Скрыть
Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас.

Святые отцы

Прочие

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас

Теперь, пока время благоприятно, пока день спасения (ср. 2Кор. 6:2), говорит апостол, избегите будущего наказания, со слезами моля о прощении и творя милостыню!

Толкование на Послание Святого Апостола Иакова

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Приидите ныне богатии, плачитеся и рыдайте о лютых скорбех ваших грядущих на вы. - Бережливость и скупость богачей нередко заставляет их плакать. Но апостол заставляет их рыдать, то есть сильно плакать о том, что они собирают богатство свое на истление и не раздают его нищим, ибо богатство не погибает только в том случае, когда издерживают его на бедных. Посему и Приточник говорит: поели хлеб твой на лице воды (Еккл. 11, 1), то есть на мнимое разрушение и тление. Ибо так бывает с хлебом, бросаемым на воду: он не погибает, но разложением своим доставляет нам прохлаждение, - прохлаждение тогда, когда язык наш будет мучиться в тамошнем пламени.

Никодим Святогорец, прп. (†1809)

Приидите ныне, богатии, плачитеся и рыдайте о лютях скорбех ваших грядущих на вы

Ещё раз, здесь святой брат Божий, повторяет слово против богатых, и по видам, перечисляет их грехи сильнейшие употребляя для них обличения, по святому Митрофану. Чтобы хорошо уяснить, что богатые нуждаются в больших советах, чем бедные, и в частых наставлениях, чтобы оставили широкий путь сластей и богатства и славы, предпочли же узкий и прискорбный путь нищеты и добродетелей, который ходатайствует жизнь вечную. Истинно слово Господа, Который сказал «яко неудобь богатый внидет в Царствие Небесное» (Матф. 19:23). И сначала преклоняет, святой Иаков богатых, чтобы плакали и рыдали, по причине будущего мучения, которое они имеют принять. Затем же, он приводит по видам, причины, ходатайствующие им мучения. Святой же Феофилакт говорит, что здесь возвещает брат Божий, чтобы плакали и рыдали богатые, потому что, собирают богатство и оставляют его для истления, и не тратят его на убогих. Только потраченное на нищих, богатство, не погибает, но остаётся. Как и Соломон гадательно говорит об этом «Посли хлеб твой на лице воды, яко во множестве дний обрящеши его» (Еккл. 11:1), смысл такой: дай хлеб и милостыню нищим, и через них пошлёшь её в воду, т.е. внешне увидишь растворение и истление, однако в действительности она не погибает. Как то, что бывает брошено в воду, кажется что, это тонет и исчезает, но в действительности не исчезает и не гибнет; так и хлеб и серебро, которые даются нищим, кажутся пропавшими и потраченными, однако воистину не исчезают и не истлевают, но пребывают, чтобы давший мог найти их в будущей жизни, ими же, и восприимет орошение и прохладу, когда язык его будет жариться в том огне, о котором сказано в Евангелии о богатом[60].

[60] Почти то же толкование, делает и Богослов Григорий, на это изречение говоря: «Ибо гораздо лучше для достойных простирать руку и недостойным, нежели из опасения — встретиться с недостойными, лишать благодеяния и достойных. Это, по моему мнению, и означает то, что надобно посылать хлеб свой даже по воде (Еккл. 11:1); он не рассыплется и не пропадет перед праведным Судьей, но достигнет того места, где положено будет все ваше и где найдем его во время свое, хотя о том и не думаем» (Надгробное слово к своему отцу).

Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас.

Послушайте вы, богатые и проч.: от купцов, торгующих и получающих прибыль (Иак.4:13), апостол обращается к богатым. Речь идет, как видно из дальнейшего, не о всех богатых, а только о жестокосердых и несправедливых в отношении к другим богатых, и речь к ним обращает апостол грозную; и по тону, и по выражению она имеет характер карательных речей ветхозаветных пророков. Эти богатые были ли члены христианского общества или неверующие иудеи, притеснявшие в делах обыденной жизни бедных христиан, принужденных работать на них? Вероятнее – первое, то есть что они были христиане, притеснявшие своих единоверцев, вероятнее – потому, что и выше, где говорится о богатых (Иак.1:9,10,27; Иак.2:2 и далее; Иак.4:1 и далее), речь идет также о христианах, хотя нет сомнения, что речь имеет свое полное значение и для неверовавших иудеев, потому что подобное отношение богатых к бедным (ст. 4, 6) противно не только закону христианскому, но и Моисееву. Апостол в речи своей против богатых жестокосердых, во- первых, изображает суд Божий, грядущий на них (ст. 13), и, во-вторых, характеризует их поведение как основание, или причину, имеющего совершиться над ними суда (ст. 46).

Плачьте и рыдайте о бедствиях и проч.: это не слезы покаяния от сознания своих грехов (как Иак.4:9), а слезы страха и ужаса пред лицом грядущего суда Божия в грядущих бедствиях (как Мф.24:30; ср. прим.), хотя, конечно, нет сомнения, что цель подобной речи, как и у ветхозаветных пророков, не иная как подвигнуть чрез таковые угрозы жесткие сердца к обращению к Богу и раскаянию. «Апостол заставляет их рыдать, то есть сильно плакать о том, что они собирают богатство свое на истление, а не раздают его нищим. Ибо богатство не погибает только в том случае, когда издерживают его на бедных» (Феофилакт).

О бедствиях ваших, находящих на вас: то есть о бедствиях, которые постигнут вас, которые грядут на вас. Речь не о естественной участи всякого земного богатства, как тленного и скоропреходящего (Иак.1:10 и далее; Иак.4:14), но об участи, какая постигнет богатых как суд Божий, как особенное наказание Божие, частные виды которого изображены далее. Что это за суд, выражающийся в бедствиях богатых? На это указывают дальнейшие выражения: в последние дни (ст. 3), пришествие Господне, и притом близкое (ст. 7 и 8), Судия при дверях (ст. 9), именно суд, имеющий совершиться во время приближающегося пришествия Господня (см. прим. к указ. ст.). От этих указаний речь получает чисто новозаветный характер, тогда как частные черты изображения этого суда можно находить и у ветхозаветных пророков, как увидим далее. В каком смысле говорит апостол об этих бедствиях, как уже находящих, то есть об этом суде и этом пришествии Христовом как уже близком, подобно как говорят в таком же смысле и другие апостолы, см. прим. к ст. 7, 8, 9 и парал.

Толковый Апостол. Соборные послания.

Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)

Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас.


Здесь содержится обличение и осуждение богатых, но не всех и не всяких, так как ни Христос, ни Его апостолы не проповедали равенства между людьми по имуществу и не осуждали богатства безусловно. Апостол осуждает на тяжкие бедствия только тех богатых, которые надеялись на то, что богатство (а не милость Божия) может отвратить от них бедствия последующих дней (снискасте в последния дни, Иак.5:3), – которые удерживали плату работников, пожинавших поля их, так что вопли жнецов достигли слуха Господа Саваофа (Иак.5:4); – которые роскошествовали на земле и наслаждались, насыщали сердца свои, как животных откармливают на убой (аки в день заколения, Иак.5:5), – которые осудили и убили праведника, хотя Он не сопротивлялся им (и тем более заслуживал пощады, Иак.5:6). Богачи, для которых нет ничего дорогого, кроме их золота, поистине стоят строгого осуждения.

Примечания к Апостолу и Апокалипсису в обличение штундистов и подобных им сектантов

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас

От обличения богатых и самонадеянных торговцев (IV:13-16) Апостол переходит теперь к обличению богатых, но немилосердых и жестоких собственников и землевладельцев за притеснение ими бедных соседей и наемников. По тону и самому образу выражения грозная речь Апостола здесь близко напоминает грозные обличительные речи ветхозаветных пророков. Обличаемые богачи здесь, как и ранее в послании (I, 5, 9, 10, 27; 2:2, сл., 4:1 сл.), принадлежали, вероятно, к христианскому обществу, а не к неверующим иудеям, хотя и последним, без сомнения, были вполне понятны и внушительны обличения Апостола, так как обличаемые им пороки жестокосердия противны не только христианскому закону любви, но уже и Моисееву закону с его сострадательною заботливостью о бедных.

Вся обличительная речь Апостола к богачам распадается на два отдела: ст. 1-3: возвещение ожидающей богачей кары гнева Божия, и ст. 4-6 - характеристика поведения богачей, их преступлений, - как основание или причина грядущего суда Божия. Богачи приглашаются, ст. 1, к сильному плачу - «плачьте и рыдайте» (klausate ololuzonteV) - выражения, употребительные у пророков при возвещении ими ужасов суда Божия (Ис 13:6; 14:6; 15:3). Апостол «заставляет богачей рыдать, т. е. сильно плакать о том, что они собирают свое богатство на нетление и не раздают нищим. Ибо богатство не погибает только в том случае, когда издерживают его на бедных» (блаж. Феофил.). Речь идет не о естественной участи всякого земного богатства, как скоро гибнущего и тленного по самой природе (I:10; IV:14), а об участи, какая постигнет богатых, как суд Божий, как нарочитое наказание Божие, именно ввиду близкого пришествия Господня (ниже, ст. 7-9). Цель апостольского призыва богачей к рыданию не состоит только в том, чтобы внушить ужас и сознание величайших бедствий, идущих на них (ср. Мф XXIV:30), но и побудить их к покаянию и исправлению жизни, пока не поздно.

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас. Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью. Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни.

После общего наставления к сильным и богатым, Апостол обращается с особенным наставлением к богатым, увещевая их плакать и рыдать, так как всякие невзгоды для них, привыкших к удобствам жизни и довольству, могут быть особенно тяжелы, когда богатство их сгниет и будет достоянием моли и ржавчины, когда самое тело их истлеет, а потом предастся огню, в последние дни, т. е. когда по глаголу Господню злые люди пойдут в огнь вечный. Здесь как бы воспроизводятся слова Христовы: «не собирайте себе сокровищ на земли, идеже червь и тля тлит»... Припоминая слова Господа: «скрывайте же себе сокровище на небеси» (Мф.6:19–20), Апостол как бы так говорит в обличение грешных христиан, сберегающих до смерти свои сокровища без должного христианского употребления их: «так-то вы исполнили завет своего Законодателя! Вот за то какой печальный удел ваш!». Многих из нераскаянных богачей, изобличаемых Апостолом, постиг предсказанный гнев Божий при разрушении Иерусалима, когда по слову Спасителя, была столь великая скорбь, какая не была от начала мира (Мф.24:21). Еще более страшная участь ожидает этих богачей и подобных им в жизни будущей.

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible