Скрыть
Вы осудили, убили Праведника; Он не противился вам.

Святые отцы

Прочие

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

Вы осудили, убили Праведника; Он не противился вам

Праведником апостол называет Господа Спасителя, о Котором говорит тем же иудеям блаженный первомученик Стефан: кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы (Деян. 7:52). Таким образом, понятно, что блаженный Иаков, начиная со слов: Послушайте теперь, богатые! Плачьте, рыдая, обращается к тем богачам, которые некогда замыслили убить Господа и теперь всё ещё не веруют во имя Его, Которым могли бы спастись (ср. Деян. 4:12). О них апостол выше говорил верующим: разве не богатые притесняют вас, и разве не они тащат вас в суды? Разве не они хулят доброе имя, которое было наречено над вами? (Иак. 2:6–7). А поскольку апостол пишет двенадцати коленам в рассеянии, то он призывает верующих к совершению дел веры также и с той целью, чтобы убедить тех, кто ещё остаются неверующими, обратиться к вере Господней и [творить] дела веры. Апостол напоминает им, что они убили Сына Божия и, сверх того, предались роскоши и алчности, словно не сделали ничего плохого, не заботясь о том, чтобы загладить столь великое злодеяние покаянием и милостыней. Собственно, к ним и относятся слова апостола о том, что алчность съест их плоть, подобно огню, и что они накопили себе гнев в последние дни (ср. Иак. 5:3). Известно, что эти слова исполнились на них после убийства самого Иакова, во время полного завоевания римлянами града Иерусалима и всей Иудеи, что и положило конец их злодеяниям.

Толкование на Послание Святого Апостола Иакова

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Осудисте, убисте Праведнаго; не противится вам. - Словами убисте Праведнаго апостол, бесспорно, имеет в виду Самого Христа. Однако же, прибавлением не противится вам он обобщает речь, простирая ее на прочих, потерпевших от иудеев подобное, и, может быть, пророчески говорит о собственном страдании.

Никодим Святогорец, прп. (†1809)

Осудисте, убисте праведного; не противится вам

Этими словами показывает святой Иаков, что богатые не только любят есть и упиваться и пировать, ещё же и обладаемы всеми прочими страстями, как было сказано выше, но к тому же ещё и несправедливо осуждают неповинных, делая их виновными и подлежащими суду. И сие они делают, потому что, не заботятся совершенно о будущей жизни, не боятся Бога, и не хранят Богом данных законов. Он же, повелел сие в Исходе: «От всякаго слова неправеднаго да отступиши; неповинна и праведна да не убиеши» (Исх. 23:7). Говорит же и Приточник, что делающие такие дела нечисты и ненавидимы у Бога: «Иже судит праведнаго неправедным, неправеднаго же праведным, нечист и мерзок у Господа» (Притч. 17:15). Так осудил и пророк Даниил, одного из тех двоих, неистовствующих страстью блуда старцев, которые лжесвидетельствовали против праведной Сусанны, говоря им так: «обетшалый злыми денми, ныне приспеша греси твои, яже творил еси прежде, судя суды неправедны и неповинныя убо осуждая, прощая же повинныя, глаголющу Богу: неповинна и праведна не убивай» (Дан. 13:52-53), быв же осуждён вами, праведник не противостоит вашему суду, который вы творите, потому что он беден и бессилен для этого; оставляет же этот суд Богу[63].

[63] Святой Феофилакт с Икумением, понимают вышесказанное, что Иудеи насыщаясь неправдами по отношению к бедным, приготовили себя как бы к закланию Римлянами, которые убили тьмочисленное множество Евреев, при осаде Иерусалима, и само собой разумеется, по причине того, что они убили Праведника из всех праведников и неповинного Иисуса Христа, не противящегося им, во время Его страданий, подобно безгласному Агнцу претерпевшему честные Страсти и Крест.

Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

4Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа. 5Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания. 6Вы осудили, убили Праведника; Он не противился вам.

Вот плата и проч.: краткое и сильное изображение греховных поступков богачей, за которые постигнет их суд Божий в виде предстоящих им бедствий (ст. 1). Эти богатства нажиты несправедливостию (ст. 4), были средством к роскоши и сластолюбию (ст. 5) и разжигали к пролитию невинной крови (ст. 6). Первый грех богачей – несправедливость и жестокосердие их, и именно в отношении к тем, которые на них работали и трудом которых они наживали свои богатства: они насильственно удерживали плату у работников своих, или обсчитывая их, или недодавая им условленной платы, или не давая им платы, соответствующей их труду, и вынуждая таким образом бедных, не имеющих, может быть, насущного пропитания, для снискания этого пропитания за недостатком другой работы, работать на них за несоответствующую труду плату. Общее понятие работников представляется в частном примере жнецов, так как эта работа особенно трудная, поистине в поте лица, и по этой трудности особенно достойная соответствующей платы, а у них-то богачи и удерживали плату. Притеснение ближнего чрез насильственное удержание зарабатываемой им платы строго запрещаемо было законом Моисеевым (Лев.19:13; Втор.24:14) и строго обличаемо было пророками (Иер.22:13; Мал.3:5; ср.Иов.31:39; Тов.4:14; Сир.34:22). Преступность такого действия богачей в отношении к работникам изображается сильным оборотом речи: эта удержанная плата вопиет, то есть к Богу, об отмщении; таким выражением изрекает Сам Бог Каину тяжесть его греха убиения им Авеля (Быт.4:10).

Ту же тяжесть этого греха богатых выражает и дальнейшее изречение: вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа. Такое выражение употребляет Моисей, говоря о тяжести и жестокости работ, наложенных на евреев фараоном египетским пред исшествием их из Египта (Исх.2:23), и, таким образом, действия богачей в отношении к их работникам сравниваются с жестокими действиями египтян в отношении к евреям.

Вопли жнецов при тяжести их работ и притеснениях от наемщиков – богачей, следовательно – вопли скорби, дошли до слуха, то есть услышаны и приняты на небе, а потому за них последует от праведного Бога отмщение богатым в бедствиях, которые постигнут их (ст. 1) как суд Божий (ст. 2–3). Наименование Бога Господом Саваофом, то есть Господом сил (ср. Пс.23:10), здесь, конечно, нарочитое, для указания этим жестокосердым на всемогущество Божие, по которому Он силен воздать должное возмездие за такое жестокосердие и несправедливость (ср. Пс.17:7; Ис.5:9).

Второй грех богачей – роскошная жизнь, проводимая в чувственных удовольствиях: вы роскошествовали и проч. Представляются эти и дальнейшие действия богатых в прошедшем времени или потому, что изображаются с точки зрения от судного дня или потому, что апостол хочет обозначить настоящие действия их, как и прежде всегда бывшие.

Выражение – на земле составляет резкую противоположность с предшествующим – до слуха Господа Саваофа, то есть на небе, и дает такой смысл речи: тогда как Господь на небе слышит вопли несправедливо угнетаемых вами бедняков, вы, богатые, здесь, на земле, роскошествуете и предаетесь удовольствиям, не страшась гнева Господня, который открывается с неба на всякое нечестие и неправду людей (Рим.1:18).

Напитали сердца ваши, то есть пресытились чувственными удовольствиями и наслаждениями житейскими, как бы на день заклания: образ взят от животных, которых откармливают пред тем, как колоть их для пищи. Этот день заклания – то же, что выше означено выражением последние дни (ст. 3) и ниже – пришествие Господне (ст. 7), Судия у дверей (ст. 9). За эту роскошь и наслаждение чувственными удовольствиями постигнет богачей суд Божий в пришествие Христово, в последние дни, которые будут для них как день заклания, к которому они и приготовили свои откормленные тела и упитанные сердца.

Третий грех богатых – преследование праведника до смерти, несмотря на его невинность и кротость: вы осудили и проч. По обороту речи, под праведником некоторые толкователи (Экумений, Феофилакт) разумеют Господа Иисуса Христа, Которого осудили и убили иудеи; но такое толкование не имеет достаточных оснований. Кроме того, что речь обращена к иудеям в рассеянии (Иак.1:1), которые не участвовали в осуждении и убиении Господа, и притом только к богатым, которые (если и представлять дело убиения Господа в общем смысле делом всего еврейского народа) не более повинны в сем, как и бедные; кроме того, что связь речи не благоприятствует такому толкованию, против него решительно говорит слово – не противится (этот праведник) вам (в русском не точно переведено в прошедшем – не противился; такого чтения нет ни в одной из древних греческих рукописей; в славянском – верно: не противится). Единственное число в слове праведник здесь надобно принимать в смысле общем (собирательном), как и ниже, в ст. 16-м. Смысл: вы осуждаете, убиваете или вообще преследуете и гоните праведных людей, и они, несмотря на свою невинность, не противятся сему по своей кротости. Преследование и убийство людей праведных потому только, что они праведны, представляется в Писании высшим признаком нравственного разврата преследующих, когда этим развратникам самый вид праведника ненавистен, хотя в нем нет никакой вины, и они зверски стараются стереть такового с лица земли (разительное изображение сего см. в Книге Премудрости Соломона (Прем.2:12-20) вероятно, это место и имел в виду апостол).

Не противится: терпит все с кротостию и смирением и даже подвергается смерти безропотно. Употребление настоящего времени объясняется тем, что апостол указывает здесь не на один определенный факт осуждения и убийства праведного, но на продолжающиеся подобные действия богатых в отношении к праведным людям, и таковым действиям противополагает такое поведение праведных. Этот третий грех богачей еще тягчае двух первых, и суд Божий над ними за это совершится грозный в последние дни; это необходимо подразумевается по связи речи у апостола, хотя по отрывочности речи прямо не указывается.

Толковый Апостол. Соборные послания.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 4-6 Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа. Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания. Вы осудили, убили Праведника; Он не противился вам

Назвав выше (ст. 1-3) ожидающие немилосердых богачей бедствия суда Божия, Апостол теперь в том же пророчески-обличительном тоне показывает причину грядущего на них наказания - в содеянных ими нравственных проступках и преступлениях. Преступления эти таковы: богачи нажили свои богатства несправедливостью и обидами (ст. 4), что тем более преступно, что собственные богатства они употребляли на роскошную жизнь (ст. 5) и даже на преследование праведников с целью пролить кровь их (ст. 6). Тяжесть первого греха - вне сомнения: богачи удерживали заработную плату наемников, в частности, жнецов, руками и трудами которых они наживали свои богатства. Притеснение бедных рабочих через удерживание заслуженной ими платы запрещено, как одно из тяжких преступлений, уже в законе Моисеевом (Лев 19:13; Втор XXIV:14) и строго, пламенно было обличаемо пророками (Ам 2:8; Иер 22:13; Мал 3:5; см. Иов XXXI:38; Тов 4:14; Сир 34:27). Преступность и совершенную нетерпимость упомянутой несправедливости к бедным рабочим Апостол показывает, сильно выражаясь, что удержанная плата рабочих и обиды, причиненные им, - подобно крови первого в мире мученика Авеля (Быт 4:10), вопиют к Богу, и что стоны и вопли обиженных рабочих-жнецов и др. дошли уже слуха всеведущего Господа, называемого здесь ветхозаветным, наичаще встречающимся у пророков именем Саваоф - Богом воинств небесных (Пс 23:10), Богом светил небесных и полчищ Израилевых. У LXX имя это нередко передается Pantokratwr, Вседержитель; следовательно, идея всемогущества и вседержительства греческими переводчиками Библии считалась самою главною в имени Божием Цебаоот. Называя Бога этим именем Саваоф, Апостол, очевидно, выражает мысль, что Судии Богу легко будет наказать богачей, обижающих людей столь бедных и трудящихся под палящими лучами восточного солнца, как жнецы. В ст. 5 обличается другой грех богачей: безудержная роскошь, крайне невоздержное пользование благами жизни, что особенно преступно вследствие беззаконного происхождения средств богачей, добывших их потом и кровью ближних. Здесь же дается и грозное предвещание рокового конца насильствующих богачей: они вели почти животный образ жизни, и вот кончина их представляется под образом заклания животных упитанных. В ст. 6 говорится о третьем и самом ужасном грехе богачей - преследовании ими праведника до крови и смерти, не взирая на его невинность и кротость. Под праведником (ton dikaion) некоторые (Икумений, блаж. Феофил., Лянге) разумели Господа Иисуса Христа и неправедное осуждение его на смерть и убиение иудеями. Но это понимание не приемлемо: осуждение и убийство Господа совершено было не иудеями рассеяния, к которым (собственно к христианам из иудеев рассеяния) написано послание Ап. Иакова (I:1), а иудеями палестинскими, и при этом не богатыми только, к которым обращены слова ст. 6-го, а и бедными, словом, всем народом еврейским в Палестине; настоящее время глагола «не противится» (ouk antitassetai) отнюдь не приложимо к единичному прошедшему историческому событию осуждения и смерти Господа. Несомненно, здесь «праведник» стоит в собирательном смысле (как ниже в ст. 16) - праведных, терпящих несправедливое преследование, людей. Справедливо замечает блаж. Феофилакт: «прибавлением «не противится вам» Апостол обобщает речь, простирая ее на прочих, потерпевших от иудеев подобное, и, может быть, пророчески говорит о собственном страдании». Преследование и убийство праведников из-за их праведности, ненавистной преследующим, является разительным признаком нравственного развращения последних (ср. Прем 2:12-20). Такое вопиющее преступление не может остаться без тягчайшей кары суда Божия в последние дни; Апостол, в силу отрывочности речи своей, не высказывает прямо этой мысли об ожидающей преступных богачей каре, но, без сомнения, подразумевает это, переходя далее к увещаниям, ст. 7-9, с ясно выраженным ожиданием пришествия Господня.

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Вы осудили, убили Праведника; Он не противился вам

«Уты, утолсте и забы Бога», – вот удел питающихся пространно и наслаждающихся безумно. Удивительно ли, что плотоугодникам богачам Апостол приписывает смерть Спасителя нашего, Которого, как предсказал Псалмопевец, обыдоша тельцы тучные и пси мнози [Множество тельцов обступили меня; тучные Васанские окружили меня,] (Пс.21:13). И мы знаем, что действительно главными обвинителями Иисуса Христа были люди сильные и знатные: фарисеи и саддукеи с книжниками и первосвященниками. Намекая на сие, Апостол обличает богачей за их притеснения бедных, доходящие до приговоров к смерти людей, ни в чем неповинных, чем они выполняют меру отцов своих, предавших смерти Того, Кто был правдою вечною, и делаются через то участниками их дел, тем более что Иисус Христос сказал: «понеже не сотвористе единому сих меньших, ни Мне сотвористе» (Мф.25:45), а они преследовали Апостолов, которых можно разуметь под жнецами. По свидетельству историка Евсевия, во время разрушения Иерусалима, в те дни, когда пострадал Христос Спаситель, погибло от Римлян около трех миллионов Евреев (кн. 3, гл. 5).

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible