Скрыть
Ибо Младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. //В Славянской Библии этот стих читается так: «Ибо Младенец родился нам, Сын, и дан нам; владычество Его на раменах Его, и нарекут имя Ему: Великого Совета Ангел, Чудный, Советник, Бог крепкий, Властелин, Князь мира, Отец будущего века; ибо приведу мир князьям, мир и здравие Его».

Святые отцы

Прочие

Иустин Философ, мч. (†165)

Ибо младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира

Отрок родился у нас, и юноша дан нам, коего начальство на раменах [т. е. плечах - прим. ред.] Его. Слова эти предозначали силу Креста, к которому Распятый приложил рамена свои, как это будет яснее показано в дальнейшей речи моей.

Апология


Когда Исаия называет Его Ангелом великого совета, то не предсказывает ли, что Он станет учителем того, чему научил по пришествии Своем? Он один открыто возвестил великие намерения Отца относительно всех тех, которые были и будут угодны Ему, равно как и относительно отпавших от Его воли людей и ангелов.

Разговор с Трифоном Иудеем

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Отроча родися нам, Сын, и дадеся нам. Сказанное здесь частично относится к Езекии, но большей частью не может быть приложено к нему, даже и то, что можно бы относить к Езекии, в таинственном смысле должно прилагать ко Господу Езекии, произошедшему от семени его. И нарицается имя Его… Чуден. Господь чуден, потому что Он - истинный Бог и является как человек. Советник, Бог крепкий веков. Пророк свидетельствует, что Сын, Который родися… и дадеся нам, есть Бог веков: и века настоящего, - как Творец, Промыслитель, Попечитель и Животодавец, и века будущего, - как Царь, как Судия, как наследие и блаженство святых. Князь мира, - это может быть отнесено и к миролюбивому Езекии, по причине кротости его правления.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии


Ныне родился Младенец, и нарицается имя Его Чудный, ибо действительно чудно, что Бог является младенцем.

Гимны на Рождество

Василий Великий, свт. (†379)

Ст. 5-6 Ибо всякая обувь воина во время брани и одежда, обагренная кровью, будут отданы на сожжение, в пищу огню. Ибо младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира

Что же значит - всякую одежду собранну лестию и ризу с примирением отдать? Думаю, сим выражается, что те, которые, налагая тяжкий ярем греха и поражая жезлом, принуждают ко греху, одежду собранну лестию и ризу возвратят с примирением. Те, которые ограбили людей и лестью обнажили их своих покровов, возвратят сие с примирением. Ибо когда берет нас под власть свою общий враг, тогда он отъемлет у нас ризы, облекающие благообразием наше безобразие. А риза христиан, покрывающая безобразие нашего греха, есть вера во Христа. Елицы бо во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (Гал. 3:27). Но и прежде веры во Христа враг наш обнажал человеческое безобразие, похищал у нас те мысли, которыми украшалась жизнь наша, и делал явной для всех нашу наготу. Посему поскольку он совлек с нас одежды при помощи хитрой своей изобретательности, то всякую одежду собранну лестию и ризу отдаст с примирением. Ибо не только возвращаем отнятое у нас, но даже соделываемся лучшими чрез присовокупление познания Христова. Облече бо мя, говорит Пророк, в ризу спасения и в одежду веселия (ср. Ис. 61:10). Итак, всякую одежду собранну лестию, то есть тайно похищенную, с примирением отдадут, и восхотят, да быша огнем сожжены были. Яко Отроча родися нам. Лукавые силы по пришествии Господа взывали: что нама и Тебе, Иисусе Сыне Божий? пришел еси семо прежде времене мучити нас (Мф. 8:29). Тогда они пожелают лучше быть сожженными огнем, нежели осужденными явлением Христовым во плоти.

Яко Отроча родися нам, Сын, и дадеся нам, Егоже началство бысть на раме Его; и нарицается имя Его: Велика Совета Ангел. Сколько имен Господа преподал нам Пророк, слышали мы выше. Се, Дева во чреве зачнет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил (ср. Ис. 7:14; ср. Мф. 1:23). Здесь нарицается имя Его: Велика Совета Ангел - Тот, Кто соделал известным Великий Совет, сокровенный от веков и не явленный иным родам (см. Кол. 1:26); Тот, Кто возвестил и явил неизследованное Свое богатство во языцех: быти языком снаследником и стелесником (ср. Еф. 3:8). Того Самого, Егоже началство на раме Его, то есть царство и могущество в кресте, ибо, вознесенный на крест, всех привлек Он к Себе (см. Ин. 12:32).

Приведу бо мир на князи, мир и здравие Ему. И велие началство Его, и мира Его несть предела. Из сего видно, что слова сии сказаны от лица Отца. Поскольку Отец умиротворил Кровию креста Его, чрез Него, аще земная, аще ли небесная (ср. Кол. 1:20), то и сказано: приведу бо мир на князи, и здравие Ему. Думаю же, что словом показывается тайна Воскресения. Поскольку распят бысть от немощи, но жив есть от силы Божия (2Кор. 13:4), то и сказано, что приведется здравие Ему против немощи плоти, которую восприял за нас.

Толкование на книгу пророка Исаии

Григорий Нисский, свт. (†394)

Ибо младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира

И мы ясно утверждаем, что пророк наименовал Сущего Ангелом, желая сделать открытою людям тайну Христа - именно же для того, чтобы смысл изрекаемого не был относим к Отцу, если бы в беседе находилось одно наименование Сущего. Но как наше слово бывает предъявителем и вестником движений умственных, так и о сущем в начале истинном Слове говорим, что Оно, как возвещающее волю Своего Отца, именуемое по деятельности вестника, называется Ангелом. И как возвышенный Иоанн, сперва назвав Его Словом, затем присовокупляет, что Слово есть Бог (Ин. 1:1), для того, чтобы наименование Богом, если бы предшествовало, не увлекло наших мыслей к Отцу. Так и великий Моисей, наименовав Его прежде Ангелом, в следующих за тем словах научает, что Он - Сам Сущий, желая явно предвозвестить тайну Христа, ибо, называя Ангелом, Писание учит о Слове, о Слове - истолкователе Отчей воли, а нарекая Сущим, учит о естественном сродстве Сына с Отцом по самому бытию.

Если же Евномий выставит на вид и Исаию как говорящего, что нарекается Имя Его Великого Совета Ангел… (ибо ангел бывает чьим-либо вестником), слово также открывает вложенную в его мысль. Печать своим отпечатком указывает на первообраз, и образ делает понятной красоту отображенного им, так что все это равносильно между собой по значению. Поэтому-то имя «Ангел» поставлено прежде наименования Его Сущим: Ангелом называется Он как вестник Отца, а Сущим, - как не имеющий такого имени, которое выражало бы Его сущность, но превышающий всякое обозначение именем.

Против Евномия

Амвросий Медиоланский, свт. (†397)

Ибо младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира

Так и в другом месте: Ибо младенец родился нам - Сын дан нам. В Младенце - именование возраста, в Сыне же - совершение Божества. Произошел от Матери, родился от Отца, Один и Тот же родился и был дан. Ибо один Сын Божий, рожденный от Отца и происшедший от Девы, хотя от Девы родился позже, но именем схож, как и эти слова означают: Такой-то и такой-то муж родился в нем, и Сам Всевышний укрепил его (Пс. 86:5). Муж по телу, Вышний же по власти. Бог и человек по различию естества, но в обоих Один и Тот же. Одно свойственно Его природе, а другое - общее с нами, но в обоих един и в обоих совершен.

О кончине брата Сатира


И Отец Сына не только послал, но также отдал, как и Сам Сын отдал Себя. Ибо сказано: Благодать вам от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа, Который отдал Себя Самого за грехи наши (Гал. 1:3-4). Если считают, что в Нем было подчинение, ибо Он был послан, то не могут отрицать, что это было дело милости, ибо Он был дан. Дан же Отцом, как сказал Исаия: Младенец родился нам; Сын дан нам. Дан же был, осмелюсь сказать, также и Духом Тот, Кто Духом был послан. Поскольку пророк не определил, кем Он был дан, то показал этим, что дан Он был милостью Троицы. А поскольку Сын отдал Сам Себя, то, конечно, Он не мог в соответствии со Своим Божеством быть подчиненным Самому Себе. Следовательно, то, что Он был дан, не может свидетельствовать о Божественном подчинении.

О Святом Духе. Книга 3


Итак, чтобы призвать народы к благодати Своего воскресения - ведь Он и есть та тучная и плодородная земля, которая приносит плоды для вечности, плоды во сто крат и в шестьдесят (Мф. 13:8), - Он принял труды на Свои плечи, обрекая Себя на крест, дабы нести наши грехи. И поэтому пророк говорит: Владычество на раменах Его, - то есть Божественное могущество поверх телесного страдания, или возвышающийся над телом Крест. Следовательно, взявшись за плуг и терпеливо перенося все оскорбления, Он возложил их тяжесть на плечи, так подчинившись страданию, что был уязвляем из-за несправедливостей наших и лишался сил из-за грехов наших.

О патриархах


Итак, начало нашей добродетели и начало непорочности - Христос, научивший дев не ждать сожительства с мужчиной, но посвящать непорочность души и тела скорее Святому Духу, нежели супругу. Начало бережливости - Христос, Который, будучи богат, обнищал (2Кор. 8:9). Начало терпения - Христос, Который, будучи злословим, не злословил взаимно (1Пет. 2:23) и, хотя Его били, не наносил ответных ударов. Начало смирения - Христос, Который принял образ раба (Флп. 2:7), хотя был равен Богу Отцу по величию силы. Ибо из Него берет начало всякая добродетель. И поэтому, чтобы мы могли познать эти виды добродетелей, Сын дан нам; владычество на раменах Его. Это начало - Крест Господень, начало мужества, благодаря которому для святых мучеников оставлен путь к страстям священного сражения.

Пять книг о вере (к Грациану Августу)

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ибо младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира

Почему же? Потому что Родившийся разрушил и погубил их (иудеев); Своим рождением для нас Он потребил их. Хотя Павел говорит, что Он родился для них, но так как они не пожелали признать Его, то Он родился «нам», и Младенец «нам», и Сын «нам». Выслушав, как пророк предсказывает о Его человеческой природе и рождении, и с начала учит, от кого Он родился, теперь пойми, кто есть Он и каково Его имя. «Владычество на раменах Его». Этого невозможно понять относительно какого-либо другого человека (а только относительно Христа), так как Он имеет Свое начальство не от кого-либо другого, но от Себя самого и Своей природы, так как есть самодовлеющий. «И нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира». Где теперь та и другая сторона – иудеи и еретики? Вот дар Святого Духа, делающий нас достойными того, чтобы мы удивлялись и не испытывали. Итак, должно исповедовать, что Творец не есть творение, что Он один, а не два, – «Сын», т.е. Тот, Кого не желают признавать иудеи. А то, что они не пожелали получить здравие от общего врачества, указывает на их раны. Выше он говорит: «с нами Бог», а здесь говорит: «Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира». И воистину; – великого Отеческого совета, так как никто не объявил нам имени Отца, кроме Того, Кто имеет ту же самую природу и впоследствии пожелал быть Ангелом Его, – не то, что Он преобразился в ангела, но – исполнял обязанность ангела, по благости Своей, будучи Богом от Бога, по сказанному: «И Я открыл им имя Твое» (Ин.17:6, 26).

«Советник». Вот иное значение: так как Отец пожелал сделать язычников сонаследниками, подобными и сопричастными Сыну Своему, то смотри, какой совет держал Он с Сыном и Духом Святым, именно – возвысить нашу природу и поставить ее выше ангелов, архангелов, херувимов и серафимов. «И нарекут имя Ему: Чудный, Советник», для того, чтобы возвысить землю и прах до неба. Но Он сам есть совет и воля: мыслил, желал, возлюбил мир, пришел и освободил его от зла.

«Чудный, Советник». Это выражение не находится в переводе 70-ти (в ват. код. т. LХХ эти слова не читаются, но в алекс. читаются), но находится у других переводчиков и в еврейском тексте, вместе с другими последующими словами. Потому заслуживает удивления мученик Лукиан, который хорошо извлек и сопоставил остальное, чтобы сделать для нас ясным равенство по существу Сына с Отцом, и несправедливо обвиняют его, как еретика. Но как же говорится: «Кто уразумел дух Господа, и был советником у Него и учил Его?» (Ис.40:13)? Не видишь ли ты, что выражением «кто» показывается не разделение между Отцом и Сыном, а отличие от идолов, которые называются богами? Чудно, говорит, будет имя Мое и величественно. Весьма хорошо Он говорит и в другом месте: «что ты спрашиваешь об имени моем? оно чудно» (Суд.13:18); а также: «Господи, Боже наш! как величественно имя Твое по всей земле!» (Пс.8:2). И в самом деле, как не чудно то имя, которое прогнало ложь, просветило круг земной и привлекло к Себе и к Отцу.

«Бог крепкий». Различие между теми, которые не были богами, и Богом истинным состоит в главенстве. Как же вы говорите, что Он находится под властью, когда пророк называет его главным? Известно, что главный не находится под чьей-либо властью. «Князь мира, Отец вечности». Как же Он не знал дня, когда называется: вот Сын, и вот Отец (ср. Мф.24:36)? Хотя в этом мире Он не был признан неверующими, но в конце (века) все признают Его. Хорошо сказано: «Отец вечности», потому что Он сотворил не только настоящее, но и будущее.

Толкование на пророка Исайю


Когда Писание желает показать, что Бог ни в чем не испытывает недостатка, оно говорит, что у Него нет советника. Когда же оно желает показать равночестие Единородного, оно называет Сына Божия Советником.

Вы слышали, что Отец называется Господом; теперь мы покажем вам, что и Сын называется Богом. Се дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя ему Еммануил, что значит: с нами Бог (Ис. 7:14; Мф. 1:23). Видишь ли, что и Отцу принадлежит имя «Господь», и Сыну - имя «Бог»? Как там сказано: да познают, яко имя Тебе Господь; так и здесь говорится: нарекут имя ему Еммануил. И еще: младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник.

Против аномеев


Сын Божий называется Ангелом великого совета как по причине других истин, которые Он открыл, так особенно потому, что Он возвестил людям об Отце. Вот об этом Он теперь и говорит: Я открыл имя Твое человекам (Ин. 17:6).

Беседы на Евангелие от Иоанна

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 6-7 Ибо младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это

И так диавол и вся его насильственная добыча, какою он угнетал род человеческий и прибавлял кровь к крови, будут на сожжение и в пищу огню вечному; ибо родился нам от Девы Младенец, о Котором выше было сказано: прежде чем младенец будет разуметь отвергать худое и избирать доброе (Ис. 7:16), и потом при рождении пророчицы: прежде чем дитя будет уметь назвать отца своего и матерь свою (Ис. 8:4). И так тот же самый Младенец, который родился от Девы и именуется Еммануилом, т. е. с нами Бог, и который родился от пророчицы, т. е. от Духа Святаго, и наречен поспеши, уноси добычи, спеши расхищать, — теперь называется многими именами. И хотя вышесказанным, именно словом Еммануил, т. е. с нами Бог, показал, что Он есть Бог; однако теперь говорит, что владычество Его было на раменах Его, — что или Он Сам понесет крест Свой, или под раменами указывая силу мышцы, по слову тогоже Исаии: и открыет Господь мышцу Свою святую пред всеми языки (Ис. 52:10), и еще: Господи, кто верова слуху нашему, и мышца Господня, кому открыся (Ис. 53:1)? Итак, после этих двух имен [Младенец и Сын - прим. ред.] Он будет называться шестью другими именами: Чудный, Советник Богу крепкий, Отец будущего века, Князь мира. Эти имена не должны быть соединяемы по два, чтобы читать: чудный Советник, Бог крепкий, Но Чудный, что по-еврейски pele, должно читать отдельно, и Советник, по-еврейски yô‘ēs?, отдельно. Бог, по- еврейски, ēl - отдельно. И в дальнейших местах, где читаем: Я Господь, и нет иного; нет Бога кроме Меня (Ис. 45:5), и во многих подобных этому местах, вместо того, что по-латыни называется Deus, в еврейском стоит ēl. Дальнейшее слово крепкий по- еврейски gibbôr, поэтому и в том месте, где тот же пророк говорит: Возложат упование на Господа, Святаго Израилева, чистосердечно, и остаток Иакова - к Богу сильному (Ис. 10:20-21), вместо Бога крепкого в еврейском поставлено ēl gibbôr. Что Он есть Отец будущего века и воскресения, это исполняется в нашем призвании; а что сказавший апостолам: Мир оставляю вам, мир Мой даю вам (Ин. 14:27), есть Князь мира, в этом не усомнится тот, кто, по апостолу Павлу, прочтет, что Спаситель есть мир наш (Еф. 2:14). Полагаю, что в LXX, устрашившись этого величия имен, не осмелились сказать о Младенце, что Он прямо будет назван Богом, но вместо этих шести имен поставили - чего в еврейском нет - Ангел великого совета, потому что Я дам через Него мир начальствующим, мир и исцеление. Это, мне кажется, имеет такой смысл: Ангел великого совета есть Тот, Который возвестил нам, что Израиль на время будет отвержен и язычники спасутся, и Который дал мир князьям Своим, апостолам и мужам апостольским и оставил верующим лекарство Своего учения.

А что далее следует: умножится власть Его и мира Его не будет конца, вместо чего LXX перевели велико владычество Его, то мы должны знать, что еврейское слово mesra LXX и здесь и выше перевели словом άρχή, т. е. владычество, вместо чего мы выше поставили: principatum, а здесь imperium (власть). Акила же, введенный в заблуждение двусмысленностию слова перевел μετρον, т. е. mensura (мера), которая и по еврейски и по-латыни обозначается одинаковым названием. В многой власти Спасителя и мире Его, которому не будет конца, не будет сомневаться тот , кто прочтет в Псалмах: проси от Мене, и дам ти языки достояние твое и одержание твое концы земли (Пс. 2:8) и еще: возсияет во днех его правда и множество мира, дондеже отъимется луна (Пс. 71:7), т. е. до скончания века. Владычество же и власть Его будет над престолом и царством Давида, разрушенным после плена Вавилонского,— чтобы утвердить его и укрепить, и чтобы научить, что владычество это вечное— да не покажется тщетным обетование Божие — со времени воплощения и до века. Ревность же, т.е. соревнование Господне, соделала это потому, что они сами вызвали Его на ревность теми, кои не были богами, и потому и Он вызвал их на ревность народом, который не был народом (Втор. 32:21). Пророчество об Еммануиле и раждающемся от Девы младенце, начатое с того места, где говорится Ахазу: проси себе знамения от Господа Бога твоего, окончено этим стихом, в котором говорится: ревность Господа воинств соделает сие. Перейдем теперь к другому.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга четвертая

Августин Аврелий, блж. (†430)

Ибо младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира

Итак, поскольку Дева зачала и родила Сына, по причине очевидного образа раба сказано так: Младенец родился нам. Ведь поскольку Слово Божие, пребывающее вовеки, стало плотью, чтобы обитать в нас, по причине сокрытого, но пребывающего образа Божия, мы, как возвестил Гавриил, называем имя Ему Еммануил. Ибо Слово стало человеком, оставаясь Богом, чтобы Сын Человеческий верно назывался с нами Бог, а не так, что Бог - одно, а человек - другое.

А по поводу того, что Один и Тот же, говоривший с Моисеем, называется и Ангелом Господним, и Господом, возникает большой вопрос, и для разрешения его нужна готовность не к поспешным утверждениям, но ко внимательным изысканиям. Итак, есть два мнения, которые могут быть предложены здесь, причем, какое бы из них не оказалось истиной, они оба находятся в согласии с верой. Когда сказал я: «Какое бы из них не оказалось истиной», я имел в виду: какое бы из них не держал в уме писавший это. Ибо, когда мы, исследуя Писание, думаем нечто, чего возможно не думал писавший это, мы все же не должны думать того, что расходится с правилом веры, правилом истины, правилом благочестия.

Итак, я предложу оба эти мнения, но может быть и какое-то третье, сокрытое от меня. А из этих двух предложенных вы сами выберете то, которое захотите. Некоторые говорят, что назван Он и Ангелом Господним, и Господом, поскольку это был Христос, о Котором открыто говорит пророк, что Он - Ангел великого совета. Ведь «ангел» - это имя для служения, а не для природы. Ибо по-гречески ангелом называется тот, кто по- латыни обозначается как «вестник». А «вестник» - это имя, взятое от действия, поскольку некто называется вестником по своему действию, то есть на основании своего возвещения. Кто станет отрицать, что Христос возвестил нам Царствие Небесное? Далее, ангел, то есть вестник, посылается тем, кто возвещает нечто через него. И кто станет отрицать, что Христос был послан Отцом? Тот, Кто многократно говорил: Я пришел творить не Свою волю, но волю пославшего Меня (Ин. 6:38), - Он в собственном смысле является Посланником. Ведь и упоминаемая в Евангелии Силоамская купель переводится как «посланный». Потому Он и повелел тому, кому помазал глаза брением, умыть в ней лицо. Ибо ни у кого не отверзаются глаза, кроме того, кто бывает очищен Христом. Потому Он же Ангел, и Он же Господь.

Проповеди

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 5–7 Яко всякую одежду собранну лестию и ризу с примирением отдадут, и восхотят, да быша огнем сожжены были. Яко Отроча родися нам, Сын, и дадеся нам, егоже начальство бысть на раме Его: и нарицается имя Его: велика совета Ангел. Приведу бо мир на князи, мир и здравие ему. И велие начальство его, и мира его несть предела на престоле Давидове и на царстве его, исправити е и заступити его в суде и правде, отныне и до века: ревность Господа Саваофа сотворит сия

Призван был к познанию Еммануила чрез святых Апостолов останок Израиля; призваны также и язычники. Потому (пророк) и сказал: страно Завулоня и земле Неффалимля, и потом к сему добавил: Галилеа языков, людие седящии во тме видеша свет велий, разумеется свет, ниспосылаемый чрез Христа, просвещающего духовно, притом не один народ Израильский, а лучше сказать, – всю поднебесную. Что просвещенные (сим светом) имели свергнуть с себя ярмо злобы диавола, и избавиться от жезла, в этом он убедил, присоединив слова: зане отнимется ярем лежай на них, и жезл, иже на выи их. Но мы видим, что на служащих твари и поклоняющихся делам рук своих возложено ярмо злобы диавольской, а на Израильтян – тяжкое бремя закона и бремя по истине невыносимое. Поэтому и блаженные ученики, – тех, кои, по принятии веры, убеждали некоторых соблюдать написанное в законе, укоряли, говоря: и ныне, что искушаете Бога, хотяще возложити иго на выи учеником, егоже ни отцы наши, ни мы возмогохом понести? (Деян. 15:10). Итак, слишком невыносимо было для Израильтян иго закона, и кроме того, что еще несноснее было, так это то, что лукавство Фарисеев не мало сокрушало их своею ненасытностью. Ибо вожди синагоги Иудейской были жадны к деньгам и имели одну цель, чтобы отовсюду собирать и всяческое вымогательство делать подчиненному им народу. Поэтому и об Израильтянах весьма справедливо можно было бы сказать, что отъимется ярем лежай на них, и жезл, иже на выи их. Жезлом же правдоподобно называет жадность вождей к преобладанию, вследствие их сильной склонности к корыстолюбию. По этой самой причине они, несчастные, убили и самого Сына. Ибо хотя они и видели, что Он есть наследник, однако реша к себе: приидите, убием его и удержим достояние его (Мф. 21:38). Итак, что имея сию нечестивую и греховную цель, они охотнее потерпели бы ущерб всего имущества своего, нежели видеть воссиявшего миру Еммануила, на это указует, говоря: яко всякую одежду собранну лестью, и ризу с примирением отдадут, и восхотят, да быша огнем сожжени были. Яко Отроча родися нам, Сын и дадеся нам. Ибо коварством и лестью и неправым судом собрали они себе деньги, как сказано (Мф. 23:14; 23:23 и др.): но им приятно и любезно было снять с себя и отдать все до нижней одежды и гиматия с примирением, то есть, с прибытком, даже более, как сказано, они согласились бы быть сожженными огнем, будучи не в состоянии перенести того, что Отроча родися нам, Сын и дадеся нам. Облеченные доверием в управлении владычним виноградником, они восхотели иметь плоды только сами одни, совсем ничего не принося Владыке. А когда говорит (пророк), что Отроча родися, ясно изобличает слабость мнения Манихеев, которые не хотят признать, что Слово плоть бысть (Ин. 1:14), то есть, что Оно ради нас по домостроительству приняло плоть нашу. Но если они хотят право мудрствовать и произнести суд на свои неразумные советы, то пусть не бесчестят слова пророка, говорящего, что Отроча родися нам; ибо где (происходят) действительные роды от жены, там какое может быть место кажущемуся и призрачному, и каким образом рождение с болями могло совершиться, так сказать, в одном воображении? Кроме того, Сын, говорится, дадеся нам; ибо Единородное Слово Божие соделалось человеком не ради Себя самого, но скорее для того, чтобы обновить наше естество и возвести его в изначальное состояние и чтобы выкупом за жизнь всех собственное тело свое принести в воню благоухания Богу и Отцу. А что говорится: начальство Его бысть на раме Его, то это, как некоторым думается, можно понимать следующим образом: поелику, повествуется, Господь наш Иисус Христос, имея у Себя на раменах крест, шел на спасительную страсть, а так же вознесся и восприял власть на небе сам Собою, то поэтому и говорится, что начальство Его быть на раме Его. И толкование достойно вероятия, и не следует унижать мысль, правильно выраженную, если бы кто захотел и похвалять ее Словом: рамо пророческое слово в этом случае, как кажется, хотело указать нам на силу; потому что вся сила у нас заключается в мышцах и раменах (плечах). Потому Сын и называется десницею и мышцею Бога и Отца: Господ, сказано, кто верова слуху нашему? и мышца Господня кому открыся? (Ис. 53:1). Итак, воспринял начальство на небе своею силою Христос; потому что Он есть крепость Бога и Отца. Назван Он также и велика совета Ангелом, то есть, Бога и Отца. И может засвидетельствовать о Нем премудрый Иоанн, говорящий: приемлющий Его свидетельство верова, яко Бог истинен есть, Егоже бо посла Бог, глаголы Божия глаголет (Ин. 3:33-34). И сам Он говорит в одном месте святым Апостолам: вы друзи Мои есте, аще творите, елика Аз заповедаю вам: не ктому вас глаголю рабы, яко раб не весть, что творит господь его: вас же рекох други, яко вся, яже слышах от Отца Моего, сказах вам (Ин. 15:14-15). Итак, вот по какой причине именует Еммануила великого совета Ангелом. Когда же Он соделался человеком, то сам приписывал Богу и Отцу действие и силу всего Им совершаемого. И сам чрез то (явившийся) нам Бог и Отец указывает тоже самое, говоря: приведи бо мир на князи, мир и здравие их. Присущий святым Апостолам мир, как свой, дал Христос; потому что все принадлежащее Отцу есть Его. Он также и говорил: мир Мой даю вам, мир Мой оставляю вам (Ин. 14:27). Если же и о самом Еммануиле может быть сказано, что Он принял мир и здравие, то опять разумей здесь мудрость домостроительства по плоти. Ибо Он принял мир, разумеется от мира, так как Отец привел к Нему все и убеждает иметь с Ним мир, чрез поклонение Ему и восприятие ига царствия Его; потому что никтоже может, говорит Он, приити ко Мне, аще не Отец пославый Мя привлечет его (Ин. 6:44). Предвопиет в ином месте и премудрый Исаия: сотворим мир Ему, сотворим мир, приходящие к Нему (Ис. 27:5-6). Итак, Он принимает мир от Отца в том смысле, как я сказал; потому что мы слышали Его говорящим небесному Отцу и Богу: ихже дал еси Мне от мира: Твои беша, и Мне их дал еси (Ин. 17:6). Принимает Он также и здравие, то есть, воскресение из мертвых; потому что после того как истощив себя на время, как говорится, благоволив плотью своею, по благодати Божией, вкусить за всех смерть, принимает здравие, то есть, оживление, и это также сделав сам (см. 2Кор. 13:3-4 и Ин. 10:17-18). Ибо Он воздвиг храм свой, сам будучи силою Отчею, потому что если сам Он есть воскрешение и живот (Ин. 11:25), то в чем может нуждаться жизнь для оживотворения? И если Он являлся воздвигшим (от смерти к жизни) тела других людей опять своею собственною силою, то каким образом не воскресил бы, и при том прежде всех других, собственное (тело)? Впрочем, Он и сам говорит Иудеям: разорите церковь сию, и треми денми воздвигну ю (Ин. 2:19). А что царство Христово непоколебимо и имеет во всем твердость, этому пророк научает, говоря: велие начальство Его, и мира Его несть предела. Ибо Он приял начальство не над одною только Иудеей, а над всею скорее поднебесною. И не будет конца приносимого Ему от нас мира: потому что мы мир имамы к Нему (Рим. 5:1), Ему покланяемся, как я сказал, и чрез Него и в Нем Богу и Отцу. И грех, служащий причиною нашей вражды (с Богом), мы стараемся изгнать вон. А что Он пришел с намерением освободить народ Иудейский, пророк научает, прибавляя: на престоле Давидове, и на царстве его, исправити е, и заступити его в правде и суде, отныне и до века. После же того как блаженный пророк предложил нам уже достаточно полное слово об Еммануиле, он теперь благовременно возвращается к вочеловечению, говоря: ревность Господа Саваофа сотворит сия. Необходимо сказать, какая это ревность и за кого она. Змий отступник расхитил поднебесную и своему скипетру (то есть своей власти) подчинил сотворенного по образу Божию человека. Поэтому по истине всякой ревности достойно и всякого превосходства исполнено было то, что совершилось с нами: именно ревность Господа Саваофа освободила живущих по всей земле, И в ином смысле это можно понимать: раздражиша Его Израильтяне не о богах, как написано (Втор. 32:21), и суетными их (3Цар. 16:2-13), и наконец распяли Еммануила. Сами же они раздражены были язычниками, как Он сам говорит: тии раздражиша Мя не о богах, прогневаша Мя во идолех своих: и Аз раздражу их не о языце, о языце же неразумливе прогневаю их (Втор. 32:21; ср. Рим. 10:19).

Толкование на пророка Исаию

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ибо младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира

Пророк, предсказавший об Еммануиле, написал о Нем немного дальше, что: Младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Итак, если Младенец, рожденный от Девы, называется Бог крепкий, то этого достаточно, чтобы Его Мать именовалась Божией Матерью. Ибо мать разделяет славу рожденного от нее, а Дева - одновременно и Мать Господа Христа как человека, и, опять же, Его слуга как Господа, Творца и Бога.

К монахам

Лев Великий, свт. (†461)

Ибо младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира

Евтихий должен был внимательно прочесть слова того же пророка: Ибо младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Ангел великого совета, Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Тогда не учил бы ложно, утверждая, что Слово стало плотью так, что Христос, рожденный из чрева Девы, имел человеческий образ, но не имел, на самом деле, тела от Своей матери.

Послания

Максим Туринский, свт. (†Vв.)

Ибо младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира

Итак, сказано апостолам: Если вы не обратитесь и не сделаетесь как это дитя. Он сказал не «как эти дети», но - как это дитя. Одного Он избрал, одного представил. Так посмотрим же, кто бы мог быть тем самым ребенком, который ученикам был представлен как пример для подражания! Не для того, чтобы его оценили толпа, общество, масса остальных людей, Он дал пример святости всему миру, главным образом, ради апостолов. Не обществом, говорю, он оценен, но небом. Ибо Он Сам дитя от неба, о котором сказал пророк Исаия: Младенец родился нам - Сын дан нам. Он Сам, поистине, ребенок, который, будучи непорочным, не отвечал на брань, когда Его хулили, не наносил ответных ударов, когда Его били, кто не имел власти в Своем страдании и молился о Своих врагах: Отче! прости им, ибо не знают, что делают (Лк. 23:34). Таким образом, простодушие, которое выражает детская натура, Господь преисполняет добродетелью милосердия.

Проповеди

Кесарий Арелатский, свт. (†542)

Ибо младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира

Исаак нес на себе дрова для всесожжения и тем самым явил собой прообраз Господа Христа, Который сам нес Крест к месту страданий своих. Об этом таинстве было еще задолго возвещено через пророка: Владычество на раменах его. Ведь тогда, когда Христос с удивительным смирением нес свой Крест, он держал владычество на раменах своих - Крест Христов, без сомнения, обозначает владычество: Крестом и дьявол побеждается, и весь мир обращается к познанию и восхвалению Христа.

Проповеди

Максим Исповедник, прп. (†662)

Великого совета Ангел

Великий Совет Бога и Отца есть окруженное молчанием и неведомое таинство [Божественного] Домостоительства. Единородный Сын открыл и исполнил [этот Совет] через [Свое] Воплощение, став Вестником Великого и Предвечного Совета Бога Отца. И всякий познавший смысл таинства [Домостроительства] также становится вестником Великого Совета Бога настолько, насколько он, словом и делом, бесконечно восходит горе и, преодолевая все [тварное], поспешает к Тому, Кто снизошел к нему.

Главы о богословии и домостроительстве воплощения Сына Божия

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

Ибо младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира

Все промышление о мире нашего Искупителя есть примирение. Ведь для того Он воплотился, для этого пострадал и воскрес из мертвых, чтобы нас, через грех подпавших под гнев Бога, Самому привести к миру Божьему (Флп. 4:7) через примирение. Отсюда справедливо пророк Его именует Отцом вечности, Князем мира, и апостол, который писал уверовавшим из язычников, сказал: И придя, благовествовал мир вам, дальним и близким, потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе (Еф. 2:17-18).

Гомилии на Евангелия

Симеон Новый Богослов, прп. (†1022)

Ибо младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира

Посему же и имя Его нарицается у пророка Исаии – Властелин, не яко Бог, но яко Бог и человек. Ибо яко Богу, как можно было Ему не быть властелином всех тварей, Им созданных? Но поелику Он яко человек принес Себя в жертву и Своею волею дал Себя во искупление рода человеческого, то и приял власть за такое великое дело, Им сделанное во искупление человека пречистою Своею кровию. Если Богочеловек Иисус предал Себя во искупление греха, то очевидно, что не было другого большего дара, чтобы дать ему, как отпущение греха Адамова. Вследствие сего, как тогда Адам, падши, совлекся умной благодати Божией, какую имел в себе, так теперь, кто крещается, опять облекается в оную благодать, как говорит Апостол: елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (Гал. 3:27).

Слова. Слово 22

Иаков Персидский, Афраат, еп. (†345)

Ст. 6-7 Ибо младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это

Еще следует нам наставить вас в том, что еще прежде был обещан Иисус пророками, и был Он назван Сыном Божиим. Давид сказал: Ты Сын Мой, Я сегодня родил Тебя (Пс. 2:7). Еще он сказал: Во благолепии святыни из чрева рано, Отроча, Я родил Тебя (Пс. 109:3). Исаия говорит: Младенец родился нам, и Сын дан нам; владычество Его на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог Крепкий, Князь мира. Умножению владычества Его и миру нет предела (Ис. 9:5-6). Поэтому скажи мне, мудрец и учитель Израиля, Кто родился и Кому было наречено имя Младенца, Сына, Чуда, Советника, Бога Крепкого, Князя мира, Чьему умножению владычества и миру, как сказал Исаия, нет предела? Ведь если мы называем Христа Сыном Божиим, то этому Давид научил нас, а если называем Его Богом, то от Исаии мы это услышали. Владычество Его на раменах Его, - ведь Он взял Свой Крест и вышел из Иерусалима. И о том, что Он был рожден, словно ребенок, Исаия сказал: Се, дева во чреве приимет и родит, и нарекут имя Ему: Еммануил, что значит: с нами Бог (Ис. 7:14; Мф. 1:23).

Тахвиты

Магн Аврелий Кассиодор (†580)

Ибо младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира

Господь Христос часто из-за чистоты и невинности называется отроком, которому незлобивый возраст дает способность не тянуться к порокам и лукавству мира, как Он Сам свидетельствовал: Ибо таковых есть Царство Небесное (Мф. 19:14). Ведь Он называется отроком в соответствии со следующими словами: Вот Отрок Мой, Которого я избрал, любезный Мой, угодный душе Моей (Ис. 42:1), и в другом месте: Отрок родился нам и Сын дан нам.

Христос в Священном Писании вследствие невинности Своей души часто изображается как отрок, как говорит Исаия: Ибо отрок родился нам и Сын дан нам.

Изъяснения Псалмов

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ибо младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира

Младенец. Виновником этой перемены в судьбе Израиля будет Младенец, т. е., очевидно, тот Младенец Еммануил, о рождении которого шла речь в 7-й гл. 14 ст. и о котором как Властелине и Защитнике Святой земли сказано в гл. 8-й.

Родился - пророк созерцает рождение Мессии - Младенца, как уже совершившийся факт.

Сын - подразумевается или Божий или Царский. В последнем случае слово сын должно получить значение потомка (конечно, Давидова).

Владычество…, т. е. на плечах у Него будут видны знаки царского достоинства - напр., золотая цепь.

Нарекут имя Ему - т. е. будут признавать Его, вполне согласно с Его действительным достоинством за Существо Божеской природы. Такой именно смысл имеют следующие далее имена Младенца.

Чудный Советник (аналогия со следующим выражением и ритм заставляют соединять оба эти слова в одно выражение).

Бог крепкий (Ср. 10:21), Отец вечности или виновник времени, от Которого находится жизнь мира в полной зависимости во всякое время (47:6).

Князь мира (ср. Зах 9:9; Мих 5:2), Который может водворить на земле совершенный мир.

Толковая Библия.

См. также Толкование на Ис. 9:1

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ибо младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира..

Наступление будущих отрадных дней мира, свободы и славы народа Израильского предопределяется в силу исполнения обетования Божия о рождении Спасителя мира. Пред озаренным взором боговдохновенного пророка является обетованный Младенец-Спаситель: он видит исполнение знаменательного пророчества о зачатии от Девы Младенца – Еммануила (Ис.7:14). Зачатый по наитию святого Духа во чреве Девы, Младенец родился... совершилась величайшая тайна веков. Младенец есть Сын. Этим наименованием определяется Его высокое достоинство по происхождению: Он родился в то время, когда цари еврейские и подданные их сделались рабами языческих завоевателей и повелителей; но Младенец-Спаситель есть Сын, а не раб, ибо Он родился от Бога, в Его природе соединено божество с человечеством, ибо Он есть обетованный Еммануил. Пророк говорит: Он дан нам, разумеется всем, не только грешным, но и праведным; ибо Его явление необходимо для спасения всех, даже и таких благочестивых людей, как сам пророк Исаия, потому что все повинны перед Богом и должны бить примирены с Ним (Ис.53:4-6, 64:6-8;Пс.48:8-11). Как Сын Богом данный, сей Младенец есть наследник праотеческих благословений и исполнитель божественных обетований: по праву наследия Ему принадлежит начальство или владычество. По сему праву Сын Божий получит «народы в наследие Себе и пределы земли во владение Себе» (Пс.2:7-8). Велико и дело этого владычества, но оно будет на собственных плечах Его, а не на сотрудниках, помощниках или советниках Его; потому что помощь человеческая в деле спасения самих же людей от греха и вечной смерти невозможна, это возможно только для всесвятого и всемогущего Сына Божия. Но если и обыкновенные цари-герои в древности, совершая самолично подвиг завоевания и победы, ставили это себе в превосходную честь, то тем большей чести достоин победитель всех народов – Еммануил, совершивший это дивное дело всемогущей десницей своей. Он с совершенным правом скажет о Себе: «Я топтал точило один, и из народов никого не было со Мною: и Я топтал их во гневе Моем, и попирал их в ярости Моей.. Я смотрел и не было помощника; дивился, что не было поддерживающего: но помогла Мне мышца Моя» (Ис.51:5, 63:3,5; Пс.44:5). Соответственно чрезвычайной природе и превосходным свойствам характера, а также высокому назначению и разносторонней совершеннейшей деятельности Владыки – Спасителя Сына Божия, Ему дано будет несколько имен, из которых одно знаменательнее другого. Его имя великого света Ангел или Вестник. В противоположность лукавым, низким, несбыточным советам союзных царей – врагов престола Давидова и царства Божия (гл.Ис.7:2,5-7,8:9-10,28:8,14-22,31:6), Сын Божий – обетованный потомок Давида будет Вестником великого совета. Этот совет есть предвечное определение воли Царя Небесного о низложении всякого царства лжи и зла, о просвещении человечества и спасении его от греха, проклятия и смерти (гл.Ис.4:2-6,10:12-14,20-23,11:1-10);гл.(Ис.12:1-4,24:1,3-6,10-21,25:1-9);гл.(Ис.34:1-2,40:6-8,13-15), и мн. др.Иер.32:17-18,38-40). Он будет Чуден Советник: при своем внешнем униженном и крайне уничиженном виде, в исполнении предвечного Совета Божия. Он явит премудрость, любовь и могущество, превосходящие понимание всякого ума разумных; Он совершит столь великий и неслыханный подвиг победы и спасения, что все цари земные, при одном только воспоминании о Нем, заградят уста свои в чувстве глубочайшего смирения и благоговения перед Ним (гл.Ис.25:1,8-9,52:10,13-15,53:1-3,5,8-9). Спаситель мира есть Бог Крепкий, Властелин: всемогущий по божеству своему и освященный, как назорей, по человечеству (Ис.7:14-15), Он проявит препобедительную силу над всякими силами природы, и, как исполин, над народами: в противоположность многочисленным, но ложным и ничтожным богам языческого мира, Он подчинит Себе силы природы, пересоздаст жизнь человечества на существенно иных основаниях и существенно изменит её характер в направлении к высочайшей степени совершенства (гл.(Ис.41:23-29,42:1-8,13-17,43:19-21,25,44:6-9,21-23) и мн.др.;ср.Пс.2:6-9; 44:3-7; 109:1-3). Но, обладая могуществом, все препобеждающим, Спаситель, как Властелин, не будет жестоким, подобно земным царям – могущественным завоевателям; напротив, Его назовут Князем мира: низложив языческие царства лжи и зла, просвещая разум людей светом истинного богопознания, возрождая в их сердцах чувство истинной любви и через то, устраняя всякого рода вражду и насилие, Спаситель водворит мир на земле и утвердит этот мир. Он достигнет этой цели «Великого Совета», потому что основы этого мира Он имеет в Себе, в природе Своего существа и откроет их во славу Божию (ст.Ис.9:2-5),ср.гл.(Ис.2:2-4,10-11,4:2-4 ,ср.гл.(Ис.11:1-10,32:1-2,14-18,42:1-4, ср.гл.(Ис.51:4-8,54:13-14,60:1-2,14-19,21,66:10-13);Пс.44:3-8;71:5-7,11-15),и мн.др.). Как виновник создания и устройства нового общества, которое составит царство Божие, Спаситель получит наименование Отец будущего века: Он искупит людей от окончательного истребления за развращение их, возродит их духовные силы, изгладит их беззакония по своей великой милости и, так преобразовав человечество, призовет его к новой высшей Духовной жизни: таково отеческое отношение Спасителя к людям будущего века. Но все это так может совершить только «Тот, Кто от начала вызывает роды», приводит их от небытия к бытию(гл.(Ис.41:4,43:18-21,44:2-4,6-7,21-22,24 и гл.Ис.54:5-7,63:16,64:6-8). Если царство Божие составят искупленные от греха, избавленные от преобладающей силы зла, руководимые правдой, охраняемые отеческой любовью Господа-Спасителя; то и Князи – носители власти в этом царстве также будут водворять мир в людях. Так водворится на земле мир во всей своей силе, невозмутимый никакими бедствиями; страданиями, ужасами, и пребудет вечно.

Книга пророка Исайи

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О почитании Пресвятой Богородицы.

Ин.8:58. Господь Иисус Христос, как вторая Ипостась Святой Троицы, действительно существовал не только прежде Авраама, но и прежде всех веков: Ин.10:30; все таки это существование не отрицает первого пришествия на землю Господа во плоти по пророчеству Ис.7:14-16;9:6-7; Родившийся от Девы Младенец есть Бог: Лк.1:43;2:11; следовательно, родившая Христа есть Богородица: Лк.1:43, Которую ублажат все роды: Лк.1:48. К какому же роду принадлежат те, кто не желает ублажать Ее?

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Эмилиан Симонопетрит, архим. (†2019)

Владычество на раменах Его. Существительное «владычество» означает здесь не столько власть, сколько Божественную природу: пророк Исаия хочет показать, что бытие Сына, Его сила неотъемлемы от Божественной природы, и, следовательно, Сын - это Бог. Сын человеческий - не простой человек, но Сын Божий. Слово «владычество» указывает на Божественность Сына, то есть на то, что Бог навечно воспринял в Себя весь человеческий род. Будучи уверены в несомненности этой истины, мы чувствуем себя в безопасности. Сын человеческий, заступающийся за падшего человека перед Ветхим днями - это не просто какой-то бог, но Бог истинный.

Трезвенная жизнь и аскетические правила

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible