Скрыть
Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа.

Святые отцы

Прочие

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа

Столь велико нечестие гордецов! Будучи весьма состоятельны, они не только отказываются принимать и кормить приходящих отовсюду бедняков, но ещё и не желают давать положенную за работу плату нанятым работникам и собственным слугам. Блаженный Иов показывает, что очень опасается этого нечестия, когда говорит: если против меня земля моя вопиет, и с нею вместе борозды её говорят со слезами, если ел я плоды её без платы, и огорчал земледельцев её, то пусть мне вместо пшеницы вырастут волчцы, и вместо ячменя – терния (Иов. 31:38–40). И вопли их дошли до слуха Господа Саваофа. Апостол называет Господа Саваофом, то есть Господом воинств, чтобы устрашить тех, кто считал, что у бедняков нет никакой защиты. Этот стих согласуется со словами Псалмопевца: ибо Тебе оставлен нищий, сироте Ты будешь помощником (Пс. 9:35). Об этом написано и в книге блаженного Иова: ведь неправда, что Бог не будет слушать, и Всемогущий не станет взирать на тяжбы каждого (Иов. 35:13).

Толкование на Послание Святого Апостола Иакова

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 4-5 Се, мзда делателей делавших нивы ваша, удержаная от вас, вопиет, и вопиения жавших во уши Господа Саваофа внидоша. Возвеселистеся на земли и насладистеся; упитаете сердца ваша аки в день заколения. - Это обличение и посрамление начальникам иудейским, которые пасли бедных и пресыщались почестями от всех, но сами готовились на заклание римским властям от рук их, особенно за то, что осудили единственного Праведника - Господа и убили Его, когда Он не противоречил, не вопиял.

Никодим Святогорец, прп. (†1809)

Се, мзда делателей делавших нивы ваша, удержанная от вас, вопиет, и вопиения жавших во уши Господа Саваофа внидоша

Это, говорит, великое беззаконие делаете вы, богатые. Какое? То, что не только не даёте милостыни от избытка богатства вашего, чтобы восполнить недостаток у бедных братьев ваших, но ещё и лишаете платы работников, которые пожали ваши поля большими трудами и потами, эти платы взывают и вопиют выше вас, ко Владыке всяческих и Господу, и бывают услышаны Им, и они же принесут против вас великий гнев Божий. Он Сам повелел это в Своём законе: «Да не лишиши мзды убогаго и требующаго от братии твоея, или от пришлец иже во градех твоих; в той же день да отдаси мзду ему, да не зайдет солнце ему, яко убог есть, и в том имать надежду, и да не возопиет на тя к Господеви, и будет тебе грех» (Втор. 24:14-15). Поскольку бедные работники и жнецы ваших полей имеют упование, получить плату за свою работу, то и претерпевают летний зной и зимний холод. Не получивши же её, во облегчение своих трудов и потов, которые положили – теряют это упование, обретают же вместо этого великую скорбь в своём сердце. Эта скорбь их вынуждает стенать и вопиять к Богу против вас, которые удержали плату их[61]. Подобное через пророка Малахию, к тем, кто лишает мзды нищих, говорит Господь: «И сия, яже ненавидех, твористе; покрывасте слезами олтарь Господень, и плачем и воздыханием от трудов» (Мал. 2:13). И ещё: «И приду к вам с судом, и буду свидетель скор… на лишающия мзды наемника, и на насильствующыя вдовиц и пхающыя сирыя… Лето скончася, и внесосте вся плоды в сокровища, и будет расхищение его в дому его» (Мал. 3:5,10).

[61] Отмечаем, что, по словам некоторых Учителей, есть грехи, которые вопиют к Богу и требуют отмщения, против тех которые их творят: убийство, мужеложство и лишение работников платы. Говорит же и святой Ефрем: «Мужерастлители и чародеи, волшебники и волхвователи и лишающие платы наёмника… вместе с убийцами осуждены будут». Видишь, что лишающий работника платы будет осуждён как убийца.

Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

4Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа. 5Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания. 6Вы осудили, убили Праведника; Он не противился вам.

Вот плата и проч.: краткое и сильное изображение греховных поступков богачей, за которые постигнет их суд Божий в виде предстоящих им бедствий (ст. 1). Эти богатства нажиты несправедливостию (ст. 4), были средством к роскоши и сластолюбию (ст. 5) и разжигали к пролитию невинной крови (ст. 6). Первый грех богачей – несправедливость и жестокосердие их, и именно в отношении к тем, которые на них работали и трудом которых они наживали свои богатства: они насильственно удерживали плату у работников своих, или обсчитывая их, или недодавая им условленной платы, или не давая им платы, соответствующей их труду, и вынуждая таким образом бедных, не имеющих, может быть, насущного пропитания, для снискания этого пропитания за недостатком другой работы, работать на них за несоответствующую труду плату. Общее понятие работников представляется в частном примере жнецов, так как эта работа особенно трудная, поистине в поте лица, и по этой трудности особенно достойная соответствующей платы, а у них-то богачи и удерживали плату. Притеснение ближнего чрез насильственное удержание зарабатываемой им платы строго запрещаемо было законом Моисеевым (Лев.19:13; Втор.24:14) и строго обличаемо было пророками (Иер.22:13; Мал.3:5; ср.Иов.31:39; Тов.4:14; Сир.34:22). Преступность такого действия богачей в отношении к работникам изображается сильным оборотом речи: эта удержанная плата вопиет, то есть к Богу, об отмщении; таким выражением изрекает Сам Бог Каину тяжесть его греха убиения им Авеля (Быт.4:10).

Ту же тяжесть этого греха богатых выражает и дальнейшее изречение: вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа. Такое выражение употребляет Моисей, говоря о тяжести и жестокости работ, наложенных на евреев фараоном египетским пред исшествием их из Египта (Исх.2:23), и, таким образом, действия богачей в отношении к их работникам сравниваются с жестокими действиями египтян в отношении к евреям.

Вопли жнецов при тяжести их работ и притеснениях от наемщиков – богачей, следовательно – вопли скорби, дошли до слуха, то есть услышаны и приняты на небе, а потому за них последует от праведного Бога отмщение богатым в бедствиях, которые постигнут их (ст. 1) как суд Божий (ст. 2–3). Наименование Бога Господом Саваофом, то есть Господом сил (ср. Пс.23:10), здесь, конечно, нарочитое, для указания этим жестокосердым на всемогущество Божие, по которому Он силен воздать должное возмездие за такое жестокосердие и несправедливость (ср. Пс.17:7; Ис.5:9).

Второй грех богачей – роскошная жизнь, проводимая в чувственных удовольствиях: вы роскошествовали и проч. Представляются эти и дальнейшие действия богатых в прошедшем времени или потому, что изображаются с точки зрения от судного дня или потому, что апостол хочет обозначить настоящие действия их, как и прежде всегда бывшие.

Выражение – на земле составляет резкую противоположность с предшествующим – до слуха Господа Саваофа, то есть на небе, и дает такой смысл речи: тогда как Господь на небе слышит вопли несправедливо угнетаемых вами бедняков, вы, богатые, здесь, на земле, роскошествуете и предаетесь удовольствиям, не страшась гнева Господня, который открывается с неба на всякое нечестие и неправду людей (Рим.1:18).

Напитали сердца ваши, то есть пресытились чувственными удовольствиями и наслаждениями житейскими, как бы на день заклания: образ взят от животных, которых откармливают пред тем, как колоть их для пищи. Этот день заклания – то же, что выше означено выражением последние дни (ст. 3) и ниже – пришествие Господне (ст. 7), Судия у дверей (ст. 9). За эту роскошь и наслаждение чувственными удовольствиями постигнет богачей суд Божий в пришествие Христово, в последние дни, которые будут для них как день заклания, к которому они и приготовили свои откормленные тела и упитанные сердца.

Третий грех богатых – преследование праведника до смерти, несмотря на его невинность и кротость: вы осудили и проч. По обороту речи, под праведником некоторые толкователи (Экумений, Феофилакт) разумеют Господа Иисуса Христа, Которого осудили и убили иудеи; но такое толкование не имеет достаточных оснований. Кроме того, что речь обращена к иудеям в рассеянии (Иак.1:1), которые не участвовали в осуждении и убиении Господа, и притом только к богатым, которые (если и представлять дело убиения Господа в общем смысле делом всего еврейского народа) не более повинны в сем, как и бедные; кроме того, что связь речи не благоприятствует такому толкованию, против него решительно говорит слово – не противится (этот праведник) вам (в русском не точно переведено в прошедшем – не противился; такого чтения нет ни в одной из древних греческих рукописей; в славянском – верно: не противится). Единственное число в слове праведник здесь надобно принимать в смысле общем (собирательном), как и ниже, в ст. 16-м. Смысл: вы осуждаете, убиваете или вообще преследуете и гоните праведных людей, и они, несмотря на свою невинность, не противятся сему по своей кротости. Преследование и убийство людей праведных потому только, что они праведны, представляется в Писании высшим признаком нравственного разврата преследующих, когда этим развратникам самый вид праведника ненавистен, хотя в нем нет никакой вины, и они зверски стараются стереть такового с лица земли (разительное изображение сего см. в Книге Премудрости Соломона (Прем.2:12-20) вероятно, это место и имел в виду апостол).

Не противится: терпит все с кротостию и смирением и даже подвергается смерти безропотно. Употребление настоящего времени объясняется тем, что апостол указывает здесь не на один определенный факт осуждения и убийства праведного, но на продолжающиеся подобные действия богатых в отношении к праведным людям, и таковым действиям противополагает такое поведение праведных. Этот третий грех богачей еще тягчае двух первых, и суд Божий над ними за это совершится грозный в последние дни; это необходимо подразумевается по связи речи у апостола, хотя по отрывочности речи прямо не указывается.

Толковый Апостол. Соборные послания.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 4-6 Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа. Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания. Вы осудили, убили Праведника; Он не противился вам

Назвав выше (ст. 1-3) ожидающие немилосердых богачей бедствия суда Божия, Апостол теперь в том же пророчески-обличительном тоне показывает причину грядущего на них наказания - в содеянных ими нравственных проступках и преступлениях. Преступления эти таковы: богачи нажили свои богатства несправедливостью и обидами (ст. 4), что тем более преступно, что собственные богатства они употребляли на роскошную жизнь (ст. 5) и даже на преследование праведников с целью пролить кровь их (ст. 6). Тяжесть первого греха - вне сомнения: богачи удерживали заработную плату наемников, в частности, жнецов, руками и трудами которых они наживали свои богатства. Притеснение бедных рабочих через удерживание заслуженной ими платы запрещено, как одно из тяжких преступлений, уже в законе Моисеевом (Лев 19:13; Втор XXIV:14) и строго, пламенно было обличаемо пророками (Ам 2:8; Иер 22:13; Мал 3:5; см. Иов XXXI:38; Тов 4:14; Сир 34:27). Преступность и совершенную нетерпимость упомянутой несправедливости к бедным рабочим Апостол показывает, сильно выражаясь, что удержанная плата рабочих и обиды, причиненные им, - подобно крови первого в мире мученика Авеля (Быт 4:10), вопиют к Богу, и что стоны и вопли обиженных рабочих-жнецов и др. дошли уже слуха всеведущего Господа, называемого здесь ветхозаветным, наичаще встречающимся у пророков именем Саваоф - Богом воинств небесных (Пс 23:10), Богом светил небесных и полчищ Израилевых. У LXX имя это нередко передается Pantokratwr, Вседержитель; следовательно, идея всемогущества и вседержительства греческими переводчиками Библии считалась самою главною в имени Божием Цебаоот. Называя Бога этим именем Саваоф, Апостол, очевидно, выражает мысль, что Судии Богу легко будет наказать богачей, обижающих людей столь бедных и трудящихся под палящими лучами восточного солнца, как жнецы. В ст. 5 обличается другой грех богачей: безудержная роскошь, крайне невоздержное пользование благами жизни, что особенно преступно вследствие беззаконного происхождения средств богачей, добывших их потом и кровью ближних. Здесь же дается и грозное предвещание рокового конца насильствующих богачей: они вели почти животный образ жизни, и вот кончина их представляется под образом заклания животных упитанных. В ст. 6 говорится о третьем и самом ужасном грехе богачей - преследовании ими праведника до крови и смерти, не взирая на его невинность и кротость. Под праведником (ton dikaion) некоторые (Икумений, блаж. Феофил., Лянге) разумели Господа Иисуса Христа и неправедное осуждение его на смерть и убиение иудеями. Но это понимание не приемлемо: осуждение и убийство Господа совершено было не иудеями рассеяния, к которым (собственно к христианам из иудеев рассеяния) написано послание Ап. Иакова (I:1), а иудеями палестинскими, и при этом не богатыми только, к которым обращены слова ст. 6-го, а и бедными, словом, всем народом еврейским в Палестине; настоящее время глагола «не противится» (ouk antitassetai) отнюдь не приложимо к единичному прошедшему историческому событию осуждения и смерти Господа. Несомненно, здесь «праведник» стоит в собирательном смысле (как ниже в ст. 16) - праведных, терпящих несправедливое преследование, людей. Справедливо замечает блаж. Феофилакт: «прибавлением «не противится вам» Апостол обобщает речь, простирая ее на прочих, потерпевших от иудеев подобное, и, может быть, пророчески говорит о собственном страдании». Преследование и убийство праведников из-за их праведности, ненавистной преследующим, является разительным признаком нравственного развращения последних (ср. Прем 2:12-20). Такое вопиющее преступление не может остаться без тягчайшей кары суда Божия в последние дни; Апостол, в силу отрывочности речи своей, не высказывает прямо этой мысли об ожидающей преступных богачей каре, но, без сомнения, подразумевает это, переходя далее к увещаниям, ст. 7-9, с ясно выраженным ожиданием пришествия Господня.

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа. Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания.

Уже в стихе 3 Апостол живо представляет страшный конец скупых богачей; теперь он живописует, как не только на страшном суде, но уже и тотчас после притеснения бедных (например, удержанием должной им платы), вопль и стон труждающихся доходят до Бога!... И для чего совершают богачи свои злодейства? Чтобы напитать плоть свою, как упитывают тельцов на заклание, чтобы насладиться на земле?! Какой пустой и бесцельный труд, и какая тщетная надежда! Упитанный телец достигает назначения своего; а услаждавшие плоть невоздержанием бывают лишь достоянием червей и огня!

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О богатстве.

Мф.13:22. Подлежат осуждению богачи, которые безрассудно живут: Лк.16:19; презирают и притесняют бедных: Иак.2:6; удерживают у работников плату: Иак.5:4; но не осуждаются такие богачи, как Иосиф из Аримафеи: Мф.27:57; или знатные женщины, служившие именем Своим Господу и апостолам: Лк.8:3.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О богатстве

Мф.19:23-26. Подлежит осуждению не само богатство, а обольщение им: Мф.13:22; любостяжание: Лк.12:15; презрение к бедному: Иак.2:6; удержание платы у работников: Иак.5:4; таким богачам трудно спастись, если они не последуют евангельскому совету: Лк.12:33;16:9; трудно войти в Царствие Божие надеющемуся на богатство (Мк.10:24); но, конечно, человекам это невозможно, Богу же все возможно: Мф.19:26.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible