Скрыть
Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Людие ходящии во тме видеша свет велий: живущии… во… сени смертней, свет возсияет на вы. Это исполнилось, когда Господь наш начал проповедовать спасительное Евангелие Свое и творить знамения в Галилее и в пределах колен, перечисленных ранее.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Василий Великий, свт. (†379)

Ст. 1-2 Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову; но последующее возвеличит приморский путь, Заиорданскую страну, Галилею языческую. Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет

Пророческое слово, имея благовествовать о вочеловечении Господа и предлагая как бы некоторое начало духовного веселия, такими словами приветствует того, к кому обращено благовествование: Cие прежде испий. Пиющий в первый раз принимает в себя питие, поглощая его с жаждой. Ибо тогда особенно ощутительна приятность пития, когда без тошноты и рвоты, по чрезмерной сухости в гортани, желающий утолить жажду питием прохлаждает себя влагами вожделеваемого напитка. Посему и теперь, как бы жаждущим людям благовествуя об ожидаемой благодати, Пророк говорит: Сие прежде испий. Восприими в душу веселие, вложи в нее догмат спасения. Не почитай его ниже чего-либо другого, не думай, чтобы иное было предпочтительнее его: он выше всего; тебе невозможно представить что-нибудь первоначальнее Создавшего тебя или по естеству досточестнее Перворожденнаго всея твари (ср. Кол. 1:15). Прежде испий. Познай, что в начале бе Слово (Ин. 1:1); ничего нет прежде начала; ничего нет прежде Сущаго в начале. Испий прежде не век, не расстояние, не место, в котором не существует Сын, не время, не мгновение, не какое-нибудь пустое представление, могущее составиться в душе. Сие прежде испий, скоро твори. Займись делом не с леностью, не с нерадением, не с беспечностью, не с расслаблением, но с напряжением сил, со всей поспешностью. Таков был Павел; он вдруг испил веру, нимало не умедлил приступить к проповеди; он не приложихся плоти и крови (Гал. 1:16), но как скоротечец, едва получил знак начинать бег, поспешил к концу, к намеренному гоня, к почести вышняго звания (ср. Флп. 3:14).

Страно Завулоня. Пророк обращается к тем, у которых пребывал Господь, к тем, которые прежде ходили в тьме неведения, при восхождении же истинного Света, Иже просвещает всякаго человека грядущаго в мир (Ин. 1:9), увидели свет велий. Никто да не подумает, что с пророческими словами есть разногласие у Матфея, если он сказал: людие седящии во тме (Мф. 4:16), а у Исаии находим сказанным ходящии во тме. Ибо то же значит - и ходить, и сидеть во тьме, потому что и тот и другой равно не достигают предположенной цели: один как не имеющий движения, а другой как ходящий напрасно. Ибо идущий без цели никогда не придет к ней, и связанный недеятельностью не достигнет ее. Итак, сии люди, омраченные языческим неведением, увидели свет; не свет огня, не свет звезд или луны, не свет солнца или молнии, но Свет велий, воссиявающий существам умопредставляемым и чувственным,- Свет, Который пребывает со Отцем и просвещает человеков, просветляет Ангелов, всем достаточен, и даже сверх того простирает лучи Свои. В какой же стране жили язычники? В стране, осененной смертью. Ибо на них, по причине идолослужения, лежало как бы густое облако, пока пришедший Свет не рассеял тумана и не распростер над ними сияния истины.

Толкование на книгу пророка Исаии

Амвросий Медиоланский, свт. (†397)

Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет

Человек в раю находился под живительной сенью; грешники же пребывают в тени смертной. Ибо грешный народ, как учит Исаия, сидел в тени смертной, - народ, для которого воссиял свет по Божьей благодати, а не в награду за его добродетель. Итак, между Божьим дуновением и вкушением с древа жизни нет никакого различия, и никто не может сказать, что человек способен приобрести большее, чем то, что ему дано по щедрости Божьей. О, если бы мы могли удержать полученное! Ибо наш труд лишь помогает нам вновь добыть то, что было даровано. Третье возражение, что не вкусивший смерти не мог ее бояться, легко снять ссылкой на закон общей для всех природы. Ибо природа представляет собой отводок для всех живых существ, чтобы те, которые еще не навлекли на себя кары, страшились ее, словно навлекшие.

О рае

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет

«Народ, ходящий во тьме». Тьмой пророк называет их первую жизнь: и так как они ходили во тьме, то я покажу тебе раны и мучения их. «Живущих в стране тени смертной». Страной и тенью смерти он называет заблуждение идолослужения, в котором они блуждали и пали на землю. Видят «свет великий». Нам объявлено не только о земном, что ясно открыто, но также и о небесном, т.е. что такое смерть, жизнь, зло, добро, чтобы мы не взирали на каменных и деревянных идолов, не вперяли очей своих в землю, но созерцали постигаемое умом, не исследованное и небесное. Поистине велик и дивен этот свет, который евангелист называет «светом истинным» (Ин.1:9), так как он учит нас истине: видимые предметы скоро разрушаются, приходят в запустение, и исчезают, напротив этот свет – велик, истинен, тверд и недвижим, показывает нам великое и истинное.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет

См. Толкование на Ис. 9:01

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 1–3 Сие прежде испий, скоро твори, страно Завулоня и земле Неффалимля, и прочии при мори живущии, и об ону страну Иордана, Галилеа языков. Людие ходящии во тьме, видеша свет велий: живущии во стране и сени смертней, свет возсияет на вы. Множайшии людие, яже извел еси, в веселии твоем: и возвеселятся пред тобою, якоже веселящиися в жатву, и якоже веселятся делящии корысти

Сказав, что дерзнувшие не покоряться Еммануилу изнурены будут и жестоким голодом и скудостью, и что не оскудеют находящиеся в тесноте даже до времене, по вышеприведенному соображению, теперь намеревается показать, кто суть первые уверовавшие и соделавшиеся начатком призванных к познанию Еммануила, говорящего: се Аз, и дети, яже Ми даде Бог (Ис. 8:18; ср. Евр. 2:13), и бывшего в знамения, и чудеса в дому Израиливе от Господа Саваофа, иже обитает на горе Сион (Ис. 8:18). Ибо говорят, что пределы Завулоновы и Неффалимовы лежат при озере Тивериадском и на крайних пределах страны Иудейской, так что они сопредельны с Галилеей языков, тогда как другая лежала к стране Финикиян. Из этих-то преимущественно колен, говорят, происходили по большей части святые Апостолы. И повествуя нам о призвании их, блаженный Евангелист Матфей прежде всего вводит Иисуса в пределы Завулоновы и Неффалимовы; а затем мудро присоединяет то, как Он избрал святых Апостолов. Он пишет о Христе так: и оставль Назарет, пришед вселися в Капернаум в поморие, в пределех Завулоних и Неффалимлих: да сбудется реченное Исаием пророком, глаголющим: земля Завулоня и земля Неффалимля, путь моря об он пол Иордана, Галилеа язык, людие седящии во тьме видеша свет велий, и седящим в стране и сени смертней, свет воссия им (Мф. 4:13-16). И присоединяет к сему: ходя же при мори Галилейстем, виде два брата, Симона глаголемого Петра, и Андреа брата его, вметающа мрежи в море, беста бо рыбаря: и глагола има: грядита по Мне, и сотворю вы ловца человеком. Она же абие оставльша мрежи, по Нем идоста. И прешед оттуду, виде ина два брата, Иакова Зеведеева, и Иоанна брата его, в корабли с Зеведеом отцем ею, завязующа мрежи своя, и воззва я. Она же абие оставльша корабль и отца своего, по Нем идоста (Мф. 4:18-22). Нужно при этом знать, что морем Галилейским Священное Писание называет Тивериадское озеро, где находились Божественные ученики, занимаясь рыбною ловлею. Итак, в настоящее время Бог всяческих устами пророка обращает слово как бы к странам или городам колена Завулонова и Неффалимова, которые лежали при Тивериадском озере. И как бы чашу спасительного пития подавая им и поднося вино веселящее сердце человеческое, то есть, проповедь о Христе, говорит: сие прежде испий, скоро твори, то ест страна Завулоня и Неффалимля, примите проповедь спасения. Но творите скоро, то есть, без всякого замедления. И скорыми, как я сказал, явились ученики и с великою готовностью поспешили уверовать во Христа. Ибо по Нем идоста, тотчас оставив мрежи и отца; и не нужно им было продолжительное наставление; ибо услышав: грядита по Мне, и сотворю вы ловца человеком, – по Нем идоста. Таким же образом, как увидим, призваны и другие из святых Апостолов и восприняли тайноводственное слово о Христе. Иоанн так пишет о Спасителе всех нас Христе: во утрий (же) восхоте изыти в Галилею: и обрете Филиппа и глагола ему: гряди по Мне. Бе (же) Филипп от Вифсаиды, от града Андреова и Петрова. Обрете Филипп Нафанаила и глагола ему: Егоже писа Моисей в законе и пророцы, обретохом Иисуса Сына Иосифова, иже от Назарета (Ин. 1:43-45). Когда же пришел к Иисусу, и услышал от Него сказанные слова: прежде даже не возгласи тебе Филипп, суща под смоковницею видех тя (Ин. 1:48), то сейчас же уверовал, и воскликнул, говоря: равви, Ты еси Сын Божий, Ты еси царь Израилев (Ин. 1:49). Вифсаида же, из которой были Филипп и Нафанаил, также лежала при море Тивериадском. Намекает и блаженный Давид на избрание учеников, и говорит: Тамо Вениамин юнейший во ужасе, князи Иудовы владыки их, князи Завулони, князи Неффалимли (Пс. 67:28). А что по времени имели быть призваны не одни только Божественные ученики, но и народы языческие, на это указует, говоря: и прочии при мори живущии, и об ону страну Иордана, Галилеа языков. Людие ходящии во тьме, видеша свет велий: живущии во стране и сени смертней, свет возсияет на вы. Ибо обратившиеся из язычников ходили и жили в сем мире так, как будто ночью и во тьме, потому что в уме не имели света истинного богопознания, и как бы падали во всякий ров и претыкались о зло, как о какой-нибудь камень. И живут, говорит, они во стране и сени смертней, потому что у них или в их странах ничего нет иного, как только одна мгла и тьма, разумеется духовная, и они подобны умершим, хотя еще и живут. Ибо тень от тел вполне отражает очертания их и в целом нисколько не уклоняется от них, относительно сходства по внешнему виду разумею. Не знать же Того, Кто есть по естеству и истинно Бог, некоторым образом есть подобие и тень смерти (сень смертная). Но для недугующих этим свет воссиял, после принесенного, конечно, Христом и евангелистского откровения. Отсюда явились множайшия люди, яже извел еси в веселии твоем: потому что подлинно призванных из язычников гораздо больше, нежели уверовавших из Израильтян. Поэтому видеша, сказано, свет велий множайшия люди, яже извел еси в веселии твоем. Выражение же: извел еси употреблено вместо: ты призвал и искупил, как бы бывших пленниками, – из под власти диавольской. И они возвеселятся пред тобою, якоже веселящиися в жатву, у якоже делящии корысти. В двояком смысле мы можем понимать эти слова. Ибо или веселящиися в жатву и делящии корысти суть Божественные ученики, и тогда мы можем разуметь так, что они, собирая обращающихся из язычников как бы некий хлеб в житницу владычнюю и очищая его от ветхого заблуждения, веселятся подобно жнущим в полях; а с другой стороны, как бы похищая обольщенных сатаною из мучительской власти, и преводя их чрез веру к благочестию, они радуются якоже делящии корысти; ибо так как одни тех, другие других увлекали, и у каждого из них добычею были спасенные, как у победивших корысти от войны. Или же это можно относить к уверовавшим, и тогда можно разуметь так, что они, не имея никакого плода правды во времена заблуждения, обогатились этим, уверовав во Христа; а также, что прежде осаждаемые и расхищаемые от демонов и от сатаны, чрез Христа победили тех, которые издавна собирали корысти и оказались искуснейшими их грубости. Потому и веселятся они, как говорит пророк, якоже веселящиися в жатву, и якоже делящии корысти.

Толкование на пророка Исаию

Лев Великий, свт. (†461)

Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет

Тот, Кто всегда наполнял мир Своим невидимым величием, но как бы под покровом отдаленной и высочайшей тайны, пришел к тем, кому был неведом, чем и уничтожил слепоту неведения. Тогда, как написано, им, сидящим во тьме и тени смертной, явился свет.

Проповеди

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет

Не всему народу иудеев и не всему народу язычников, но всему народу, который собран и от иудеев и от язычников всей вселенной во единое исповедание Христа и называется христианским благодаря единому и одному и тому же восприятию таинств Христа. Именно нам, живущим в стране тени смертной, воссиял свет жизни.

Гомилии на Евангелия

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет

Пророк продолжает изображать будущее благополучие, какое наступит для северного царства и для всего Израиля вообще с пришествием Мессии.

Страна смертной тени - то же, что шеол, преисподняя, где совсем нет света. Так названа вся земля израильская, где царит непроглядная тьма бедствий и суеверий, преимущественно же Галилея, находившаяся в среде влияния соседних языческих государств.

Толковая Библия.

См. также Толкование на Ис. 9:1

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет. 

Жители колен Неффалимова и Завулонова, еще со времени разделения Еврейского царства, поклонялись тельцу, поставленному в северном городе колена Неффалимова, в Дане; и, находясь в торговых связях с языческими народами, они тем легче усваивали язычество. Так был забыт путь в Иерусалим, изменены нравы предков, оставлен закон Моисеев и вообще померк свет откровения. Но, по воле Божией, впоследствии постепенно снова наступит свет истинной веры и спасения; и даже там, где была прежде, «тень смертная» (т.е. тьма, какая бывает в области мертвых, в могиле), воссияет свет, как обыкновенный свет солнца сияет в полдень (ср.Ис.42:6-7, 49:8-9, 60:1-3). Впоследствии свет истинной веры, действительно, не только наступил, но и воссиял в Галилеи. После плена Вавилонского, здесь сначала снова утвердилась религия иудейская, в её истинном виде; а затем здесь же впервые воссиял свет совершеннейшего учения Иисуса Христа о Царствии Небесном (Матф.4:10-16).

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible