Спасителя встречаем мы у древних толкователей Святого Писания – святых отцов и учителей церкви, сообразно двоякому пониманию и толкованию слова – Дух. Слово сие означает и Святого Духа, как мы видели, и ещё ветер или дыхание ветра (Быт. 8:13Цар. 19:11 и др.), и здесь одни (Август., Ориг.) понимают слово сие в первом значении, другие (Злат., Кирилл Александрийский, Феофил.) в последнем. По толкованию первых, смысл слов Спасителя такой: Дух, где хочет, дышит, – Дух Святый изливает благодатные дары Свои на кого хочет, т. е. не на всех, а только на тех, которые расположены к принятию Его благодати; и голос его слышишь, слышишь глаголы Его в псалме, в Евангелии, в проповеди, во всём писании и особенно в книге Деяний Апостольских, или, как замечают другие, Спаситель пророчествует здесь об излиянии Святого Духа на Апостолов в день Пятидесятницы: когда сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра (Деян. 2:2); а не знаешь, откуда приходит и куда уходит, – не знаешь путей и действий сего Духа, не понимая Писания, а слыша только звуки слов Писания. Так бывает со всяким, рождённым от Духа, т. е. так и действия Духа непостижимы. Сему мнению, говорят, благоприятствует

1) то, что пред словом дух оставлен здесь член определённый, а Дидим, рассматривая разные значения слова дух в Писании, заметил, что когда слово сие полагается с членом определённым, тогда означает Святого Духа,

2) и выше и ниже сего под именем Духа разумеется Дух Святой; следовательно, и здесь под Духом нужно разуметь сего же Святого Духа;

3) если понимать сие слово о ветре, то неправильно сказано: не знаешь, откуда приходит и куда уходит; ибо, откуда приходит и куда идёт ветер, не всякий не знает, как говорит блаженный Августин. – По толкованию тех, которые под словом дух разумеют ветер, смысл изречения Спасителя таков: «духовное рождение, необходимое для участия в Царстве Мессии, непостижимо; и что дивиться сему, когда и в природе, окружающей нас, многое непостижимо? Например, ветер: он дует, где хочет, не по одному направлению, не на одном месте, дует с такою силою, что его нельзя удержать, слышишь его шум и гул, но не знаешь, где он начинается и где оканчивается. Так непостижимо бывает для человека и духовное возрождение; его можно узнать только по плодам, по следствиям, а не в самом возрождении». Основания для понимания под духом ветра и для толкования всего изречения Спасителя в высказанном смысле – следующие:

1) вразумление Никодима о непостижимости духовного возрождения непостижимостью многих предметов природы, именно – ветра. «Сказав: рождённое от Духа есть дух, Христос уже отвлекал Никодима от представлений плотских; но как тот ещё не понимал, что значат Его слова: рождённое от Духа есть дух, то Христос и переносит его мысль к другому изображению, не останавливая его на грубых телах и не говоря о существах совершенно бестелесных (так как Никодим и слыша о таких предметах не мог постигать их), но находя нечто среднее между существом телесным и бестелесным, – движение ветра, – и чрез то вразумляет его» (Злат.).

2) Слова: голос его слышишь. «Именно о ветре Он (Христос) говорит: голос его слышишь. А что слова сии сказаны именно о ветре, это видно из того, что Христос, беседуя с неверующим и не знающим действий Духа, не сказал бы: голос его слышишь» (Злат.).

3) Слова: так бывает со всяким, рождённым от Духа. Из этих слов следует, что в предшествующих заключается сравнение, а в этих предмет сравниваемый, или выражение главной мысли; но в сравнении должны быть предметы различные. Следовательно, если в последних словах под духом нужно разуметь Духа Святого, то в первых – иное, именно ветер. Рассматривая сии два толкования с их основаниями, нельзя не видеть, что последнее более прилично смыслу текста, и основания, на которых опирается оно, твёрже. В первом не выходит полного соответствия между сравниваемыми предметами; слово дух, когда означает Духа Святого, не всегда полагается с членом определённым и выше в этой же речи (ст. 5) стоит без члена; равно, когда говорится о ветре, пред словом дух также иногда поставляется член (3Цар. 19:11); в связи речи сей также не везде слово дух означает Духа Святого (ст. 6); и, хотя видим движение ветра, но не знаем, откуда он приходит и куда идёт, не знаем ни начала, ни конца его.

Впрочем, нельзя совершенно отрицать и первого объяснения, нельзя думать, что под словом дух вовсе не разумеется здесь Дух Святой; ибо не напрасно у ев. Иоанна выражено это понятие именно этим словом, а не другим, как он сделал это в другом месте (Ин. 6:18), употребив для означения ветра слово ἄνεμος. На этом же самом основании нельзя почитать полным и последнего из высказанных объяснений, когда под словом дух разумеют только ветер. Можно думать, что премудрый Учитель нарочито употребил здесь такое слово, которое означает и то и другое понятие, и понятие ветра и понятие Духа божественного. Можно вспомнить при сем то дуновение Иисуса Христа, которым Он сообщил апостолам Святого Духа: дунул, и говорит им: приимите Духа Святого (Ин. 20:22). Дыхание Спасителя видимое символически означало дарование Святого Духа апостолам, т. е. было и знаком и означаемым вместе. Такие обозначения предметов невидимых, духовных предметами чувственными и видимыми встречаются и в ветхозаветных книгах, а именно – неведомые дела Божии уподобляются неведомым путям ветра (Еккл. 11:5).

Итак, полнее смысл рассматриваемых слов Спасителя, в связи с предшествующими, можно выразить так: «ты (Никодим), слыша от Меня о духовном возрождении, необходимом для каждого, желающего участвовать в Царстве Моем, не понимаешь, дивишься и недоумеваешь, что такое возрождение от Духа. Но можно ли не верить всему, что непонятно для человека, что выше его разумения, что не подлежит его чувствам, и можно ли во всём таковом сомневаться, как невозможном? Вспомни, что в видимой природе есть и бывает ежедневно многое, что сокрыто от чувств человека, что непонятно и в чём, однако же, никто не сомневается и чего никто не отвергает. Вот, например, дух – ветер; он – дует где хочет, беспрепятственно и неудержимо, – ты это замечаешь, но не знаешь ни начала, откуда он выходит, ни конца, где он прекращается; не знаешь, как он действует, и только по действиям его замечаешь, что действует, например, по шуму и пр.

Точно таково и духовное возрождение человека силою и действием Святого Духа: оно непостижимо в самом действии и познаётся только по своим плодам, или следствиям, и возрождённый сам не понимает того, как совершилось в нём возрождение, хотя и чувствует, что совершилось, по действиям, которые производит в его жизни Дух; и со стороны нельзя приметить сего иначе, как только по сим же самым действиям, или плодам Святого Духа». «Так если, говорит, ты не умеешь объяснить ни исхода, ни направления ветра, который, однако ж, ты ощущаешь и слухом и осязанием: то для чего усиливаешься понять действие Духа Божия? – Как невидим ветер, хотя и издаёт шум: так незримо для телесных очей и духовное рождение. Но ветер ещё есть тело, хотя и тончайшее, потому что всё, подлежащее чувству, есть тело. Если же ты не досадуешь на то, что не видишь сего тела, и поэтому не отвергаешь его существования: то почему смущаешься, слыша о Духе, и требуешь при этом такой отчётливости, не делая того в рассуждении тела»

Толкование на Евангелие от Иоанна

Георгий Константинович Властов (†1899)

Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа.

Как совершается возрождение по духу в человеке? Господь прямо указует, что сие есть тайна, которую человек уразуметь не может. Он чувствует обновление и возрождение в себе нового человека, готовящегося к жизни непреходящей, и слышит глас Духа Божия, призывающего его и освящающего его, но не ведает, как сие совершается, ибо, как говорит св. Григорий Богослов: «Ветхий Закон яве проповедовал Отца, Сына же темнее. Новый явственно показал Сына, Божество же Духа прикровенно назнаменовал». Посему-то действования Духа не удобопостижимы человеку; чувствуя благодатное присутствие Духа Божия, он слабым разумом своим не может разъяснить себе, как Он в нем действует. Но в этой слабости человеческой, в этом сознании своего бессилия лежит сила человека, уповающего не на себя, а на Господа; «в немощи сила Господня совершается» (2Кор. 12:9). Одно должен помнить человек: «тако глаголет Дух Святой: днесь аще глас его услышите не ожесточите сердец ваших» (Евр. 3:7–8, Пс. 94:7–8).

Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Том I

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа

Никодим, по-видимому, не переставал в себе удивляться, как возможно ему, старому человеку, отрешиться от всяких греховных наклонностей и привычек. Он хотел понять, как совершается этот процесс духовного возрождения человека. Но Христос притчей разъясняет ему, что он всего понять своим разумом не может. Вот, например, «ветер» (по-русски неточно – «дух»). Разве Никодим в состоянии объяснить себе, откуда ветер приходит и куда уходит? Точно так же нет ничего удивительного в том, что Никодим не понимает, как действует на человека Дух Божий.

Рассмотрим, однако, в подробностях сравнение, употребленное Христом. Во-первых, Он говорит о ветре, что он имеет полную свободу движения: человек не может успокоить ветер или заставить его изменить свое направление. Во-вторых, действие ветра чувствуется даже и тогда, когда от него всячески ограждают себя: его слышно и при запертых дверях. В-третьих, не знают пункта, с которого начинается движение ветра в каждом данном случае, и того конечного пункта, до какого доходит это движение.

Действию ветра подобно и действие Духа Божия в человеке. Во-первых, Дух действует там, где хочет (ср. 1Кор.12:11), и Его нельзя присвоить себе силою, а можно получить только как дар (Ин.7:39). Во-вторых, присутствие Духа нельзя не приметить тому, кто возрожден Духом: даже и другие, не совсем глухие и слепые, чувствуют, что в возрожденном присутствует и действует этот Дух (Ин.7:38). В-третьих, ни сам возрожденный, ни кто-либо другой не может определить, где, когда и как Дух начал оказывать на него действие. Так же мало знают возрожденные и о своем последнем состоянии, к которому их ведет Дух (1Ин.3:2). Возникновение и завершение жизни возрожденного человека – это тайна, и тем не менее это не мешает или, точнее, не должно побуждать человека сомневаться в истинности возрождения.

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О Миропомазании.

Ин.3:8. Рождениe от Духа (благодати Св. Духа) не исключает рождения от воды: Деян.10:47-48;22:16. Вообще должно различать воду, как орудие рождения в новую жизнь (Ин.3:5), – это вода обыкновенная (Ин.3:23), – и воду, как средство удовлетворения внутренней духовной жажды: Ин.4:14 – это благодать Св. Духа: Ис.55:1.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible